А пудель подумал и начал стирать

11
Негритянка Мери Грей —
Дрессировщица зверей.
Вот открылись в клетку двери,
Друг за другом входят звери.
Мери щелкает хлыстом.
Лев сердито бьет хвостом.
Мери спрашивает льва:
— Сколько будет дважды два?
Лев несет четыре гири,
Значит дважды два — четыре!
Значит дважды два — четыре.
Значит дважды два — четыре.
Мороженое
Мы живем на даче.
День стоит горячий.
По дороге — стук да стук —
Едет крашеный сундук.
Старичок его везет,
На всю улицу поет:
— Отличное
Земляничное
Морожено!
Мы, ребята, босиком
Ходим вслед за сундуком,
Остановится сундук —
Мы становимся вокруг.
Сахарно
Морожено
На блюдечки
Положено,
Густо и сладко.
Ешь без остатка!
Дали каждому из нас
Узенькую ложечку,
И едим мы целый час,
Набирая всякий раз
С краю понемножечку.
____
По дороге — стук да стук —
Едет крашеный сундук.
Летним утром в сундуке
Едет зимний холод —
Синий лед, что на реке
Был весной расколот.
(А быть может, этот лед
Холодильникам дает
Не природа, а завод,
Не весной, а целый год.)
Банки круглые во льду
Тараторят на ходу.
От стоянки до стоянки
Разговаривают банки:
«Будет пир
На весь мир.
Мы везем для вас пломбир
И клубничное,
Земляничное
Морожено!»
____
К сундуку бежит толстяк,
От жары он весь размяк,
Щеки, как подушки,
Шляпа на макушке.
— Эй! — кричит он. — Поскорей
Положи на пять рублей!
Взял мороженщик лепешку,
Всполоснул большую ложку,
Ложку в банку окунул,
Мягкий шарик зачерпнул,
По краям пригладил ложкой
И накрыл другой лепешкой.
Зачерпнул десяток раз.
— Получайте свой заказ!
Не моргнул толстяк и глазом,
Десять порций съел он разом,
А потом кричит опять:
— Дай еще на двадцать пять
Да в придачу на полтинник —
Я сегодня именинник!
— Ради ваших именин
Получайте, гражданин,
Именинное,
Апельсинное
Мороженое!
____
По дороге — стук да стук —
Едет медленно сундук,
Тарахтит, почти пустой,
А толстяк хрипит: — Постой!
Дай мороженного ложку,
Только ложку на дорожку
Ради праздничного дня:
День рожденья у меня!
— Ради вашего рожденья
Получайте угощенье —
Прекрасное
Ананасное
Мороженое!
Не сказал толстяк не слова, —
Покупает на целковый,
А потом на целых три.
Все кричат ему: — Смотри,
У тебя затылок синий,
На бровях белеет иней,
Как на дереве в лесу,
И сосулька на носу!..
А толстяк молчит — не слышит,
Ананасным паром дышит.
На спине его сугроб.
Синим льдом покрылся лоб.
Легкий снег белее пуха
Разукрасил оба уха.
На затылке снежный ком.
Снег на шляпе колпаком.
Он стоит и не шевéлится,
А кругом шумит метелица.
____
Как у нашего двора
Нынче выросла гора.
Вся дорога загорожена,
Катит в саночках народ.
Под полозьями не лед,
А клубничное,
Земляничное,
Именинное
Апельсинное,
Прекрасное
Ананасное
Мороженое!
Пудель
На свете старушка
Спокойно жила,
Сухарики ела
И кофе пила.
И был у старушки
Породистый пес,
Косматые ушки
И стриженый нос.
Старушка сказала:
— Открою буфет
И косточку
Пуделю
Дам на обед.
Подходит к буфету,
На полку глядит,
А пудель
На блюде
В буфете сидит.
Однажды старушка
Отправилась в лес.
Приходит обратно,
А пудель исчез.
Искала старушка
Четырнадцать дней,
А пудель по комнате
Бегал за ней.
Старушка на грядке
Полола горох.
Приходит с работы,
А пудель издох.
Старушка бежит
И зовет докторов.
Приходит обратно,
А пудель здоров.
