Целый день стирает прачка автор музыки

Есть одна моя любимая бардовская песня про девочку из Тарусы. Ее всегда любили, всегда много пели, но – сами, между собой. И всегда удивляло, какая в ней загадочная интонация: то ль томленье, то ли шутка, то ли горькая беда.

А мне она не давалась! Я просил друзей обязательно спеть её… За моей спиной шептались: у него что-то связано с этой Тарусой, точно говорю. А я никогда не был там. Но… именно томление! Как слушаешь Второй концерт Рахманинова и видишь нагретое русское поле обязательно с искренне-голубыми васильками под «небом голубым». И  эта песня  как живой городок на Волге, изнывающий от летней жары. Такой городок, что гусям тошно. А уж девочке…

А вот чья песня? Стихи – «Городок» Заболоцкого, это известно. Слышал я в исполнении Визбора, но на плёнке он говорил, что песня не его, а его друга. И только теперь я узнал их историю.

Сначала я узнал фамилию автора. “Музыка чья?” “Володи Красновского.” “Кто это?” Пожимали плечами. Мало ли, мол, на Руси бардов. А потом я наткнулся.

Понимаете тонкость: это простая песенка, это традиционно, а иногда это даже примитивно. Только это тот примитив, от которого бьет электрическим током, этому нельзя научиться, с этим надо родиться…

После случившейся осенью 1986 года кончины Юрия Визбора стали выходить его книги, и в одной из них под фотографией двух полуголодных молодых людей, которые жадно насыщаются чем-то жидким из общей глубокой тарелки, я нашел следующую подпись: “Владимир Красновский – ближайший товарищ Юрия Визбора”. К сему прилагалась цитата из бумаг самого Визбора: “Нас, встретившихся ему, было много, но не все и не всегда понимали, что имеют дело с Учителем.”

Тут я понял, что просто ничего не понимаю. У Визбора не могло быть никого выше его. Он Эверест. Как личность и как творец. А тут с большой буквы – Учитель!

Нашёл воспоминания:

Максим Кусургашев, ветеран радиостанции “Юность”, жарко гудит в телефонную трубку. “Ну да, конечно! Они как появились в 52-ом в МГПИ, так и ходили вдвоем, а я уже был на третьем курсе! Хаим играл на табуретке! Я уже был инструктор, они со мной в первый раз пошли в турпоход, так вот Хаим играл на табуретке, понимаешь? Арпеджио учил его гитаре.” “Погоди, какой Хаим?” “Ну, Визбор. У него в институте был такой псевдоним – Хаим Дронк. А у Володи – Арпеджио Пиццикатто. У нас у всех были псевдонимы.” “Зачем?” “Не знаю. Я был Мустафа.” “Так, говоришь, Визбор назвал Красновского учителем в том смысле, что учился у него играть на гитаре?” “Да нееет, что ты! Володя в этой паре был лидером! Лидером, понимаешь? Всегда! Понимаешь, они всегда были вместе! В одном классе, потом на одном курсе, потом опять в школе – преподавателями, потом в армии. Неразлей вода! И Хаим смотрел на Володю снизу вверх.”

Ну, не знаю. Сколько помню Визбора, лидером всегда и всюду бывал только он. Исключительно он! Такая органика.

А кто была Маруся? Многие твердили – Цветаева, здесь и её сестра похоронена. Но не обнаружилось подтверждения доморощенной, но вполне расхожей версии. Просто жила девочка, может быть, соседка, а может быть, и вовсе собирательный образ девчоночьих страданий в маленьком городке.

Почему-то небольшие города принято называть то захолустьем, то медвежьим углом, то сонным царством, то стоячим болотом.
А вот только один маленький уездный городок на Оке, что в Калужской области, знаменит своими «поселенцами» : кроме Цветаевых и Заболоцкого, здесь жили Паустовский, Надежда Мандельштам, художники Борисов-Мусатов, Анатолий Зверев, Дмитрий Плавинский, Александр Харитонов, Игорь Вулох, Борис Штейнберг (Борух) .

И называли Тарусу островком интеллектуалов. А сколько таких городков.. .

Целый день стирает прачка.
Муж пошел за водкой.
На крыльце сидит собачка
С маленькой бородкой.

Целый день она таращит
Умные глазенки,
Если дома кто заплачет –
Заскулит в сторонке.

А кому сегодня плакать
В городе Тарусе?
Есть кому сегодня плакать –
Девочке Марусе.

Опротивели Марусе
Петухи да гуси.
Сколько ходит их в Тарусе,
Господи Исусе!

– Кабы мне такие перья
Да такие крылья!
Улетела б прямо в дверь я,
Бросилась в ковыль я!

Чтоб глаза мои на свете
Больше не глядели,
Петухи да гуси эти
Больше не галдели!

Ой, как худо жить Марусе
В городе Тарусе!
Петухи одни да гуси,
Господи Исусе!
***

Домик в Тарусе, где и было Заболоцким сиё написано:

А вот пара слов про Щербакова, которым многие мои френды восхищаются. Просто мне часто его цитируют.
Для тех, кто интересуется авторской песней, но Щербакова не слышал, скажу общепринятое – это примерно как Высоцкий без надрыва, Новелла Матвеева без кокетства и Ким без развесёлости.
Для тех, кто интересуется русской поэзией – я не знаю, что выберет Щербаков для концерта, но если вам близки Мандельштам и Бродский – должно быть близко, а если, скажем, Блок и Есенин – то далеко.

Потому-то мне и далёк Щербаков и близок круг Визбора и Новеллы Матвеевой, Суханова и Дольского, Городницкого и Клячкина… Море их! Было…

А это правда не Таруса, а Суздаль, но как прекрасен вид:

Источник

Таруса » 16.08.2017 » «Целый день стирает прачка…»: песня, которую пели все, не зная, кто её композитор

«Целый день стирает прачка…»

Песенку о девочке Марусе, которой очень худо живётся в городке Тарусе, знают, пожалуй, все поклонники БГ, которого называют самым светлым музыкантом советского рока, и Андрея Макаревича. При этом в авторской песне занимает она некое особое место. Если с другими песнями связано имя какого-то конкретного барда, то в случае с песенкой про Марусю и Тарусу совсем по-другому. Эту песню всегда любили, её пели, но всё больше между собой. А ещё в этой песне некая загадочная интонация: сразу не поймёшь – то ли горькая беда, то ли шутка.

