Чем отмыть автомобильные детали

Чем отмыть автомобильные детали thumbnail

Рано или поздно, каждому любителю техники, приходится сталкиваться с очисткой деталей различных механизмов от масел, грязи, сажи, окислов итд… Перелопатив кучу информации в различных источниках, я попытаюсь объединить все знания воедино для выведения максимально доступных, эффективных, безопасных и экономически целесообразных способов очистки. Результаты эксперимента будут подкреплены фото-видеоматериалами.

Минимальные условия: Ванная, кухня)
Большинство умельцев живут в квартирах не имея даже гаража. Да и то, минимально пригодный для чего либо гараж, кроме хранения автомобиля и всякого хлама Я считаю 5х4м.

Механическую очистку и абразивоструйную очистку в этой теме не затрагиваю. Для них будут отдельные статьи.

Прибегнуть к поиску доступных методов химической очистки, я решил после того как отдал алюминиевые детали на пескоструйку.
Плюсами пескоструйки является ее эффективность и универсальность, и в целом, результатом я был доволен. Но есть и недостатки, с которыми столкнулся лично Я :
1. Недоступность во многих населенных пунктах.
2. Цена.
3. Использование в основном только песка, и как в следствии, сильно матирует и съедает мягкие металлы и сплавы, резьбы, шлифованные поверхности итд…
4. Очищает только поверхности в прямой видимости потока абразива, и не очищает скрытые каналы и трубки итд…

Пробовал и различные химические очистители в баллончиках из магазинов автохимии. В целом работают, но расход и цена разоряют.

А теперь к делу:)
Реактивы:
1. Бензин любой (А92-98).
2. Растворитель (646,647 и подобные).
3. Стиральный порошок/жидкое мыло/моющее средство для посуды. В общем любой источник ПАВ.
4. Карбонат натрия (Кальцинированная сода, стиральная сода).
5. Гидроксид натрия (Едкий натр, Каустическая сода, средство для чистки труб типа “Крот”).
6. Силикат натрия (Жидкое стекло, силикатный клей).

Очищаем деталь мягкой лопаткой от толстого слоя грязи и масла (Не царапая, отверткой крамсать не нужно.) Подходят деревянные палочки для размешивания сахара. Берем пластиковое ведро по размеру детали. Размешивем в граммах 50 бензина немного моющего средства. Различными мягкими щетками чистим деталюшку в ведре приготовленной смесью. Эта жижа растворяет толстые слои загрязнений и стекает в ведро. И так многократно, одной и той же жижей, пока основная грязь не отмоется. В одной и той же порции такого бензинового раствора можно помыть несколько деталей. Когда грязи в смеси будет много, смываем отходы в унитаз. Много бензина брать нельзя из-за взрывоопасности паров. Да и малого количества хватает. Промывем детали тёплой поточной водой от основной массы остатков грязи, при этом вода стекает в ведро. Отходы выливаются в унитаз, в ванную не рекомендую))) Получается довольно аккуратно, так что из дома вас не выгонят)))
Повторяем такую же процедуру с использованием чистого растворителя без моющего средства. То что не отмыл бензин, отмоет растворитель. Особенно это касается нагара и сажи. Работы проводить при включенной вытяжке! А еще лучше с нужными средствами защиты: перчатки, угольный респиратор очки или маска.

Раствор для очистки алюминия и его сплавов (В принципе он универсальный и наиболее щадящий для всех металлов и сплавов):
На 1л воды:
Карбоната натрия — 20г. (Кальцинированая, стиральная сода. Разъедает загрязнения. Слабая щелочь). Моющего средства — 10г. (Порошок, мыло итд.). Силиката натрия — 10г. (Жидкое стекло. Выступает в роли коагулянта. Не дает осаждаться грязи снова на деталь. Связывает грязь). Растворяем все это в горячей/тёплой воде в описанных пропорциях.