Старушка и пудель
Смотрели в окно,
Но скоро на улице
Стало темно.
Старушка спросила:
— Что делать, мой пес? —
А пудель подумал
И спички принес.
Смотала старушка
Клубок для чулок,
А пудель тихонько
Клубок уволок.
Весь день по квартире
Катал да катал,
Старушку опутал,
Кота обмотал.
Старушке в подарок
Прислали кофейник,
А пуделю — плетку
И медный ошейник.
Довольна старушка,
А пудель не рад
И просит подарки
Отправить назад.
Источник
ÌÀÐÒÈÍÈ È ÏÓÄÅËÜ
Âèêòîð Êîíòå, 2007
Ýòî áûëî â ñåðåäèíå äåâÿíîñòûõ ãîäîâ. Ëåòíèì õîëîäíîâàòûì âå÷åðîì ÿ óñòàëûì åõàë ñ ðàáîòû â ìåòðî, ñòîÿ ó äâåðåé è òóïî òàðàùàñü íà âõîäÿùèõ è âûõîäÿùèõ ëþäåé. Âäðóã îòêóäà-òî èç ãëóáèíû âàãîíà ê âûõîäó ïîøëà ìîëîäàÿ æåíùèíà, îäåòàÿ â êîôòî÷êó è äæèíñû, ñ ïëåòåíîé ñóìêîé íà ïëå÷å. Êàê ñîáàêà óçíàåò õîçÿèíà ïî ïîõîäêå, òàê è ÿ âñòðåïåíóëñÿ è ñòàë íà íåå ñìîòðåòü. È ÷åì áëèæå îíà ïîäõîäèëà, òåì ñèëüíåå òðåïåòàëî ó ìåíÿ âíóòðè è ðîñëà óâåðåííîñòü, ÷òî ýòî îíà, Íàòàøêà, ëþáîâü ìîèõ ñòóäåí÷åñêèõ ëåò è ïîäðóæêà ìîåé ñåñòðû. ß òàê íà íåå âïåðèëñÿ, ÷òî îíà îòêèíóëà âîëîñû è âçãëÿíóëà ìíå â ãëàçà íàñìåøëèâî è ñ ÷óâñòâîì ëåãêîãî ïðåâîñõîäñòâà, êàê îáû÷íî æåíùèíû âñòðå÷àþò è îòðàæàþò ëèïó÷èå âçãëÿäû ìóæ÷èí. Íî íå óçíàòü ìåíÿ íåëüçÿ, è â åå ãëàçàõ âñïûõíóëè óäèâëåíèå è ðàäîñòü, ìû æå íå âèäåëèñü ëåò äåñÿòü! Îòêðûëèñü äâåðè ìåòðî, è îíà, óâëåêàåìàÿ ïîòîêîì âûõîäÿùèõ ëþäåé, áûñòðî ñìåðèëà ìåíÿ âçãëÿäîì ñâîèõ ñåðûõ ãëàç è ñ óñìåøêîé ñïðîñèëà: – «Ìû âûõîäèì?» – «Äà, – îòâåòèë ÿ, – âûõîäèì», è íàñ ïîòàùèëî íàâåðõ, íà ñâåæèé âîçäóõ.
Ìû øëè è ìîë÷àëè. Îíà ïåðåêèíóëà ñóìêó íà äðóãîå ïëå÷î è ñêàçàëà: «×òî-òî ïðîõëàäíî» ß çàìåòèë, ÷òî îíà áûëà áåç ëèô÷èêà. «Ìîæåò, êóïèì ÷òî-íèáóäü âûïèòü?» – è ìû çàøëè â ñòåêëÿøêó, ãäå ñâåðêàëè ðàçíîöâåòíûå áóòûëêè âðåìåí ïåðåñòðîéêè. ß êóïèë ëèòðîâêó Ìàðòèíè, çà êîòîðîé ïðîäàâùèöå ïðèøëîñü ëåçòü íà ñàìûé âåðõ è ñòèðàòü ñ áóòûëêè ïûëü.  Íàòàøêèíûõ ãëàçàõ ìåëüêíóëà îäîáðåíèå.
