Чем отмыть диск от ржавчины

Здравствуйте товарищи драйвовчане. О электролизном способе очистки заржавевших деталюшек слышали многие. Но, наверное есть и такие которые имеют слабое представление о этом крайне полезном действии, которое запросто заменяет щетку и пескоструйную обработку.
Вот есть у нас очень заржавленный диск.
Идеально ровный без трещин, готовый выполнять свою функцию еще много-много лет, но сильно покрыт коррозией. Можно конечно было поработать над ним болгаркой с корщеткой часик-полтора, но я пошел путем для более ленивых — методом электролиза.
Для этого нужно:
1.Емкость для раствора — я приобрел большой тазик из резины (в принципе подойдет из любого диэлектрика)
2.Вещество, водный раствор которого будет электролитом — лучше всего сода, пищевая или кальцинированная, она не вызывает химических ожогов (как например щелочи) и легко отмывается, не способствует дальнейшей коррозии (как например поваренная соль, хлорид-ионы которой потом сложно отмыть).
3. Вода. Обычная из водопровода или дождевая. Очень грязную из рек и луж лучше не брать, ибо не понятно что за примеси там есть.
4. Гальванически развязанный источник ПОСТОЯННОГО тока, с безопасным для наших тел, выходным напряжением. Лучше всего в пределах 12-24 вольт и с регулировкой и индикацией тока . Зарядное устройство или блок питания от компа подойдут. Использовать сварочник я бы не советовал, так как нужно быть очень осторожным, 80 Вольт может не слабо лупануть, а при плохом стечении обстоятельств и вовсе может получится мертвая тушка:(
Я использую старое ЗУ для аккумуляторных батарей на 20 А, с индикацией тока и напряжения и ступенчатой регулировкой.
5. Положительный электрод -анод. Материалом для него лучше всего будет нержавейка. Если нет нержи то на крайняк можно взять чернуху. Но электрод из обычной стали будет быстро растворятся.
Заливаем воды в сосуд. Делаем раствор. Сколько идет соды на литр воды сказать сложно. Это зависит от формы детали, расстояния между электродами, напряжения. Я ориентируюсь по току. На тазик который я брал ушло около 600 г кальцинированной соды. Крепим “-” от источника на деталь (она у нас будет катодом). Способов есть куча. Можно струбциной ( со струбцины может облезть краска), можно болтом как я.
Главное чтобы был хороший контакт . Опускаем деталь в раствор. Крепим “+” от источника на анод. Анод, как я уже писал, лучше всего из нержавейки. Обычная сталь будет растворятся, но если нет под руками старой ненужной ложки/вилки или корыта от старой стиралки то на один раз пойдет и чернуха. Заметил, правда, что если использовать обычную сталь для анода, то на обрабатываемой детали оседает темный налет, который потом нужно смывать. В идеале форма анода должна быть такой, чтобы охватывать всю площадь обрабатываемой детали, в противном случае процесс будет идти с разных сторон не равномерно и деталь придется переворачивать. На практике сделать такой электрод сложно, особенно если чистим крупногабаритное изделие, поэтому крутить детальку скорей все равно придется. Лично я, в данном случае делал электроды из чернухи, так как нержавейки в этот момент не нашел. Вот форма электрода для очистки лицевой стороны диска :
Для обратной:
Опускаем анод в раствор. ВНИМАНИЕ! Анод и обрабатываемая деталь не должны касаться, должен быть промежуток из раствора или диэлектрика.
Включаем наш источник тока. Все начинает бурлить в тазике — процесс начинается. Если есть показометры то смотрим на них. Скорость очистки зависит от силы тока, который идет через электроды. А она в свою очередь, зависит от мощности источника.
Регулировать ток можно 3-мя способами:
1. Самим источником (если конечно есть на нем возможность регулировки)
2. Концентрацией соды — больше соды в растворе больше ток.
3. Расстоянием между анодом о изделием которое мы чистим. Чем ближе они тем больше ток.
Какой максимальный ток ставить тут зависит от вашего источника. Можно хоть 100А, но лучше без фанатизма, лучше подождать часок-другой чем спалить устройство, особенно если оно без защиты по перегрузке и перегреву. Лично я ставлю 10-15 А.
