Чем отмыть акриловую краску с аэрографа


Давайте рассмотрим процесс очистки аэрографа после рисования. Это важный момент, так как от этого зависит дальнейшая исправная работа вашего инструмента. Неправильная чистка так же может сказаться на функциональности аэрографа.
Лучше всего чистить аэрограф сразу после завершения работы, пока остатки краски ещё свежие.
Для очистки аэрографа можно применять специальные средства, но они стоят дороже, чем аналоги, которые также могут справиться с этой задачей. Обычно для этого применяют изопропиловый спирт.
Также зависит от того какими красками Вы пользуетесь. Акриловые краски (да и не только акриловые) хорошо отмывает промывочный растворитель, как на фото. Также подойдёт растворитель 647. Важно, чтобы промывочная жидкость не содержала аммиака. Об этом написано ниже.
Больше всего краска скапливается и засыхает на кончике аэрографа, на игле. Очистите кончик аэрографа от застывшей краски. Используйте для этого ватную палочку, пропитанную очищающим средством. Далее такой же ватной палочкой с очистительным средством прочистите пространство между иглой и дюзой. Дайте небольшое давление воздуха и одновременно цикличными движениями тщательно протрите кончик ватной палочкой. Кроме ватных палочек, для чистки кончика аэрографа можно использовать мягкую кисточку.
Промывка перед сменой цвета краски
Перед сменой цвета краски нужно делать промывку, чтобы быть уверенным, что новая не смешается со старой краской. Промывка будет зависеть от того, какой способ подачи краски на вашем аэрографе. Далее я перечислю по пунктам что нужно делать для чистки аэрографа каждого типа.
Гравитационная подача:
1. Слейте старую краску с бочка;
2. Добавьте чистящее средство в бачок;
3. Тщательно вытрите ватными палочками внутри бачка;
4. Добавьте чистящей жидкости в бачок и распылите её на бумажное полотенце (до момента, когда будет распыляться чистая жидкость);
5. Слейте остаток чистящей жидкости;
6. Снова распылите остаток жидкости до полного осушения.
Боковая подача краски:
1. Снимите бачок для краски с аэрографа;
2. Поставьте на аэрограф бачок, наполненную очищающей жидкостью;
3. Распылите очищающее средство на бумажное полотенце (до момента, когда будет распыляться чистая жидкость);
4. Снимите бачок с чистящей жидкостью;
5. Распылите остатки очищающего средства до полного осушения.
Сифонная подача краски:
1. Снимите бачок для;
2. Поставьте на аэрограф бачок, наполненный очищающим средством;
3. Распылите очищающую жидкость на бумажное полотенце (до момента, когда будет распыляться чистая жидкость);
4. Снимите бачок с остатками чистящей жидкости;
5. Распылите остатки жидкости до полного осушения.
Промывка после работы аэрографом:
Сразу после завершения работы аэрографа, его обязательно нужно промыть, до того, как Вы уберёте его до следующего применения. То, как Вам надо прочистить аэрограф, зависит от типа подачи краски Вашего инструмента.
Гравитационная подача краски:
1. Слейте оставшуюся краску с бачка;
2. Добавьте промывочную жидкость в бачок для краски;
3. Ватными палочками тщательно протрите бачок изнутри;
4. Добавьте ещё промывочной жидкости и распылите её на бумажное полотенце (до момента, когда будет распыляться чистая жидкость) ;
5. Слейте оставшуюся жидкость из бачка;
6. Снимите рукоятку с аэрографа;
7. Расслабьте гайку, которая держит иглу, и вытащите иглу;
8. Аккуратно протрите иглу;
9. Поставьте иглу обратно в аэрограф;
10. Распылите все остатки с аэрографа до полного осушения.
Боковая подача краски:
1. Снимите бачок для краски с аэрографа;
2. Присоедините бачок, наполненный промывочным средством;
3. Распылите аэрографом средство на бумажное полотенце (до момента, когда будет распыляться чистая жидкость) ;
4. Снимите бачок с остатками моющей жидкости с аэрографа;
5. Ослабьте гайку, которая удерживает иглу, и вытащите иглу;
6. Аккуратно вытрите иглу;
7. Поставьте иглу снова в аэрограф;
8. Распылите остатки жидкости из аэрографа до полного осушения.
