Целый день стирает прачка автор музыки
Есть одна моя любимая бардовская песня про девочку из Тарусы. Ее всегда любили, всегда много пели, но – сами, между собой. И всегда удивляло, какая в ней загадочная интонация: то ль томленье, то ли шутка, то ли горькая беда.
А мне она не давалась! Я просил друзей обязательно спеть её… За моей спиной шептались: у него что-то связано с этой Тарусой, точно говорю. А я никогда не был там. Но… именно томление! Как слушаешь Второй концерт Рахманинова и видишь нагретое русское поле обязательно с искренне-голубыми васильками под «небом голубым». И эта песня как живой городок на Волге, изнывающий от летней жары. Такой городок, что гусям тошно. А уж девочке…
А вот чья песня? Стихи – «Городок» Заболоцкого, это известно. Слышал я в исполнении Визбора, но на плёнке он говорил, что песня не его, а его друга. И только теперь я узнал их историю.
Сначала я узнал фамилию автора. “Музыка чья?” “Володи Красновского.” “Кто это?” Пожимали плечами. Мало ли, мол, на Руси бардов. А потом я наткнулся.
Понимаете тонкость: это простая песенка, это традиционно, а иногда это даже примитивно. Только это тот примитив, от которого бьет электрическим током, этому нельзя научиться, с этим надо родиться…
После случившейся осенью 1986 года кончины Юрия Визбора стали выходить его книги, и в одной из них под фотографией двух полуголодных молодых людей, которые жадно насыщаются чем-то жидким из общей глубокой тарелки, я нашел следующую подпись: “Владимир Красновский – ближайший товарищ Юрия Визбора”. К сему прилагалась цитата из бумаг самого Визбора: “Нас, встретившихся ему, было много, но не все и не всегда понимали, что имеют дело с Учителем.”
Тут я понял, что просто ничего не понимаю. У Визбора не могло быть никого выше его. Он Эверест. Как личность и как творец. А тут с большой буквы – Учитель!
Нашёл воспоминания:
Максим Кусургашев, ветеран радиостанции “Юность”, жарко гудит в телефонную трубку. “Ну да, конечно! Они как появились в 52-ом в МГПИ, так и ходили вдвоем, а я уже был на третьем курсе! Хаим играл на табуретке! Я уже был инструктор, они со мной в первый раз пошли в турпоход, так вот Хаим играл на табуретке, понимаешь? Арпеджио учил его гитаре.” “Погоди, какой Хаим?” “Ну, Визбор. У него в институте был такой псевдоним – Хаим Дронк. А у Володи – Арпеджио Пиццикатто. У нас у всех были псевдонимы.” “Зачем?” “Не знаю. Я был Мустафа.” “Так, говоришь, Визбор назвал Красновского учителем в том смысле, что учился у него играть на гитаре?” “Да нееет, что ты! Володя в этой паре был лидером! Лидером, понимаешь? Всегда! Понимаешь, они всегда были вместе! В одном классе, потом на одном курсе, потом опять в школе – преподавателями, потом в армии. Неразлей вода! И Хаим смотрел на Володю снизу вверх.”
Ну, не знаю. Сколько помню Визбора, лидером всегда и всюду бывал только он. Исключительно он! Такая органика.
А кто была Маруся? Многие твердили – Цветаева, здесь и её сестра похоронена. Но не обнаружилось подтверждения доморощенной, но вполне расхожей версии. Просто жила девочка, может быть, соседка, а может быть, и вовсе собирательный образ девчоночьих страданий в маленьком городке.
Почему-то небольшие города принято называть то захолустьем, то медвежьим углом, то сонным царством, то стоячим болотом.
А вот только один маленький уездный городок на Оке, что в Калужской области, знаменит своими «поселенцами» : кроме Цветаевых и Заболоцкого, здесь жили Паустовский, Надежда Мандельштам, художники Борисов-Мусатов, Анатолий Зверев, Дмитрий Плавинский, Александр Харитонов, Игорь Вулох, Борис Штейнберг (Борух) .
И называли Тарусу островком интеллектуалов. А сколько таких городков.. .
Целый день стирает прачка.
Муж пошел за водкой.
На крыльце сидит собачка
С маленькой бородкой.
Целый день она таращит
Умные глазенки,
Если дома кто заплачет –
Заскулит в сторонке.
А кому сегодня плакать
В городе Тарусе?
Есть кому сегодня плакать –
Девочке Марусе.
Опротивели Марусе
Петухи да гуси.
Сколько ходит их в Тарусе,
Господи Исусе!
– Кабы мне такие перья
Да такие крылья!
Улетела б прямо в дверь я,
Бросилась в ковыль я!
Чтоб глаза мои на свете
Больше не глядели,
Петухи да гуси эти
Больше не галдели!
Ой, как худо жить Марусе
В городе Тарусе!
Петухи одни да гуси,
Господи Исусе!
***
Домик в Тарусе, где и было Заболоцким сиё написано:
А вот пара слов про Щербакова, которым многие мои френды восхищаются. Просто мне часто его цитируют.
Для тех, кто интересуется авторской песней, но Щербакова не слышал, скажу общепринятое – это примерно как Высоцкий без надрыва, Новелла Матвеева без кокетства и Ким без развесёлости.
Для тех, кто интересуется русской поэзией – я не знаю, что выберет Щербаков для концерта, но если вам близки Мандельштам и Бродский – должно быть близко, а если, скажем, Блок и Есенин – то далеко.
Потому-то мне и далёк Щербаков и близок круг Визбора и Новеллы Матвеевой, Суханова и Дольского, Городницкого и Клячкина… Море их! Было…
А это правда не Таруса, а Суздаль, но как прекрасен вид:
Источник
«Целый день стирает прачка…»
Песенку о девочке Марусе, которой очень худо живётся в городке Тарусе, знают, пожалуй, все поклонники БГ, которого называют самым светлым музыкантом советского рока, и Андрея Макаревича. При этом в авторской песне занимает она некое особое место. Если с другими песнями связано имя какого-то конкретного барда, то в случае с песенкой про Марусю и Тарусу совсем по-другому. Эту песню всегда любили, её пели, но всё больше между собой. А ещё в этой песне некая загадочная интонация: сразу не поймёшь – то ли горькая беда, то ли шутка.