Äîìà åå æäàëà ñîáàêà, ïóäåëåê, êîòîðûé ñðàçó çàïðûãàë îò ðàäîñòè è ïðîäåìîíñòðèðîâàë ÷óäåñà ýðåêöèè. «Íó òû óæ òàê ñðàçó, áåññòûäíèê, ïðîáîðìîòàëà Íàòàøêà, íàäåâàÿ åìó îøåéíèê è öåïëÿÿ ïîâîäîê, – èäèòå, ïîãóëÿéòå ìèíóò äåñÿòü», – è ïîâîäîê îêàçàëñÿ â ìîèõ ðóêàõ. Êîãäà ìû âåðíóëèñü, òî íà ñòîëå ñòîÿëè äâà âûñîêèõ ñòàêàíà è òàðåëêà ñ êàáà÷êàìè, à ñàìà Íàòàëüÿ ïîõîðîøåëà, ÷óòîê ïîäêðàñèëàñü è ïðè÷åñàëàñü. Ìû âûïèëè ìàðòèíè è ñòàëè âñïîìèíàòü, êàê â òå äàëåêèå ãîäû âîäèëè äðóã äðóãà çà íîñ, òàíöåâàëè, îáíèìàëèñü, ÿ äàæå çàëåç åé ïîä ëèô÷èê íî òîãäà îíà ðåçêî âûâåðíóëàñü Íàëèëè ïî âòîðîìó ñòàêàíó, ÿ åé ïîäìèãíóë, à îíà ñäåëàëà ãóäû òðóáî÷êîé è ìû ïîöåëîâàëèñü, ïðîñòî ÷ìîêíóëèñü. ß îòïèë ïîëñòàêàíà è ñïðîñèë: «×åì îò òåáÿ òàê õîðîøî ïàõíåò, øàìïóíü òàêîé êëàññíûé?», – è îíà íàêëîíèëàñü êî ìíå, äàâ âîçìîæíîñòü òêíóòüñÿ íîñîì â åå ñâåòëûå ãóñòûå âîëîñû, à ÿ óæå áûñòðî ïðèäåðæàë åå ñíèçó çà ãðóäü, ÷òîáû îíà íà ìåíÿ íå ñâàëèëàñü ñî ñâîåãî ñòóëà. Íî Íàòàëüÿ ñàìà ïåðåñåëà ìíå íà êîëåíè, âûãíóëà ñïèíêó è òðÿõíóëà âîëîñàìè, îò÷åãî ó ìåíÿ âñå âíóòðè çàòðåïåòàëî, à ðóêà àâòîìàòè÷åñêè ñêîëüçíóëà ïîä êîôòî÷êó è íà÷àëà ëàñêàòü åå ãðóäü, òàêóþ óïðóãóþ, ñ òîð÷àùèì ñîñêîì, çàñòðåâàâøèì ó ìåíÿ ìåæäó ïàëüöàìè. Òóò ïóäåëü íå âûäåðæàë è íà÷àë ñ ëàåì íà íàñ ñêàêàòü. «Äàâàé çàêðîåìñÿ îò ýòîãî ÷ó÷åëà», – è ìû ïåðåìåñòèëèñü ñ êóõíè â åå êîìíàòó.
