Целый день стирает прачка история

Печальное о Марусе от Ольги Святкиной
Какие песни можно назвать музыкальными символами Калужской области? –
Есть приметы, по которым мы сразу определяем, свой человек или чужой. Только воспитанному на советской киноклассике человеку понятен глубинный смысл фраз «А вас, Штирлиц, я попрошу остаться» или «Танцуют все!». Это называется культурным кодом. Он помогает понять, из одной ли мы «песочницы».
На региональном уровне тоже есть сигнальные знаки «Я свой!» — особенности говора, какие-то местные словечки, знаменитый петербургский «поребрик», к примеру. А вот с музыкальными региональными символами повезло не всем. Много ли мы знаем песен, допустим, про Липецк или Воронеж? Они, несомненно, есть.
О Воронеже песню написала не кто-нибудь, а Пахмутова, но за пределы города она не вырвалась, ее не запели на всю страну, как
«Где же моя ясноглазая, где?
В Вологде-где-где»
Или «Вышел в степь донецкую парень молодой».
Можно еще вспомнить «Мой белый город, ты цветок из камня» — город в тексте не назван, что и хорошо. Под определение попадет хоть Тверь, хоть Тамбов. Последнему тоже повезло. О мальчике, который туда едет, в середине 90-х извещал каждый киоск, торгующий кассетами.
А что же наш регион-40? Песен самых разных жанров о Калуге, Обнинске — полно – и бардовская лирика, и советский агитпроп, а еще очень много современного рэпа. Но все это — «продукт внутреннего использования», широко в народ ушли только три песни, написанные давно, еще в 60-е годы. Три — немало. Какой еще провинциальный регион России может похвастаться таким большим числом?
Несколько слов о наиболее известной –
«Городок»
Целый день стирает прачка,
Муж пошел за водкой,
На крыльце сидит собачка
С маленькой бородкой
…
А кому сегодня плакать
В городе Тарусе?
Есть кому сегодня плакать –
Девочке Марусе
…
Опротивели Марусе
Петухи да гуси.
Сколько ходит их в Тарусе,
Господи Иисусе!
Эти стихи («Городок») Николай Заболоцкий написал за год до смерти, в 1957 году. Многие думали, что они о детстве Марины Цветаевой, прошедшем в Тарусе. Но нет. Это просто зарисовка с натуры. Прачка, ее муж-пьяница, их дочь Маруся — тарусские соседи Заболоцкого, тоже вполне реальные люди.
Стихотворение тронуло многие души отражением провинциальной безысходности и детской мечтой вырваться из мира, где одни «петухи да гуси».
В 1965 году известный в те годы бард Владимир Красновский (08.06.1933-21.11.1982) сочинил музыку на стихи Заболоцкого и был первым исполнителем песни. Мелодия оказалась удачной, запоминающейся. Песня «пошла» — буквально из уст в уста, от одного любителя петь под гитару к другому, ведь тогда подобные вещи в нашей стране в студии не записывались, на пластинках не издавались, потому что, в принципе, «Городок» — антисоветская крамола.
Песня благополучно дожила до перестройки, и тогда ее записал дуэт Татьяны и Сергея Никитиных, в 90-е годы «Городок» вместе и по отдельности исполняли Андрей Макаревич и Борис Гребенщиков. А незнаменитых исполнителей — сотни. Существуют и другие варианты музыки на эти стихи, но первоисточник из них — самый популярный.
Кстати, о Марусе. Вырваться из Тарусы ей было не суждено. Да и вообще судьба оказалась тяжелой — в пьяной ссоре зарезала своего сожителя, отбыла срок…
А в Тарусе с тех пор, по сути, мало что поменялось. Да, конечно, центр городка стал прекрасен. Там замечательный сквер над Окой, тротуары в плитке, неординарные памятники Цветаевой и Паустовскому, музеи. Но отойдешь от центра — все те же петухи да гуси. И улицы незаасфальтированные, грунтовые. Время там не движется.
Алексей Собачкин
Ил.: Юрий Визбор и Владимир Красновский в студенческие годы…
Стихи Николая Заболоцкого, Музыка Владимира Красновского – «Таруса» («Городок») – в исполнении Андрея Макаревича – https://youtu.be/S7w3B6udgfM
Источник
Òàê âîò. Åäåì â Òàðóñó!
Äëÿ ìåíÿ îíà íà÷àëàñü ñ «Ãîðîäêà».
Íèêîëàé Çàáîëîöêèé íàïèñàë åãî â ãîä ñâîåé ñìåðòè 1958ì. Ìíå òîãäà áûëî 6 ëåò. ß íîñèëàñü ñ ïîäðóæêàìè ïî äâîðó, çàêàïûâàëà â çåìëþ öâåòíûå ñòåêëÿøêè è ðàçíîöâåòíûå ôàíòèêè äåëàëà «ñåêðåòèêè», à Ïîýò äîæèâàë ñâîé êîðîòêèé âåê.
Íà ëåòî îí ñíèìàë äîì â Òàðóñå, ìå÷òàë êóïèòü òàì æå ñîáñòâåííûé, íî íå óñïåë. Óìåð îñåíüþ â Ìîñêâå. Åìó áûëî âñåãî íà òðè ãîäà áîëüøå, ÷åì ìíå ñåé÷àñ.
“Ãîðîäîê”
Öåëûé äåíü ñòèðàåò ïðà÷êà,
Ìóæ ïîøåë çà âîäêîé.
Íà êðûëüöå ñèäèò ñîáà÷êà
Ñ ìàëåíüêîé áîðîäêîé.