Целый день стирает прачка,
Муж пошел за водкой.
На крыльце сидит собачка
С маленькой бородкой…
Когда спрашиваешь, чьё это творение, знатоки авторской песни и литературы с готовностью отвечают: «Это Заболоцкий». А вот на вопрос чья музыка звучит, ответ знают немногие. На самом деле стихи известного поэта положил на музыку Владимир Красновский – ближайший товарищ Юрия Визбора, которого известный бард называл «Учителем». Да-да, именно учителем с большой буквы.
После смерти Визбора в 1985 году стали выходить его книги, и в одной была размещена фотография молодых людей, которые едят что-то из одной тарелки. А под фото была подпись: «Владимир Красновский – ближайший товарищ Юрия Визбора». И ещё цитата самого Визбора: «Нас, встретившихся ему, было много, но не все и не всегда понимали, что имеют дело с Учителем».
Неразлучные друзья Юрий Визбор и Владимир Красновский. Фото: nemaloknig.info
Максим Кусургашев, ветеран радиостанции «Юность», вспоминал, что они появились в МГПИ в 1952 году и были неразлучными друзьями. Тогда Визбор умел играть только на табуретке, а Владимир учил играть его на гитаре. Они были просто не разлей вода – учились в одном классе, потом на одном курсе, потом в армии, потом опять в школе – преподавателями. И при этом Красновский всегда был несомненным лидером.
Когда в ДК Горбунова в Филях проходил вечер песен студентов МГПИ, звучало много блистательных и общеизвестных имён. Но в какой-то момент вечера ведущий прервал очередной номер со словами: «Недавно на станции метро “Киевская” при пересадке с линии на линию скончался от сердечного приступа наш дорогой друг, соавтор Визбора и Ряшенцева по гимну МГПИ, автор многих любимых нами песен Владимир Красновский».
Сегодня нет в живых ни автора стихов, ни авто музыки, а как бы ничья песенка про Марусю из Тарусы звучит снова и снова. Кстати, у Николая Заболоцкого это стихотворение называлось «Городок».
«Целый день стирает прачка…»
Читайте на 123ru.net
Другие популярные новости дня сегодня
123ru.net — быстрее, чем Я…, самые свежие и актуальные новости Таруса — каждый день, каждый час с ежеминутным обновлением! Мгновенная публикация на языке оригинала, без модерации и без купюр в разделе Пользователи сайта 123ru.net.
Как добавить свои новости в наши трансляции? Очень просто. Достаточно отправить заявку на наш электронный адрес mail@29ru.net с указанием адреса Вашей ленты новостей в формате RSS или подать заявку на включение Вашего сайта в наш каталог через форму. После модерации заявки в течении 24 часов Ваша лента новостей начнёт транслироваться в разделе Вашего города. Все новости в нашей ленте новостей отсортированы поминутно по времени публикации, которое указано напротив каждой новости справа также как и прямая ссылка на источник информации. Если у Вас есть интересные фото Таруса или других населённых пунктов Калужской области мы также готовы опубликовать их в разделе Вашего города в нашем каталоге региональных сайтов, который на сегодняшний день является самым большим региональным ресурсом, охватывающим все города не только России и Украины, но ещё и Белоруссии и Абхазии. Прислать фото можно здесь. Оперативно разместить свою новость в Тарусае можно самостоятельно через форму.
Новости 24/7
Все города России
Топ 10 новостей последнего часа в Тарусае и Калужской области
123ru.net — ежедневник главных новостей Таруса и Калужской области. 123ru.net – новости в деталях, свежий, незамыленный образ событий дня, аналитика минувших событий, прогнозы на будущее и непредвзятый взгляд на настоящее, как всегда, оперативно, честно, без купюр и цензуры каждый час, семь дней в неделю, 24 часа в сутки. Ещё больше местных городских новостей Таруса — на порталах News-Life.pro и News24.pro. Полная лента региональных новостей на этот час — здесь. Самые свежие и популярные публикации событий в России и в мире сегодня – в ТОП-100 и на сайте Russia24.pro. С 2017 года проект 123ru.net стал мультиязычным и расширил свою аудиторию в мировом пространстве. Теперь нас читает не только русскоязычная аудитория и жители бывшего СССР, но и весь современный мир. 123ru.net – мир новостей без границ и цензуры в режиме реального времени. Каждую минуту – 123 самые горячие новости из городов и регионов. С нами Вы никогда не пропустите главное. А самым главным во все века остаётся “время” – наше и Ваше (у каждого – оно своё). Время – бесценно! Берегите и цените время. Здесь и сейчас — знакомства на 123ru.net. Отели в Тарусае — здесь. Разместить свою новость локально в любом городе (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно (совершенно бесплатно) с мгновенной публикацией (без цензуры и модерации) самостоятельно – здесь.
Источник
Печальное о Марусе от Ольги Святкиной
Какие песни можно назвать музыкальными символами Калужской области? –
Есть приметы, по которым мы сразу определяем, свой человек или чужой. Только воспитанному на советской киноклассике человеку понятен глубинный смысл фраз «А вас, Штирлиц, я попрошу остаться» или «Танцуют все!». Это называется культурным кодом. Он помогает понять, из одной ли мы «песочницы».
На региональном уровне тоже есть сигнальные знаки «Я свой!» — особенности говора, какие-то местные словечки, знаменитый петербургский «поребрик», к примеру. А вот с музыкальными региональными символами повезло не всем. Много ли мы знаем песен, допустим, про Липецк или Воронеж? Они, несомненно, есть.
О Воронеже песню написала не кто-нибудь, а Пахмутова, но за пределы города она не вырвалась, ее не запели на всю страну, как
«Где же моя ясноглазая, где?
В Вологде-где-где»
Или «Вышел в степь донецкую парень молодой».
Можно еще вспомнить «Мой белый город, ты цветок из камня» — город в тексте не назван, что и хорошо. Под определение попадет хоть Тверь, хоть Тамбов. Последнему тоже повезло. О мальчике, который туда едет, в середине 90-х извещал каждый киоск, торгующий кассетами.