Целый день стирает прачка,
Муж пошел за водкой.
На крыльце сидит собачка
С маленькой бородкой…

Когда спрашиваешь, чьё это творение, знатоки авторской песни и литературы с готовностью отвечают: «Это Заболоцкий». А вот на вопрос чья музыка звучит, ответ знают немногие. На самом деле стихи известного поэта положил на музыку Владимир Красновский – ближайший товарищ Юрия Визбора, которого известный бард называл «Учителем». Да-да, именно учителем с большой буквы. 


 



После смерти Визбора в 1985 году стали выходить его книги, и в одной была размещена фотография молодых людей, которые едят что-то из одной тарелки. А под фото была подпись: «Владимир Красновский – ближайший товарищ Юрия Визбора». И ещё цитата самого Визбора: «Нас, встретившихся ему, было много, но не все и не всегда понимали, что имеют дело с Учителем».
 

Неразлучные друзья Юрий Визбор и Владимир Красновский. Фото: nemaloknig.info

Максим Кусургашев, ветеран радиостанции «Юность», вспоминал, что они появились в МГПИ в 1952 году и были неразлучными друзьями. Тогда Визбор умел играть только на табуретке, а Владимир учил играть его на гитаре. Они были просто не разлей вода – учились в одном классе, потом на одном курсе, потом в армии, потом опять в школе – преподавателями. И при этом Красновский всегда был несомненным лидером.

Когда в ДК Горбунова в Филях проходил вечер песен студентов МГПИ, звучало много блистательных и общеизвестных имён. Но в какой-то момент вечера ведущий прервал очередной номер со словами: «Недавно на станции метро “Киевская” при пересадке с линии на линию скончался от сердечного приступа наш дорогой друг, соавтор Визбора и Ряшенцева по гимну МГПИ, автор многих любимых нами песен Владимир Красновский». 

Сегодня нет в живых ни автора стихов, ни авто музыки, а как бы ничья песенка про Марусю из Тарусы звучит снова и снова. Кстати, у Николая Заболоцкого это стихотворение называлось «Городок». 

«Целый день стирает прачка…»

Читайте на 123ru.net

Другие популярные новости дня сегодня

123ru.net — быстрее, чем Я…, самые свежие и актуальные новости Таруса — каждый день, каждый час с ежеминутным обновлением! Мгновенная публикация на языке оригинала, без модерации и без купюр в разделе Пользователи сайта 123ru.net.

Как добавить свои новости в наши трансляции? Очень просто. Достаточно отправить заявку на наш электронный адрес mail@29ru.net с указанием адреса Вашей ленты новостей в формате RSS или подать заявку на включение Вашего сайта в наш каталог через форму. После модерации заявки в течении 24 часов Ваша лента новостей начнёт транслироваться в разделе Вашего города. Все новости в нашей ленте новостей отсортированы поминутно по времени публикации, которое указано напротив каждой новости справа также как и прямая ссылка на источник информации. Если у Вас есть интересные фото Таруса или других населённых пунктов Калужской области мы также готовы опубликовать их в разделе Вашего города в нашем каталоге региональных сайтов, который на сегодняшний день является самым большим региональным ресурсом, охватывающим все города не только России и Украины, но ещё и Белоруссии и Абхазии. Прислать фото можно здесь. Оперативно разместить свою новость в Тарусае можно самостоятельно через форму.

Новости 24/7

Все города России

Топ 10 новостей последнего часа в Тарусае и Калужской области

123ru.net — ежедневник главных новостей Таруса и Калужской области. 123ru.net – новости в деталях, свежий, незамыленный образ событий дня, аналитика минувших событий, прогнозы на будущее и непредвзятый взгляд на настоящее, как всегда, оперативно, честно, без купюр и цензуры каждый час, семь дней в неделю, 24 часа в сутки. Ещё больше местных городских новостей Таруса — на порталах News-Life.pro и News24.pro. Полная лента региональных новостей на этот час — здесь. Самые свежие и популярные публикации событий в России и в мире сегодня – в ТОП-100 и на сайте Russia24.pro. С 2017 года проект 123ru.net стал мультиязычным и расширил свою аудиторию в мировом пространстве. Теперь нас читает не только русскоязычная аудитория и жители бывшего СССР, но и весь современный мир. 123ru.net – мир новостей без границ и цензуры в режиме реального времени. Каждую минуту – 123 самые горячие новости из городов и регионов. С нами Вы никогда не пропустите главное. А самым главным во все века остаётся “время” – наше и Ваше (у каждого – оно своё). Время – бесценно! Берегите и цените время. Здесь и сейчас — знакомства на 123ru.net. Отели в Тарусае — здесь. Разместить свою новость локально в любом городе (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно (совершенно бесплатно) с мгновенной публикацией (без цензуры и модерации) самостоятельно – здесь.

Источник

Печальное о Марусе от Ольги Святкиной

Какие песни можно назвать музыкальными символами Калужской области? –
Есть приметы, по которым мы сразу определяем, свой человек или чужой. Только воспитанному на советской киноклассике человеку понятен глубинный смысл фраз «А вас, Штирлиц, я попрошу остаться» или «Танцуют все!». Это называется культурным кодом. Он помогает понять, из одной ли мы «песочницы».
На региональном уровне тоже есть сигнальные знаки «Я свой!» — особенности говора, какие-то местные словечки, знаменитый петербургский «поребрик», к примеру. А вот с музыкальными региональными символами повезло не всем. Много ли мы знаем песен, допустим, про Липецк или Воронеж? Они, несомненно, есть.
О Воронеже песню написала не кто-нибудь, а Пахмутова, но за пределы города она не вырвалась, ее не запели на всю страну, как
«Где же моя ясноглазая, где?
В Вологде-где-где»
Или «Вышел в степь донецкую парень молодой».
Можно еще вспомнить «Мой белый город, ты цветок из камня» — город в тексте не назван, что и хорошо. Под определение попадет хоть Тверь, хоть Тамбов. Последнему тоже повезло. О мальчике, который туда едет, в середине 90-х извещал каждый киоск, торгующий кассетами.
А что же наш регион-40? Песен самых разных жанров о Калуге, Обнинске — полно – и бардовская лирика, и советский агитпроп, а еще очень много современного рэпа. Но все это — «продукт внутреннего использования», широко в народ ушли только три песни, написанные давно, еще в 60-е годы. Три — немало. Какой еще провинциальный регион России может похвастаться таким большим числом?
Несколько слов о наиболее известной –
«Городок»
Целый день стирает прачка,
Муж пошел за водкой,
На крыльце сидит собачка
С маленькой бородкой