Плюс нужно еще учесть то, что при большом токе раствор нагревается (получается солевой обогреватель).
Вот как выглядит раствор после часа очистки, борщик варится отличный)))
После нескольких часов чистки достаем деталь и металлической щеткой под проточной водой чистим отошедшую ржавчину и смотрим на результат. Если ржавчина еще присутствует то оставляем еще на пару часиков.
Вот результат:
Лицевая сторона
Внутренняя сторона
Ржавчины нет совсем.
Вот пример очистки скобы тормозного механизма ВАЗ 2108
После
ВНИМАНИЕ! Газы которые выделяются в процессе электролиза это водород и кислород. Их смесь звется гремучим газом, хоть и совсем не ядовитая но очень ВЗРЫВООПАСНАЯ! Поэтому работы проводить в очень хорошо проветриваемом помещении, либо на свежем воздухе!
Собственно ради чего это все затевалось:)
Хозяйке на заметку: для белых надписей на резине существует специальный шинный маркер:
З.Ы. Если посчитать время, потраченное на поиски подходящего сосуда, изготовления электродов, раствора то наверное быстрее и логичнее было бы отвезти диск пескоструйщикам а не пачкаться с электролизом. Но если у вас все готовое, тогда дело другое. Да и диск я привел как пример. Этим способом можно отчистить любую усмерть заржавевшую железяку, при том что электролиз в отличии от пескоструя, металлической щетки или кислоты совсем не повреждает метал.
З.З.Ы. В коментариях прозвучал вопрос можно ли обрабатывать таким способом автомобильную кузовщину местно, только очаги коррозии. Я небыл в курсе но умные люди подсказали что можно Цитирую товарища
samodelkin1978 :
“Давно дело было понадобилось на большой железке часть от ржи очистить, сделал электролизом. Делал так-
Применительно к кузову авто- на кузов массу. Вместо электрода берем обычную кисть малярную с ворсом в металлической обойме, цепляем к ней (обойме) плюс. ворс вполовину подрезать лучше. Макаем кисть в раствор как у автора и “красим” по ржавому месту. Процесс конечно медленнее протекает, но результат тот же. Главное на кисть сильно не давить, чтобы не замкнуть обойму на корпус. Так можно работать и с жидкостями типа преобразователей ржавчины. Если взять губку для мытья посуды с жёсткой спиной, завернуть внутрь оловянный пруток, периодически смачивая раствором и получившимся электродом обработать ржавое место- то эффект тот же. Плюс получается что то вроде химического лужения. Часть олова оседает на железо, получается защитная пленка. Если есть цинк, вообще здорово, он в качестве анода почти идеален!”
Товарищ uri02 написал:
“Можно.Вот пример для кузова www.drive2.ru/l/10245053/
Погружать весь кузов не надо 🙂
Я еще после очиски цинком покрывал.
Не ржавеет годами после этого”
И добавил фото:
От себя также добавлю что свежий металл детальки после электролиза быстро ржавеет и его нужно сразу же грунтовать после высыхания либо если не планируется сразу покраска обрабатывать растворами типа “преобразователей ржавчины” или ортофосфорной кислоты для защиты.
Источник
После длительной эксплуатации большинство автомобильных деталей приходят в плохое состояние, и колёсные диски здесь не исключение. Так, под действием перепадов температур они могут потускнеть, из-за постоянно отлетающей дорожной пыли, песка и камней застарелая грязь въедается в поверхность изделия. А самое неприятное, что ждёт автовладельца, — это ржавчина, образующаяся на штампованных изделиях после того, как на них появляются царапины и нарушается слой краски, что вызывает коррозию, которая приводит к ослаблению и даже разрушению колеса. Поэтому сегодня многие автомастерские предлагают услугу по очистке дисков.
Что такое очиститель колёсных дисков
Очиститель колёсных дисков — это такой химический состав, продаваемый во многих специализированных автомагазинах России, который борется с глубокими загрязнениями, масляными пятнами, поверхностной ржавчиной и другими недостатками изделия. Принцип работы состава основан на химической реакции, которая происходит, как только жидкость соприкасается с поверхностью дорожного налёта.
