Аврутина стирали на грушевке бабы

Аврутина стирали на грушевке бабы thumbnail

Анатолий АВРУТИН

ЕСЛИ ВДРУГ НА ЧУЖБИНУ…

ГРУШЕВКА

Стирали на Грушевке бабы,

Подолы чуток подоткнув.

Водою осенней, озяблой,

Смывали с одежки войну.

Из грубой дощатой колонки,

Устроенной возле моста,

Прерывистой ниточкой тонкой

В корыта струилась вода.

От взглядов работу не пряча

И лишь проклиная ее,

Стирали обноски ребячьи

Да мелкое что-то свое…

И дружно глазами тоскуя,

Глядели сквозь влажную даль

На ту, что рубаху мужскую

В тугую крутила спираль…

* * *            

…Наш примус всё чадил устало,

Скрипели ставни… Сыпал снег.

Мне мама Пушкина читала,

Твердя: «Хороший человек!».

Забившись в уголок дивана,

Я слушал – кроха в два вершка, –

Про царство славного Салтана

И Золотого Петушка…

В ногах скрутилось одеяло,

Часы с кукушкой били шесть.

Мне мама Пушкина читала –

Тогда не так хотелось есть.

Забыв, что поздно и беззвёздно,

Что сказка – это не всерьез,

Мы знали – папа будет поздно,

Но он нам Пушкина принес.

И унывать нам не пристало

Из-за того, что суп не густ.

Мне мама Пушкина читала –

Я помню новой книжки хруст…

Давно мой папа на погосте,

Я ж повторяю на бегу

Строку из «Каменного гостя»

Да из «Онегина» строку.

Дряхлеет мама… Знаю, знаю –

Ей слышать годы не велят.

Но я ей Пушкина читаю

И вижу – золотится взгляд…

ВДАЛИ ОТ РОССИИ

Вдали от России

               непросто быть русским поэтом,

Непросто Россию

                   вдали от России беречь.

Быть крови нерусской…

             И русским являться при этом,

Катая под горлом великую русскую речь.

Вдали от России

                   и птицы летят по-другому –

Еще одиноче безрадостно тающий клин…

Вдали от России

                   труднее дороженька к дому

Среди потемневших,

                    среди поседевших долин.

Вдали от России…

              Да что там – вдали от России,

Когда ты душою порой вдалеке от себя…

Дожди моросили…

              Дожди, вы у нас не спросили,

Как жить вдалеке от России, Россию любя?..

Вдали от России

                    круты и пологие спуски,

Глухи алтари,

             сколь ни падай в смятении ниц.

Но крикни: «Россия» …

                  И эхо ответит по-русски,

Ведь русское эхо нерусских не знает границ…

* * *  

В годы войны на территории Беларуси

фашисты создали 14 лагерей, в которых

полностью забирали кровь у детей,

переливая её своим раненым. Тела детишек сжигали.

– Я з Крыніц… Жыва пакуль…

Зваць Алеся.

– З Докшыц я… А ты адкуль?

– Я з Палесся…

Кровь возьмут до капли, всю,

Без разбору.

Было б восемь Михасю,

Шесть – Рыгору.

А Алесе скоро семь…

Время мчится.

Было б лучше им совсем

Не родиться.

Горе-горюшко родне…

Крови алость,

Что немецкой солдатне

Доставалась.

В госпитальной чистоте

Бывшей школы

Перелили в вены те

Кровь Миколы.

Заживляла след от пуль

Кровь Алеси,

Что шептала:

Ты адкуль?

Я – з Палесся…

И фашист, набравшись сил,

Встав с кровати,

Нет, не «мутер» говорил,

Плакал: «Маці…»

И не мог никак понять,

Хромоножка,

Почему назвать кровать

Тянет «ложкам»?

Ведь не знал он этих слов…

Как, откуда

У немецких докторов

Вышло чудо?

Не понять ему – бандит –

В мракобесье:

Кровь Миколы говорит,

Кровь Алеси…

* * *           

                   Памяти друзей-писателей

1.

Как летят времена! –

Был недавно еще густобровым.

Жизнь – недолгая штука,

Где третья кончается треть…

Заскочу к Маруку,

Перекинусь словцом с Письменковым,

После с Мишей Стрельцовым

Пойдем на «чугунку» смотреть.

Нынче осень уже,

И в садах – одиноко и голо.

Больше веришь приметам

И меньше – всесильной молве.

Вот и Грушевский сквер…

Подойдет Федюкович Микола,

Вспомнит – с Колей Рубцовым

Когда-то учились в Москве.

Мы начнем с ним листать

О судьбе бесконечную книгу,

Где обиды обидами,

Ну а судьбою – судьба.