Ванна для кипячения:
Берем эмалированное ведро/тазик. Подойдет и оцинкованный и в крайнем случае пластиковый для горячей воды. Заливаем горячий раствор так, чтоб он покрывал погруженные детали. Эмалированное или оцинкованное ведро ставим на газплиту и потихоньку кипятим, проверяя состояние деталей. Вся грязь должна отстать и плавать сверху. При необходимости меняем раствор и повторяем.
Кальцинированной сода не ест и не чернит алюминий и его сплавы. Детали должны стать белыми и “рыпеть”)
Вместо газплиты можно использовать кипятильник. К стати, для пластиковой емкости это единственный приемлемый способ кипятить раствор. Над пластиковым ведром ставится стальная перемычка, подойдет шампур. На него вешается кипятильник так, чтобы не касался стенок и дна пластикового ведра. Нужно следить, чтобы не сдвинулся и не проплавил ведро.
Видосы и фоты скину…

Источник

В очередной раз друзья спросили — чем лучше промыть детали двигателя при капитальном ремонте?

Небольшое отступление, читать не обязательно.

Я не плохо отношусь к современным технологиям — прогресс не стоит на месте, но и не надо забывать про маркетинг, который часто давит много дешевого и хорошего. По этому советские рецепты уважаю не меньше, чем современные технологии. И не потому, что я консерватор, а потому, что многое новое, это хорошо забытое старое. И что самое главное — советское часто бывает гораздо дешевле и эффективнее, чем современное распиаренное средство в красивой упаковке.

Читайте также:  Как отмыть пятна йода с мебели

В свое время для замены двигателя М-20 на моем ГАЗ-69 я начал искать двигатель ЗМЗ-402 или УМЗ-417. 417-й для меня был предпочтительней по собственным соображениям. При чем для экономии денег искал Б/У, возможно даже под кап.ремонт. Эти моторы очень просты, а поменяв поршневую и перегильзовав блок, получаешь практически новый мотор. Для сравнения напишу — на момент ремонта новый ЗМЗ-421 стоил 31т рублей, а мне покупка б/у мотора УМЗ-417 и всех запчастей к нему (в том числе шлифовка ГБЦ, покупка нового карбюратора 126-ГУ и генератора на 120А) обошлась в 12тыс. Переборкой занимался само собой сам. То есть за 12 тысяч на тот момент я получил новый мотор… в три раза дешевле!
Купленный мотор бывший хозяин не жалел. Масло менялось методом доливки нового. В связи с этим внутри был гудрон! Конечно существует мойка двигателей, но тогда она стоила по цене купленного мотора, плюс надо было отвезти туда все части двигателя и забрать их.

Вот и решил попробовать рецепт, описанный в книге 1962 года выпуска по ремонту и эксплуатации какого то автомобиля.

Рецепт собственно следующий (из расчета на 1 литр):

Для алюминиевых и силуминовых деталей:

сода пищевая (Na2 CO3)…18,5 гр

мыло (зеленое)…10,0 гр.

жидкое стекло (силикатный клей)…8,5 гр

вода…1 л.

Для стальных и чугунных деталей:

каустическая сода (NaOH)…25 гр.

сода пищевая (Na2 CO3)…33 гр

мыло (зеленое)…8,5 гр.

жидкое стекло (силикатный клей)…1,5 гр

вода…1 л.

Температура раствора в обоих случаях должна быть на границе кипения — 85-95 градусов.

Каустическую соду до сих пор можно купить в хозяйственных магазинах, это не дефицит.
Зеленое мыло можно заменить хозяйственным коричневым.
Жидкое стекло (оно же силикатный клей) продается в хозяйственных и строительных магазинах в канистрах (или в канцелярских магазинах в пузырьках, как бумажный клей ))) ) Очень часто используется при ремонте для противодействия повторного возникновения грибка после обработки медным купоросом.

Проверено на собственном блоке и головке цилиндров УМЗ-417:
Свой блок двигателя и ГБЦ варил (в буквальном смысле) на работе в душевой комнате в 100 литровой алюминиевой емкости. Двухкомфорочная электроплитка такой объем до кипения довести не могла, по этому варево варилось всю ночь (с 21:30 до 8:00). Воду доливал два раза по 5 литров. Пропорции были следующими:

Вода … 80 л.