А что же наш регион-40? Песен самых разных жанров о Калуге, Обнинске — полно – и бардовская лирика, и советский агитпроп, а еще очень много современного рэпа. Но все это — «продукт внутреннего использования», широко в народ ушли только три песни, написанные давно, еще в 60-е годы. Три — немало. Какой еще провинциальный регион России может похвастаться таким большим числом?
Несколько слов о наиболее известной –
«Городок»
Целый день стирает прачка,
Муж пошел за водкой,
На крыльце сидит собачка
С маленькой бородкой
…
А кому сегодня плакать
В городе Тарусе?
Есть кому сегодня плакать –
Девочке Марусе
…
Опротивели Марусе
Петухи да гуси.
Сколько ходит их в Тарусе,
Господи Иисусе!
Эти стихи («Городок») Николай Заболоцкий написал за год до смерти, в 1957 году. Многие думали, что они о детстве Марины Цветаевой, прошедшем в Тарусе. Но нет. Это просто зарисовка с натуры. Прачка, ее муж-пьяница, их дочь Маруся — тарусские соседи Заболоцкого, тоже вполне реальные люди.
Стихотворение тронуло многие души отражением провинциальной безысходности и детской мечтой вырваться из мира, где одни «петухи да гуси».
В 1965 году известный в те годы бард Владимир Красновский (08.06.1933-21.11.1982) сочинил музыку на стихи Заболоцкого и был первым исполнителем песни. Мелодия оказалась удачной, запоминающейся. Песня «пошла» — буквально из уст в уста, от одного любителя петь под гитару к другому, ведь тогда подобные вещи в нашей стране в студии не записывались, на пластинках не издавались, потому что, в принципе, «Городок» — антисоветская крамола.
Песня благополучно дожила до перестройки, и тогда ее записал дуэт Татьяны и Сергея Никитиных, в 90-е годы «Городок» вместе и по отдельности исполняли Андрей Макаревич и Борис Гребенщиков. А незнаменитых исполнителей — сотни. Существуют и другие варианты музыки на эти стихи, но первоисточник из них — самый популярный.
Кстати, о Марусе. Вырваться из Тарусы ей было не суждено. Да и вообще судьба оказалась тяжелой — в пьяной ссоре зарезала своего сожителя, отбыла срок…
А в Тарусе с тех пор, по сути, мало что поменялось. Да, конечно, центр городка стал прекрасен. Там замечательный сквер над Окой, тротуары в плитке, неординарные памятники Цветаевой и Паустовскому, музеи. Но отойдешь от центра — все те же петухи да гуси. И улицы незаасфальтированные, грунтовые. Время там не движется.
Алексей Собачкин
Ил.: Юрий Визбор и Владимир Красновский в студенческие годы…
Стихи Николая Заболоцкого, Музыка Владимира Красновского – «Таруса» («Городок») – в исполнении Андрея Макаревича – https://youtu.be/S7w3B6udgfM
Источник
Òàê âîò. Åäåì â Òàðóñó!
Äëÿ ìåíÿ îíà íà÷àëàñü ñ «Ãîðîäêà».
Íèêîëàé Çàáîëîöêèé íàïèñàë åãî â ãîä ñâîåé ñìåðòè 1958ì. Ìíå òîãäà áûëî 6 ëåò. ß íîñèëàñü ñ ïîäðóæêàìè ïî äâîðó, çàêàïûâàëà â çåìëþ öâåòíûå ñòåêëÿøêè è ðàçíîöâåòíûå ôàíòèêè äåëàëà «ñåêðåòèêè», à Ïîýò äîæèâàë ñâîé êîðîòêèé âåê.
Íà ëåòî îí ñíèìàë äîì â Òàðóñå, ìå÷òàë êóïèòü òàì æå ñîáñòâåííûé, íî íå óñïåë. Óìåð îñåíüþ â Ìîñêâå. Åìó áûëî âñåãî íà òðè ãîäà áîëüøå, ÷åì ìíå ñåé÷àñ.
“Ãîðîäîê”
Öåëûé äåíü ñòèðàåò ïðà÷êà,
Ìóæ ïîøåë çà âîäêîé.
Íà êðûëüöå ñèäèò ñîáà÷êà
Ñ ìàëåíüêîé áîðîäêîé.
Öåëûé äåíü îíà òàðàùèò
Óìíûå ãëàçåíêè,
Åñëè äîìà êòî çàïëà÷åò
Çàñêóëèò â ñòîðîíêå.
À êîìó ñåãîäíÿ ïëàêàòü
 ãîðîäå Òàðóñå?
Åñòü êîìó â Òàðóñå ïëàêàòü
Äåâî÷êå Ìàðóñå.
Îïðîòèâåëè Ìàðóñå
Ïåòóõè äà ãóñè.
Ñêîëüêî õîäèò èõ â Òàðóñå,
Ãîñïîäè Èñóñå!
«Âîò áû ìíå òàêèå ïåðüÿ
Äà òàêèå êðûëüÿ!
Óëåòåëà á ïðÿìî â äâåðü ÿ,
Áðîñèëàñü â êîâûëü ÿ!
×òîá ãëàçà ìîè íà ñâåòå
Áîëüøå íå ãëÿäåëè,
Ïåòóõè äà ãóñè ýòè
Áîëüøå íå ãàëäåëè!»
Îé, êàê õóäî æèòü Ìàðóñå
 ãîðîäå Òàðóñå!
Ïåòóõè îäíè äà ãóñè,
Ãîñïîäè Èñóñå!
Âïåðâûå ÿ óñëûøàëà ýòè ñòèõè êàê ïåñíþ ÷åðåç òðèíàäöàòü ëåò ïîñëå èõ íàïèñàíèÿ â èñïîëíåíèè ñâîåãî ñîêóðñíèêà. Îí ïåë ÷óâñòâåííî, ñ ïîäâûâîì è óâåðÿë, ÷òî ýòî íàðîäíàÿ ïåñíÿ.