Так что хочешь не хочешь,

И Тараса ты вспомнишь, и Крыгу…

Там и Сыс не буянит,

Печаль вытирая со лба.

Там – звенящее слово

И дерзкие-дерзкие мысли.

Скоро – первая книга,

Наверно, пойдет нарасхват…

Там опять по проспекту

Бредет очарованный Кислик

И звонит Кулешову,

Торопко зайдя в автомат.

А с проспекта свернешь –

Вот обшарпанный дом серостенный,

Где Есенин с портрета

Запретные шепчет слова,

Где читает стихи только тем, кому верит

Блаженный…

Только тем, кому верит…

И кругом идет голова.

Что Блаженный? – И он

Перед силой природы бессилен.

Посижу – и домой,

Вдруг под вечер, без всяких причин,

Позвонит из Москвы мне, как водится,

Игорь Блудилин,

А к полуночи ближе, из Питера,

Лёва Куклин…

Неужели ушло

Это время слепцов и поэтов? –

Было время такое,

Когда понимали без слов.

Вам Володя Жиженко

Под вермут расскажет об этом…

И Гречаников Толя…

И хмурый Степан Гаврусёв…

Не толкались друзья мои –

Истово, злобно, без толку.

И ушли, не простившись –

Негромкие слуги пера.

Вот их книги в рядок,

Все трудней умещаясь на полку.

Там и мест не осталось,

И новую вешать пора…

2.

Время метаний… Основа основ.

Пусто и голо.

Вроде Микола стоит Лупсяков…

Як ты, Мікола?

Переступлю через снежный сумёт,

Прошлое – рядом.

Толя Гречаников руку пожмет:

«Што з перакладам?..»

От недовольных супружниц тайком,

Ближе к вечерне,

С Мишей Стрельцовым пойдем с коньяком

К Хведару Черне.

Гришка Евсеев, Володя Марук:

«Вып”ем і годзе…».

По корректуре размашисто: «Ў друк!»

Павлов Володя.

Небо нахмурилось, тени струя.

Стежечка в жите.

Где вы?.. В какие уплыли края?

Хлопцы, гукніце!..

А с поднебесья: «Ушедших – не тронь!..»

Грозно и строго.

Читайте также:  Можно ли стирать белье шампунем

Толькі валошка казыча далонь…

Цёмна… Нікога…

* * *  

Бредет навстречу дряхленький Мирон,

Еще с войны контуженный, живучий.

Извечный завсегдатай похорон

Других солдат, что в мир уходят лучший…

Он сдал в музей медаль и ордена,

Он потерял жену, а с ней – рассудок.

И встречного: «Закончилась война?..» –

Пытает он в любое время суток.

«Да-да, Мирон, закончилась… Прости,

Что мы тебе об этом не сказали…».

Он расцветает… И звенят в горсти

Монеты на бутылку от печали.

Бутылка так… На первом же углу

Он встречного о том же спросит снова:

«Закончилась?..». Морщинки по челу

От радости бегут не так сурово.

Проклятый век… Шальные времена…

В соседней Украине гибнут дети.

А здесь Мирон: «Закончилась война?..».

И я не знаю, что ему ответить…

* * *  

Если вдруг на чужбину

            заставит собраться беда,

Запихну в чемодан,

         к паре галстуков, туфлям и пледу,

Томик Блока, Ахматову…

                Вспомню у двери: «Ах, да…

Надо ж Библию взять…».

                   Захвачу и поеду, поеду.

Если скажут в вагоне,

             что больно объемист багаж

И что нужно уменьшить

                     поклажу нехитрую эту,

Завяжу в узелок

        пестрый галстук, простой карандаш,

Томик Блока и Библию –

               что еще нужно поэту?

Ну а если и снова

          заметят, что лишнего взял:

«Книги лучше оставить…

            На этом закончим беседу…».

Молча выйду из поезда,

                молча вернусь на вокзал,

Сяду с Блоком и Библией…

                          И никуда не поеду.

* * *  

То ли это судьба… То ли так, по наитью,

Я забрел в этот маленький камерный зал…

Помню женщину в белом… И мальчика Митю,

И оркестрик, что Моцарта тихо играл.

Крепко спал билетер… Никаких декораций.

Прямо в сердце со сцены лилась ворожба.

Мне казалось – вот так Ювенал и Гораций

Тоже звукам внимали, а муза ждала.

Я спешил… И ушел посреди перерыва,

Тихо вышел, прикрыв осторожную дверь.

И вослед мне сквозь окна плыла сиротливо

Эта музыка частых разлук и потерь.

Есть предел… Но есть нечто еще за пределом,

И являются, если с душой не в ладу,

Этот камерный зал… Эта женщина в белом…

Этот стриженый мальчик в десятом ряду.