Öåëûé äåíü îíà òàðàùèò
Óìíûå ãëàçåíêè,
Åñëè äîìà êòî çàïëà÷åò
Çàñêóëèò â ñòîðîíêå.
À êîìó ñåãîäíÿ ïëàêàòü
 ãîðîäå Òàðóñå?
Åñòü êîìó â Òàðóñå ïëàêàòü
Äåâî÷êå Ìàðóñå.
Îïðîòèâåëè Ìàðóñå
Ïåòóõè äà ãóñè.
Ñêîëüêî õîäèò èõ â Òàðóñå,
Ãîñïîäè Èñóñå!
«Âîò áû ìíå òàêèå ïåðüÿ
Äà òàêèå êðûëüÿ!
Óëåòåëà á ïðÿìî â äâåðü ÿ,
Áðîñèëàñü â êîâûëü ÿ!
×òîá ãëàçà ìîè íà ñâåòå
Áîëüøå íå ãëÿäåëè,
Ïåòóõè äà ãóñè ýòè
Áîëüøå íå ãàëäåëè!»
Îé, êàê õóäî æèòü Ìàðóñå
 ãîðîäå Òàðóñå!
Ïåòóõè îäíè äà ãóñè,
Ãîñïîäè Èñóñå!
Âïåðâûå ÿ óñëûøàëà ýòè ñòèõè êàê ïåñíþ ÷åðåç òðèíàäöàòü ëåò ïîñëå èõ íàïèñàíèÿ â èñïîëíåíèè ñâîåãî ñîêóðñíèêà. Îí ïåë ÷óâñòâåííî, ñ ïîäâûâîì è óâåðÿë, ÷òî ýòî íàðîäíàÿ ïåñíÿ.
Ïîìíþ îùóùåíèå íèêîãäà íå âèäåííîãî òèõîãî ïûëüíîãî ãîðîäêà ñ ãóñÿìè è ïåòóõàìè, ïîìíþ òîìèòåëüíîå æåëàíèå îêàçàòüñÿ íà åãî óëèöàõ…
×åðåç òðèæäû ïî òðèíàäöàòü òðèäöàòü äåâÿòü ëåò ÿ åäó â Òàðóñó-ãîðîäîê.
Ëþáëþ ñîñòîÿíèå íåèçâåñòíîñòè â íà÷àëå ïóòè, êîãäà íå çíàåøü, êàêîé áóäåò äîðîãà è ÷òî æäåò ïî ïðèåçäå. Ìîæåò, î÷àðîâàíèå, à ìîæåò, è ðàçî÷àðîâàíèå.
Òèõèé íåÿñíûé âîñòîðã òðîãàåò äóøó, êàæåòñÿ, âåñü ìèð ñâåòåë è äîáð, è ëþáèò òåáÿ, è òåáå òîæå òàê õî÷åòñÿ âñåõ ëþáèòü, ÷òî äàæå òÿíåò íåìíîæêî ïîïëàêàòü
Ïåðâûé «ëþáîâíûé àëüÿíñ» ñëó÷èëñÿ â çäàíèè àâòîâîêçàëà. Âíåçàïíî çàêîí÷èëèñü äåíüãè íà ìîáèëüíèêå, è ÿ íå ìîãëà ïîçâîíèòü ñâîåé ñïóòíèöå Òàòüÿíå, ÷òîáû óçíàòü, áðàòü íà íå¸ áèëåò èëè îíà ïåðåäóìàëà åõàòü. Ïðèøëîñü èñêàòü áëàãîäåòåëÿ ñðåäè ïàññàæèðîâ.
Ëèöî ìîëîäîé æåíùèíû ïîêàçàëîñü ìíå äîáðûì, è ÿ ðèñêíóëà:
Èçâèíèòå, ðàçðåøèòå âîñïîëüçîâàòüñÿ âàøèì òåëåôîíîì, íà ìî¸ì äåíüãè êîí÷èëèñü
ß âàì çàïëà÷Ó
Æåíùèíà ïîñìîòðåëà ñòðîãî è îòñòðàíåííî, íî âäðóã ðàñïëûëàñü â ÷óäåñíîé óëûáêå:
Äà ÷òî âû! Íå íàäî äåíåã, çâîíèòå!
“Áåðè áèëåòû, ÿ åäó, – ïðîêðè÷àëà ìíå Òàòüÿíà ñêâîçü øóì ìåòðî. Óæå ïîäúåçæàþ!”
Âòîðûì ñòàë áóôåò÷èê – ïàðåíü ñ áîîîîëüøîãî áîäóíà.
Îí íàëèâàë êîôå è ïîäàâàë áóëî÷êè, îäíîâðåìåííî ïðèõëåáûâàÿ èç áóòûëêè ìèíåðàëêó. Åìó ÿâíî áûëî ïëîõî, íî, ïîâèíóÿñü íåâåäîìîìó ïðîöåññó, çàâèõðÿþùåìó âîëíû íåæíîñòè â îêðóæàþùåì ïðîñòðàíñòâå, îí îòñòàâèë áóòûëêó è èñïîëíèë êàæäûé ìîé êàïðèç. Ïðîâåðÿÿ ðàáîòó áîæåñòâåííîãî ìåõàíèçìà ýìàíàöèè ëþáâè è äîáðîòû, ÿ ðàçîøëàñü ïî ïîëíîé.
Íå õî÷ó êîôå â ïëàñòèêîâûé ñòàêàí, õî÷ó â ÷àøêó!
Âîò âàì ÷àøêà.