Чистка колеса
Преимущества очистителя дисков колес дают производителям возможность выпускать качественный продукт по приемлемым ценам для тысяч потребителей, в частности:
- Въевшаяся дорожная пыль и грязь очищается без остатка благодаря особой формуле глубокого проникновения.
- Спиртовой состав субстанции обладает эффектом расщепления жировых отложений на диске.
- Специально разработанные активные кислоты позволяют расщеплять пятна ржавчины и эффективно убирать их с поверхности. Кроме того, некоторые вещества могут обладать электролизным действием, что также убирает этот налёт с поверхности.
- Очиститель дисков обладает эффектом полировки, так как содержит в своём составе молекулы жидкого воска.
- Надолго защищает поверхность диска, создавая на ней защитную плёнку микроскопической толщины.
Одно из главных свойств очистителя заключается в том, что он практически не имеет побочных эффектов, поэтому разрушения самого лакокрасочного покрытия колеса не происходит.
Очистители для колёс
Как очистить колёсные диски от ржавчины и налёта самостоятельно
Для того чтобы восстановить сильно загрязнённый колёсный диск, владельцу автомобиля нужно приобрести расходные материалы, некоторые дешёвые инструменты и проделать определённый алгоритм, после которого его колёса будут сиять так, как будто только что куплены, в частности:
- Для глубокой очистки владельцу потребуется демонтаж всех колёс, потому что иначе невозможно будет добиться желаемого результата.
- Берётся губка, смачивается в чистой воде и удаляется вся поверхностная грязь с изделия.
- Всю въевшуюся грязь можно удалить при помощи зубной щётки с жёсткой щетиной либо заранее промоченной в воде наждачкой с самым мелким абразивом.
- После долгой эксплуатации на диске остаётся пыль от фрикционного материала тормозных колодок, для удаления которой потребуется лимонная кислота либо специальный очиститель. Так, подобные составы, как правило, имеют свои индикаторы и, соприкасаясь с грязью, под действием химической реакции приобретают розовый оттенок.
- Кислота или средство для очистки дисков автомобиля наносится на поверхность колеса и оставляется в таком виде на 3-5 минут для успешной реакции, после чего смывается с его поверхности, и, если загрязнение удалено не полностью, процедура повторяется.
- Если жирные пятна остались на поверхности колеса, владельцу придётся применить небольшое количество яблочного уксуса, после чего грязь должна гарантированно уйти.
- После окончания обработки диска различными составами колесо необходимо обильно промыть водой и протереть насухо мягкой чистой тряпкой. Многие мастера нередко советуют делать это при помощи резиновой ткани или же микрофибры.
- Последнее, что потребуется для удачного завершения процедуры, — это нанесение защитного покрытия на изделие в виде жидкого воска, полироли, лака и прочих веществ, представленных в автомагазинах.
Очиститель Turtle Wax
Важно!
При работе с кислотами следует проявлять повышенную осторожность, разбавляя их до достижения не опасной для лакокрасочного покрытия концентрации. Слишком активная кислота может легко повредить все пигменты и лаки, так как просто растворит их.
Сравнение различных очистителей для дисков
Чем очистить диски автомобиля от налета? Из очистителей для дисков, по признанию многочисленных автолюбителей, можно выделить лишь несколько наиболее эффективных средств. По мнению клиентов, именно перечисленные ниже субстанции справляются со всеми видами загрязнений лучше других, не повреждая при этом колёсные диски:
- Очиститель под брендом Turtle Wax, основанный в Великобритании. Но сегодня он производится в России под тщательным контролем разработчика торговой марки. Препарат имеет множество разновидностей, каждая из которых предназначена для удаления конкретного загрязнения, то есть для масляных пятен, для битума, смолы от деревьев, накипи от тормозных дисков и колодок и т. д.
- Второй, не менее известный производитель — это Liqui Moly, зародившийся в Германии более 60 лет назад, и сегодня успешно реализующийся в большинстве стран СНГ, включая и Россию. Очиститель данного бренда справляется с различными загрязнениями, и, в отличие от предыдущего конкурента, который выпускает различные средства, дифференцируя их по видам загрязнений, производит также универсальное изделие, гарантирующее полную очистку колёсных дисков.
Важно!