А кому сегодня плакать
В городе Тарусе?
Есть кому сегодня плакать –
Девочке Марусе

Опротивели Марусе
Петухи да гуси.
Сколько ходит их в Тарусе,
Господи Иисусе!
Эти стихи («Городок») Николай Заболоцкий написал за год до смерти, в 1957 году. Многие думали, что они о детстве Марины Цветаевой, прошедшем в Тарусе. Но нет. Это просто зарисовка с натуры. Прачка, ее муж-пьяница, их дочь Маруся — тарусские соседи Заболоцкого, тоже вполне реальные люди.
Стихотворение тронуло многие души отражением провинциальной безысходности и детской мечтой вырваться из мира, где одни «петухи да гуси».
В 1965 году известный в те годы бард Владимир Красновский (08.06.1933-21.11.1982) сочинил музыку на стихи Заболоцкого и был первым исполнителем песни. Мелодия оказалась удачной, запоминающейся. Песня «пошла» — буквально из уст в уста, от одного любителя петь под гитару к другому, ведь тогда подобные вещи в нашей стране в студии не записывались, на пластинках не издавались, потому что, в принципе, «Городок» — антисоветская крамола.
Песня благополучно дожила до перестройки, и тогда ее записал дуэт Татьяны и Сергея Никитиных, в 90-е годы «Городок» вместе и по отдельности исполняли Андрей Макаревич и Борис Гребенщиков. А незнаменитых исполнителей — сотни. Существуют и другие варианты музыки на эти стихи, но первоисточник из них — самый популярный.
Кстати, о Марусе. Вырваться из Тарусы ей было не суждено. Да и вообще судьба оказалась тяжелой — в пьяной ссоре зарезала своего сожителя, отбыла срок…
А в Тарусе с тех пор, по сути, мало что поменялось. Да, конечно, центр городка стал прекрасен. Там замечательный сквер над Окой, тротуары в плитке, неординарные памятники Цветаевой и Паустовскому, музеи. Но отойдешь от центра — все те же петухи да гуси. И улицы незаасфальтированные, грунтовые. Время там не движется.
Алексей Собачкин
Ил.: Юрий Визбор и Владимир Красновский в студенческие годы…
Стихи Николая Заболоцкого, Музыка Владимира Красновского – «Таруса» («Городок») – в исполнении Андрея Макаревича – https://youtu.be/S7w3B6udgfM

Источник

    Òàê âîò. Åäåì â Òàðóñó!

    Äëÿ ìåíÿ îíà íà÷àëàñü ñ «Ãîðîäêà».
    Íèêîëàé Çàáîëîöêèé íàïèñàë åãî â ãîä ñâîåé ñìåðòè – 1958–ì. Ìíå òîãäà áûëî 6 ëåò. ß íîñèëàñü ñ ïîäðóæêàìè ïî äâîðó, çàêàïûâàëà â çåìëþ öâåòíûå ñòåêëÿøêè è ðàçíîöâåòíûå ôàíòèêè – äåëàëà «ñåêðåòèêè», à Ïîýò äîæèâàë ñâîé êîðîòêèé âåê.
    Íà ëåòî îí ñíèìàë äîì â Òàðóñå, ìå÷òàë êóïèòü òàì æå ñîáñòâåííûé, íî íå óñïåë. Óìåð îñåíüþ â Ìîñêâå. Åìó áûëî âñåãî íà òðè ãîäà áîëüøå, ÷åì ìíå ñåé÷àñ.
   
    “Ãîðîäîê”

    Öåëûé äåíü ñòèðàåò ïðà÷êà,
    Ìóæ ïîøåë çà âîäêîé.
    Íà êðûëüöå ñèäèò ñîáà÷êà
    Ñ ìàëåíüêîé áîðîäêîé.

    Öåëûé äåíü îíà òàðàùèò
    Óìíûå ãëàçåíêè,
    Åñëè äîìà êòî çàïëà÷åò –
    Çàñêóëèò â ñòîðîíêå.

    À êîìó ñåãîäíÿ ïëàêàòü
    Â ãîðîäå Òàðóñå?
    Åñòü êîìó â Òàðóñå ïëàêàòü –
    Äåâî÷êå Ìàðóñå.

    Îïðîòèâåëè Ìàðóñå
    Ïåòóõè äà ãóñè.
    Ñêîëüêî õîäèò èõ â Òàðóñå,
    Ãîñïîäè Èñóñå!

    «Âîò áû ìíå òàêèå ïåðüÿ
    Äà òàêèå êðûëüÿ!
    Óëåòåëà á ïðÿìî â äâåðü ÿ,
    Áðîñèëàñü â êîâûëü ÿ!

    ×òîá ãëàçà ìîè íà ñâåòå
    Áîëüøå íå ãëÿäåëè,
    Ïåòóõè äà ãóñè ýòè
    Áîëüøå íå ãàëäåëè!»

    Îé, êàê õóäî æèòü Ìàðóñå
    Â ãîðîäå Òàðóñå!
    Ïåòóõè îäíè äà ãóñè,
    Ãîñïîäè Èñóñå!

    Âïåðâûå ÿ óñëûøàëà ýòè ñòèõè êàê ïåñíþ ÷åðåç òðèíàäöàòü ëåò ïîñëå èõ íàïèñàíèÿ â èñïîëíåíèè ñâîåãî ñîêóðñíèêà. Îí ïåë ÷óâñòâåííî, ñ ïîäâûâîì è óâåðÿë, ÷òî ýòî íàðîäíàÿ ïåñíÿ.
    Ïîìíþ îùóùåíèå íèêîãäà íå âèäåííîãî òèõîãî ïûëüíîãî ãîðîäêà ñ ãóñÿìè è ïåòóõàìè, ïîìíþ òîìèòåëüíîå æåëàíèå îêàçàòüñÿ íà åãî óëèöàõ…
    ×åðåç òðèæäû ïî òðèíàäöàòü – òðèäöàòü äåâÿòü ëåò ÿ åäó â Òàðóñó-ãîðîäîê.