Íå õî÷ó ðàñòâîðèìûé, õî÷ó ìîëîòûé!
Äðóãîé ïîñëàë áû êóäà ïîäàëüøå, ýòîò äîëãî èçâèíÿëñÿ, ñîêðóøåííî ïîãëÿäûâàÿ íà áàíêó âïîëíå ïðèëè÷íîãî «ßêîáñà».
Ëàäíî, ðàç íåò ìîëîòîãî, ïóñòü áóäåò ðàñòâîðèìûé. Áóëêè ñâåæèå?
Ñâåæèå, íî õîëîäíûå, ó íàñ âèòðèíà õîëîäèëüíàÿ. Äàâàéòå ðàçîãðåþ. Âàì ïîãîðÿ÷åå?
Ñïàñèáî! Äàé âàì Áîã çäîðîâüÿ è âåðíóþ æåíó!
Áóôåò÷èê ïîêðàñíåë è ðàñïëûëñÿ â ñ÷àñòëèâîé óëûáêå.
Îáúÿâèëè ïîñàäêó íà àâòîáóñ äî Òàðóñû.
Îò ïîðîãà ÿ îãëÿíóëàñü, ïàðåíü ñìîòðåë ìíå âñëåä è ñâåòèëñÿ âñåé ñâîåé ìÿòîé ôèçèîíîìèåé.
Äâà ìèðà åñòü ó ÷åëîâåêà:
Îäèí, êîòîðûé íàñ òâîðèë,
Äðóãîé, êîòîðûé ìû îò âåêà
Òâîðèì ïî ìåðå íàøèõ ñèë
Ñîëíöå áèëî â ãëàçà ÷åðåç ïðîðåõè â îáëàêàõ, óæå ïîäåðíóòûõ ñåðûì ïåïëîì äîãîðàþùåé îñåíè. Ïåðâûé çàìîðîçîê ïðèïóäðèë îò÷àÿííî çåëåíûå ãàçîíû òðàâà îáìàíóëàñü ïîçäíèì òåïëîì è ïîâåñåííåìó áîéêî âûëåçëà íàðóæó
×òî ÷óâñòâóåò ÷åëîâåê, êîãäà åãî äàâíÿÿ ìå÷òà ïðèáëèæàåòñÿ ê ñâåðøåíèþ? Åñëè çàêðûòü ãëàçà, êàæåòñÿ, áóäòî âîçâðàùàåøüñÿ â þíîñòü.
Âðåìÿ ñâåðíóëîñü ëåíòîé ̸áèóñà â çíàê Áåñêîíå÷íîñòè
Ïî äîðîãå ÿ àêàïåëüíî,ñ ÷óâñòâîì ñïåëà Òàòüÿíå «íàðîäíóþ» ïåñíþ «Ãîðîäîê», ïîäâûâàÿ, êàê òîò ñîêóðñíèê
Òàðóñà òàêàÿ àêêóðàòíåíüêàÿ, íèçåíüêàÿ, ÷èñòàÿ è óþòíàÿ, êàê ìîëîäàÿ ìåùàíî÷êà èç ïîçàïðîøëîãî âåêà.
Ãîñòèíèöà íåáîëüøàÿ è ïóñòûííàÿ. Íàçûâàåòñÿ òîæå «Òàðóñà».
Óñòðàèâàåìñÿ â íîìåðå è îòïðàâëÿåìñÿ ãóëÿòü, íî íå ìîæåì çàêðûòü äâåðü ñëîìàëñÿ çàìîê. Ñèìïàòè÷íàÿ äåâóøêààäìèíèñòðàòîð ïåðåñåëÿåò íàñ ýòàæîì âûøå, â ìàíñàðäó. Îòòóäà âèäíà êîëîêîëüíÿ è óãàäûâàåòñÿ â îòäàëåíèè ðåêà
Íà ãîðîäñêîé ïëîùàäè îíà â äâóõ øàãàõ îò ãîñòèíèöû, âèäèì äåâ÷îíîê ëåò ÷åòûðíàäöàòè ñ ëîøàäêàìè, êàòàþò äåòèøåê. Îäíà ëîøàäêà ïîíè èëè äàæå êàðëèêîâàÿ ñîâñåì êðîøå÷êà, çàïðÿæåíà â ìèíèàòþðíûå äðîæêè. Íàì ïðåäëàãàþò ïðîêàòèòüñÿ. Ñòî ðóáëåé êðóã ïî ïëîùàäè äèàìåòðîì ìåòðîâ â ñåìüäåñÿò. Ìàðøðóò: àâòîñòàíöèÿ õóäîæåñòâåííûé ñàëîí õðàì êàðòèííàÿ ãàëåðåÿ. Íå ðåøàåìñÿ îáðåìåíèòü ðûæåíüêóþ ïîíÿøêó äâóìÿ íåõèëûìè ïåíñèîíåðêàìè, è îáõîäèì ïëîùàäü ñâîèìè íîãàìè.
Âîçëå àâòîñòàíöèè ÷åáóðå÷íàÿ ñ öåíàìè ñîâåòñêîãî ïåðèîäà â Ìîñêâå äàâíî óæå íåò ïèðîæêîâ ïî äåñÿòü ðóáëåé è ñàëàòîâ ïî òðèäöàòü. Íî åù¸ èíòåðåñíåé ïëîñêàÿ, íà ìàíåð ôëþãåðà, æåñòÿíàÿ êîìïîçèöèÿ íà êîíüêå êðûøè: òîùèé ìóæèê âåðõîì íà îñëå âåç¸ò ïåðåä ñîáîé äàìó â äëèííîì ïëàòüå. Äàìà èãðàåò íà ñòðóííîì èíñòðóìåíòå ñ äëèííûì ãðèôîì. Ïîä çàãàäî÷íîé ïàðîé íà îñëÿòè, êàê ðàç íàä âõîäîì â õàð÷åâíþ íàäïèñü: «ÈÑÒÈÍÀ  ÅÄÅ!» Ñòîèì, ãàäàåì
Äîí Êèõîò? Íåò, íå ïîõîæå
Íàñðåääèí?..