Оба указанных выше средства выпускаются в схожих тарах, объёмом по 250-500 мл, и их стоимость примерно одинаковая — по 250-800 рублей* за каждый флакон. Объём потребления, а также статистика продаж примерно схожи, что говорит об идентичном доверии населения к брендам и также о том, что клиенты не видят особой практической разницы между средствами.
Очиститель Liqui Moly
Особенности очистителя для дисков Turtle Wax
Если подробно рассматривать британского производителя очистителей Turtle Wax, то среди них можно выделить одно изделие — Turtle Wax Intensive Wheel Cleaner, предназначенное для профессионалов.
Хорошим знаком является тот факт, что средство применяется не только рядовыми автолюбителями, но и профессионалами — на автомойках и в СТО, если клиенту требуется услуга по очистке колёсного диска.
Препарат содержит кислоту, состав которой запатентован производителем, и она эффективно удаляет даже самый въевшийся налёт, но при этом не вызывает повреждений любых видов дисков, в том числе и хромированных элементов.
Кроме того, очиститель, по результатам практических экспериментов, признан абсолютно безопасным для резиновых покрышек, поэтому снимать их перед очисткой металла совсем не требуется.
Из негативных свойств вещества можно выделить его вред для лакокрасочного покрытия кузова автомобиля, поэтому все процедуры по очистке следует производить лишь на демонтированных колёсах, в удалении от самого авто.
Важно!
Если же частички очистителя всё-таки попали на краску кузова авто, их нужно срочно смыть водой и поражённое место протереть сухой тряпкой, так как вещество может не успеть начать активную реакцию.
Принцип действия препарата основан на образовании активной пены, которая сразу же вступает в реакцию, растворяя металлические частички от расходников тормозной системы, о чём свидетельствует красный индикатор.
Конечно, чисто химическим путём удалить всю въевшуюся либо севшую в трещинки и царапины грязь не удастся, и мастеру придётся воспользоваться губкой, щёткой или микрофиброй для того, чтобы удалить эти вещества из труднодоступных мест вручную.
Очистка диска от ржавчины
Особенности очистителя для дисков Liqui Moly
Препарат под названием Liqui Moly Felgen-Reiniger производится непосредственно в Германии и популярен по всей Европе как средство для чистки дисков авто, которое действительно помогает бороться с загрязнениями и практически не имеет побочных эффектов.
Прежде всего, следует учесть поистине революционный состав, так как полное отсутствие разъедающих грязь кислот делает принцип действия препарата абсолютно выделяющимся среди аналогов. Очиститель состоит из специальных молекул — тензитов, которые, имея обтекаемую форму, сами проникают вглубь трещин и царапин, между частичками грязи, способствуя их отделению от поверхности диска методом диспергирования.
Имеется индикатор фиолетового цвета, который активизируется при любом контакте с загрязнителями, даже в труднодоступных местах, вне зависимости от того, литой диск или штампованный.
Препарат абсолютно безопасен как для многослойного покрытия кузова, так и для рук мастера, что позволяет почистить колесо абсолютно в любых условиях, включая гараж при доме или приусадебный участок.
Нет опасений в загрязнении почвы при попадании очистителя в неё после ополаскивания диска, потому что производитель заявляет о быстром распаде естественным путём.
Одновременно может очистить такие частички, как битумные пятна, остатки насекомых, накипь от тормозных дисков и прочие источники загрязнения, параллельно придавая даже ржавым колёсам блеск и эффектный внешний вид, как после химчистки.
Важно!
Учитывая особый состав препарата, многие автолюбители не доверяют данной инновации, предпочитая бороться с налётом кислотосодержащими очистителями.
Рынок автокосметики богат не только на 2 бренда, описанных выше, но также прилавки автомагазинов забиты аналогичными товарами от других производителей — Koch Chemie, Autosol Felgenreiniger, Meguiar’s, Sonax, DAC, Lavr, Grass Disk и некоторыми другими. Все они имеют схожий принцип действия и разную степень эффективности в зависимости от класса препарата и уровня ценовой политики.
Диск на авто — до и после чистки
Менее эффективные средства для очищения колёс, как правило, стоят дёшево и вполне могут очистить неглубокие загрязнения при регулярном использовании в профилактических целях, а какие-то, напротив, стоят слишком дорого, но готовы удалить любую грязь даже после 3-5 лет эксплуатации колёс. Таким образом, чистка дисков авто превращается в рядовую быстро решаемую проблему, если пользоваться любым из приведённых выше спецсредств.