    Ëþáëþ ñîñòîÿíèå íåèçâåñòíîñòè â íà÷àëå ïóòè, êîãäà íå çíàåøü, êàêîé áóäåò äîðîãà è ÷òî æäåò ïî ïðèåçäå. Ìîæåò, î÷àðîâàíèå, à ìîæåò, è ðàçî÷àðîâàíèå. 
    Òèõèé íåÿñíûé âîñòîðã òðîãàåò äóøó, êàæåòñÿ, âåñü ìèð ñâåòåë è äîáð, è ëþáèò òåáÿ, è òåáå òîæå òàê õî÷åòñÿ âñåõ ëþáèòü, ÷òî äàæå òÿíåò íåìíîæêî ïîïëàêàòü…
   
    Ïåðâûé «ëþáîâíûé àëüÿíñ» ñëó÷èëñÿ â çäàíèè àâòîâîêçàëà. Âíåçàïíî çàêîí÷èëèñü äåíüãè íà ìîáèëüíèêå, è ÿ íå ìîãëà ïîçâîíèòü ñâîåé ñïóòíèöå Òàòüÿíå, ÷òîáû óçíàòü, áðàòü íà íå¸ áèëåò èëè îíà ïåðåäóìàëà åõàòü. Ïðèøëîñü èñêàòü áëàãîäåòåëÿ ñðåäè ïàññàæèðîâ.
    Ëèöî ìîëîäîé æåíùèíû ïîêàçàëîñü ìíå äîáðûì, è ÿ ðèñêíóëà:
    – Èçâèíèòå, ðàçðåøèòå âîñïîëüçîâàòüñÿ âàøèì òåëåôîíîì, íà ìî¸ì äåíüãè êîí÷èëèñü… ß âàì çàïëà÷Ӆ
    Æåíùèíà ïîñìîòðåëà ñòðîãî è îòñòðàíåííî, íî âäðóã ðàñïëûëàñü â ÷óäåñíîé óëûáêå:
    – Äà ÷òî âû! Íå íàäî äåíåã, çâîíèòå!

    “Áåðè áèëåòû, ÿ åäó, – ïðîêðè÷àëà ìíå Òàòüÿíà ñêâîçü øóì ìåòðî. – Óæå ïîäúåçæàþ!”

    Âòîðûì ñòàë áóôåò÷èê – ïàðåíü ñ áî–î–î–îëüøîãî áîäóíà.
    Îí íàëèâàë êîôå è ïîäàâàë áóëî÷êè, îäíîâðåìåííî ïðèõëåáûâàÿ èç áóòûëêè ìèíåðàëêó. Åìó ÿâíî áûëî ïëîõî, íî, ïîâèíóÿñü íåâåäîìîìó ïðîöåññó, çàâèõðÿþùåìó âîëíû íåæíîñòè â îêðóæàþùåì ïðîñòðàíñòâå, îí îòñòàâèë áóòûëêó è èñïîëíèë êàæäûé ìîé êàïðèç. Ïðîâåðÿÿ ðàáîòó áîæåñòâåííîãî ìåõàíèçìà ýìàíàöèè ëþáâè è äîáðîòû, ÿ ðàçîøëàñü ïî ïîëíîé.
    – Íå õî÷ó êîôå â ïëàñòèêîâûé ñòàêàí, õî÷ó â ÷àøêó!
    Âîò âàì ÷àøêà.
    – Íå õî÷ó ðàñòâîðèìûé, õî÷ó ìîëîòûé!
    Äðóãîé ïîñëàë áû êóäà ïîäàëüøå, ýòîò äîëãî èçâèíÿëñÿ, ñîêðóøåííî ïîãëÿäûâàÿ íà áàíêó âïîëíå ïðèëè÷íîãî «ßêîáñà».
    – Ëàäíî, ðàç íåò ìîëîòîãî, ïóñòü áóäåò ðàñòâîðèìûé. Áóëêè ñâåæèå?
    – Ñâåæèå, íî õîëîäíûå, ó íàñ âèòðèíà õîëîäèëüíàÿ. Äàâàéòå ðàçîãðåþ. Âàì ïîãîðÿ÷åå?
    – Ñïàñèáî! Äàé âàì Áîã çäîðîâüÿ è âåðíóþ æåíó!
    Áóôåò÷èê ïîêðàñíåë è ðàñïëûëñÿ â ñ÷àñòëèâîé óëûáêå.
    Îáúÿâèëè ïîñàäêó íà àâòîáóñ äî Òàðóñû.
    Îò ïîðîãà ÿ îãëÿíóëàñü, ïàðåíü ñìîòðåë ìíå âñëåä è ñâåòèëñÿ âñåé ñâîåé ìÿòîé ôèçèîíîìèåé.

    Äâà ìèðà åñòü ó ÷åëîâåêà:
    Îäèí, êîòîðûé íàñ òâîðèë,
    Äðóãîé, êîòîðûé ìû îò âåêà
    Òâîðèì ïî ìåðå íàøèõ ñèë…

    Ñîëíöå áèëî â ãëàçà ÷åðåç ïðîðåõè â îáëàêàõ, óæå ïîäåðíóòûõ ñåðûì ïåïëîì äîãîðàþùåé îñåíè. Ïåðâûé çàìîðîçîê ïðèïóäðèë îò÷àÿííî çåëåíûå ãàçîíû – òðàâà îáìàíóëàñü ïîçäíèì òåïëîì è ïî–âåñåííåìó áîéêî âûëåçëà íàðóæó…
    ×òî ÷óâñòâóåò ÷åëîâåê, êîãäà åãî äàâíÿÿ ìå÷òà ïðèáëèæàåòñÿ ê ñâåðøåíèþ? Åñëè çàêðûòü ãëàçà, êàæåòñÿ, áóäòî âîçâðàùàåøüñÿ â þíîñòü.
    Âðåìÿ ñâåðíóëîñü ëåíòîé ̸áèóñà â çíàê Áåñêîíå÷íîñòè…
 