Íè îäèí ìåñòíûé æèòåëü íå ñìîã îáúÿñíèòü íàì, êòî è çà÷åì èçîáðàæåí â ýòîé êîìïîçèöèè. Áîëüøèíñòâî, âûòàðàùèâ ãëàçà, óâåðÿëè, ÷òî äî ñèõ ïîð å¸ çäåñü íå çàìå÷àëè. Òàê ìû è îñòàëèñü â íåâåäåíèè îòíîñèòåëüíî ïåðâîé òàðóññêîé äîñòîïðèìå÷àòåëüíîñòè…
 õóäîæåñòâåííîì ñàëîíå èçîáðàæåíèÿ ìåñòíûõ ïåéçàæåé è ãëèíÿíûå ñóâåíèðû ïî áàñíîñëîâíûì öåíàì. Îñíîâíàÿ êîíöåïöèÿ ñóâåíèðíûõ áåçäåëóøåê àñòðîëîãè÷åñêàÿ: çíàêè çîäèàêà, ãîä òîãîñåãî
Åñòü íåñêîëüêî î÷åíü èíòåðåñíûõ êåðàìè÷åñêèõ àâòîðñêèõ ðàáîò, íî öåíû
Ýòî âàì íå ïèðîæêè.
Õðàì Ïåòðà è Ïàâëà çàêðûò íà äâà çàìêà. Ó âõîäà – ðàñïèñàíèå: ñåãîäíÿ ñëóæáà çàêîí÷èëàñü, áëèæàéøàÿ ÷åðåç äâà äíÿ…
 êàðòèííîé ãàëåðåå âûñòàâêà ñòàðèííûõ êëþ÷åé è çàìêÎâ, ðàáîòû ìåñòíîãî ôîòîõóäîæíèêà ïî ôàìèëèè Êîëîêîëü÷èêîâ, à òàê æå òðóäû ìîñêîâñêèõ æèâîïèñöåâ ïîä îáùèì íàçâàíèåì «Ïëåíýð2010».
Ñèìâîëè÷íîé ïîêàçàëàñü íàì ôîòîêàðòèíà ïîä íàçâàíèåì «Ïîäðóãè»: äâå ñïåëûå ãðóøè ðàçâàëèëèñü âàëüÿæíî îäíà íà ñòîëå, äðóãàÿ â âàçå. Ìû ïîñìåÿëèñü è ïîïðîñèëè êàññèðøó ñíÿòü íàñ íà ïàìÿòü: äâå ïîäðóãè ðÿäîì ñ «Ïîäðóãàìè»
 êàðòèííîé ãàëåðåå áîëüøå âñåõ ïðîèçâåäåíèé ìíå ïîíðàâèëèñü ñìîòðèòåëüíèöû: áåñôîðìåííûå ïðîâèíöèàëüíûå ò¸òêè â ïëàòî÷êàõ, ñëîâîîõîòëèâûå è äîáðîæåëàòåëüíûå. Îíè ñ ñîâåòñêîé äîáðîñîâåñòíîñòüþ ñëåäèëè, ÷òîáû ïîñåòèòåëè íå ôîòîãðàôèðîâàëè ýêñïîíàòû áåñïëàòíî. Îäíàêî ìû áûñòðî ïîäðóæèëèñü, áåñåäóÿ «çà æèñòü» è, ñëåäóÿ èñòèííî ðóññêîé øèðîòå äóøè, ñ íàñ íå âçÿëè äåíåã çà ôîòîñúåìêó.
Ðàçáðåëèñü ìû ñ Òàòüÿíîé ïî çàëàì, ïîòåðÿëèñü, îíà íà÷àëà ìåíÿ âûçâàíèâàòü è îáíàðóæèëîñü, ÷òî ìîé ñîòîâûé â ñóìêå îòñóòñòâóåò
Ïîõîëîäåâ, ÿ ïîëåòåëà â îáðàòíîì íàïðàâëåíèè õóäñàëîí, ÷åáóðå÷íàÿ, ãîñòèíèöà è ïîäâåðíóëà íîãó
Àïïàðàò íàø¸ëñÿ â íîìåðå, íî âñå äàëüíåéøèå ìîè ïåðåìåùåíèÿ ïðîèñõîäèëè ñ áîëüþ íà êàæäîì øàãó. «Ýòî íåñïðîñòà, ïîäóìàëà ÿ. Ýòî çíàê: íå÷åãî íîñèòüñÿ ñëîìÿ ãîëîâó ïî ãîðîäó, ãäå Âðåìÿ òå÷¸ò èç íàñòîÿùåãî â ïðîøëîå. Ïî ðåêå Âðåìåíè ñëåäóåò ïåðåìåùàòüñÿ íå ñïåøà»
Âåðíóëèñü â ãàëåðåþ, ãäå íàñ, êàê ðîäíûõ, âñòðåòèë ïóøèñòûé êîò. Ñëîâíî äîëãîäîëãî æäàë è, íàêîíåöòî äîæäàëñÿ
Îí ìÿâêàë, ò¸ðñÿ î íîãè è ñ ÷óâñòâîì ïîçèðîâàë.