Сифонная подача краски:
1. Снимите бачок для краски;
2. Присоедините бачок, наполненный промывочной жидкостью;
3. Распылите аэрографом чистящее средство на бумажное полотенце (до момента, когда будет распыляться чистая жидкость);
4. Снимите бачок с остатками жидкости с аэрографа;
5. Ослабьте гайку, которая удерживает иглу, и вытащите иглу;
6. Аккуратно протрите иглу;
7. Поставьте иглу в аэрограф;
8. Распылите остатки промывочной жидкости из аэрографа до полного осушения.
Внимание:
1. Не применяйте чистящих средств, содержащих аммиак (NH3). Аммиак – это прекрасное чистящее средство для водорастворимых красок, но плохо действует на латунь и хром. Это даст нежелательную реакцию с поверхностью аэрографа и испортит защитное покрытие инструмента.
2. Не вымачивайте ваш аэрограф в промывочном средстве. Допускается вымачивание отдельных частей аэрографа, но не всего целиком. Это растворит смазку внутри инструмента. Также, длительное нахождение в моющем средстве может растворить защитные покрытия некоторых деталей. Более подробно этот вопрос мы разберём в отдельной статье.
Также стоит упомянуть о дополнительных инструментах, предназначенных для чистки аэрографа.
При промывки применяются чистящие станции. Они существуют лишь для того, чтобы при прочистки клубы распылённой очистительной жидкости не летели по сторонам. Такую станцию можно изготовить самому, мы в дальнейшем рассмотрим как это сделать.
Промывочная станция для аэрографа
Также при чистки могут понадобиться специальные ёршики. Ими можно легко проникнуть в различные отверстия и ходы внутри аэрографа, не поцарапав его. Они могут пригодиться при очистки от подсохшей краски внутри Вашего инструмента. А также специальная щёточка (см. фото) поможет, не поцарапав, убрать с поверхности аэрографа подсохшую краску.
Когда разбираете аэрограф для чистки лучше это делать не на весу, чтобы случайно что-то не уронить. К примеру, игла, если её уронить, может немного согнуться и нарушится вся работа аэрографа. Для протирки лучше использовать мягкие, не абразивные салфетки.
[adsp-pro‑4]
Печатать статью
Источник
18.05.2016
оборудование, чистка
Чистый аэрограф – залог хорошей работы. И здесь есть над чем поразмыслить, ибо это очень важный и ответственный момент в обслуживании аэрографа, который у большинства художников является не просто инструментом, а инструментом – добытчиком, кормильцем и средством для существования. Следовательно он всегда должен находиться в боевом, готовом к работе положении. Аэрографу настоятельно требуется тщательный уход, идеальная чистота всех узлов, в особенности его красочного канала.
При распылении лакокрасочных материалов в первую очередь подвергаются загрязнению:
- красочный канал;
- игла;
- сопло;
- колпачки аэрографа.
От одних лакокрасочных материалов аэрограф промыть легче, для этого понадобится всего лишь обыкновенная вода. Другие краски требуют более сильных очистительных средств -расстворителей, а зачастую наравне с растворителями применяются всевозможные инструменты для механической чистки узлов и деталей.
Бывают ли самоочищающиеся аэрографы?
Не стоить тешить себя разными слухами по поводу аэрографов с так называемыми самоочищающимися соплами. Это просто полный абсурд, нет таких аэрографов, заявляю это со всей ответственностью. За свою многолетнию практику не встречал подобных чудес, да этого и не может быть по определению.
Судите сами, как аэрограф может самоочиститься, разве только частично, когда по окончании работы художник один или несколько раз “прогонит” через аэрограф воду или другой чистящий раствор. Этот вариант я называю “до завтра”, т.е. когда из аэрографа удалены оновные остатки краски, или лака, но сам аэрограф еще нуждается в дополнительной очистке, которую вы сможете проделать через ЭН-ый промежуток времени.