Ïîìíþ îùóùåíèå íèêîãäà íå âèäåííîãî òèõîãî ïûëüíîãî ãîðîäêà ñ ãóñÿìè è ïåòóõàìè, ïîìíþ òîìèòåëüíîå æåëàíèå îêàçàòüñÿ íà åãî óëèöàõ…
×åðåç òðèæäû ïî òðèíàäöàòü òðèäöàòü äåâÿòü ëåò ÿ åäó â Òàðóñó-ãîðîäîê.
Ëþáëþ ñîñòîÿíèå íåèçâåñòíîñòè â íà÷àëå ïóòè, êîãäà íå çíàåøü, êàêîé áóäåò äîðîãà è ÷òî æäåò ïî ïðèåçäå. Ìîæåò, î÷àðîâàíèå, à ìîæåò, è ðàçî÷àðîâàíèå.
Òèõèé íåÿñíûé âîñòîðã òðîãàåò äóøó, êàæåòñÿ, âåñü ìèð ñâåòåë è äîáð, è ëþáèò òåáÿ, è òåáå òîæå òàê õî÷åòñÿ âñåõ ëþáèòü, ÷òî äàæå òÿíåò íåìíîæêî ïîïëàêàòü
Ïåðâûé «ëþáîâíûé àëüÿíñ» ñëó÷èëñÿ â çäàíèè àâòîâîêçàëà. Âíåçàïíî çàêîí÷èëèñü äåíüãè íà ìîáèëüíèêå, è ÿ íå ìîãëà ïîçâîíèòü ñâîåé ñïóòíèöå Òàòüÿíå, ÷òîáû óçíàòü, áðàòü íà íå¸ áèëåò èëè îíà ïåðåäóìàëà åõàòü. Ïðèøëîñü èñêàòü áëàãîäåòåëÿ ñðåäè ïàññàæèðîâ.
Ëèöî ìîëîäîé æåíùèíû ïîêàçàëîñü ìíå äîáðûì, è ÿ ðèñêíóëà:
Èçâèíèòå, ðàçðåøèòå âîñïîëüçîâàòüñÿ âàøèì òåëåôîíîì, íà ìî¸ì äåíüãè êîí÷èëèñü
ß âàì çàïëà÷Ó
Æåíùèíà ïîñìîòðåëà ñòðîãî è îòñòðàíåííî, íî âäðóã ðàñïëûëàñü â ÷óäåñíîé óëûáêå:
Äà ÷òî âû! Íå íàäî äåíåã, çâîíèòå!
“Áåðè áèëåòû, ÿ åäó, – ïðîêðè÷àëà ìíå Òàòüÿíà ñêâîçü øóì ìåòðî. Óæå ïîäúåçæàþ!”
Âòîðûì ñòàë áóôåò÷èê – ïàðåíü ñ áîîîîëüøîãî áîäóíà.
Îí íàëèâàë êîôå è ïîäàâàë áóëî÷êè, îäíîâðåìåííî ïðèõëåáûâàÿ èç áóòûëêè ìèíåðàëêó. Åìó ÿâíî áûëî ïëîõî, íî, ïîâèíóÿñü íåâåäîìîìó ïðîöåññó, çàâèõðÿþùåìó âîëíû íåæíîñòè â îêðóæàþùåì ïðîñòðàíñòâå, îí îòñòàâèë áóòûëêó è èñïîëíèë êàæäûé ìîé êàïðèç. Ïðîâåðÿÿ ðàáîòó áîæåñòâåííîãî ìåõàíèçìà ýìàíàöèè ëþáâè è äîáðîòû, ÿ ðàçîøëàñü ïî ïîëíîé.
Íå õî÷ó êîôå â ïëàñòèêîâûé ñòàêàí, õî÷ó â ÷àøêó!
Âîò âàì ÷àøêà.
Íå õî÷ó ðàñòâîðèìûé, õî÷ó ìîëîòûé!
Äðóãîé ïîñëàë áû êóäà ïîäàëüøå, ýòîò äîëãî èçâèíÿëñÿ, ñîêðóøåííî ïîãëÿäûâàÿ íà áàíêó âïîëíå ïðèëè÷íîãî «ßêîáñà».
Ëàäíî, ðàç íåò ìîëîòîãî, ïóñòü áóäåò ðàñòâîðèìûé. Áóëêè ñâåæèå?
Ñâåæèå, íî õîëîäíûå, ó íàñ âèòðèíà õîëîäèëüíàÿ. Äàâàéòå ðàçîãðåþ. Âàì ïîãîðÿ÷åå?
Ñïàñèáî! Äàé âàì Áîã çäîðîâüÿ è âåðíóþ æåíó!
Áóôåò÷èê ïîêðàñíåë è ðàñïëûëñÿ â ñ÷àñòëèâîé óëûáêå.
Îáúÿâèëè ïîñàäêó íà àâòîáóñ äî Òàðóñû.
Îò ïîðîãà ÿ îãëÿíóëàñü, ïàðåíü ñìîòðåë ìíå âñëåä è ñâåòèëñÿ âñåé ñâîåé ìÿòîé ôèçèîíîìèåé.
Äâà ìèðà åñòü ó ÷åëîâåêà:
Îäèí, êîòîðûé íàñ òâîðèë,
Äðóãîé, êîòîðûé ìû îò âåêà
Òâîðèì ïî ìåðå íàøèõ ñèë
Ñîëíöå áèëî â ãëàçà ÷åðåç ïðîðåõè â îáëàêàõ, óæå ïîäåðíóòûõ ñåðûì ïåïëîì äîãîðàþùåé îñåíè. Ïåðâûé çàìîðîçîê ïðèïóäðèë îò÷àÿííî çåëåíûå ãàçîíû òðàâà îáìàíóëàñü ïîçäíèì òåïëîì è ïîâåñåííåìó áîéêî âûëåçëà íàðóæó
×òî ÷óâñòâóåò ÷åëîâåê, êîãäà åãî äàâíÿÿ ìå÷òà ïðèáëèæàåòñÿ ê ñâåðøåíèþ? Åñëè çàêðûòü ãëàçà, êàæåòñÿ, áóäòî âîçâðàùàåøüñÿ â þíîñòü.