Íàòàøêà ñðàçó ñíÿëà êîôòî÷êó è ïîêà÷àëà çàäîì, ëþáóÿñü ñâîåé çàêîëûõàâøåéñÿ ãðóäüþ è ñòðåëÿÿ ãëàçàìè â ìîþ ñòîðîíó. Ìû ñèíõðîííî ñíÿëè äæèíñû, îñâîáîäèëèñü îò íèæíåãî áåëüÿ è áðîñèëèñü íà êðîâàòü, ñðàçó ñëèâøèñü â ïîöåëóå. ß æàäíî âîäèë ðóêîé ïî åå áåäðó, òàëèè è ãðóäè ñíèçó ââåðõ, íàñëàæäàÿñü åå äûõàíèåì è æàäíûìè íåæíûìè ãóáàìè. ß ðàçäâèíóë êîëåíîì åå íîãè è òðåïåòíî îùóïàë åå ãóáêè è ùåëêó âíèçó, ïóòàÿñü â çàâèòêàõ ñâåòëûõ âîëîñ è íàæèìàÿ ëàäîíüþ íà âûïóêëûé ëîáîê. Îíà ìîÿ, ìå÷òà ñáûëàñü! *** ìîé çàòâåðäåë, íî ÿ æäàë, ïîêà ìîè ïàëüöû íå óâëàæíèëèñü è îíà íå çàäûøàëà ãëóáîêî è ñëàäêî ïîñëå âûïèòîãî ìàðòèíè. ß îêîí÷àòåëüíî íàâàëèëñÿ íà íåå è ñòàë òûêàòüñÿ â ùåêîòíóþ ÷àùó, ïîêà íå âòèñíóëñÿ êóäà-òî âñåé ãîëîâêîé. Êàæåòñÿ, â ýòèõ êóð÷àâûõ æåñòêèõ äåáðÿõ äàâíî íèêòî íå ëàçèë. ß ïîâåðòåë ñâîèì ÷ëåíîì òóäà-ñþäà ïî ñàíòèìåòðó, ñ óñèëèåì ïðîòèñíóëñÿ íà ïîëîâèíó äëèíû, çàôèêñèðîâàë è çàíÿëñÿ åå âîñõèòèòåëüíûìè ñîñêàìè, ìóñîëÿ è âòÿãèâàÿ èõ ðòîì, ïîêà ìîé ÷ëåí íàêîíåö íà óõíóë â ðàçìÿêøóþ ãëóáèíó öåëèêîì. È ÿéöà ñòàëè ðàâíîìåðíî áèòü ïî åå ïðîìåæíîñòè, êîíåö ðàñïðàâèëñÿ ñ áûëîþ òåñíîòîé, – è òóò ïåðâîíà÷àëüíîå âîçáóæäåíèå ìîå ñòèõëî, à òî ÿ îïàñàëñÿ áûñòðî êîí÷èòü, ïîêà âëåçàë â åå íóòðî.
Íàòàëüÿ âîñõèòèòåëüíî ïîòåêëà è ïðîïîòåëà, âñå ïîíåñëîñü è çàñêîëüçèëî ïî âçìûëåííîé êîëåå, íà êîòîðóþ ÿ, ïðèïîäíÿâøèñü, áðîñàë âçãëÿäû, ÷òîáû çàïîìíèòü, êàê ýòî âñå áûëî. Ìîé ñòâîë ðèòìè÷íî ïîãðóæàëñÿ â ÷àùó ñïóòàííûõ è ñëèïøèõñÿ ðûæåâàòûõ âîëîñ, à Íàòàëüÿ ïîñòàíûâàëà è äåðãàëàñü ìíå íàâñòðå÷ó, ïðèãîâàðèâàÿ ÷òî-òî òèïà ñêîëüêî âðåìåíè ìû ïîòåðÿëè è ãäå æå òû áûë ðàíüøå Îíà çàáðîñèëà ìíå íîãè íà ñïèíó è ñòàëà ãðîìêî ñòîíàòü, îò÷åãî ïóäåëü çà äâåðüþ çàâûë êàê ïî ïîêîéíèêó. ß îòêèíóëñÿ íà ñïèíó, îíà ñåëà íà ìîé êîë âåðõîì è ìû íåìíîãî ïåðåæäàëè, ïîêà ïóäåëü óñïîêîèòñÿ. Ïîñëå ÷åãî Íàòàøêà ïóñòèëàñü ñêàêàòü íà ìíå ïî ñâîåìó ãðàôèêó, à ÿ ëþáîâàëñÿ åå ïðûãàþùèìè íåçàãîðåëûìè ãðóäÿìè è ìåñèë åå ïîïó, íàñàæèâàÿ ïîãëóáæå. Ãëàçà åå ïîëûõàëè íåóòîëèìûì îãíåì, è ÿ ïîäóìàë, ÷òî ïîðà áû óæå è êîí÷àòü.