    Ïî äîðîãå ÿ àêàïåëüíî,ñ ÷óâñòâîì ñïåëà Òàòüÿíå «íàðîäíóþ» ïåñíþ «Ãîðîäîê», ïîäâûâàÿ, êàê òîò ñîêóðñíèê…

    Òàðóñà òàêàÿ àêêóðàòíåíüêàÿ, íèçåíüêàÿ, ÷èñòàÿ è óþòíàÿ, êàê ìîëîäàÿ ìåùàíî÷êà èç ïîçàïðîøëîãî âåêà.
    Ãîñòèíèöà íåáîëüøàÿ è ïóñòûííàÿ. Íàçûâàåòñÿ òîæå «Òàðóñà».
    Óñòðàèâàåìñÿ â íîìåðå è îòïðàâëÿåìñÿ ãóëÿòü, íî íå ìîæåì çàêðûòü äâåðü – ñëîìàëñÿ çàìîê. Ñèìïàòè÷íàÿ äåâóøêà–àäìèíèñòðàòîð ïåðåñåëÿåò íàñ ýòàæîì âûøå, â ìàíñàðäó. Îòòóäà âèäíà êîëîêîëüíÿ è óãàäûâàåòñÿ â îòäàëåíèè ðåêà…
   
    Íà ãîðîäñêîé ïëîùàäè – îíà â äâóõ øàãàõ îò ãîñòèíèöû, âèäèì äåâ÷îíîê ëåò ÷åòûðíàäöàòè ñ ëîøàäêàìè, êàòàþò äåòèøåê. Îäíà ëîøàäêà – ïîíè èëè äàæå êàðëèêîâàÿ – ñîâñåì êðîøå÷êà, çàïðÿæåíà â ìèíèàòþðíûå äðîæêè. Íàì ïðåäëàãàþò ïðîêàòèòüñÿ. Ñòî ðóáëåé êðóã ïî ïëîùàäè äèàìåòðîì ìåòðîâ â ñåìüäåñÿò. Ìàðøðóò: àâòîñòàíöèÿ – õóäîæåñòâåííûé ñàëîí – õðàì – êàðòèííàÿ ãàëåðåÿ. Íå ðåøàåìñÿ îáðåìåíèòü ðûæåíüêóþ ïîíÿøêó äâóìÿ íåõèëûìè ïåíñèîíåðêàìè, è îáõîäèì ïëîùàäü ñâîèìè íîãàìè.
    Âîçëå àâòîñòàíöèè ÷åáóðå÷íàÿ ñ öåíàìè ñîâåòñêîãî ïåðèîäà – â Ìîñêâå äàâíî óæå íåò ïèðîæêîâ ïî äåñÿòü ðóáëåé è ñàëàòîâ ïî òðèäöàòü. Íî åù¸ èíòåðåñíåé ïëîñêàÿ, íà ìàíåð ôëþãåðà, æåñòÿíàÿ êîìïîçèöèÿ íà êîíüêå êðûøè: òîùèé ìóæèê âåðõîì íà îñëå âåç¸ò ïåðåä ñîáîé äàìó â äëèííîì ïëàòüå. Äàìà èãðàåò íà ñòðóííîì èíñòðóìåíòå ñ äëèííûì ãðèôîì. Ïîä çàãàäî÷íîé ïàðîé íà îñëÿòè, êàê ðàç íàä âõîäîì â õàð÷åâíþ íàäïèñü: «ÈÑÒÈÍÀ  ÅÄÅ!» Ñòîèì, ãàäàåì… Äîí Êèõîò? Íåò, íå ïîõîæå… Íàñðåääèí?..
    Íè îäèí ìåñòíûé æèòåëü íå ñìîã îáúÿñíèòü íàì, êòî è çà÷åì èçîáðàæåí â ýòîé êîìïîçèöèè. Áîëüøèíñòâî, âûòàðàùèâ ãëàçà, óâåðÿëè, ÷òî äî ñèõ ïîð å¸ çäåñü íå çàìå÷àëè. Òàê ìû è îñòàëèñü â íåâåäåíèè îòíîñèòåëüíî ïåðâîé òàðóññêîé äîñòîïðèìå÷àòåëüíîñòè…