Âðåìÿ ñâåðíóëîñü ëåíòîé ̸áèóñà â çíàê Áåñêîíå÷íîñòè
Ïî äîðîãå ÿ àêàïåëüíî,ñ ÷óâñòâîì ñïåëà Òàòüÿíå «íàðîäíóþ» ïåñíþ «Ãîðîäîê», ïîäâûâàÿ, êàê òîò ñîêóðñíèê
Òàðóñà òàêàÿ àêêóðàòíåíüêàÿ, íèçåíüêàÿ, ÷èñòàÿ è óþòíàÿ, êàê ìîëîäàÿ ìåùàíî÷êà èç ïîçàïðîøëîãî âåêà.
Ãîñòèíèöà íåáîëüøàÿ è ïóñòûííàÿ. Íàçûâàåòñÿ òîæå «Òàðóñà».
Óñòðàèâàåìñÿ â íîìåðå è îòïðàâëÿåìñÿ ãóëÿòü, íî íå ìîæåì çàêðûòü äâåðü ñëîìàëñÿ çàìîê. Ñèìïàòè÷íàÿ äåâóøêààäìèíèñòðàòîð ïåðåñåëÿåò íàñ ýòàæîì âûøå, â ìàíñàðäó. Îòòóäà âèäíà êîëîêîëüíÿ è óãàäûâàåòñÿ â îòäàëåíèè ðåêà
Íà ãîðîäñêîé ïëîùàäè îíà â äâóõ øàãàõ îò ãîñòèíèöû, âèäèì äåâ÷îíîê ëåò ÷åòûðíàäöàòè ñ ëîøàäêàìè, êàòàþò äåòèøåê. Îäíà ëîøàäêà ïîíè èëè äàæå êàðëèêîâàÿ ñîâñåì êðîøå÷êà, çàïðÿæåíà â ìèíèàòþðíûå äðîæêè. Íàì ïðåäëàãàþò ïðîêàòèòüñÿ. Ñòî ðóáëåé êðóã ïî ïëîùàäè äèàìåòðîì ìåòðîâ â ñåìüäåñÿò. Ìàðøðóò: àâòîñòàíöèÿ õóäîæåñòâåííûé ñàëîí õðàì êàðòèííàÿ ãàëåðåÿ. Íå ðåøàåìñÿ îáðåìåíèòü ðûæåíüêóþ ïîíÿøêó äâóìÿ íåõèëûìè ïåíñèîíåðêàìè, è îáõîäèì ïëîùàäü ñâîèìè íîãàìè.
Âîçëå àâòîñòàíöèè ÷åáóðå÷íàÿ ñ öåíàìè ñîâåòñêîãî ïåðèîäà â Ìîñêâå äàâíî óæå íåò ïèðîæêîâ ïî äåñÿòü ðóáëåé è ñàëàòîâ ïî òðèäöàòü. Íî åù¸ èíòåðåñíåé ïëîñêàÿ, íà ìàíåð ôëþãåðà, æåñòÿíàÿ êîìïîçèöèÿ íà êîíüêå êðûøè: òîùèé ìóæèê âåðõîì íà îñëå âåç¸ò ïåðåä ñîáîé äàìó â äëèííîì ïëàòüå. Äàìà èãðàåò íà ñòðóííîì èíñòðóìåíòå ñ äëèííûì ãðèôîì. Ïîä çàãàäî÷íîé ïàðîé íà îñëÿòè, êàê ðàç íàä âõîäîì â õàð÷åâíþ íàäïèñü: «ÈÑÒÈÍÀ  ÅÄÅ!» Ñòîèì, ãàäàåì
Äîí Êèõîò? Íåò, íå ïîõîæå
Íàñðåääèí?..
Íè îäèí ìåñòíûé æèòåëü íå ñìîã îáúÿñíèòü íàì, êòî è çà÷åì èçîáðàæåí â ýòîé êîìïîçèöèè. Áîëüøèíñòâî, âûòàðàùèâ ãëàçà, óâåðÿëè, ÷òî äî ñèõ ïîð å¸ çäåñü íå çàìå÷àëè. Òàê ìû è îñòàëèñü â íåâåäåíèè îòíîñèòåëüíî ïåðâîé òàðóññêîé äîñòîïðèìå÷àòåëüíîñòè…
 õóäîæåñòâåííîì ñàëîíå èçîáðàæåíèÿ ìåñòíûõ ïåéçàæåé è ãëèíÿíûå ñóâåíèðû ïî áàñíîñëîâíûì öåíàì. Îñíîâíàÿ êîíöåïöèÿ ñóâåíèðíûõ áåçäåëóøåê àñòðîëîãè÷åñêàÿ: çíàêè çîäèàêà, ãîä òîãîñåãî
Åñòü íåñêîëüêî î÷åíü èíòåðåñíûõ êåðàìè÷åñêèõ àâòîðñêèõ ðàáîò, íî öåíû
Ýòî âàì íå ïèðîæêè.
Õðàì Ïåòðà è Ïàâëà çàêðûò íà äâà çàìêà. Ó âõîäà – ðàñïèñàíèå: ñåãîäíÿ ñëóæáà çàêîí÷èëàñü, áëèæàéøàÿ ÷åðåç äâà äíÿ…
 êàðòèííîé ãàëåðåå âûñòàâêà ñòàðèííûõ êëþ÷åé è çàìêÎâ, ðàáîòû ìåñòíîãî ôîòîõóäîæíèêà ïî ôàìèëèè Êîëîêîëü÷èêîâ, à òàê æå òðóäû ìîñêîâñêèõ æèâîïèñöåâ ïîä îáùèì íàçâàíèåì «Ïëåíýð2010».