И дествительно, с аэрографом ничего не случится, если вы к примеру торопитесь, достаточно по окончании работы слить из него остатки краски, залить промывочную жидкость и произвести хотя бы одно распыление. Этим действием вы удалите краску из красочного канала, тем самым предотвратите засыхание краски в нем, попадание ее в воздушный канал и как следствие выхода аэрографа из строя. Поверьте это не реанимируется, если краска попала в воздушный канал и там засохла, есть только один выход – это мусорный бак. Особенно это касается красок на акриловой основе. При полном высыхании они становятся как цемент, и если краску из материального сопла, колпачков еще можно будет удалить, в крайнем случае сопло можно поменять на новое, тогда как воздушный канал в корпусе аэрографа труднодоступен для механической чистки и при засыхании в нем краски, все попытки очистить его сведутся к нулю.
Меня многие художники спрашивают о засыхании акриликов в аэрографе во время работы. Здесь опасения излишни, потому как времени при распылении недостаточно для высыхания, а тем более затвердевания краски. Для это нужно несколько часов. Например, если аэрограф останется с краской у вас на всю ночь. Вот тогда по утру вас будет ждать сюрприз. К счастью в моей памяти такие случаи можно пересчетать по пальцам, но все же они имели место быть и надеюсь послужат хорошим уроком, тем, кто читает эту статью.
Очистка аэрографа
Итак, начнем с самого начального этапа: распыление аэрографом лакокрасочного материала и промывка аэрографа при преходе с одного цвета краски на другой.
Сразу же обрадую многих аэрографистов тем, что при этой операции разбирать до винтика аэрограф не потребуется. Достаточно один, или несколько раз “прогнать” очистительную жидкость через аэрограф. При работе с красками на водной основе это будет обычная вода, спиртосодержащие жидкости, а при работе с красками на уретановой, полиуретановой, эпоксидной, нитро основах применяют растворители (646/647/ацетон).
Обязательно нужно обзавестись обычными ватными палочками для чистки ушей, которыми легко удалять остатки краски со стенок красочных емкостей и в труднодоступных местах аэрографа. Не стоит бояться, что ворсинки от ваты попадут в аэрограф и тем самым его засорят. Если ватный тампон смочен очищающей жидкостью, этого не произойдет. Куда страшнее применение кистей при промывке внутренней части красочной емкости. Еще пагубней, когда краску разводят кистью непосредственно в красочной емкости аэрографа. При попадании волоска от кисти, а это практически неизбежно, в красочный канал аэрографа, будет очень “весело”. Поэтому настоятельно рекомендую использовать ватные палочки и специальные ершики.
А вот для чистки колпачка иглы, кончика самой иглы и швов на корпусе аэрографа непосредственно во время работы, мягкая кисть №2-3 из белочки будет как нельзя кстати. Дело в том, что во время распыления внутренняя сторона колпачка иглы аэрографа довольно быстро загрязняется, и чтобы не тратить драгоценное время на снятие и установку этого колпачка можно использовать упомянутую беличью кисть. И здесь уже наоборот противопоказаны ватные палочки и ершики, потому как ими легко повредить кончик иглы аэрографа, что просто недопустимо. Я даже не рекомендую использовать кисти из волоса из волоса других животных и синтетики, белочка более нежная и мягкая.
Также краска скапливается и засыхает на самом кончике иглы аэрографа, которую легко удалить при помощи той же, смоченной в жидкости кисточки. Единственное что нужно сделать после удаления остатков краски, так это удаление капель промывочной жидкости с иглы и колпачка. Для этого нужно направить аэрограф от рабочей поверхности в сторону и нажав на кнопку аэрографа (тригер), удалить скопившиеся остатки жидкости с иглы и колпачка аэрографа.
Растворители и очистители для аэрографа
Далее я хотел бы подробней остановиться на таких очистителях, как растворители 646/647/649 и ацетон. Эти растворители еще и предназначены для прямых своих обязанностей – разбавлению красок, лаков и прочих вспомогательных добавок.