* * *  

Догорала заря… Сивер выл над змеистым обрывом,

Умерла земляника во чреве забытых полян…

А он шел, напевая… Он был озорным и счастливым…

– Как же звать тебя, милай?.. И вторило эхо: «Иван…».

Он шагал через луг… Чертыхаясь – несжатой полоской,

Ну а дальше, разувшись, по руслу засохшей реки.

– И куда ты, Иване? – Туда, где красою неброской

Очарован, стекает косматый туман со стрехи…

– Так чего тут искать? Это ж в каждой деревне такое,

Это ж выбери тропку и просто бреди наугад.

И увидишь туман, что с утра зародясь в травостое,

Чуть позднее стекает со стрех цепенеющих хат…

Эх, какая земля! Как здесь всё вековечно и странно!

Здесь густая живица в момент заживляет ладонь.

Здесь токует глухарь… И родится Иван от Ивана –

Подрастет и вражине промолвит: «Отчизну не тронь!».

Нараспашку душа… Да и двери не заперты на ночь.

Золотистая капля опять замерла на весу…

– Ты откуда, Иван? – Так автобус сломался, Иваныч,

Обещал ведь Ванюшке гостинца… В авоське несу…

РУССКОЕ СЛОВО

Не умею сказать по-французски

Ни «природа», ни «блузка», ни «лес»…
У француженок яркие блузки,

Видел всяких – и в блузках, и без…

Всё блуждается в том, полудетском

Восприятьи… Что Бог триедин

Не умею сказать на немецком,

Хоть мы некогда брали Берлин.

Не умеешь… Не знаешь… Не видишь…

О, словесности водораздел!

Ни иврит мне неведом, ни идиш,

И английского не одолел.

Всё на русском… Конечно же, плохо

Помнить лишь «камарад» и «капут»!

Но, когда озверела эпоха,

Только крикни: «Ура!»… И поймут…

Источник

Рубрика «Конкурс»

Конкурс Союзного государства «Россия-Беларусь: духовная общность»

А. Аврутин

Грушевка

Стирали на Грушевке бабы,

Подолы чуток подоткнув.

Водою осенней, озяблой

Смывали с одёжки войну.

Из грубой дощатой колонки,

Устроенной возле моста,

Прерывистой ниточкой тонкой

В корыта струилась вода.

От взглядов работу не пряча

И лишь проклиная её,

Стирали обноски ребячьи

Да мелкое что-то своё…

И, дружно глазами тоскуя,

Глядели сквозь влажную даль

На ту, что рубаху мужскую

В тугую крутила спираль…

Беляк Елизавета, 11а класс

Отзыв о стихотворении Анатолия Аврутина «Стирали на Грушевке бабы…»

Аврутин Анатолий Юрьевич – поэт нашего времени, родившийся в Белоруссии в послевоенное время – в 1948 году. Район города Минска, железнодорожный поселок в прошлом, – Грушевка – родной уголок для поэта. И не раз в стихотворениях возникали образы, связанные с этим местом и детскими годами. А эти годы, наверное, у А. Аврутина были нелегкими, как и у всех после войны. В стихотворении «Стирали на Грушевке бабы…» память возвращает поэта в те далекие годы.

Слово «война» кольнет в сердце уже в первой строфе и не повторится больше нигде. Однако оно читается за каждым образом стихотворения: «грубая дощатая колонка», «корыта»- это разрушенный войной уклад жизни, «обноски ребячьи»- это послевоенная бедность. Буднично рассказывает автор о том, как стирали женщины белье. Женская послевоенная доля – тема стихотворения. Ни возвышенных слов, ни приподнятых фраз, а ведь женщины эти – настоящие героини. И говорит об этом автор не крикливо. Они пережили войну, старались сберечь детей, любили, ждали…и теперь вот налаживают жизнь. Каждодневный обессиливающий труд, чтобы жить дальше, растить детей.