сода пищевая… 3 упаковки

силикатный клей (жидкое стекло)… 3 л.

хозяйственное мыло… 3 куска.

Результат оказался просто ошеломляющим — ГБЦ и блок двигателя стали как из магазина.

ЗЫ: Дома в квартире или в гараже без вентиляции варить категорически не советую!

Источник

В практике реставрации автомобилей часто возникает задача очистки сильно загрязнённых деталей с максимально возможным сохранением оригинального покрытия. То есть, не стандартного сервисного “промоем, чтобы сильно не пачкалась”, а именно восстановления внешнего вида детали, по возможности — до состояния новой.

Я, конечно, далеко не гуру-реставратор, но определённые наработки в данной области имею, причём в самых что ни на есть кустарных условиях.

Вот, к примеру, деталь — задняя плита втягивающего реле стартера СТ21. Изначальный её вид после разборки был таков:

Материал — сталь с матовой “белой” оцинковкой. Такой сейчас не делают, или во всяком случае я не встречал контору, таковой занимающуюся. Состояние можете оценить сами — 54 года эксплуатации и валяния по пыльным углам гаражей сделали своё дело, собственно, за “вековыми” слоями грязи и окислов сама по себе деталь едва проступала.

После снятия пациента первый этап — обычная мойка. Я использую сначала хозяйственное мыло, а затем — специальное средство для мытья сильно загрязнённых рук в гараже. Это своеобразный такой гель с чистящими гранулами. При отсутствии чего-либо из перечисленного могу также пользоваться зубной пастой, зубным порошком, стиральным порошком или тривиальной содой. Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки.

После этого этапа деталь становится уже почище, но всё равно остаётся “жирной”, маслянистой — вода на ней собирается в капли, как на кузове под полиролью. Собственно, этот этап был сугубо подготовительным перед главным — химическим.

Для химической очистки беру любое средство для удаления ржавчины с санфаянса на основе органических кислот. В моём случае — с содержанием 15…30% щавелевой кислоты (именно так указанно на упаковке).

Для обработки очень хорошо подошла консервная банка от ветчины системы “Завтрак туриста” (или чего-то похожего) — он плоская (влезет вся деталь целиком), но не слишком крупногабаритная (экономия средства), и при этом достаточно глубокая (можно полностью погрузить деталь). Лучше всего если у тары будет неровное дно, тогда детали будут протравливаться более равномерно.

Читайте также:  Чем можно отмыть сковороду с тефлоновым покрытием

Для экономии я развожу средство водой примерно на 2/3 (и даже более, большой концентрации нам не нужно), причём воду беру максимально горячую, какую даёт кран (температура ускоряет реакцию). Практика показала, что большей концентрации не надо, причём раствор можно использовать многократно. Так как для рук всё это не очень полезно, для помещения и изъятия деталей из него использую пинцет. Гайки и шайбы нанизываю на нитки, по одной для снятых с каждого болта. Периодически переворачиваю, чтобы не образовывалось “пролежней”.

Предупреждаю, что процесс идёт с достаточно интенсивным “бурлением говен” ! Все изоляционные детали из фибры я перед очисткой удалил т.к. не знал, как на неё повлияет кислота. Негативного влияния на паронит не замечено. После извлечения первой партии средство можно использовать еще несколько раз, хотя со временем в нём всё же накапливаются грязь и нейтрализуется кислота, да и после остывания эффективность уже не та. Но на несколько партий хватает.

После примерно получаса — часа в таком растворе, деталь… внешне практически не меняется. Но на самом деле загрязнение претерпевает сильные изменения на химическом уровне, расщепляется, теряет связь с металлом.

Полный размер

И да, это та же самая крышка.

Полный размер

Коричневое — это, если что, не ржавчина. Это метка краской, а возможно и некий аналог фиксатора резьбы.