Ñèìâîëè÷íîé ïîêàçàëàñü íàì ôîòîêàðòèíà ïîä íàçâàíèåì «Ïîäðóãè»: äâå ñïåëûå ãðóøè ðàçâàëèëèñü âàëüÿæíî îäíà íà ñòîëå, äðóãàÿ â âàçå. Ìû ïîñìåÿëèñü è ïîïðîñèëè êàññèðøó ñíÿòü íàñ íà ïàìÿòü: äâå ïîäðóãè ðÿäîì ñ «Ïîäðóãàìè»
 êàðòèííîé ãàëåðåå áîëüøå âñåõ ïðîèçâåäåíèé ìíå ïîíðàâèëèñü ñìîòðèòåëüíèöû: áåñôîðìåííûå ïðîâèíöèàëüíûå ò¸òêè â ïëàòî÷êàõ, ñëîâîîõîòëèâûå è äîáðîæåëàòåëüíûå. Îíè ñ ñîâåòñêîé äîáðîñîâåñòíîñòüþ ñëåäèëè, ÷òîáû ïîñåòèòåëè íå ôîòîãðàôèðîâàëè ýêñïîíàòû áåñïëàòíî. Îäíàêî ìû áûñòðî ïîäðóæèëèñü, áåñåäóÿ «çà æèñòü» è, ñëåäóÿ èñòèííî ðóññêîé øèðîòå äóøè, ñ íàñ íå âçÿëè äåíåã çà ôîòîñúåìêó.
Ðàçáðåëèñü ìû ñ Òàòüÿíîé ïî çàëàì, ïîòåðÿëèñü, îíà íà÷àëà ìåíÿ âûçâàíèâàòü è îáíàðóæèëîñü, ÷òî ìîé ñîòîâûé â ñóìêå îòñóòñòâóåò
Ïîõîëîäåâ, ÿ ïîëåòåëà â îáðàòíîì íàïðàâëåíèè õóäñàëîí, ÷åáóðå÷íàÿ, ãîñòèíèöà è ïîäâåðíóëà íîãó
Àïïàðàò íàø¸ëñÿ â íîìåðå, íî âñå äàëüíåéøèå ìîè ïåðåìåùåíèÿ ïðîèñõîäèëè ñ áîëüþ íà êàæäîì øàãó. «Ýòî íåñïðîñòà, ïîäóìàëà ÿ. Ýòî çíàê: íå÷åãî íîñèòüñÿ ñëîìÿ ãîëîâó ïî ãîðîäó, ãäå Âðåìÿ òå÷¸ò èç íàñòîÿùåãî â ïðîøëîå. Ïî ðåêå Âðåìåíè ñëåäóåò ïåðåìåùàòüñÿ íå ñïåøà»
Âåðíóëèñü â ãàëåðåþ, ãäå íàñ, êàê ðîäíûõ, âñòðåòèë ïóøèñòûé êîò. Ñëîâíî äîëãîäîëãî æäàë è, íàêîíåöòî äîæäàëñÿ
Îí ìÿâêàë, ò¸ðñÿ î íîãè è ñ ÷óâñòâîì ïîçèðîâàë.
Íè÷åéíûé Âàñüêà, ñîîáùèëà ãàëåðåéíàÿ ñìîòðèòåëüíèöà. Âñå åãî êîðìÿò, âîò îí âñåõ è ëþáèò
À äîì Çàáîëîöêîãî íàéòè ïðîñòî: âîí òóäà âíèç ïî óëèöå
Ïîñëåäíåå ïðèñòàíèùå Ïîýòà îêàçàëîñü ÷àñòíûì âëàäåíèåì, çàïåðòûì íà âñå çàìêè. Òîëüêî ìåìîðèàëüíàÿ äîñêà ïðîòîêîëüíî ãëàñèëà, ÷òî «Çäåñü ïðîæèâàë
» è òàê äàëåå.
Áûâøóþ äà÷ó Ïàóñòîâñêîãî òîæå îêðóæàë âûñîêèé çàáîð. Åñòü ëè òàì ýêñïîçèöèÿ, ïðîâåðèòü íå óäàëîñü íà âîðîòàõ âèñåë çàìîê.
Ïîñìîòðåëè. Ïîìîë÷àëè
Ìóçåé ñåìüè Öâåòàåâûõ âñòðåòèë ïðèâåòëèâî. Îí î÷åíü ãàðìîíè÷åí âñåé ïðîâèíöèàëüíîé Òàðóñå. Êîãäàòî ýòîò äåðåâÿííûé äîì «Äîì Òüî» ïðèíàäëåæàë íå Öâåòàåâûì, à Ñóñàííå Ìåéí, ïîñëåäíåé æåíå äåäóøêè Ìàðèíû è Àíàñòàñèè Àëåêñàíäðà Äàâûäîâè÷à Ìåéíà. Ïîä ìóçåé åãî îòäàë ìóíèöèïàëèòåò â ãîä 100ëåòèÿ Ìàðèíû Èâàíîâíû. Äåâî÷êè ãîñòèëè â ýòèõ ñòåíàõ
Èëè íå â ýòèõ? Äîì ïåðåñòðàèâàëè è íåèçâåñòíî, ñêîëüêî ñåé÷àñ â í¸ì ïîäëèííûõ áð¸âåí. Íî íå ýòî âàæíî, ãëàâíîå ïàìÿòü. È îïÿòü âðåìÿ ïðèíÿëî ïðè÷óäëèâóþ ôîðìó, è çà îêíîì çàçâåíåë äåâ÷îíî÷èé ñìåõ
Íàâåðíîå, ñ¸ñòðû Öâåòàåâû òîæå çàêàïûâàëè â çåìëþ «ñåêðåòèêè»…
Ðàññêàç ýêñêóðñîâîäà îòäàâàë êàçåííûìè øòàìïàìè, èçîáèëîâàë äàòàìè, èìåíàìè è ñîäåðæàë î÷åíü ìàëî ïîýçèè.
Ïàìÿòíèê íà áåðåãó Îêè Ìàðèíà áîëüøàÿ, êðóòîá¸äðàÿ, ñìîòðèò ââåðõ ïî òå÷åíèþ, áîëüøå ïîõîæà íà äîÿðêó, ÷åì íà ïîýòà
Ïðè÷óäëèâû âèðàæè ÷åëîâå÷åñêèõ ñóäåá, íî ïåòëè âðåìåíè ÷óäíåå: òàðóññêèé ìóçåé ñåìüè Öâåòàåâûõ ñòîèò íà óëèöå èìåíè Ðîçû Ëþêñåìáóðã, äîì Ïàóñòîâñêîãî íà Ïðîëåòàðñêîé, òàáëè÷êà ñ èìåíåì Êàðëà Ëèáêíåõòà ñîñåäñòâóåò ñ ìåìîðèàëüíîé äîñêîé Çàáîëîöêîìó, êðåñòû ñîáîðà Ïåòðà è Ïàâëà âîçíåñëèñü íàä ïëîùàäüþ Ëåíèíà
Ïîä ñòàðèííûìè ðåçíûìè íàëè÷íèêàìè êðàñóþòñÿ ïëàñòèêîâûå åâðîîêíà
Çàâå÷åðåëî.