Çàâàëèâ åå îáðàòíî íà ñïèíó, ÿ óäèâèëñÿ, ñ êàêèì çàïàñîì è ëåãêîñòüþ ìîé ÷ëåí âëåòåë â åå ïûëàþùóþ ****ó è çàðàáîòàë íà ïîëíûõ îáîðîòàõ, äîñòàâàÿ â ãëóáèíå ÷òî-òî òàêîå, îò ÷åãî Íàòàøêà âñêðèêèâàëà, êàê áóäòî íà íåå ïëåñêàëè êèïÿòêîì. Íà âîïëè ïóäåëÿ óæå âíèìàíèÿ íå îáðàùàëè, è ìû ëåòåëè íà âñåõ ïàðàõ ê òîìó ïîñëåäíåìó ìîìåíòó Íî òóò ÿ ñïðîñèë, – «à ìîæíî â òåáÿ êîí÷àòü?», – íî îíà áûëà ãäå-òî äàëåêî-äàëåêî è ñëîæíûõ ïðåäëîæåíèé íå ïîíèìàëà ß çàìåäëèë è ñïðîñèë îïÿòü: «Òû ìîÿ?», – è îíà çàäûøàëà â îòâåò «Äà, äà, äà ». «Êîí÷àþ!» – «Íåò, íåëüçÿ!» – «À â ðîò?» – «Äà, äàâàé ñêîðåé, õî÷ó!»
È ÿ ïîíåññÿ îïÿòü, ñ óïîåíèåì îòìå÷àÿ, êàê ðàçäóâàåòñÿ è òÿæåëååò îò ïîñëåäíåãî íàïðÿæåíèÿ ìîé êîíåö, è êàê âåðòèòñÿ â îðãàçìàõ Íàòàëüÿ, îäóðåâøàÿ îò òàêîãî íàïîðà è òåìïà. È âîò ïîäêàòèëî è óæå çàñîñàëî âíóòðè ïîðà! «Ãîòîâà?» – «Äà, õî÷ó,» – è ÿ ïîäàëñÿ âïåðåä, îò÷åãî êîíåö ìîé, íåìíîãî çàñòðÿâøèé íà âûõîäå, âûñêî÷èë è âäàðèë ìíå ïî æèâîòó, íî íà îòñêîêå óæå ïîïàë Íàòàøêå â ðóêè è îíà ïðèïàëà ê íåìó, ñîñÿ è ïîääðà÷èâàÿ. È ÿ êîí÷èë ñ äðîæüþ è ñòîíîì, ãëÿäÿ â ïîòîëîê è âûñòðåëèâàÿ ñëàáåþùèìè ïîðöèÿìè ñïåðìû â Íàòàøêèí ðîò. Íó êòî áû ìîã ïîäóìàòü!
ß ðóõíóë íà êðîâàòü. Êîíåö ñî÷èëñÿ è çóäèë. Õîòåëîñü åñòü èëè ïîéòè äîìîé. Êàê áûñòðî âñå ìåíÿåòñÿ. Íî íàäî ïîëàñêàòü Íàòàëüþ. Îíà ëåæàëà ñ îòñóòñòâóþùèì âçîðîì è âîäèëà ðóêîé ìíå ïî áåäðó. ß ïîòðåïàë åå îáñîñàííûå è ðàñêðàñíåâøèåñÿ ãðóäè, ïîñîñàë ìî÷êó óõà è ïîòûêàëñÿ íîñîì â åå ãóñòûå âîëîñû, åùå ïàðó ÷àñîâ êàçàâøèåñÿ ìíå íåäîñòèæèìîé ìå÷òîé. Ïóäåëü çàòèõ è ìû ïîøëè íà êóõíþ.