И как результат — очень легко удаляется после промывки большим количеством воды (сейчас уже рационализировал процесс — бросаю в другую “кювету” с раствором соды для нейтрализации) простой зубной щёткой с содой. Сильно тереть пришлось только в самых загрязнённых местах, под шайбами (где было можно вообще не тратить сил т.к. на собранном узле не видно, но хотелось сделать именно идеально).

После первого захода на детали образуется лёгкий тёмный налёт, видимо — от воздействия кислоты, однако во второй заход он очень легко удаляется содой, чисто механически, как мягким абразивом. Сода также нейтрализует остатки кислоты на детали. Вычистились даже углубления надписей. Поверхность детали — обезжиренная, шершавая и без нездорового маслянистого блеска. Незначительная ржавчина (в виде отдельных точек) тоже полностью расщепляется. Но, конечно, нужно понимать, что без дополнительной обработки она очень быстро вернётся в подходящих условиях…

Ну, и заключительный этап — опять обычная мойка с любым бытовым средством с ПАВ (Фейри и т.п.).

После сушки на плохо промытых деталях может вылезать лёгкий беловатый налёт, после нескольких моек он уходит.

В итоге — деталь практически как новая, что чертовски приятно учитывая её возраст. Конечно, совсем уж первозданной её не назовешь — вероятно, некоторые предпочли бы гальваническую очистку и повторную оцинковку, для эффекта новизны. Но я лично предпочитаю оригинал с небольшой патиной — греет душу, что всё здесь, включая защитно-декоративное покрытие, сделано еще “в те времена”. И уж конечно намного лучше новодела, пусть даже советского 1980-х годов, который я приобрел в конторе, торгующей ретро-запчастями, с “жёлтым” блестящим цинком.

Полный размер

Разница между левой (травлёной) и правой (просто отмытой традиционными средствами) частями детали разительная !

Чтобы продемонстрировать эффективность метода с кислотным травлением по сравнению с обычной мойкой, приведу вот это фото длинного болта, который стягивает стартер. Он был слишком длинный для консервной банки с раствором, поэтому мне пришлось обработать кислотой только часть детали со стороны головки (которая, собственно, и видна после сборки). Всё, что на фото правее линии погружения, просто отмывалось моющим средством и оттиралось содой — с той же тщательностью, что и левая часть, но с совсем другим эффектом. Даже я не ожидал проявления после оттирания содой такой чёткой границы по линии погружения в раствор ! Только посмотрите — слева деталь как новая, будто только из гальванической ванный с цинком, а справа — так и осталась окисленной и маслянистой, даже на ощупь отличается.

Таким образом идеально чистится оцинкованная мелочёвка, крепёж. Изумительно очищается медь.

На окрашенных деталях, в моём случае — к примеру, кожухе привода стартера, может сначала показаться, что всё становится только хуже, так как на детали, которая казалась почти целой, почти не оказывается краски. На самом деле краска слезла уже давно, её замещали окислы и въевшаяся грязь, игравшие роль своего рода защитной плёнки, на вид неотличимой от столь же грязной от времени полуглянцевой чёрной краски, использовавшейся в те годы для подобных узлов (кстати, был бы рад узнать, чем именно красили такие детали на заводе в те годы, подозреваю эмали НЦ либо ГФ/ПФ; это можно определить по тому, какие растворители её берут, потом займусь). Кислота всё это удалила, и теперь деталь предстаёт перед нами в своём настоящем, неприглядном виде — здесь, конечно, без подновления покрытия уже не обойтись. Хотя, сами должны понимать — гарантировать нейтральность кислоты к любому виду краски невозможно, нужно сначала попробовать на невидимом участке !

Читайте также:  Отмыть мясорубку после острого перца

Пробовал также чистить в таком растворе детали из алюминия. С них кислота очень хорошо снимает оксидную плёнку, первые несколько дней они блестели, как полированные ! Но, увы, со временем тусклая плёнка вернулась, хотя и более равномерная и что-ли “благородная”, чем до этого.

