Чем отмыть гипсовое изделие

Гипс – очень красивый материал, но при неправильном уходе элементы декора, изготовленные из него, могут потерять свою привлекательность. Этот материал пористый, поэтому легко впитывает грязь, влагу, копоть и покрывается плесенью. Часто такие украшения покрывают лаками, воском, краской или смесью олеата калия и квасцов. В обработанной лепнине поры как бы закрыты, и ухаживать за такими изделиями легче.
Берегите гипсовые изделия от влаги
Высокая относительная влажность, сырость или контакт с водой могут привести к ряду проблем:
гипс сам по себе слегка растворим в воде, поэтому влага его размягчает, После высыхания такая отделка покрывается трещинами и выглядит непрезентабельно;
арматура, обеспечивающая поддержку структур, уязвима к воздействию влаги. Если каркас лепного изделия изготовлен из стали, металл может разъесть сырость. Именно коррозия становится причиной отпадания кусков гипса.
Методы очистки
Чтобы на украшениях не скапливалась пыль, их надо чаще пылесосить. Для этого можно использовать различные насадки на шланг – большие и маленькие щетки, узкие наконечники — все зависит от особенностей конкретных украшений. Особенно старательно нужно удалять пыль, если в помещении установлены изделия из гипса без защитного слоя. Очистить обычную лепнину не причинив ей вреда, трудно;
Пыль можно удалить с помощью мягкой ткани или щетки, стараясь не повредить поверхность гипса. Использование воды, моющих средств и абразивных материалов сводится к минимуму, ведь этот материал из-за наличия пор способен впитывать в себя вместе с влагой и грязь, которую потом будет очень сложно удалить.
Для устранения загрязнений нужно развести 70 грамм крахмала в 100 мл воды. Затем эту взвесь вливают в горячую воду объемом 900 мл, следя за тем, чтобы клейстер не собирался комочками. После очистки лепнины пылесосом с помощью кисти наносится этот состав, заполняя все неровности. Застывший «клейстер» превращается в пленку, которая «вытягивает» из гипса всю грязь. Через несколько часов поверхность украшений можно повторно почистить, и она станет идеальной.
Для сухого удаления загрязнений применяется также препарат Groomstick, созданный на основе натурального каучука. Этот состав не содержит воды, растворителей или химических добавок. Выпускаются также специальные ластики для очистки гипсовых поверхностей;
Трудновыводимые пятна с лепных украшений удаляют с помощью жидкости для снятия лака или ацетона. От некоторых загрязнений можно избавиться, натерев гипс мелким песком.
За обработанным гипсом, который легко узнать по блестящей поверхности, ухаживать легче, потому что он менее пористый. Его можно мыть обычными бытовыми средствами.
Как защитить поверхность гипса
Иногда комнаты, которых установлена лепнина, бывают слишком влажными, а в некоторых случаях такие элементы устанавливаются вне помещений. В подобных случаях нужно придать гипсовой поверхности водоотталкивающие свойства. С этой целью применяется специальный состав, который «закрывает поры» материала. Для изготовления защитного средства берется 70 гр. мела, 70 гр. отбеленного воска и 420 мл воды. Смесь кипятят несколько раз. Затем получившейся взвесью покрывают лепнину. После высыхания гипсовую поверхность натирают до блеска;
Такой же эффект дает покрытие поверхности лепнины воском, растворенным в уайт-спирите или скипидаре в соотношении 1/10;
Для неокрашенного гипса можно применять раствор цинковых белил, разведенных в столярном клее.
Защитная пленка держится достаточно долго и отлично защищает поверхность украшений. Кроме того, такая обработка придает изделиям блеск и привлекательный внешний вид.
вернуться к списку статей
Студия лепного декора ГессоСтар
Лепнина из гипса от ГессоСтар по приемлемым ценам! Ближайшие станции метро: Панфиловская, Октябрьское Поле, Сокол. Студия находится около поселка художников, в районе Сокол г. Москвы
Адрес: улица Панфилова, 4к1,
Москва,
125080
Россия.
Тел: +7 (495) 749-96-96
Источник
Гипс – один из самых древних материалов, известных человечеству. Он применялся еще тысячи лет назад, для строительства храмов, колонн и даже знаменитых египетских пирамид. Прослужат ли так же долго современные изделия – сказать сложно. Но правильный уход за гипсовой лепниной может однозначно продлить ей «жизнь». Итак, что нужно делать для профилактики и удаления загрязнений с интерьерного декора?
Главный враг изделий
Если вы хотите, чтобы украшения долго радовали вас своим первозданным видом, их обязательно нужно беречь от влаги. Делать это необходимо по двум причинам.
- Как известно, взаимодействуя с водой, гипс растворяется, становится из твердого жидким. А значит, воздействие влаги приведет к разрушению, размягчению изделий. Даже если их тщательно высушить впоследствии, влажность приведет к образованию трещин и нарушению структуры.