     õóäîæåñòâåííîì ñàëîíå – èçîáðàæåíèÿ ìåñòíûõ ïåéçàæåé è ãëèíÿíûå ñóâåíèðû ïî áàñíîñëîâíûì öåíàì. Îñíîâíàÿ êîíöåïöèÿ ñóâåíèðíûõ áåçäåëóøåê àñòðîëîãè÷åñêàÿ: çíàêè çîäèàêà, ãîä òîãî–ñåãî… Åñòü íåñêîëüêî î÷åíü èíòåðåñíûõ êåðàìè÷åñêèõ àâòîðñêèõ ðàáîò, íî öåíû… Ýòî âàì íå ïèðîæêè.
    Õðàì Ïåòðà è Ïàâëà çàêðûò íà äâà çàìêà. Ó âõîäà – ðàñïèñàíèå: ñåãîäíÿ ñëóæáà çàêîí÷èëàñü, áëèæàéøàÿ – ÷åðåç äâà äíÿ…
     êàðòèííîé ãàëåðåå âûñòàâêà ñòàðèííûõ êëþ÷åé è çàìêÎâ, ðàáîòû ìåñòíîãî ôîòîõóäîæíèêà ïî ôàìèëèè Êîëîêîëü÷èêîâ, à òàê æå òðóäû ìîñêîâñêèõ æèâîïèñöåâ ïîä îáùèì íàçâàíèåì «Ïëåíýð–2010».
    Ñèìâîëè÷íîé ïîêàçàëàñü íàì ôîòîêàðòèíà ïîä íàçâàíèåì «Ïîäðóãè»: äâå ñïåëûå ãðóøè ðàçâàëèëèñü âàëüÿæíî – îäíà íà ñòîëå, äðóãàÿ â âàçå. Ìû ïîñìåÿëèñü è ïîïðîñèëè êàññèðøó ñíÿòü íàñ íà ïàìÿòü: äâå ïîäðóãè ðÿäîì ñ «Ïîäðóãàì軅
     êàðòèííîé ãàëåðåå áîëüøå âñåõ ïðîèçâåäåíèé ìíå ïîíðàâèëèñü ñìîòðèòåëüíèöû: áåñôîðìåííûå ïðîâèíöèàëüíûå ò¸òêè â ïëàòî÷êàõ, ñëîâîîõîòëèâûå è äîáðîæåëàòåëüíûå. Îíè ñ ñîâåòñêîé äîáðîñîâåñòíîñòüþ ñëåäèëè, ÷òîáû ïîñåòèòåëè íå ôîòîãðàôèðîâàëè ýêñïîíàòû áåñïëàòíî. Îäíàêî ìû áûñòðî ïîäðóæèëèñü, áåñåäóÿ «çà æèñòü» è, ñëåäóÿ èñòèííî ðóññêîé øèðîòå äóøè, ñ íàñ íå âçÿëè äåíåã çà ôîòîñúåìêó.
    Ðàçáðåëèñü ìû ñ Òàòüÿíîé ïî çàëàì, ïîòåðÿëèñü, îíà íà÷àëà ìåíÿ âûçâàíèâàòü è îáíàðóæèëîñü, ÷òî ìîé ñîòîâûé â ñóìêå îòñóòñòâóåò…
    Ïîõîëîäåâ, ÿ ïîëåòåëà â îáðàòíîì íàïðàâëåíèè – õóäñàëîí, ÷åáóðå÷íàÿ, ãîñòèíèöà – è ïîäâåðíóëà íîãó…
    Àïïàðàò íàø¸ëñÿ â íîìåðå, íî âñå äàëüíåéøèå ìîè ïåðåìåùåíèÿ ïðîèñõîäèëè ñ áîëüþ íà êàæäîì øàãó. «Ýòî íåñïðîñòà, – ïîäóìàëà ÿ. – Ýòî çíàê: íå÷åãî íîñèòüñÿ ñëîìÿ ãîëîâó ïî ãîðîäó, ãäå Âðåìÿ òå÷¸ò èç íàñòîÿùåãî â ïðîøëîå. Ïî ðåêå Âðåìåíè ñëåäóåò ïåðåìåùàòüñÿ íå ñïåøà»
    Âåðíóëèñü â ãàëåðåþ, ãäå íàñ, êàê ðîäíûõ, âñòðåòèë ïóøèñòûé êîò. Ñëîâíî äîëãî–äîëãî æäàë è, íàêîíåö–òî äîæäàëñÿ… Îí ìÿâêàë, ò¸ðñÿ î íîãè è ñ ÷óâñòâîì ïîçèðîâàë.
    – Íè÷åéíûé Âàñüêà, – ñîîáùèëà ãàëåðåéíàÿ ñìîòðèòåëüíèöà. – Âñå åãî êîðìÿò, âîò îí âñåõ è ëþáèò… À äîì Çàáîëîöêîãî íàéòè ïðîñòî: âîí òóäà âíèç ïî óëèöå…

    Ïîñëåäíåå ïðèñòàíèùå Ïîýòà îêàçàëîñü ÷àñòíûì âëàäåíèåì, çàïåðòûì íà âñå çàìêè. Òîëüêî ìåìîðèàëüíàÿ äîñêà ïðîòîêîëüíî ãëàñèëà, ÷òî «Çäåñü ïðîæèâà녻 è òàê äàëåå.
    Áûâøóþ äà÷ó Ïàóñòîâñêîãî òîæå îêðóæàë âûñîêèé çàáîð. Åñòü ëè òàì ýêñïîçèöèÿ,  ïðîâåðèòü íå óäàëîñü – íà âîðîòàõ âèñåë çàìîê.
    Ïîñìîòðåëè. Ïîìîë÷àëè…

    Ìóçåé ñåìüè Öâåòàåâûõ âñòðåòèë ïðèâåòëèâî. Îí î÷åíü ãàðìîíè÷åí âñåé ïðîâèíöèàëüíîé Òàðóñå. Êîãäà–òî ýòîò äåðåâÿííûé äîì – «Äîì Òüî» – ïðèíàäëåæàë íå Öâåòàåâûì, à Ñóñàííå Ìåéí, ïîñëåäíåé æåíå äåäóøêè Ìàðèíû è Àíàñòàñèè Àëåêñàíäðà Äàâûäîâè÷à Ìåéíà. Ïîä ìóçåé åãî îòäàë ìóíèöèïàëèòåò â ãîä 100–ëåòèÿ Ìàðèíû Èâàíîâíû. Äåâî÷êè ãîñòèëè â ýòèõ ñòåíàõ… Èëè íå â ýòèõ? Äîì ïåðåñòðàèâàëè è íåèçâåñòíî, ñêîëüêî ñåé÷àñ â í¸ì ïîäëèííûõ áð¸âåí. Íî íå ýòî âàæíî, ãëàâíîå – ïàìÿòü. È îïÿòü âðåìÿ ïðèíÿëî ïðè÷óäëèâóþ ôîðìó, è çà îêíîì çàçâåíåë äåâ÷îíî÷èé ñìåõ… Íàâåðíîå, ñ¸ñòðû Öâåòàåâû òîæå çàêàïûâàëè â çåìëþ «ñåêðåòèêè»…
    Ðàññêàç ýêñêóðñîâîäà îòäàâàë êàçåííûìè øòàìïàìè, èçîáèëîâàë äàòàìè, èìåíàìè è ñîäåðæàë î÷åíü ìàëî ïîýçèè.
    Ïàìÿòíèê íà áåðåãó Îêè – Ìàðèíà áîëüøàÿ, êðóòîá¸äðàÿ, ñìîòðèò ââåðõ ïî òå÷åíèþ, áîëüøå ïîõîæà íà äîÿðêó, ÷åì íà ïîýòà…

    Ïðè÷óäëèâû âèðàæè ÷åëîâå÷åñêèõ ñóäåá, íî ïåòëè âðåìåíè ÷óäíåå: òàðóññêèé ìóçåé ñåìüè Öâåòàåâûõ ñòîèò íà óëèöå èìåíè Ðîçû Ëþêñåìáóðã, äîì Ïàóñòîâñêîãî – íà Ïðîëåòàðñêîé, òàáëè÷êà ñ èìåíåì Êàðëà Ëèáêíåõòà ñîñåäñòâóåò ñ ìåìîðèàëüíîé äîñêîé Çàáîëîöêîìó, êðåñòû ñîáîðà Ïåòðà è Ïàâëà âîçíåñëèñü íàä ïëîùàäüþ Ëåíèíà… Ïîä ñòàðèííûìè ðåçíûìè íàëè÷íèêàìè êðàñóþòñÿ ïëàñòèêîâûå åâðîîêíà…
   