Ну, что здесь сказать, для ответственных и дорогих работ (в частности рисунки на авто/мото), как разбавитель я бы их не посоветовал. Конечно бросовая цена очень привлекательна, но имя художника на мой взгляд во сто крат дороже, к тому же качество старых, выпускаемых еще лет десять назад промышленностью растворителей оставляет желать лучшего. Во всяком случае любимый мною когда то 646 уже и пахнет по другому. Но если бы только запах, а ведь были случаи когда он и “творожил” краску, и “подымал” рисунок потом, как первый лед по весне на реке. Последнее наводит на мысль о присутствии в нем воды.
Может быть, я ошибаюсь, может быть, стало много производителей, наверняка необходится без подделок, но те не менее уже лет пять использую родные растворители, которыми разбавляются хорошо всем известные автоэмали, а в других областях аэрографии использую уайт-спирит (только дорогой), пинен, не гнушаюсь и скипидаром живичным.
Но так это уже другая тема – тема покраски, а нам необходимо отмыть и отдраить аэрограф, как в Русской бане, да, да именно забацать Русскую баньку для аэрографа, дабы он в дальнейшем нас радовал своей четкостью и точностью. И вот здесь вышеперечисленные растворители, как нельзя лучше подходят для этой процедуры…
Сразу же хочу предупредить вас, что плюхать аэрограф целиком в расстворитель категорически нельзя, потому как такое действие приведет к расплавлению резиновых уплотнителей во всем аэрографе. Конечно, когда работа закончена, гораздо легче “замочить” аэрограф в растворителе, но за такое “удобство” придется выложить от 300 до 500 рублей, все будет зависеть от модели аэрографа. В одних моделях их больше, в других их совсем минимальное количество, но в воздушном клапане любого аэрографа обычно 3 резиновых уплотнителя и естественно они пострадают от растворителя, хотя согласитесь, естественный износ этих трех уплотнителей достаточно высокий, т.к. распыляемый материал и очистительные жидкости в воздушный клапан не попадают…
Итак, мы начали распыление, ну например краской коричневого цвета. “Прогнали” один раз, другой, а то и третий и аэрограф естественно стал похожим на “шоколадного зайца”, особенно его внутренние детали, а бывает и снаружи корпус аэрографа от нескольких распылений, выглядит настоящим “чумазеем”.
Вот что не советую вам, так это доводить ваш аэрограф до такого состояния, ибо даже только одни, мерзко прилипающие от краски пальцы к корпусу аэрографа, мало вас сподвигнут на творческие идеи, а скорее всего вызовут некое отвращение. Я думаю многие со мной в этом согласятся. К тому же тщательная промывка аэрографа гарантирована на все 100%, с последующей его полной разборкой. Которая зачастую не всегда всем удается в полном качественном исполнении. То второпях погнулась игла, которую уже “не реанимируешь”, да-да уважаемые – это наш “любимый”, вечно ждущий с поднятой крышкой, мусорный бак. Именно туда путь этой несчастной иглы, но только не в аэрограф, ну разве что дома где-нибудь пригодится.
Просто наступает “цепная” реакция, когда уже “убитая” игла начинает “убивать” сопло аэрографа, а здесь делов-то на несколько дней. И вместо одной иглы за 300-500 руб., вы раскошелитесь еще и на сопло, а это уже 540-1500-1700 руб. Кстати, как показывает практика, говорю вам это со всей уверенностью, сопла в аэрографах чаще теряют, нежели ломают. Особенно это касается мастерских, где сами понимаете кто угодно ноги переломает. А сопло оно крохотное, практически незаметное: одно неловкое движение и оно уже неизвестно где, где-то там под верстаком, а может быть и вовсе в труднодоступное место закотилось. Да как же так, работа же стоит, клиент торопит, а аэрографу и двух месяцев еще нет со дня покупки, “нулевый” же еще.