Íè÷åéíûé Âàñüêà, ñîîáùèëà ãàëåðåéíàÿ ñìîòðèòåëüíèöà. Âñå åãî êîðìÿò, âîò îí âñåõ è ëþáèò
À äîì Çàáîëîöêîãî íàéòè ïðîñòî: âîí òóäà âíèç ïî óëèöå
Ïîñëåäíåå ïðèñòàíèùå Ïîýòà îêàçàëîñü ÷àñòíûì âëàäåíèåì, çàïåðòûì íà âñå çàìêè. Òîëüêî ìåìîðèàëüíàÿ äîñêà ïðîòîêîëüíî ãëàñèëà, ÷òî «Çäåñü ïðîæèâàë
» è òàê äàëåå.
Áûâøóþ äà÷ó Ïàóñòîâñêîãî òîæå îêðóæàë âûñîêèé çàáîð. Åñòü ëè òàì ýêñïîçèöèÿ, ïðîâåðèòü íå óäàëîñü íà âîðîòàõ âèñåë çàìîê.
Ïîñìîòðåëè. Ïîìîë÷àëè
Ìóçåé ñåìüè Öâåòàåâûõ âñòðåòèë ïðèâåòëèâî. Îí î÷åíü ãàðìîíè÷åí âñåé ïðîâèíöèàëüíîé Òàðóñå. Êîãäàòî ýòîò äåðåâÿííûé äîì «Äîì Òüî» ïðèíàäëåæàë íå Öâåòàåâûì, à Ñóñàííå Ìåéí, ïîñëåäíåé æåíå äåäóøêè Ìàðèíû è Àíàñòàñèè Àëåêñàíäðà Äàâûäîâè÷à Ìåéíà. Ïîä ìóçåé åãî îòäàë ìóíèöèïàëèòåò â ãîä 100ëåòèÿ Ìàðèíû Èâàíîâíû. Äåâî÷êè ãîñòèëè â ýòèõ ñòåíàõ
Èëè íå â ýòèõ? Äîì ïåðåñòðàèâàëè è íåèçâåñòíî, ñêîëüêî ñåé÷àñ â í¸ì ïîäëèííûõ áð¸âåí. Íî íå ýòî âàæíî, ãëàâíîå ïàìÿòü. È îïÿòü âðåìÿ ïðèíÿëî ïðè÷óäëèâóþ ôîðìó, è çà îêíîì çàçâåíåë äåâ÷îíî÷èé ñìåõ
Íàâåðíîå, ñ¸ñòðû Öâåòàåâû òîæå çàêàïûâàëè â çåìëþ «ñåêðåòèêè»…
Ðàññêàç ýêñêóðñîâîäà îòäàâàë êàçåííûìè øòàìïàìè, èçîáèëîâàë äàòàìè, èìåíàìè è ñîäåðæàë î÷åíü ìàëî ïîýçèè.
Ïàìÿòíèê íà áåðåãó Îêè Ìàðèíà áîëüøàÿ, êðóòîá¸äðàÿ, ñìîòðèò ââåðõ ïî òå÷åíèþ, áîëüøå ïîõîæà íà äîÿðêó, ÷åì íà ïîýòà
Ïðè÷óäëèâû âèðàæè ÷åëîâå÷åñêèõ ñóäåá, íî ïåòëè âðåìåíè ÷óäíåå: òàðóññêèé ìóçåé ñåìüè Öâåòàåâûõ ñòîèò íà óëèöå èìåíè Ðîçû Ëþêñåìáóðã, äîì Ïàóñòîâñêîãî íà Ïðîëåòàðñêîé, òàáëè÷êà ñ èìåíåì Êàðëà Ëèáêíåõòà ñîñåäñòâóåò ñ ìåìîðèàëüíîé äîñêîé Çàáîëîöêîìó, êðåñòû ñîáîðà Ïåòðà è Ïàâëà âîçíåñëèñü íàä ïëîùàäüþ Ëåíèíà
Ïîä ñòàðèííûìè ðåçíûìè íàëè÷íèêàìè êðàñóþòñÿ ïëàñòèêîâûå åâðîîêíà
Çàâå÷åðåëî.
Íàä ðåêîé ïîâèñ äèêîâèííûé ïîëîñàòûé çàêàò: ÷¸òêèå ÿðêîãîëóáûå è ÿðêîðîçîâûå ïîëîñû ÷åðåäóÿñü îòðàæàëèñü â òèõîé âîäå. Îõðèñòûé ïåñîê, àëûå ãðîçäè ðÿáèí, ïî÷åðíåâøèå ëèñòüÿ è æóõëàÿ òðàâà ñ ÷èñòûìè ìàçêàìè ïåðâîãî ñíåãà
Çàáîëîöêèé ëþáèë çàêàòû…
 î÷àðîâàíüå ðóññêîãî ïåéçàæà
Åñòü ïîäëèííàÿ ðàäîñòü, íî îíà
Îòêðûòà íå äëÿ êàæäîãî è äàæå
Íå êàæäîìó õóäîæíèêó âèäíà.
Ñ óòðà îáðåìåíåííàÿ ðàáîòîé,
Òðóäîì ëåñîâ, çàáîòàìè ïîëåé,
Ïðèðîäà ñìîòðèò êàê áû ñ íåîõîòîé
Íà íàñ, íåî÷àðîâàííûõ ëþäåé.