В следующий раз для разнообразия попробую недавно приобретённый очиститель тормозов, который хорошо показал себя при оттирании блока цилиндров двигателя от масла. Очень эффективное средство против маслянистых загрязнений, но сомневаюсь, что оно сумеет удалить с металла продукты окисления.

Надеюсь, что эта запись кому-нибудь поможет в работе над любимым автомобилем.

Источник

Здравствуйте, уважаемые автовладельцы! Эта статья будет интересна тем, кто хоть раз разбирал двигатель автомобиля и сталкивался с проблемным чёрным нагаром на поверхности картера, деталях и ГБЦ. Этот масляный налёт образуется под действием высокой температуры, которая постепенно выжигает масло. Следовательно, продукт сгорания оседает на днище поршней, шатуны, бугеля и т.д. Нагар получается настолько плотным и твёрдым, что его нереально убрать даже отвёрткой, не говоря за щётку по металлу. С поверхностей, для которых недопустимы механические повреждения, к примеру, поршни, убирать этот налёт инструментом вообще нельзя — приходится пол дня сидеть и отмывать его тряпкой с бензином. Однако, всё же существует средство, которое с лёгкостью растворяет масляный нагар, и сейчас я вам о нём расскажу!

Закоксованные поршни

Оказывается, что с твёрдой коркой закоксовавшегося масла отлично справляется лекарственное средство димексид. Это противовоспалительный препарат, который применяется, в основном, для предотвращения заражений кожи, а также в качестве проводника каких-нибудь лекарств через кожу. Само вещество имеет очень высокую проникательную способность и может впитываться за считанные секунды как в кожу, так и во многие другие образования, в том числе и в нагар.

Димексид

Важно! Ни в коем случае не допускайте попадания димексида на поверхность кожи. Он за очень короткое время впитается и попадёт в кровь вместе с растворёнными в нём веществами.

Если использовать это средство по уму, то им можно отмыть весь двигатель до блеска, не прикладывая особых усилий. Объяснить такую разрушительную способность димексида против нагара сложно, но его активность нельзя ни с чем сравнить — достаточно 2-х минут, чтобы он растворил и снял с металла весь чёрный налёт. Однако, чтобы достичь такого эффекта, вещество нужно правильно применять.

Нагар на поршне против димексида

На примере рассмотрим очистку поршней. Для этого нам понадобится железная ёмкость вроде баночки, а также небольшая щётка (подойдёт зубная). Наливаем димексид в банку и ставим на плиту, чтобы он немного подогрелся. Затем опускаем в ёмкость поршень и держим на протяжении 5 минут. Если вы хотите ускорить процесс, то всё это можно довести до кипения, но будьте аккуратны, поскольку димексид может с лёгкостью загореться. Спустя несколько минут поршень должен быть зеркально чистым, ну а небольшие остатки можно удалить щёткой.

Поршень до и после очистки

Стоит отметить, что кроме нагара димексид легко справляется также с краской и многими другими веществами. Поэтому применять его нужно аккуратно и перед этим желательно изучить всю информацию.

Обратите внимание! Димексид горюч и опасен для здоровья, поэтому обращаться с ним нужно очень аккуратно и желательно пользоваться средствами защиты.

Заключение

Если вы разобрали двигатель и увидели внутри печальную картину, то димексид вам в помощь. Он отлично справляется с нагаром и закоксованными поршнями. Лить его в мотор я не советую, так как некоторые детали, к примеру, поддон, покрыты краской, которая с лёгкостью растворится и забьёт масляную систему хлопьями. Ну а в качестве моющего средства вместо бензина димексид пойдёт на ура!

На этом я с вами прощаюсь! Если понравилась статья, то ставьте палец вверх и пишите в комментариях, какие ещё вы знаете средства! Также подписывайтесь на канал, чтобы всегда быть в курсе новых событий! Удачи!

Смотрите также!

Kamaz начнёт серийный выпуск новых и дешёвых тягачей!

Самый выгодный автомобиль для собственного бизнеса!

ВАЗ-2101 с передним приводом существовал!

Источник