    Çàâå÷åðåëî.
    Íàä ðåêîé ïîâèñ äèêîâèííûé ïîëîñàòûé çàêàò: ÷¸òêèå ÿðêî–ãîëóáûå è ÿðêî–ðîçîâûå ïîëîñû ÷åðåäóÿñü îòðàæàëèñü â òèõîé âîäå. Îõðèñòûé ïåñîê, àëûå ãðîçäè ðÿáèí, ïî÷åðíåâøèå ëèñòüÿ è æóõëàÿ òðàâà ñ ÷èñòûìè ìàçêàìè ïåðâîãî ñíåãà… Çàáîëîöêèé ëþáèë çàêàòû…

     î÷àðîâàíüå ðóññêîãî ïåéçàæà
    Åñòü ïîäëèííàÿ ðàäîñòü, íî îíà
    Îòêðûòà íå äëÿ êàæäîãî è äàæå
    Íå êàæäîìó õóäîæíèêó âèäíà.
    Ñ óòðà îáðåìåíåííàÿ ðàáîòîé,
    Òðóäîì ëåñîâ, çàáîòàìè ïîëåé,
    Ïðèðîäà ñìîòðèò êàê áû ñ íåîõîòîé
    Íà íàñ, íåî÷àðîâàííûõ ëþäåé.
    È ëèøü êîãäà çà òåìíîé ÷àùåé ëåñà
    Âå÷åðíèé ëó÷ òàèíñòâåííî áëåñíåò,
    Îáûäåííîñòè ïëîòíàÿ çàâåñà
    Ñ åå êðàñîò ìãíîâåííî óïàäåò.
    Âçäîõíóò ëåñà, îïóùåííûå â âîäó,
    È, êàê áû ñêâîçü ïðîçðà÷íîå ñòåêëî,
    Âñÿ ãðóäü ðåêè ïðèíèêíåò ê íåáîñâîäó
    È çàãîðèòñÿ âëàæíî è ñâåòëî.
    Èç áåëûõ áàøåí îáëà÷íîãî ìèðà
    Ñîéäåò îãîíü, è â íåæíîì òîì îãíå,
    Êàê áóäòî ïîä ðóêàìè þâåëèðà,
    Ñêâîçíûå òåíè ëÿãóò â ãëóáèíå.
    È ÷åì ÿñíåé ñòàíîâÿòñÿ äåòàëè
    Ïðåäìåòîâ, ðàñïîëîæåííûõ âîêðóã,
    Òåì íåîáúÿòíåé äåëàþòñÿ äàëè
    Ðå÷íûõ ëóãîâ, çàòîíîâ è èçëóê.
    Ãîðèò âåñü ìèð, ïðîçðà÷åí è äóõîâåí,
    Òåïåðü–òî îí ïîèñòèíå õîðîø,
    È òû, ëèêóÿ, ìíîæåñòâî äèêîâèí
     åãî æèâûõ ÷åðòàõ ðàñïîçíàåøü.

    Áåëàÿ ÷àñîâíÿ, ðÿäîì ñâÿòîé èñòî÷íèê è êóïàëüíÿ, êîòîðàÿ ðàáîòàåò ïî ðàñïèñàíèþ ñ 10 äî 16 ÷àñîâ. Óæå çàêðûòà. Ãðîìêî òîïàÿ, èç òåìíîòû âûáåæàëè òðè ïàðíÿ àçèàòñêîé íàðóæíîñòè â ñïîðòèâíûõ êîñòþìàõ, ïîõîæèå êàê áëèçíåöû, è ïîäáåæàëè ê íåâèäèìîìó â òåìíîòå, íî ñëûøíîìó ïî æóð÷àíèþ èñòî÷íèêó. Ïî î÷åðåäè íàïèëèñü.
    – Êàê ñèìâîëè÷íî, – ñêàçàëà ÿ èì âñëåä. – Ó âàñ ñåãîäíÿ êóðáàí–áàéðàì è âû ïü¸òå èç ïðàâîñëàâíîãî ñâÿòîãî èñòî÷íèêà…
    – Ïèòü çàõîòåëè, – îòîçâàëñÿ îäèí.
    – Áîã åäèí äëÿ âñåõ, – áåëîçóáî óëûáíóëñÿ äðóãîé.
    – Ïîáåæàëè ñ íàìè, – óæå óäàëÿÿñü, áðîñèë ÷åðåç ïëå÷î òðåòèé.
    Îíè èñ÷åçëè âî òüìå, ñëîâíî ïðèâèäåëèñü.

    Î÷åíü ìàëî ëþäåé, íî ìíîãî äîáðîòíûõ äîìîâ òèïà «êîòòåäæ». Îíè ïðèäàþò ïðîâèíöèàëüíîìó ãîðîäêó âèä äà÷íîãî ïîñ¸ëêà. Åñòü äîâîëüíî áîãàòûå, ñ îáøèðíûìè ïîäâîðüÿìè ïîìåñòüÿ. Íî íè÷åãî ïîõîæåãî íà ðóññêèå äâîðÿíñêèå óñàäüáû… Àó, Ðîññèÿ!
     íåêîòîðûõ äîìàõ èç òðóá ø¸ë äûì, íàâåðíîå, òàì ãîðåëè ìîäíûå êàìèíû. Äûìíûé äóõ, ñìåøàííûé ñ àðîìàòîì ìîðîçà, íàâîäèë íà ìûñëè îá óþòíîé ðóññêîé èçáå, ãîðÿ÷åé ïå÷êå, î áàíüêå ïî ñóááîòàì…
      ãîñòèíèöó âîçâðàùàëèñü â ïîëíîé òåìíîòå. Íà óëèöàõ – íè äóøè, òîëüêî èçðåäêà ïðîåçæàëè ëåãêîâóøêè òàê, ñëîâíî êóäà–òî êðàëèñü. Íè åäèíîãî ôîíàðÿ, íè äàæå ñâåòà â îêíàõ. Ñòðàííî. Ñêîëüêî æå âðåìåíè? Îêàçàëîñü, òîëüêî 8 ÷àñîâ âå÷åðà.
     Çàáëóäèëèñü. Ñïðîñèòü íå ó êîãî. Ñïîðèì, êóäà èäòè, íàëåâî èëè íàïðàâ   Âäðóã, êàê â ñêàçêå, îòêóäà íè âîçüìèñü, äåâî÷êà ëåò äåñÿòè íà âåëîñèïåäå. Ñçàäè ìóæ÷èíà çà ñåäëî ïðèäåðæèâàåò: ïàïà ó÷èò ïîäðîñøóþ äî÷êó êàòàòüñÿ íà äâóõêîë¸ñíîì âåëèêå. Íî÷ü, òèøèíà, áåçëþäüå, õîëîäíàÿ ëóíà ñ íåáà è… ìèðíàÿ ñåìåéíàÿ êàðòèíêà… ß æå ãîâîðèëà, íàïðàâî!