- Кроме того, каркасом для лепных конструкций служит металлическая арматура, подверженная коррозии. Она может прийти в негодность, проржаветь, что тоже окажет не самое положительное влияние на поверхность лепнины. Бывает так, что гипс отпадает целыми кусками – и все из-за коррозии несущего каркаса.
Словом, старайтесь избегать сырости и любых контактов с водой, а также поддерживайте низкий уровень влажности в помещении с лепным декором.
Защита от внешних разрушений
Кроме влаги, он, как губка, впитывает грязь и пыль, копоть и сажу, а также неприятные запахи. Само собой, декорировать такими изделиями стоит не все помещения. Но если очень хочется создать гипсовую красоту, например, на кухне или в прихожей, придется подумать о ее защите. Проще говоря, «закрыть» поры материала, предотвращая тем самым впитывание им всего ненужного. Вообще, такой обработке, для профилактики, лучше подвергнуть лепнину в любом помещении.
Сделать это можно с помощью воска или лакокрасочных материалов. Нередко используются подручные смеси, например, мел в сочетании с воском, разведенный водой. Этот раствор кипятится и наносится на лепнину, после чего она лучше блестит и дольше служит. С той же целью применяется смесь воска со скипидаром или уайт-спиритом. А если украшения изготовлены из неокрашенного материала, лучше подойдут обычные цинковые белила, растворенные в столярном клее.
Эти «домашние» методы ухода создают защитную пленку на поверхности, в результате чего эксплуатация лепнины продлится дольше, да и выглядеть изделия будут гораздо привлекательнее. В продаже можно найти также средства для защиты гипса от внешних воздействий.
Правила ухода
Если гипс обработан, его поверхность глянцевая и более прочная. За такими изделиями легче ухаживать, поскольку поры закрыты, а грязь и пыль не впитывается внутрь. Как же именно нужно ухаживать за ними?
У каждого в доме есть пылесос. Он станет вашим главным помощником в поддержании чистоты и презентабельного вида гипсового декора. Используйте различные щетки, а также насадки с узким носиком, для труднодоступных мест. Ну а если пылесоса нет, или пользоваться им по каким-то причинам нет возможности, придет на помощь мягкая объемная щетка или обычная тряпочка. Лучше не применять никаких моющих средств, особенно чистящих абразивов. Даже влажная губка скорее навредит необработанному гипсу, чем очистит его. Ведь с влагой пористая поверхность впитывает лишнюю грязь. Так что, если вы не уверены в способе ее обработки, лучше использовать лишь сухую мягкую ткань.
Попробуйте приготовить раствор из крахмала и горячей воды и нанести его с помощью кисти на всю поверхность. Такое покрытие лепнины заполняет собой все трещинки и неровности, а после застывания образовавшаяся пленка, как пылесос, вытягивает все загрязнения.
Для въевшихся пятен, которые не удалить вышеупомянутыми способами, применяется ацетон. В крайних случаях поможет мелкозернистый песок – но только на отдельных небольших участках. Можно купить также специальные препараты для сухой очистки гипсовых изделий, спреи и ластики.
Реставрация лепнины
Если, несмотря на все меры предосторожности, сохранить безупречный вид материала надолго не удалось, его придется реставрировать. Реставрация гипсового декора проводится путем отливки поврежденных элементов, заполнения глубоких трещин и сколов, а также прорезки рельефа участков, утративших свою четкость.
Если декор серьезно поврежден, реконструкция отдельных фрагментов проводится по фотографиям. Восстановить частичные разрушения помогут другие, нетронутые временем элементы. При этом поверхность, покрытую лаком или краской, нужно зачистить до основы, а швы расшить и повторно заполнить свежим раствором. Для мелких трещин и незначительных дефектов применяется обычная шлифовка. В конце проводится отделка, и, при необходимости, художественная роспись лепных украшений.
Преимущества материала: чем хорош гипсовый декор?
Некоторым кажется, что он слишком «капризный» и требует особого ухода. На самом же деле, гипс – прекрасный выбор для отделки. Он легко поддается обработке, при этом достаточно прочный, теплый и гигиенически чистый, отлично сохраняет тепло и защищает от посторонних звуков извне.
Лепнина смотрится потрясающе красиво, а ремонта и реставрации требует не так уж часто. В отличие от искусственных аналогов, натуральный гипс отлично переносит усадку, воздействие солнечных лучей и температурные перепады. Он прослужит долгие годы, особенно при правильном уходе. Так что с практической точки зрения станет идеальным выбором.
Покрытые защитными составами – воском, лаком или краской – элементы становятся прочнее и устойчивее к внешним воздействиям. Их можно очищать сухим или влажным способом, не боясь повредить структуру материала. Окрашивание, позолота или патинирование декоративных изделий не только защищают, но и придают им неповторимый внешний вид.
Словом, не нужно бояться
гипсовой лепнины. В уходе она неприхотлива, защиты требует по минимуму, а любой
интерьер от ее использования только выиграет!