Íàä ðåêîé ïîâèñ äèêîâèííûé ïîëîñàòûé çàêàò: ÷¸òêèå ÿðêîãîëóáûå è ÿðêîðîçîâûå ïîëîñû ÷åðåäóÿñü îòðàæàëèñü â òèõîé âîäå. Îõðèñòûé ïåñîê, àëûå ãðîçäè ðÿáèí, ïî÷åðíåâøèå ëèñòüÿ è æóõëàÿ òðàâà ñ ÷èñòûìè ìàçêàìè ïåðâîãî ñíåãà
Çàáîëîöêèé ëþáèë çàêàòû…
 î÷àðîâàíüå ðóññêîãî ïåéçàæà
Åñòü ïîäëèííàÿ ðàäîñòü, íî îíà
Îòêðûòà íå äëÿ êàæäîãî è äàæå
Íå êàæäîìó õóäîæíèêó âèäíà.
Ñ óòðà îáðåìåíåííàÿ ðàáîòîé,
Òðóäîì ëåñîâ, çàáîòàìè ïîëåé,
Ïðèðîäà ñìîòðèò êàê áû ñ íåîõîòîé
Íà íàñ, íåî÷àðîâàííûõ ëþäåé.
È ëèøü êîãäà çà òåìíîé ÷àùåé ëåñà
Âå÷åðíèé ëó÷ òàèíñòâåííî áëåñíåò,
Îáûäåííîñòè ïëîòíàÿ çàâåñà
Ñ åå êðàñîò ìãíîâåííî óïàäåò.
Âçäîõíóò ëåñà, îïóùåííûå â âîäó,
È, êàê áû ñêâîçü ïðîçðà÷íîå ñòåêëî,
Âñÿ ãðóäü ðåêè ïðèíèêíåò ê íåáîñâîäó
È çàãîðèòñÿ âëàæíî è ñâåòëî.
Èç áåëûõ áàøåí îáëà÷íîãî ìèðà
Ñîéäåò îãîíü, è â íåæíîì òîì îãíå,
Êàê áóäòî ïîä ðóêàìè þâåëèðà,
Ñêâîçíûå òåíè ëÿãóò â ãëóáèíå.
È ÷åì ÿñíåé ñòàíîâÿòñÿ äåòàëè
Ïðåäìåòîâ, ðàñïîëîæåííûõ âîêðóã,
Òåì íåîáúÿòíåé äåëàþòñÿ äàëè
Ðå÷íûõ ëóãîâ, çàòîíîâ è èçëóê.
Ãîðèò âåñü ìèð, ïðîçðà÷åí è äóõîâåí,
Òåïåðüòî îí ïîèñòèíå õîðîø,
È òû, ëèêóÿ, ìíîæåñòâî äèêîâèí
 åãî æèâûõ ÷åðòàõ ðàñïîçíàåøü.
Áåëàÿ ÷àñîâíÿ, ðÿäîì ñâÿòîé èñòî÷íèê è êóïàëüíÿ, êîòîðàÿ ðàáîòàåò ïî ðàñïèñàíèþ ñ 10 äî 16 ÷àñîâ. Óæå çàêðûòà. Ãðîìêî òîïàÿ, èç òåìíîòû âûáåæàëè òðè ïàðíÿ àçèàòñêîé íàðóæíîñòè â ñïîðòèâíûõ êîñòþìàõ, ïîõîæèå êàê áëèçíåöû, è ïîäáåæàëè ê íåâèäèìîìó â òåìíîòå, íî ñëûøíîìó ïî æóð÷àíèþ èñòî÷íèêó. Ïî î÷åðåäè íàïèëèñü.
Êàê ñèìâîëè÷íî, ñêàçàëà ÿ èì âñëåä. Ó âàñ ñåãîäíÿ êóðáàíáàéðàì è âû ïü¸òå èç ïðàâîñëàâíîãî ñâÿòîãî èñòî÷íèêà
Ïèòü çàõîòåëè, îòîçâàëñÿ îäèí.
Áîã åäèí äëÿ âñåõ, áåëîçóáî óëûáíóëñÿ äðóãîé.
Ïîáåæàëè ñ íàìè, óæå óäàëÿÿñü, áðîñèë ÷åðåç ïëå÷î òðåòèé.
Îíè èñ÷åçëè âî òüìå, ñëîâíî ïðèâèäåëèñü.
Î÷åíü ìàëî ëþäåé, íî ìíîãî äîáðîòíûõ äîìîâ òèïà «êîòòåäæ». Îíè ïðèäàþò ïðîâèíöèàëüíîìó ãîðîäêó âèä äà÷íîãî ïîñ¸ëêà. Åñòü äîâîëüíî áîãàòûå, ñ îáøèðíûìè ïîäâîðüÿìè ïîìåñòüÿ. Íî íè÷åãî ïîõîæåãî íà ðóññêèå äâîðÿíñêèå óñàäüáû
Àó, Ðîññèÿ!
 íåêîòîðûõ äîìàõ èç òðóá ø¸ë äûì, íàâåðíîå, òàì ãîðåëè ìîäíûå êàìèíû. Äûìíûé äóõ, ñìåøàííûé ñ àðîìàòîì ìîðîçà, íàâîäèë íà ìûñëè îá óþòíîé ðóññêîé èçáå, ãîðÿ÷åé ïå÷êå, î áàíüêå ïî ñóááîòàì
 ãîñòèíèöó âîçâðàùàëèñü â ïîëíîé òåìíîòå. Íà óëèöàõ íè äóøè, òîëüêî èçðåäêà ïðîåçæàëè ëåãêîâóøêè òàê, ñëîâíî êóäàòî êðàëèñü. Íè åäèíîãî ôîíàðÿ, íè äàæå ñâåòà â îêíàõ. Ñòðàííî. Ñêîëüêî æå âðåìåíè? Îêàçàëîñü, òîëüêî 8 ÷àñîâ âå÷åðà.