От взглядов работу не пряча,

И лишь проклиная её,

Стирали обноски ребячьи

Да мелкое что-то своё

Перечитывая эти строки, становится как-то не по себе, слова «обноски», «мелкое что-то своё» звучат как укор ныне живущим. Чувство вины перед этими женщинами, которые не могли похвастаться добротной одеждой своих ребятишек, своим красивым бельём не покидает читателя. Наверное, им трудно было быть женственными, утонченными, да и просто здоровыми, если приходилось стирать голыми руками осенью в «озяблой» воде. Они «смывали с одежки войну»- метафора очень ёмкая, позволяющая автору не давать других картин послевоенной жизни. «Стирали», «смывали», «проклиная», «тоскуя», « глядели»- эти глаголы и деепричастия создают ощущение одиночества, безрадостной жизни. Время прошлое растянуто, ничего не закончилось. Не случайно, на мой взгляд, поэт повторяет слово «стирали», как бы подчеркивая желание этих женщин стереть все страшное из памяти, желание вернуть счастливую довоенную жизнь. Это счастье в семье, в детях и, конечно же, в муже—сильном человеке, защитнике семьи и Родины. «Рубаха мужская» становится символом счастья, с завистью глядят бабы на ту, которая дождалась мужа с войны…Она дождалась, а скольким бабам горевать с детками. Весь трагизм положения подчеркивается и аллитерацией, повтор «р» говорит о грубом, безжалостном времени, в котором жили эти женщины. Ассонанс («подолы чуток подоткнув, водою осенней, озяблой») приближает стихотворение к народной песне-плачу. Использование автором разговорной лексики («чуток», «одежка», рубаха») не снижает трагически- героического пафоса стихотворения. Щемящая нота обреченности большинства женщин на одиночество или ожидание своих мужей, сыновей, братьев звучит в стихотворении.

Читайте также:  Сонники стирать белье исламский

И дружно глазами тоскуя,

Глядели сквозь влажную даль

На ту, что рубаху мужскую

В тугую крутила спираль…

Читая строки, написанные с особенной неспешностью, свойственной амфибрахию, мы на время оказываемся стылым осенним днём рядом с этими женщинами. Трудовые будни, лишения, безнадежность превратили их в «баб». В их тусклых глазах уже не найти тех озорных и счастливых девушек или женщин. Их больше нет. Но слово «баба» не унижает в данном контексте русскую женщину, наоборот, оно подчеркивает силу, стойкость.

Одна из них «крутит в тугую спираль» рубаху того, кого она ждала и кому посчастливилось вернуться с фронта живым. Другие бабы смотрят на эту счастливицу «глазами тоскуя» и «сквозь влажную даль» – сквозь свои слезы. Они и завидуют ей и понимают, что всему виной война, разрушившая все надежды на счастье. Так раскрывается основная мысль стихотворения.

«Стирали на Грушевке бабы…»- произведение, которое, прочитав один раз, трудно забыть. Образы этих несчастливых женщин будут стоять перед глазами как напоминание о том тяжелом времени. Моя жизнь только начинается, и я не хотела бы такой судьбы, как у этих баб. Пусть наш мир не окажется на грани войны.

Продолжение

Источник

     

     ÊÐÀÑÍÎÅ…

     

     Êðàñåí ãðàä. Êðàñíà äåâèöà,

     Êðàñåí òîïîëü ó êðûëüöà.

     Â êðàñíîòàëå ïëà÷åò ïòèöà —

     Íå äëÿ êðàñíîãî ñëîâöà.

     È êðàñíû îò ñòèðêè ðóêè,

     È êðàñíà ñåãîäíÿ ìàñòü…

     Ïðîñèò âåòåð êðàñíîçâóêèé

     Ëèñòüÿ êðàñíûå óïàñòü.

     Êðàñåí ñíåã, êîãäà îõîòà,

     Êðàñåí ïðàçäíè÷íûé êàôòàí.

     Ñìåðòü êðàñíà, õîòü æèòü îõîòà,

     Åñëè âîðîã îáóçäàí.

     Êðàñíî ñîëíöå. Êðàñíû ðå÷è.

     Êðàñíî áîäðîå âèíî.

     Êðàñíûé ø¸ëê íà áåëû ïëå÷è…

     Âñïûøêà êðàñíàÿ… Òåìíî…

     

     ÃÐÓØ¨ÂÊÀ

     

     Ñòèðàëè íà Ãðóø¸âêå áàáû,

     Ïîäîëû ÷óòîê ïîäîòêíóâ.

     Âîäîþ îñåííåé, îçÿáëîé,

     Ñìûâàëè ñ î䏿êè âîéíó.

     

     Èç ãðóáîé, äîùàòîé êîëîíêè,

     Óñòðîåííîé âîçëå ìîñòà,

     Ïðåðûâèñòîé íèòî÷êîé òîíêîé

     Â êîðûòà ñòðóèëàñü âîäà.

     

     Îò âçãëÿäîâ ðàáîòó íå ïðÿ÷à

     È ëèøü ïðîêëèíàÿ åå,

     Ñòèðàëè îáíîñêè ðåáÿ÷üè

     Äà ìåëêîå ÷òî-òî ñâ

     

     È äðóæíî ãëàçàìè òîñêóÿ,

     Ãëÿäåëè ñêâîçü âëàæíóþ äàëü

     Íà òó, ÷òî ðóáàõó ìóæñêóþ

     Â òóãóþ êðóòèëà ñïèðàëü.