Âûïèëè ìàðòèíè íî ìíå õîòåëîñü ÷àþ. Íàòàëüÿ ïîøëà ìûòüñÿ, à ÿ åë êàáà÷êè è ïèë ñâîé ÷àé, òûêàÿ íîãîé â ñîáàêó, êîòîðàÿ âàëÿëàñü êàê ïîäñòðåëåííàÿ. Íàòàëüÿ âåðíóëàñü ïîñâåæåâøàÿ, ïîâåðòåëàñü ïåðåäî ìíîé ïî êóõíå, è ÿ ïî÷óâñòâîâàë âíóòðè äàëåêèå ïîçûâû, ïðåäâåñòíèêè æåëàíüÿ. Îíà çàïóñòèëà ðóêó ìíå â âîëîñû è ñêðîìíî ïîöåëîâàëà â ãóáû, îò÷åãî ó ìåíÿ îñòàëñÿ âêóñ çóáíîé ïàñòû. ß îáëèçíóëñÿ, ðóêà ìîÿ îùóòèëà ïîä õàëàòèêîì ïðîõëàäó âíóòðåííåé ñòîðîíû åå áåäðà, è ó ìåíÿ íà÷àëîñü êàêîå-òî øåâåëåíèå â óçêèõ òðóñàõ, êîòîðûå ÿ íàäåë, îïàñàÿñü ïðûæêîâ ïóäåëÿ. «Ïîøëè,» – øåïíóëà îíà ãëóõèì ãîëîñîì.
Ìû óæå íå òîðîïèëèñü. Îíà ñðàçó ïîòåêëà, êàê òîëüêî ÿ çàïóñòèë ñâîé ïàëåö åé â ****ó, íî ìîé êîíåö åùå äðåìàë. Íàòàëüÿ ñòàëà åãî îõàæèâàòü ñâîèìè ïàëü÷èêàìè è ðòîì, à ÿ ñìîòðåë çà åå ñóåòîé è ñòàðàëñÿ äóìàòü î äðóãîì, ÷òîáû îíà ïîñîñàëà è ïîâîçèëàñü ïîäîëüøå. Íî íåò, êîíåö ìîé âñòàë, – è Íàòàøêà òóò æå âëåçëà íà ìåíÿ è âïðàâèëà åãî êóäà íàäî. ß ëåæàë îòðåøåííûé, à äåëî øëî ñâîèì ÷åðåäîì. Íàòàëüÿ ïðîñòî ðîçîâåëà è õîðîøåëà íà ãëàçàõ, è òóò ÿ óæå ñíÿë åå ñ ñåáÿ è ðàçâåðíóë ëèöîì âíèç. Îíà ïðîãíóëàñü êàêàÿ ôèãóðêà è ÿ ñçàäè ñðàçó ïîïàë â òåïëóþ íîðêó, íàñåë íà íåå ïîòóæå è ñòàë ëàñêàòü åå áîëòàþùóþñÿ ãðóäü â ðèòìå íàøèõ äâèæåíèé. Êàêîé æå ïðåêðàñíûé áûë âèä ñî ñïèíû, êàêèå âîëîñû, ëåãêèé çàãàð è ñëàáûé ñëåä îò êóïàëüíèêà. À ïîïà, ýòî ÷óäî èç ÷óäåñ. È æèâîòèê, òàêîé íåæíûé, è ïóøîê âíèçó ß ïëûë è ïëûë êóäà-òî ñèëüíûìè òîë÷êàìè è ñìîòðåë íà âñå ïðîèñõîäÿùåå êàêèì-òî îòñòðàíåííûì âçãëÿäîì. Íàòàëüÿ óñòàëà è òêíóëàñü âñåì òåëîì â êðîâàòü. ß ðàçâåðíóë åå ëèöîì è ìåõàíè÷åñêè ïîøåë äîëáàòü, ïîêà íå íàêàòèëà âòîðàÿ âîëíà. «Äàâàé â ìåíÿ, âòîðîé ðàç ìîæíî», – ñêàçàëà îíà, è ÿ ïåðåøåë íà ìàêñèìàëüíóþ àìïëèòóäó, ïîêà ìåíÿ íå ïðîáèëà îòêóäà-òî ÷åðåç âåñü õðåáåò òóãàÿ ñòðóÿ ñïåðìû. ß ëåã íà íåå âñåì ïîòíûì òåëîì è çàêðûë ãëàçà. Îêîí÷åí áîé, çàòèõ îãîíü ìåëüêíóëè â ãîëîâå ìîåé ñëîâà èç ïåñíè «Àãàòû Êðèñòè»» È íàì îáîèì âäðóã ñòàëî õîëîäíî.