È ëèøü êîãäà çà òåìíîé ÷àùåé ëåñà
Âå÷åðíèé ëó÷ òàèíñòâåííî áëåñíåò,
Îáûäåííîñòè ïëîòíàÿ çàâåñà
Ñ åå êðàñîò ìãíîâåííî óïàäåò.
Âçäîõíóò ëåñà, îïóùåííûå â âîäó,
È, êàê áû ñêâîçü ïðîçðà÷íîå ñòåêëî,
Âñÿ ãðóäü ðåêè ïðèíèêíåò ê íåáîñâîäó
È çàãîðèòñÿ âëàæíî è ñâåòëî.
Èç áåëûõ áàøåí îáëà÷íîãî ìèðà
Ñîéäåò îãîíü, è â íåæíîì òîì îãíå,
Êàê áóäòî ïîä ðóêàìè þâåëèðà,
Ñêâîçíûå òåíè ëÿãóò â ãëóáèíå.
È ÷åì ÿñíåé ñòàíîâÿòñÿ äåòàëè
Ïðåäìåòîâ, ðàñïîëîæåííûõ âîêðóã,
Òåì íåîáúÿòíåé äåëàþòñÿ äàëè
Ðå÷íûõ ëóãîâ, çàòîíîâ è èçëóê.
Ãîðèò âåñü ìèð, ïðîçðà÷åí è äóõîâåí,
Òåïåðüòî îí ïîèñòèíå õîðîø,
È òû, ëèêóÿ, ìíîæåñòâî äèêîâèí
 åãî æèâûõ ÷åðòàõ ðàñïîçíàåøü.
Áåëàÿ ÷àñîâíÿ, ðÿäîì ñâÿòîé èñòî÷íèê è êóïàëüíÿ, êîòîðàÿ ðàáîòàåò ïî ðàñïèñàíèþ ñ 10 äî 16 ÷àñîâ. Óæå çàêðûòà. Ãðîìêî òîïàÿ, èç òåìíîòû âûáåæàëè òðè ïàðíÿ àçèàòñêîé íàðóæíîñòè â ñïîðòèâíûõ êîñòþìàõ, ïîõîæèå êàê áëèçíåöû, è ïîäáåæàëè ê íåâèäèìîìó â òåìíîòå, íî ñëûøíîìó ïî æóð÷àíèþ èñòî÷íèêó. Ïî î÷åðåäè íàïèëèñü.
Êàê ñèìâîëè÷íî, ñêàçàëà ÿ èì âñëåä. Ó âàñ ñåãîäíÿ êóðáàíáàéðàì è âû ïü¸òå èç ïðàâîñëàâíîãî ñâÿòîãî èñòî÷íèêà
Ïèòü çàõîòåëè, îòîçâàëñÿ îäèí.
Áîã åäèí äëÿ âñåõ, áåëîçóáî óëûáíóëñÿ äðóãîé.
Ïîáåæàëè ñ íàìè, óæå óäàëÿÿñü, áðîñèë ÷åðåç ïëå÷î òðåòèé.
Îíè èñ÷åçëè âî òüìå, ñëîâíî ïðèâèäåëèñü.
Î÷åíü ìàëî ëþäåé, íî ìíîãî äîáðîòíûõ äîìîâ òèïà «êîòòåäæ». Îíè ïðèäàþò ïðîâèíöèàëüíîìó ãîðîäêó âèä äà÷íîãî ïîñ¸ëêà. Åñòü äîâîëüíî áîãàòûå, ñ îáøèðíûìè ïîäâîðüÿìè ïîìåñòüÿ. Íî íè÷åãî ïîõîæåãî íà ðóññêèå äâîðÿíñêèå óñàäüáû
Àó, Ðîññèÿ!
 íåêîòîðûõ äîìàõ èç òðóá ø¸ë äûì, íàâåðíîå, òàì ãîðåëè ìîäíûå êàìèíû. Äûìíûé äóõ, ñìåøàííûé ñ àðîìàòîì ìîðîçà, íàâîäèë íà ìûñëè îá óþòíîé ðóññêîé èçáå, ãîðÿ÷åé ïå÷êå, î áàíüêå ïî ñóááîòàì
 ãîñòèíèöó âîçâðàùàëèñü â ïîëíîé òåìíîòå. Íà óëèöàõ íè äóøè, òîëüêî èçðåäêà ïðîåçæàëè ëåãêîâóøêè òàê, ñëîâíî êóäàòî êðàëèñü. Íè åäèíîãî ôîíàðÿ, íè äàæå ñâåòà â îêíàõ. Ñòðàííî. Ñêîëüêî æå âðåìåíè? Îêàçàëîñü, òîëüêî 8 ÷àñîâ âå÷åðà.
Çàáëóäèëèñü. Ñïðîñèòü íå ó êîãî. Ñïîðèì, êóäà èäòè, íàëåâî èëè íàïðàâî
Âäðóã, êàê â ñêàçêå, îòêóäà íè âîçüìèñü, äåâî÷êà ëåò äåñÿòè íà âåëîñèïåäå. Ñçàäè ìóæ÷èíà çà ñåäëî ïðèäåðæèâàåò: ïàïà ó÷èò ïîäðîñøóþ äî÷êó êàòàòüñÿ íà äâóõêîë¸ñíîì âåëèêå. Íî÷ü, òèøèíà, áåçëþäüå, õîëîäíàÿ ëóíà ñ íåáà è… ìèðíàÿ ñåìåéíàÿ êàðòèíêà
ß æå ãîâîðèëà, íàïðàâî!
«Äåëî áûëî âå÷åðîì, äåëàòü áûëî íå÷åãî
» Â íîìåðå íå ðàáîòàëî îòîïëåíèå.