     

     ***

     Èíûõ ïóñòûíü èíûå ìèðàæè

     Èíûå òàéíû ÿâÿò ïî-èíîìó.

     È â ìèð èíîé ñ èíîé øàãí¸øü ìåæè,

     Èíîé òðîïîé áðåäÿ ê èíîìó äîìó.

     Èíîå âñ¸: îáùåíüå ñ òèøèíîé,

     Ëèòûå ñâå÷è â òóñêëîì àáàæóðå…

     Èíàÿ òèøü… È ñàì ïðîñòîð èíîé —

     Èíûå â í¸ì ñîìíåíèÿ è áóðè.

     Èíàÿ ãëàäü çåðêàëüíîãî ñòåêëà,

     Èíîå òàì ëèöî ñ òâîåé ìîðùèíîé,

     Èíàÿ ñêëàäêà âîçëå ãóá ëåãëà

     Îò ñóìðà÷íîé òîñêè íåáåñïðè÷èííîé.

     Çíàêîìûõ ù¸ê ñîâñåì èíàÿ äðîæü,

     Èíîãî âçãëÿäà áûñòðîå ñêîëüæåíüå.

     Îòñòóïèøü òû… Íî òàê è íå ïîéì¸øü —

     Ãäå ÷åëîâåê, ãäå òîëüêî îòðàæåíüå…

     

     ***

     

     Ðîññèÿ… Ðîäèíà… Ðÿáèíà…

     Ðàñïÿòüå… Ðå÷åíüêà… Ðîñà…

     Î, êàê ñâåòëî è íåêàðòèííî

     Ïàðÿò íàä ëóãîì ãîëîñà!

     Ïàðÿò… Ñõëåñòíóëèñü â ýòîì ïåíüå,

     Êàê â ò¸ïëîé êàïåëüêå ñî ëáà,

     Ñóäüáà… Ñìÿòåíèå… Ñïàñåíüå…

     Ñòðîêà… Ñïàñåíèå… Ñóäüáà…

     

     ***

     

     Óùèïíó äî êðîâè ìÿêèø õëåáíûé,

     Çàäîõíóñü… Ïðîçðåþ… Çàêðè÷ó…

     Ïóñòü ñëåçèíêà äåâêè íåïîòðåáíîé

     Ïîáåæèò ïî ãîëîìó ïëå÷ó.

     

     Âûðâóñü… Ïîáåãó ÷åðåç äîðîãó —

     Ãäå êàíàâà ðæàâàÿ äà ãðÿçü,

     Ãäå äðÿõëååò âîðîí ïîíåìíîãó,

     Íè îãíÿ, íè òåìè íå áîÿñü..

     

     È ëèöîì çàðîþñü, áóäòî ïüÿíûé,

     Â ýòó æèæó, â ÷¸ðíûé îêî¸ì,

     Â ÷àõëûå, áîëåçíûå áóðüÿíû,

     Â òåíü ÷åëà íà îòñâåòå ñâî¸ì.

     

     Òàì çâåçäà íàä èñòèíîé âîçäåòà…

     È, óæå ïî÷òè â ïîëóáðåäó,

     ß ëàäîíü ïîðåæó î êðàé ñâåòà

     È âî òüìó òèõîíüêî ïîáðåäó…

     

     ***

     Íå ó÷è ìåíÿ, ãîëóáà, ãäå â íî÷è áóðüÿí,

     Ãäå òðîïèíêà âîçëå ñðóáà äà õìåëüíîé áàÿí.

     

     Íå ó÷è ìåíÿ, ïîñëóøàé, — ïîñëå ñòîëüêèõ ìóê

     Äóøó âûìåíÿë íà äóøó — íè äóøè âîêðóã.

     

     Íå ó÷è… ß íå óìåþ íå ãëÿäåòü â óïîð.

     “ òüìó íåçðÿ÷åìó âèäíåå…” —

      ïîìíþ ñ äàâíèõ ïîð.

     

     Íå ó÷è… Â êèøàùåé ÿìå êàæäûé — áîæèé ñûí.

     Âèäèøü, ìóçûêà êèñòÿìè ïîòåêëà ñ ðÿáèí?

     

     Âèäèøü, ðå÷êà ñèíåãóáà íà çàêàòå äíÿ?

     Íå ó÷è ìåíÿ, ãîëóáà, íå ó÷è ìåíÿ…

     ***

     Ìîðùèíèëîñü íåáî… Áðóñíèêà ñîøëà,

     È ñâåò óïëîòíèâøèéñÿ ñòàë ïîëóñâåòîì.