Çàáëóäèëèñü. Ñïðîñèòü íå ó êîãî. Ñïîðèì, êóäà èäòè, íàëåâî èëè íàïðàâî
Âäðóã, êàê â ñêàçêå, îòêóäà íè âîçüìèñü, äåâî÷êà ëåò äåñÿòè íà âåëîñèïåäå. Ñçàäè ìóæ÷èíà çà ñåäëî ïðèäåðæèâàåò: ïàïà ó÷èò ïîäðîñøóþ äî÷êó êàòàòüñÿ íà äâóõêîë¸ñíîì âåëèêå. Íî÷ü, òèøèíà, áåçëþäüå, õîëîäíàÿ ëóíà ñ íåáà è… ìèðíàÿ ñåìåéíàÿ êàðòèíêà
ß æå ãîâîðèëà, íàïðàâî!
«Äåëî áûëî âå÷åðîì, äåëàòü áûëî íå÷åãî
» Â íîìåðå íå ðàáîòàëî îòîïëåíèå.
Íà íàøó æàëîáó ïðèøëè ñëåñàðè äâà þíûõ, ïîâîñòî÷íîìó ïî÷òèòåëüíûõ óçáåêà. Èçâèíèëèñü, ÷òî íå óñòðàíèëè íåïîëàäêè äí¸ì â Òàðóñå íåò ìå÷åòè, åçäèëè íà ïðàçäíè÷íûé ìîëåáåí â ñòîëèöó. Ïîêà îíè ñïóñêàëè èç òðóá âîçäóøíóþ ïðîáêó, ìû îáñóäèëè ðàçâàë ÑÑÑÐ, âñïîìíèëè êðàñîòó Ñàìàðêàíäà, ñðàâíèëè çàðàáîòêè è öåíû íà àðåíäó êâàðòèð â Òàðóñå è Ìîñêâå… Î ðóññêèõ ïîýòàõ Çàáîëîöêîì è Öâåòàåâîé, î ïèñàòåëå Ïàóñòîâñêîì ýòè ìàëü÷èêè íèêîãäà íå ñëûøàëè
Ìû ïîçäðàâèëè óçáåêîâ ñ ïðàçäíèêîì êóðáàíáàéðàì, ïðîâîäèëè è ïîãàñèëè ñâåò.
Âûñîêà çåìëè îáèòåëü.
Ïîçäíî, ïîçäíî. Ñïàòü ïîðà!
Ðàçóì, áåäíûé ìîé âîèòåëü,
Òû çàñíóë áû äî óòðà.
×òî ñîìíåíüÿ? ×òî òðåâîãè?
Äåíü ïðîøåë, è ìû ñ òîáîé
Ïîëóçâåðè, ïîëóáîãè
Çàñûïàåì íà ïîðîãå
Íîâîé æèçíè ìîëîäîé.
Êîëîòóøêà òóêòóêòóê,
Ñïèò æèâîòíîå Ïàóê,
Ñïèò Êîðîâà, Ìóõà ñïèò,
Íàä çåìëåé ëóíà âèñèò.
Íàä çåìëåé áîëüøàÿ ïëîøêà
Îïðîêèíóòîé âîäû.
Ñïèò ðàñòåíèå Êàðòîøêà.
Çàñûïàé ñêîðåé è òû!
Óòðîì ÿ åëååëå çàñòåãíóëà íà ðàñïóõøåé ëîäûæêå ñàïîã è ñ òðóäîì äîêîâûëÿëà äî àâòîáóñà.
×åðåç òðè ÷àñà ìû ñ Òàòüÿíîé, ïîêà÷èâàÿñü, äðåìàëè â âàãîíå ìîñêîâñêîãî ìåòðî
×òî ïðèíåñëà ìíå ñáûâøàÿñÿ ìå÷òà?
Íè÷åãî îñîáåííîãî. Ïðîñòî åù¸ îäèí íåçàáûâàåìûé äåíü â æèçíè. Äåíü, â êîòîðîì íå áûëî íèêàêèõ âûäàþùèõñÿ ñîáûòèé, ïðîñòî Âðåìÿ ñâåðíóëîñü â çíàê Áåñêîíå÷íîñòè è ÷òîòî èçìåíèëîñü âî ìíå è âîêðóã.
Íå ïîçâîëÿé äóøå ëåíèòüñÿ!
×òîá â ñòóïå âîäó íå òîëî÷ü,
Äóøà îáÿçàíà òðóäèòüñÿ
È äåíü è íî÷ü, è äåíü è íî÷ü!
Ãîíè åå îò äîìà ê äîìó,
Òàùè ñ ýòàïà íà ýòàï,
Ïî ïóñòûðþ, ïî áóðåëîìó
×åðåç ñóãðîá, ÷åðåç óõàá!
Íå ðàçðåøàé åé ñïàòü â ïîñòåëè
Ïðè ñâåòå óòðåííåé çâåçäû,
Äåðæè ëåíòÿéêó â ÷åðíîì òåëå
È íå ñíèìàé ñ íåå óçäû!
Íè ãóñåé, íè ïåòóõîâ, íè êîâûëÿ, íè ïðà÷êè ñ áîðîäàòîé ñîáà÷îíêîé ìû â Òàðóñå íå óâèäåëè. Íî áûë çàìå÷åí ìóæèê, ïîêóïàâøèé âîäêó â ìàãàçèí÷èêå «Ïðîäóêòû êðóãëîñóòî÷íî». Ñîãëàñíî ðàñïèñàíèþ íà äâåðè, ìàãàçèí ðàáîòàåò ñ 8 äî 23 ÷àñîâ ýòî, âèäèìî, è åñòü ñóòêè â ãîðîäå Òàðóñå.
Ñòðàííàÿ øòóêà ÂÐÅÌß
Ìîñêâà-Òàðóñà-Ìîñêâà. Íîÿáðü, 2010 ã.
Ñòèõè Íèêîëàÿ Çàáîëîöêîãî.
Íà ôîòî (àâòîð íåèçâåñòåí) äîì Í.Çàáîëîöêîãî.
Источник