Íà íàøó æàëîáó ïðèøëè ñëåñàðè äâà þíûõ, ïîâîñòî÷íîìó ïî÷òèòåëüíûõ óçáåêà. Èçâèíèëèñü, ÷òî íå óñòðàíèëè íåïîëàäêè äí¸ì â Òàðóñå íåò ìå÷åòè, åçäèëè íà ïðàçäíè÷íûé ìîëåáåí â ñòîëèöó. Ïîêà îíè ñïóñêàëè èç òðóá âîçäóøíóþ ïðîáêó, ìû îáñóäèëè ðàçâàë ÑÑÑÐ, âñïîìíèëè êðàñîòó Ñàìàðêàíäà, ñðàâíèëè çàðàáîòêè è öåíû íà àðåíäó êâàðòèð â Òàðóñå è Ìîñêâå… Î ðóññêèõ ïîýòàõ Çàáîëîöêîì è Öâåòàåâîé, î ïèñàòåëå Ïàóñòîâñêîì ýòè ìàëü÷èêè íèêîãäà íå ñëûøàëè
Ìû ïîçäðàâèëè óçáåêîâ ñ ïðàçäíèêîì êóðáàíáàéðàì, ïðîâîäèëè è ïîãàñèëè ñâåò.
Âûñîêà çåìëè îáèòåëü.
Ïîçäíî, ïîçäíî. Ñïàòü ïîðà!
Ðàçóì, áåäíûé ìîé âîèòåëü,
Òû çàñíóë áû äî óòðà.
×òî ñîìíåíüÿ? ×òî òðåâîãè?
Äåíü ïðîøåë, è ìû ñ òîáîé
Ïîëóçâåðè, ïîëóáîãè
Çàñûïàåì íà ïîðîãå
Íîâîé æèçíè ìîëîäîé.
Êîëîòóøêà òóêòóêòóê,
Ñïèò æèâîòíîå Ïàóê,
Ñïèò Êîðîâà, Ìóõà ñïèò,
Íàä çåìëåé ëóíà âèñèò.
Íàä çåìëåé áîëüøàÿ ïëîøêà
Îïðîêèíóòîé âîäû.
Ñïèò ðàñòåíèå Êàðòîøêà.
Çàñûïàé ñêîðåé è òû!
Óòðîì ÿ åëååëå çàñòåãíóëà íà ðàñïóõøåé ëîäûæêå ñàïîã è ñ òðóäîì äîêîâûëÿëà äî àâòîáóñà.
×åðåç òðè ÷àñà ìû ñ Òàòüÿíîé, ïîêà÷èâàÿñü, äðåìàëè â âàãîíå ìîñêîâñêîãî ìåòðî
×òî ïðèíåñëà ìíå ñáûâøàÿñÿ ìå÷òà?
Íè÷åãî îñîáåííîãî. Ïðîñòî åù¸ îäèí íåçàáûâàåìûé äåíü â æèçíè. Äåíü, â êîòîðîì íå áûëî íèêàêèõ âûäàþùèõñÿ ñîáûòèé, ïðîñòî Âðåìÿ ñâåðíóëîñü â çíàê Áåñêîíå÷íîñòè è ÷òîòî èçìåíèëîñü âî ìíå è âîêðóã.
Íå ïîçâîëÿé äóøå ëåíèòüñÿ!
×òîá â ñòóïå âîäó íå òîëî÷ü,
Äóøà îáÿçàíà òðóäèòüñÿ
È äåíü è íî÷ü, è äåíü è íî÷ü!
Ãîíè åå îò äîìà ê äîìó,
Òàùè ñ ýòàïà íà ýòàï,
Ïî ïóñòûðþ, ïî áóðåëîìó
×åðåç ñóãðîá, ÷åðåç óõàá!
Íå ðàçðåøàé åé ñïàòü â ïîñòåëè
Ïðè ñâåòå óòðåííåé çâåçäû,
Äåðæè ëåíòÿéêó â ÷åðíîì òåëå
È íå ñíèìàé ñ íåå óçäû!
Íè ãóñåé, íè ïåòóõîâ, íè êîâûëÿ, íè ïðà÷êè ñ áîðîäàòîé ñîáà÷îíêîé ìû â Òàðóñå íå óâèäåëè. Íî áûë çàìå÷åí ìóæèê, ïîêóïàâøèé âîäêó â ìàãàçèí÷èêå «Ïðîäóêòû êðóãëîñóòî÷íî». Ñîãëàñíî ðàñïèñàíèþ íà äâåðè, ìàãàçèí ðàáîòàåò ñ 8 äî 23 ÷àñîâ ýòî, âèäèìî, è åñòü ñóòêè â ãîðîäå Òàðóñå.
Ñòðàííàÿ øòóêà ÂÐÅÌß
Ìîñêâà-Òàðóñà-Ìîñêâà. Íîÿáðü, 2010 ã.
Ñòèõè Íèêîëàÿ Çàáîëîöêîãî.
Íà ôîòî (àâòîð íåèçâåñòåí) äîì Í.Çàáîëîöêîãî.
Источник
добавлена 12 октября в 21:48
Правила группы “Остановка в пустыне”
1. Контенты (текстовые материалы,фото,видео) должны соответствовать основной теме группы – творчеству И.Бродского.
2.Конструктивная подача информации с указанием автора или другого источника (печатное издание, материалы инета – желательно).Будьте лаконичны в темах и дискуссиях на форуме.