    «Äåëî áûëî âå÷åðîì, äåëàòü áûëî íå÷åã  íîìåðå íå ðàáîòàëî îòîïëåíèå.
    Íà íàøó æàëîáó ïðèøëè ñëåñàðè – äâà þíûõ, ïî–âîñòî÷íîìó ïî÷òèòåëüíûõ óçáåêà. Èçâèíèëèñü, ÷òî íå óñòðàíèëè íåïîëàäêè äí¸ì – â Òàðóñå íåò ìå÷åòè, åçäèëè íà ïðàçäíè÷íûé ìîëåáåí â ñòîëèöó. Ïîêà îíè ñïóñêàëè èç òðóá âîçäóøíóþ ïðîáêó, ìû îáñóäèëè ðàçâàë ÑÑÑÐ, âñïîìíèëè êðàñîòó Ñàìàðêàíäà, ñðàâíèëè çàðàáîòêè è öåíû íà àðåíäó êâàðòèð â Òàðóñå è Ìîñêâå… Î ðóññêèõ ïîýòàõ Çàáîëîöêîì è Öâåòàåâîé, î ïèñàòåëå Ïàóñòîâñêîì ýòè ìàëü÷èêè íèêîãäà íå ñëûøàëè…
    Ìû ïîçäðàâèëè óçáåêîâ ñ ïðàçäíèêîì êóðáàí–áàéðàì, ïðîâîäèëè è ïîãàñèëè ñâåò.

    Âûñîêà çåìëè îáèòåëü.
    Ïîçäíî, ïîçäíî. Ñïàòü ïîðà!
    Ðàçóì, áåäíûé ìîé âîèòåëü,
    Òû çàñíóë áû äî óòðà.
    ×òî ñîìíåíüÿ? ×òî òðåâîãè?
    Äåíü ïðîøåë, è ìû ñ òîáîé –
    Ïîëóçâåðè, ïîëóáîãè –
    Çàñûïàåì íà ïîðîãå
    Íîâîé æèçíè ìîëîäîé.

    Êîëîòóøêà òóê–òóê–òóê,
    Ñïèò æèâîòíîå Ïàóê,
    Ñïèò Êîðîâà, Ìóõà ñïèò,
    Íàä çåìëåé ëóíà âèñèò.
    Íàä çåìëåé áîëüøàÿ ïëîøêà
    Îïðîêèíóòîé âîäû.
    Ñïèò ðàñòåíèå Êàðòîøêà.
    Çàñûïàé ñêîðåé è òû!

    Óòðîì ÿ åëå–åëå çàñòåãíóëà íà ðàñïóõøåé ëîäûæêå ñàïîã è ñ òðóäîì äîêîâûëÿëà äî àâòîáóñà.
    ×åðåç òðè ÷àñà ìû ñ Òàòüÿíîé, ïîêà÷èâàÿñü, äðåìàëè â âàãîíå ìîñêîâñêîãî ìåòðî…
   
    ×òî ïðèíåñëà ìíå ñáûâøàÿñÿ ìå÷òà?
    Íè÷åãî îñîáåííîãî. Ïðîñòî åù¸ îäèí íåçàáûâàåìûé äåíü â æèçíè. Äåíü, â êîòîðîì íå áûëî íèêàêèõ âûäàþùèõñÿ ñîáûòèé, ïðîñòî Âðåìÿ ñâåðíóëîñü â çíàê Áåñêîíå÷íîñòè è ÷òî–òî èçìåíèëîñü âî ìíå è âîêðóã.

    Íå ïîçâîëÿé äóøå ëåíèòüñÿ!
    ×òîá â ñòóïå âîäó íå òîëî÷ü,
    Äóøà îáÿçàíà òðóäèòüñÿ
    È äåíü è íî÷ü, è äåíü è íî÷ü!

    Ãîíè åå îò äîìà ê äîìó,
    Òàùè ñ ýòàïà íà ýòàï,
    Ïî ïóñòûðþ, ïî áóðåëîìó
    ×åðåç ñóãðîá, ÷åðåç óõàá!

    Íå ðàçðåøàé åé ñïàòü â ïîñòåëè
    Ïðè ñâåòå óòðåííåé çâåçäû,
    Äåðæè ëåíòÿéêó â ÷åðíîì òåëå
    È íå ñíèìàé ñ íåå óçäû!

    Íè ãóñåé, íè ïåòóõîâ, íè êîâûëÿ, íè ïðà÷êè ñ áîðîäàòîé ñîáà÷îíêîé ìû â Òàðóñå íå óâèäåëè. Íî áûë çàìå÷åí ìóæèê, ïîêóïàâøèé âîäêó â ìàãàçèí÷èêå «Ïðîäóêòû êðóãëîñóòî÷íî». Ñîãëàñíî ðàñïèñàíèþ íà äâåðè, ìàãàçèí ðàáîòàåò ñ 8 äî 23 ÷àñî⠖ ýòî, âèäèìî, è åñòü ñóòêè â ãîðîäå Òàðóñå.
Ñòðàííàÿ øòóêà ÂÐÅÌ߅

               
                Ìîñêâà-Òàðóñà-Ìîñêâà. Íîÿáðü, 2010 ã.
                Ñòèõè Íèêîëàÿ Çàáîëîöêîãî.
                Íà ôîòî (àâòîð íåèçâåñòåí) äîì Í.Çàáîëîöêîãî.

Источник

Читайте также:  Стирать тапочки в стиральной машине