Всегда есть выход запастисть еще одним краскорасылительным комплектом. Но самое страшное, это когда нет в наличии какого либо сопла, или иглы (ну что поделаешь, все бывает). А что поделаешь, все мы знаем, что такое “горящий”, а особенно хорошооплачиваемый заказ, никуда не денешься. Да и сломанный аэрограф никуда не денется, как только появятся запчасти, все встанет на свои места, только уже в вашем “парке” будет два отменных аэрографа. Ну, лучше до этого состояний дело не доводить.
Есть же два приметивных правила:
- Разбирать и собирать аэрограф, надо над какой нибудь емкостью, коробочкой, тогда никуда ничего от вас не ускользнет и не потеряется;
- Все же иметь в запасе сопло, иглу и несколько уплотнителей, как говорят, на всякий пожарный.
- Всегда иметь запас промычных жидкостей и приспособлений для чистки а самое главное не лениться промывать аэрограф после работы
Сопутствующие товары:
Источник
Доброго дня, собрат-моделист!
Продолжаю делиться житейским опытом о сложностях стендового моделизма. Сегодня расскажу об особенностях владения аэрографом. А именно: процедуре очистки и промывки аэрографа от загрязнений.
Именно так выглядит работа аэрографа
Помню, когда купил свой первый аэрограф, я был твёрдо уверен, что вот теперь-то у меня модели будут – просто загляденье! Это уже потом я узнал, что к аэрографу нужен ещё и компрессор. Да и вообще, множество различных приспособлений, но об этом – в другой статье.
Так вот, аэрограф был весьма простенький, двойного действия. А опыта в его эксплуатации не было никакого. Во время одной из покрасок заметил я, что изменился и факел краски, и сама работа устройства стала иной. а тут ещё взялась моя “воздушная кисть” плеваться краской, да так, что пришлось перекрашивать мотогондолы “Боинга”.
Аэрограф JAS
Загуглил. Гуру однозначно указали: надо чистить. а как?! А разобрать и почистить – там нет ничего сложного!
Скажут тоже. Для меня аэрограф был, сродни, межгалактическому ударному крейсеру – как его разбирать-то?
Схема аэрографа. За номером 35 – ключ для разборки аэрографа. Располагается в коробке и в работе устройства не участвует
Но, на самом деле, в разборке аэрографа нет ничего сложного. Причём, настолько ничего, что разобрав его пару-тройку раз, в дальнейшем сможете это делать как солдат-сверхсрочник со своим АКМом. )
Однолинейная схема сборки аэрографа
Как видно из схемы, весь аэрограф строится вокруг иглы – одной из ключевых деталей, участвующих в формировании красочного факела. Здесь главное запомнить: аэрограф – не колесо КАМАЗа, излишних усилий не требуется.
Ну, а теперь немного экскурса в работу аэрографа. Как вы знаете, формирование покрасочного факела происходит внутри устройства, где краска смешивается с проходящим воздухом.
3D-модель аэрографа.
Бачок для краски расположен в верхней части (как правило) аэрографа. Под действием силы тяжести краска поступает в полость аэрографа и далее – в красочный канал, сквозь который проходит игла.
Красочный канал заканчивается резьбовым участком, в который ввинчивается форсунка. Обычно форсунка изготавливается из бронзы и имеет вид конуса с отверстием вдоль оси. На резьбовой части обязательно располагается резиновое уплотнительное кольцо. Размеры его весьма малы: 1-2мм в диаметре, поэтому важно не потерять его при откручивании форсунки.
Если присмотреться, то увидим, что из форсунки выступает кончик иглы – именно в этом месте происходит запирание красочного канала и краска не вытекает из аэрографа.
Поверх форсунки навинчивается чашка-сопло. Сопло на своей резьбовой части тоже имеет резиновое кольцо, чтобы исключить подсасывание воздуха в факел. Работая вместе с форсункой, эти детали создают, так называемое, воздушное сопло, в котором и происходит смешение краски с воздухом и формирование покрасочного факела. Обращаю внимание, что без чашки-сопла аэрограф работать не станет – она формирует поток воздуха, нет потока воздуха – нет распыления краски и формирования факела.