3.Не создавайте тем-клонов (перед публикацией ознакомтесь с предыдущими постами)
4.В выходные дни в группе допускаются свободные темы по желанию автора.
5.Уважительное отнош
добавлена 12 июня 2019 в 20:34
Остановка в пустыне на Facebook.
добавлена 21 февраля 2019 в 09:32
Главная составляющая литературного содержания группы ” Остановка в пустыне “-
публикации о творчестве И. Бродского, стихи поэта, переписка, воспоминания друзей, его интервью, фото.
Важно – размещение только об,ективного материала с указанием источника информации.
Заметки и комментарии должны иметь ограничения по об,ему —
чтобы словам было тесно, а мыслям просторно.
Убедительная просьба ко всем участникам группы быть максимально корректными, не переходить на личности, не оскорблять религиозн
добавлена сегодня в 05:56
АДРЕСА В ЛЕНИНГРАДЕ ,ГДЕ ПРОЖИВАЛ ИОСИФ БРОДСКИЙ. В гости к нобелевскому лауреату.
Значит, нету разлук.
Существует громадная встреча.
Значит, кто-то нас вдруг
в темноте обнимает за плечи,
и, полны темноты,
и, полны темноты и покоя,
мы все вместе стоим над холодной блестящей рекою…ИОСИФ БРОДСКИЙ
Иосиф Бродский, начало 1960-х.
Имя Иосифа Бродского в представлении публики связано, прежде всего, с легендарным домом Мурузи на Литейном, 24, который поэт прославил в своих произведениях. И не многие знают, что это не единственный адрес Бродского в Ленинграде. …
Иосиф Бродский родился в доме №16 по проспекту Газа (сейчас — Старо-Петергофского). Дом стоит на пересечении проспекта с набережной Обводного канала.
«Я проснулся от крика чаек в Дублине.
На рассвете их голоса звучали как души, которые так загублены,
что не испытывают печали».
***
И. Бродский.
И. Бродский по пути на ирландский
остров Инисбофин .
( Фото из собрания Музея Анны Ахматовой в
Фонтанном Доме.)
Знаменательно и то, что Фонтанный дом — это одновременно и Шереметевский дворец, где висит девиз Шереметевых :
Deus conservat omnia
(«Бог сохраняет всё»).
” Мелодия Белфаста “.
Девушка города,
где на улицах крови
больше, чем в венах, стрижет
коротко волосы, чтоб не хмурить брови,
когда кого- то убьет.
Память ее — парашют (тут знают толк в укладке), и здесь
варят на торфе,
ИОСИФ БРОДСКИЙ : ,,…Как СИБЕЛИУС пой, умолкать, умолкать не вправе…,,
,,УСЛЫШУ И ОТЗОВУСЬ,,
Сбились со счета дни, и Борей покидает озимь,
ночью при свете свечи пересчитывает стропила.
Будто ты вымолвила негромко: осень,
осень со всех сторон меня обступила.
Затихает, и вновь туч на звезды охота
вспыхивает, и дрожит в замешательстве легком стреха.
С уст твоих слетают времена года,
жизнь мою превращая, как леса и овраги, в эхо.
Это твое, тихий дождь, шум, подхваченный чащей,
так что се
добавлена 25 ноября в 22:13
добавлена 25 ноября в 11:14
После Вертера — ветер,
После Бродского вброд
сквозь бурлящий Бродвей.
Озаряется вспышками
Верхний Манхэттен,
Подколёсной водой обдаёт до бровей.
Это просто Нью-Йорк,
ноября декорации… …
____
Янислав Вольфсон.
В середине июня, в день рождения, я решил сделать себе подарок и позвонил.
Иосиф снял трубку. Я рассказал о его портрете в ушанке, который сделал Ирвинг Пенн.
Накануне, в гостях, я увидел эту фотографию.
— Я это имя слышу с детства, — сказал И. А. — Мой отец, фотограф, ценил его необычайно, рассказывал мне о нем еще там.
Когда Пенн сделал мой портрет, я послал его отцу.
Ну, не знаю, какое это на него произвело впечатление, но я думал… вот, меня сам Пенн сфотографировал.
Отец мне ничего по
добавлена 25 ноября в 04:57
добавлена 25 ноября в 04:25
ИОСИФ БРОДСКИЙ в НОРЕНСКОЙ…. Место ссылки изменить нельзя
Дождь панует в просторе нищем,
и липнут к кирзовым голенищам
бурые комья родной земли.ИОСИФ БРОДСКИЙ
ЛЕВ ЛОСЕВ :,,..В Норенской, рассказывал Иосиф, их однажды отправили в лес трелевать бревна вдвоем с его домохозяином Пестеревым. Важить (подцеплять и катить ствол длинными жердями-вагами) и подтаскивать (трелевать) бревна к лесной дороге — работа тяжелая (я знаю — трелевал, когда нас посылали работать в колхозы). День был осенний, холо
Фото: супруги Пестеревы с Бродским, дер. Норенская, 1964 г.
ИОСИФ БРОДСКИЙ ,, Осень в Норенской,,
Мы возвращаемся с поля. Ветер
гремит перевернутыми колоколами ведер,
коверкает голые прутья ветел,
бросает землю на валуны.
Лошади бьются среди оглобель
черными корзинами вздутых ребер,
обращают оскаленный профиль
к ржавому зубью бороны.
Ветер сучит замерзший щавель,
пучит платки и косынки, шарит
в льняных подолах старух, превращает
их в тряпичные кочаны.
Харкая, кашляя, глядя долу,
словно ножница
добавлена 25 ноября в 03:20
добавлена 24 ноября в 21:16
Источник