     È ÷àéêà â çàðå ïîëîñêàëà êðûëà…

     Íî ÿ íå îá ýòîì, íî ÿ íå îá ýòîì…

     

     Â ãðóäè çàïåêàëñÿ ïîõìåëüíûé ãëîòîê,

     ×óòü îòîäâèãàÿ ïðîùàíèå ñ ëåòîì,

     È ìûñëè, ÷òî òû è â òîëïå îäèíîê…

     Íî ÿ íå îá ýòîì, íî ÿ íå îá ýòîì…

     

     Äóøà îáðåòàëàñü âåçäå è íèãäå,

     Áîëüíà, íî ïîñëóøíàÿ äàâíèì îáåòàì.

     È êòî-òî ñòðåìèòåëüíî ø¸ë ïî âîäå…

     Íî ÿ íå îá ýòîì, íî ÿ íå îá ýòîì…

     

     Ñêîëüçèëè ïî ãëèíå ïîäîøâû ñàïîã,

     Âäîëü ñòåíîê îâðàãà îñûïàëèñü êîìüÿ.

     ß âñ¸ âñïîìèíàë, íî ïðèïîìíèòü íå ìî㠗

     Òàê ÷òî ýòî áûëî? Î ÷¸ì ÿ? Î ÷¸ì ÿ?

     

     ***

     Âñ¸, êàê âñåãäà… Ñêðèïÿò ñòóïåíè,

     Àêêîðäû ñòðîÿòñÿ íå â ëàä,

     È ãèïñîâûé Ñåðãåé Åñåíèí

     Ñ ÷åëîì, óòêíóâøèìñÿ â ñàëàò…

     

     Âñå, êàê âñåãäà… ×óæèå ðóêè,

     Çíàêîìûé õîëîäîê â ñïèíå.

     Çà âñòðå÷ó — öåëûõ äâå ðàçëóêè…

     Çà âñ¸ çàïëà÷åíî âäâîéíå.

     

     Âñ¸, êàê âñåãäà… Îñêîëêè áðûçíóò,

     Âñïîðõí¸ò ñ áåð¸çû âîðîíü¸.

     Âñþ æèçíü âûõîäèò íà Îò÷èçíó

     Îêîíöå óçêîå ìî¸.

     

     Âñ¸, êàê âñåãäà… Íå âûøëî ÷óäà —

     Ïîñòåëü ïóñòà è äàëü ïóñòà.

     È ëèøü â íî÷íîé òèøè Èóäà

     Öåëóåò Ðîäèíó â óñòà…

     

     ***

     

     Íåêàçèñòàÿ Ðîäèíà

     ×åì-òî ïîõîæà íà âñêðèê,

     Íà ãëóìëåíüå òðàâû

     Íàä òÿæ¸ëûì íîçäðèñòûì àñôàëüòîì,

     Íà âåñíó áåç öâåòåíüÿ,

     Íà ñòîïêó íå÷èòàííûõ êíèã,

     Íà ïðîñòóæåííûé áàñ,

     ×òî ïî¸ò ïåòóøàùèìñÿ àëüòîì…

     Íåêàçèñòàÿ Ðîäèíà

     Òèõî ðûäàåò â ðóêàâ.

     Íè î ÷åì íå ïðîñÿ,

     Óñïåâàÿ ïðèñåñòü íà äîðîãó.

     È â ïðîùàëüíûõ îáúÿòüÿõ

     Ïîäóøêè è òðàâû èçìÿâ,

     Âñ¸ òåìíååò ëèöîì,

     Âñ¸ óõîäèò â ñâî¸ ïîíåìíîãó…

     Íåêàçèñòàÿ Ðîäèíà…

     Õëèïåíüêèé ñòàðûé ìîñòîê,

     Âå÷íûé çàïàõ äûìêà

     Íàä çàãëîõøèì äàâíî ïàðîâîçîì…

     Êàê æå âñ¸ èçìåíèëîñü!

     À ÿ âîò òàêóþ ñáåð¸ã,

     Ïîêëîíÿÿñü îòêðûòîñòè ãëàç

     È øóìëèâûì áåð¸çàì.

     Íåêàçèñòàÿ Ðîäèíà…

     

     ÌÎËÈÒÂÀ

     

     Îõðàíè ìåíÿ, Áîæå, êîãäà îò òåáÿ âäàëåêå,

     Íå ìîãó ïåðåéòè ÿ õîëîäíóþ, áûñòðóþ ðåêó,

     È âñåëåíñêàÿ ñêîðáü âñ¸ ñòåêàåò ïî âïàëîé ùåêå,

     Âûìûâàÿ èç äóø òî, ÷òî Áîãîì äàíî ÷åëîâåêó.