*Цены актуальны на декабрь 2018 г.
Источник
Как известно, штатные тормозные диски у большинства бюджетных автомобилей изготовлены из чугуна, металла, который имеет такое нехорошее свойство — как склонность к быстрому ржавлению.
Полный размер
вот лицевая сторона диска до начала процесса очистки
Полный размер
вот тыльная сторона диска до начала процесса очистки
Есть несколько гаражных незатратных способов приведения тормозных дисков в порядок:
1. Гальванический способ, с помощью блока питания/зарядного устройства и непременно пластины из нержавеющей стали, служащей анодом и источником положительных ионов.
Но этот способ требует во-первых времени, некоторых внеплановых расходов электроэнергиии и самое главное — постоянного контроля за процессом со стороны человека.
2. Электролизный способ — он менее затратный по финансам и трудоресурсам. Для воплощения его в жизнь требуется всего лимонная кислота, стоимостью 9 рублей за 30-граммовый пакетик.
Полный размер
главное действующее лицо в этом процессе — лимонная кислота!
Расход ее примерно 25г на 1л воды. Я купил с запасом аж 8 пакетиков “лимонки”. Этим способом я и решил воспользоваться при очистке тормозных дисков от “возрастной” ржавчины. Для того, чтобы процесс шел быстрее — я “лимонку” растворил в кипятке, который привез в гараж в 2-литровом термосе. Залив раствор в пластмассовую емкость выяснилось, что раствора не хватило, чтобы полностью покрылся диск, поэтому пришлось долить чуток уже простой воды. Вначале решил, что диски буду “запаривать” по одному.
Как только залил один диск, сразу было наглядно было видно, что пошел процесс электролиза т.к. на поверхности наблюдалось “пузырение” жидкости и обильное газовыделение.
Полный размер
процесс пошел — на поверхности емкости хорошо видны мелкие пызырьки газовыделения
Примерно через час времени раствор уже заметно “порыжел”-потемнел.
Полный размер
состояние раствора примерно через час проведения процесса очистки
Я, преодолев свое любопытство, решил проконтролировать сей химический процесс. Сразу было заметно, что поверхность тормозного диска приобрела уже довольно наглядную чистоту.
Поэтому я развел еще порцию (2л) этого “чудодейственного” снадобья и поместил в ванночку еще и второй диск и спокойно ушел домой, пустив этот процесс на “самотек”.
Полный размер
поместил в ванночку и второй диск, а чтобы процесс
На следующий день, придя в гараж, обнаружил свои диски в чернющей жидкости!
Полный размер
на следующий день
Процесс электролиза прошел довольно успешно!
Полный размер
положительный результат обработки крупным планом
Для того, чтобы остановить этот процесс, необходимо промыть диски обычной пищевой содой, нейтрализовав действие “лимонки”.
Полный размер
использовались последующие компоненты очистки дисков
Поверхность дисков полностью отчистилась от ржавчины, приобретя девственную чистоту и даже какой-то эффект “воронения”.
Ну и для завершения всего этого “грязного” дела еще сверху взбрызнул “по-кругу” диски “Цинкарем”, который с помощью ортофосфорной кислоты с добавлением в строго регламентированных пропорциях активных соединений цинка и марганца полностью исключает процесс окисления чистого металла.
Полный размер
ржавчина отъелась даже во внутренних полостях вентиляции дисков
Полный размер
вот какого темного цвета получился раствор по окончании процесса
На прилагаемых фото довольно наглядно показан процесс приведения дисков в надлежащий вид.
Полный размер
вот финальный вид тормозных дисков после очистки!
P.S. Кого интересуют оригинальные б/у тормозные диски для Audi-80B4 (каталожный номер VAG: 8АО 815 301Е параметры: 280мм х22, 4х108мм.
Состояние на твердую “4” — обращайтесь в личку. Диски в хорошем состоянии, износ — незначительный, не “перегретые”, не “кривые”. Были сняты с авто по случаю перехода на 5 -болтовые ступицы.
Полный размер
крупным планом — рабочая поверхность тормозного диска
Источник