Покрасочный факел
Поверх сопла навинчивается защитная гайка. В формировании факела она не участвует. Её забота – защитить иглу от повреждений при случайных касаний аэрографом.
Как видим, основные загрязнения возникают в носовой части аэрографа. Вот его нам и надо прочистить.
Вообще, если краска ещё не засохла, то аэрограф можно (и нужно) промыть большим количеством растворителя. Того самого, которым вы разбавляли краску. Если, например, краска акриловая, то замечательно подойдёт спиртовой раствор: водка, или автомобильная незамерзайка (ещё лучше – концентрат). В магазинах для моделистов продают специальную жидкость для промывки аэрографа. По моим ощущениям – это обычный изопропиловый спирт. Но отмывает аэрограф он на счёт “Раз”.
Жидкость для промывки аэрографа
Стандартная процедура выглядит так (рассказываю для акриловых красок):
- сливаем остатки краски;
- снимаем и промываем резервуар для краски под проточной водой. Можно с мылом – хорошо отмывает;
- К аэрографу подсоединяем ёмкость побольше – в неё наливаем жидкость для промывки и включаем подачу воздуха. Теперь, меняя расход воздуха, вырабатываем жидкость, пока в канале не останется следов краски, а факел не станет бесцветным. В идеале, конечно, стоит увеличить давление воздуха на входе в аэрограф и приотпустить винт подачи краски – чтобы увеличить поток, проходящий через сопло.
- После завершения промывки – сушим аэрограф струёй проходящего воздуха.
- Готово, аэрограф промыт.
Чистенький аэрограф
Но, бывает, что промывочная жидкость не справляется. Или же отложения успели подсохнуть. Тут уже без полной разборки не обойтись.
- Отсоединяем воздушный шланг;
- Готовим рабочий стол, на котором сможем свободно раскладывать снимаемые детали, не боясь что либо растерять;
- Уверенно откручиваем задний колпачок аэрографа, который защищает иглу, и предохраняет фиксатор иглы от случайного раскручивания.
Снимаем задний колпачок.
4. Ослабляем стопорную гайку и вынимаем иглу;
Игла может засыхать в форсунке. Тогда не стоит прикладывать больших усилий – лучше замочить кончить аэрографа в промывочной жидкости и подождать несколько минут.
5. Затем, по очереди, откручиваем предохранительную гайку, чашку-сопло, и, воспользовавшись специальным ключиком, откручиваем и убираем сопло аэрографа.
Разбираем сопловой аппарат
6. Далее выкручиваем направляющую втулку из аэрографа.
7. И снимаем клавишу триггера
Можно, конечно, ещё выкрутить воздушный клапан – он располагается в “ножке” аэрографа, но я не знаю и не представляю себе: что такого можно делать устройством, чтобы краска аж туда влетела?
Теперь, когда аэрограф разобран, отправляем детали соплового аппарата в небольшую ёмкость, и заливаем их промывочной жидкостью. Пусть откисают. А сами же берём в руки комплект ёршиков для чистки аэрографа.
Набор ёршиков.
А далее – кто помнит СССР меня поймут прекрасно – поступательными движениями чистим ёршиком каналы аэрографа. Поскольку в наборе несколько размеров щёток, то выбираем подходящий.
Периодически промываем ёршик от застрявших частиц краски и повторяем процедуру.
Сборку аэрографа проводим в обратном порядке. Я, обычно, визуально проверяю движение иглы внутри форсунки. Потом подсоединяю воздушный шланг компрессора, наполняю ёмкость небольшим количеством промывочной жидкостью и выполняю проверочное включение: оцениваю качество распыла, симметричность факела, отсутствие “плевков”, ну и поднастраиваю иглу подачи краски.
Если вы всё сделали так же и ничего не потеряли, то аэрограф вновь начнёт радовать вас качественной окраской.
Покраска из аэрографа
А на сегодня – всё! Всем успеха в начинаниях и не забываем подписываться на канал. 🙂
Источник