Íàòàëüÿ, èç êîòîðîé çàêàïàëà ñïåðìà êàê òîëüêî îíà ïðèíÿëà âåðòèêàëüíîå ïîëîæåíèå, îïÿòü ïîáåæàëà â äóø, à ÿ ñòàë ìåäëåííî îäåâàòüñÿ. «Òû êàê?» ñïðîñèë ÿ åå. «Æäó çàâòðà òâîåãî çâîíêà». È ìû íåæíî ïîöåëîâàëèñü ó îòêðûòîé äâåðè. Çàìîê çàùåëêíóëñÿ, è çà äâåðüþ çàñêóëèë ïóäåëü åìó òàê ïîíðàâèëîñü ãóëÿòü ñî ìíîé. À ÿ ñòàë ìåäëåííî ñïóñêàòüñÿ ïî ñòóïåíÿì.
Источник
Александр Куприн
I
Узкими горными тропинками, от одного дачного поселка до другого, пробиралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая труппа. Впереди обыкновенно бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва. У перекрестков он останавливался и, махая хвостом, вопросительно оглядывался назад. По каким-то ему одному известным признакам он всегда безошибочно узнавал дорогу и, весело болтая мохнатыми ушами, кидался галопом вперед. За собакой шел двенадцатилетний мальчик Сергей, который держал под левым локтем свернутый ковер для акробатических упражнений, а в правой нес тесную и грязную клетку со щеглом, обученным вытаскивать из ящика разноцветные бумажки с предсказаниями на будущую жизнь. Наконец сзади плелся старший член труппы — дедушка Мартын Лодыжкин, с шарманкой на скрюченной спине.
Шарманка была старинная, страдавшая хрипотой, кашлем и перенесшая на своем веку не один десяток починок. Играла она две вещи: унылый немецкий вальс Лаунера и галоп из «Путешествия в Китай» — обе бывшие в моде лет тридцать — сорок тому назад, но теперь всеми позабытые. Кроме того, были в шарманке две предательские трубы. У одной — дискантовой — пропал голос; она совсем не играла, и поэтому, когда до нее доходила очередь, то вся музыка начинала как бы заикаться, прихрамывать и спотыкаться. У другой трубы, издававшей низкий звук, не сразу открывался клапан: раз загудев, она тянула одну и ту же басовую ноту, заглушая и сбивая все другие звуки, до тех пор пока ей вдруг не приходило желание замолчать. Дедушка сам сознавал эти недостатки своей машины и иногда замечал шутливо, но с оттенком тайной грусти:
— Что поделаешь?.. Древний орган… простудный… Заиграешь — дачники обижаются: «Фу, говорят, гадость какая!» А ведь пьесы были очень хорошие, модные, но только нынешние господа нашей музыки совсем не обожают. Им сейчас «Гейшу» подавай, «Под двуглавым орлом», из «Продавца птиц» — вальс. Опять-таки трубы эти… Носил я орган к мастеру — и чинить не берется. «Надо, говорит, новые трубы ставить, а лучше всего, говорит, продай ты свою кислую дребедень в музей… вроде как какой-нибудь памятник…» Ну, да уж ладно! Кормила она нас с тобой, Сергей, до сих пор, бог даст и еще покормит.
Дедушка Мартын Лодыжкин любил свою шарманку так, как можно любить только живое, близкое, пожалуй даже родственное существо. Свыкнувшись с ней за многие годы тяжелой бродячей жизни, он стал, наконец, видеть в ней что-то одухотворенное, почти сознательное. Случалось иногда, что ночью, во время ночлега где-нибудь на грязном постоялом дворе, шарманка, стоявшая на полу рядом с дедушкиным изголовьем, вдруг издавала слабый звук, печальный, одинокий и дрожащий, точно старческий вздох. Тогда Лодыжкин тихо гладил ее по резному боку и шептал ласково:
— Что, брат? Жалуешься?.. А ты терпи…
Столько же, сколько шарманку, может быть даже немного больше, он любил своих младших спутников в вечных скитаниях: пуделя Арто и маленького Сергея. Мальчика он взял пять лет тому назад «напрокат» у забулдыги, вдового сапожника, обязавшись за это уплачивать по два рубля в месяц. Но сапожник вскоре умер, и Сергей остался навеки связанным с дедушкой и душою и мелкими житейскими интересами.
Источник