     

     Îõðàíè ìåíÿ. Áîæå, îò æèçíè ïî ÷üèì-òî ÷àñàì,

     Îò ôàëüøèâûõ ìîëèòâ îõðàíè ìåíÿ, ïðàâåäíûé Áîæå.

     ß ÷àñû è ìîëèòâû äîâåð÷èâûì ëþäÿì îòäàì

     Çà ãóäåíüå òðàâû è íåñêîðîå ñìåðòíîå ëîæå.

     

     Îõðàíè ìåíÿ, Áîæå! Ïîòîì ÿ òåáÿ îõðàíþ

     Îò íîñÿùèõ çìåþ âìåñòî ñåðäöà ïîä ÷¸ðíîé ñóòàíîé,

     Òâîèì èìåíåì, Áîæå, áåçâèííûõ ïðåäàâøèõ îãíþ,

     È ïîðîâøèõ ñòàðóõ ïîä ãàëäåíüå òîëïû ïîëóïüÿíîé.

     

     Îõðàíè ìåíÿ, Áîæå, îò èñêóñà è íèùåòû.

     Òû ìåíÿ ñîçäàâàë, êàê ïîäîáüå ñâÏî äîðîãàì

     Ïîáðîäè ÷åëîâåêîì, â ïåñêå îñòàâëÿÿ ñëåäû,

     È ïîçâîëü ìíå ñåáÿ õîòü ìãíîâåíüå ïî÷óâñòâîâàòü Áîãîì…

     

     

     ***

     Âäðóã ïîéì¸øü, ÷òî íå áëèçêî, íå ðÿäîì

     Òî, ÷òî áëèçêèì êàçàëîñü âñåãäà:

     Òî îêíî ñ çàðåø¸÷åííûì âçãëÿäîì

     È ãóñèíàÿ êîæà ïðóäà.

     Áûëî… Ñïëûëî… Çàõëîïíóòà äâåðöà…

     Ñðåäü áåçóìíîãî áåãà ìèíóò

     Áóäòî â õðàìå ñòîèøü èíîâåðöåì,

     À êðåñòèòüñÿ — ïåðñòû íå èäóò.

     Âñòðåïåí¸øüñÿ… Ðàñêðîþòñÿ î÷è.

     Ñ êîñîãîðà ñáåæèøü íàëåãêå.

     È âäðóã ñòàíåò åù¸ îäèíî÷å

     Îò òîãî, ÷òî ãóëüáà âäàëåêå.

     

     ***

     Êàê òðåâîæåí ïåéçàæ,

     Êàê ïîíóðî âäàëè çàîêîíüå!

     Âñå ìû — áëóäíûå äåòè,

     ×üè ãîëîâû ìå÷ íå ñå÷¸ò.

     Âîí óñåëèñü ãðà÷è

     Íà ÷åðí¸íî-ñåðåáðÿíîé êðîíå, —

     Òîëüêî á âèäåòü è âèäåòü,

     À âñ¸ îñòàëüíîå — íå â ñ÷¸ò.

     

     Äâå èñêîííûõ áåäû

     Íà Ðóñè — äóðàêè è äîðîãè.

     Äóðàêîâ ïðèáûâàåò,

     À óìíûì — äîðîãà â îñòðîã…

     Íå ìîãó, êîãäà ëãóò,

     ×òî äóøîþ òåðçàëèñü î Áîãå,

     Ïîçàáûâ, êàê íåäàâíî

     Ãëóìèëèñü: “Âðàíü¸ ýòîò Áîã…”

     

     È â äóøå çàïåêëàñü,

     Áóäòî êðîâü íà îáâåòðåííîé ðàíå,

     Âåêîâàÿ îáèäà

     Çà ýòîò çàáûòûé íàðîä,

     Çà òîãî ìóæè÷êà,

     ×òî ñ ïîëó÷êè íî÷óåò â áóðüÿíå,

     È âñ¸ øàðèò áóòûëêó…

     À âñ¸ îñòàëüíîå — íå â ñ÷¸ò.

     

     Êàê îí ëîâîê âåíåö

     Çà âåíöîì âîçâîäèòü êîëîêîëüíå,

     Êàê îí ëþáèò ïî-ñòàðîìó

     Ìåðèòü — âåðñòà äà àðøèí!..

     À ïîðàíèòñÿ: “Áîëüíî,

     Ìèõåè÷?” — Îòâåòèò: “Íå áîëüíî…”

     Âñ¸ íå áîëüíî — è íàæèë

     Íå áîëüíî äî ñàìûõ ñåäèí.

     

     Îí äîâîëåí æèòü¸ì,

     Õîòü ìåðöàåò â çðà÷êàõ óêîðèçíà:

     “Êòî çàñòóïíèê íàðîäíûé?..

     ×åãî îí îïÿòü íå èäåò?..”

     Èçìåíÿåòñÿ âñ¸…

     Ïóñòü îñòàíåòñÿ òîëüêî Îò÷èçíà,

     Äà ñìóðíîé ìóæè÷îíêà…

     À âñ¸ îñòàëüíîå — íå â ñ÷¸ò…

     

     ***

     Îïÿòü áåñ÷åñòüå — áûòü â ÷åñòè.

     Îïÿòü áåññëàâüå — æèòü âî ñëàâå…

     Ñïàñ¸ííûõ íåêîìó ñïàñòè,

     Êîãäà òû ïðàâûì áûòü — íå âïðàâå.

     

     Êîãäà âäâîéíå ïîñòûäåí ñòûä,

     È ìñòÿò çà òî, ÷òî òû íå ìñòèë èì.

     Êîãäà ïðîù¸ííûé íå ïðîñòèò

     Åãî ïðîñòèâøèõ — äî ìîãèëû.

     

     Êîãäà íå ñáóäåòñÿ óæå

     Òî, ÷òîá íàäåæäàõ áûëî, áûëî…

     Äà ïî-çâåðèíîìó â äóøå

     Ðû÷èò ïîãàñøåå ñâåòèëî.

     

     À ò¸ìíîñêóëàÿ âîëíà

     Âëà÷èò ëèòîå îòðàæåíüå —

     Âñåãäà îäíà… Âñåãäà âîëüíà…

     Âñåãäà — ïðåäâåñòíèê ïîðàæåíüÿ…

     

     

     ***

     Òóñêëî ñìîðùèëîñü òóáåðêóë¸çíîå íåáî,

     Ïîñåðåëè îãðàäû… È âçäîõ ïîñåðåë.

     Çàêëóáèëàñü íàä êðûøàìè ñåðàÿ íåáûëü,

     È ïðîñòîð íà íå¸ ïîêóñèòüñÿ íå ñìåë.

     

     È êàçàëîñü äûõàíèå øåðîõîâàòûì,

     È êîëþ÷èå èãëû òåðçàëè ãîðòàíü.

     Âîçíîñèëèñü ñóãðîáû ïî ñòûëûì ëîïàòàì,

     Êîëûõàÿ âåíîçíóþ, ïîçäíþþ ðàíü.

     

     Ñêâîçü ðûäàíüå ïóðãè äîíîñèëîñü: “Ïîñëóøàé!

     Òîëüêî â áóðþ óñëûøèøü íåñëûøíóþ òèøü.

     Âñå ïðèâû÷êè, âñå òâåðäè, âñå ñóäüáû íàðóøèâ,

     Òû — ñîãáåí, íå ñîãíóò, — íàä ìèðîì ñòîèøü…”

     

     Ìíå õîòåëîñü êðè÷àòü ñêâîçü õîëîäíóþ ðîçäûìü,

     ×òî ÿ åñòü, òîëüêî ãîëîñ êóäà-òî èñ÷åç…

     È ñòðóèëèñü ê çåìëå îòãîðåâøèå çâåçäû,

     Íåäîñòóïíûå âçîðó ñêâîçü ñóìðàê íåáåñ.

     

     ***

     Ïî Ðîññèè Ïóøêèíà è Áëîêà,

     Ãäå îïÿòü âñåâëàñòåí Ñìåðäÿêîâ,

     Áåç îêîâ áðåä¸òñÿ îäèíîêî,

     Òÿæåëî áðåä¸òñÿ áåç îêîâ.

     

     Íåïðèâû÷íî ê âîëüíîìó äûõàíüþ,

     Ïîäðåáåðüå ÷óòî÷êó ñàäíèò,

     Õîòü Îò÷èçíà íå ëàäîíüþ — äëàíüþ

     Âäðóã íå ù¸ê êîñíóëàñü, à ëàíèò…

     

     Òû áðå䏸ü ïîä çàãîâîð ñèíè÷èé, —

     Ðîêîâîé ïîñëóøíèê ðåìåñëà.

     Òû áðå䏸ü… À õî÷åòñÿ ïî-ïòè÷üè

     Ðàñïëàñòàòü ñàäíÿùèå êðûëà.

     

     ×òîá ïàðèòü âçúåðîøåííîþ ðàíüþ

     Íàä ñìóðíîé óáîãîñòüþ ïîëåé,

     ×òîáû ñëûøàòü õðèï, à íå äûõàíüå

     Îñêîðáë¸ííîé Ðîäèíû ñâîåé…

Читайте также:  Можно стирать финский пуховик в машинке

Источник