Источник
Гипсовая лепнина – невероятно эффектный декор интерьера, однако его красота во многом зависит от правильности ухода. Без грамотного подхода лепные элементы могут очень быстро утратить свою привлекательность. Гипс – пористый материал, легко впитывающий влагу, копоть и другие загрязнения. Увеличение срока службы гипсовой лепнины возможно при применении различных защитных составов, так, изделия довольно часто лакируются или покрываются воском, а также составом из олеата калия и квасцов. Подобная обработка позволяет «закрыть» поры на декоре, тем самым облегчив уход за ним.
Главный враг гипсовой лепнины – повышенная влажность, ведь сырость и воздействие воды могут привести к печальным последствиям:
– гипс немного растворяется в воде, поэтому влажность делает его мягче. Высохнув, изделие может потерять свою привлекательность и покрыться трещинами;
– армирование, которое обеспечивает прочность структур, тоже испытывает негативное воздействие влаги. Стальной или металлический каркас под действием сырости начинает разрушаться, именно это становится причиной откола элементов гипсового декора.
1. Нельзя допускать скапливания пыли на декоративной лепнине, для ее удаления стоит использовать пылесос. С этой целью применяются всевозможные насадки – щетки разного размера, большие и маленькие наконечники – что именно выбрать, зависит от конфигурации изделия. Процесс очищения особенно важен для лепнины, поверхность которой непокрыта защитными составами.
2. Стереть пыль еще можно, используя мягкую салфетку или щетку, действовать нужно с максимальной осторожностью, чтобы не повредить поверхность декора. Применение воды, очищающих веществ и абразивных средств должно быть минимальным. Из-за пористости гипс может впитать грязь вместе с жидкостью, что значительно усложнит процесс чистки.
3. Для того чтобы вытащить грязь из пор, понадобится особая смесь, состоящая из 100 миллилитров воды и 70 грамм крахмала. Полученный состав добавляют в 1 литр горячей воды, внимательно следя за тем, чтобы взвесь не формировалась в комочки. Очистив лепной декор с помощью пылесоса, на его поверхность кисточкой наносит получившийся клейстер, которые заполняет все неровности. Застывая, он вытягивает из гипсовых пор всю грязь. Спустя 3-4 часа лепной декор повторно пылесосят – он становится идеально чистым.
4. Популярностью пользуется средство Groomstick, которое применяется для сухого удаления загрязнений. Оно изготавливается на базе натурального каучука, данный препарат не содержит воды и каких-либо химических ингредиентов. В продаже можно найти даже особые ластики, предназначенные специально для очистки гипса.
5. Некоторые особо въевшиеся загрязнения можно попробовать убрать с помощью ацетона или жидкости для снятия лака. Еще пятна иногда удаляют, натирая гипсовое изделие мелким песком.
Уход за необработанными защитными составами гипсовыми изделиями – процесс очень сложный и хлопотный, поэтому их желательно сразу же после установки покрывать специальными смесями. Обработанные изделия, которые можно опознать по блестящей поверхности, менее прихотливы в уходе, поскольку их поры закрыты, следовательно, они не впитывают влагу и грязь. Такой декор можно очищать даже с помощью бытовых средств.
Источник
Реставрация скульптуры из камня: Гипсовая скульптура
Источник: https://restoreforum.ru/books/arhiv/knigi-o-restavracii/57-stati-o-restavratsii/274-gipsovaja-skulptura
Скульптура из гипса из-за нестойкости этого материала требует постоянной профилактики и реставрации, которые включают различные меры по устранению механических повреждений, восстановлению защитных и красочных покрытий, очистке от устойчивых загрязнений и т. д. В связи с этим еще недавно поступление в музеи гипсовых произведений было ограничено. В последнее время отношение к гипсовой скульптуре, в особенности к авторским экземплярам и рабочим моделям, стало меняться. Некоторые музеи предпочитают для экспонирования гипсовые модели отливкам в металле, так как последние, неизбежно, утрачивают некоторые важные элементы авторской моделировки. В качестве примера можно привести музейную судьбу ряда гипсовых произведений М.А. Врубеля, С.Т. Коненкова, А.С. Голубкиной, переведенных из запасников в экспозиционные залы.
Таким образом, вопросы реставрации и хранения гипсовой скульптуры представляются достаточно актуальными и заслуживающими отдельного рассмотрения.
Однако прежде всего необходимо представлять себе процесс изготовления гипсовой скульптуры.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ГИПСОВОЙ СКУЛЬПТУРЫ
Гипс, применяемый в скульптуре, получают промышленным обжигом (при 140—190 °С) природного гипсового камня — осадочной породы, представляющей собой кристаллогидрат сернокислой соли кальция CaSO4*2H2O.
При замешивании с водой порошок гипса быстро затвердевает, слегка увеличиваясь в объеме (от 0,2 до 1%). Благодаря этому уникальному свойству, наряду с доступностью и легкостью в работе, гипс издавна считается незаменимым материалом для временного переведения скульптур, выполненных в мягком материале, в рабочие модели, так как обеспечивает исключительную точность в передаче самых тонких деталей скульптурной моделировки.
Нередко гипс применяется и в качестве конечного скульптурного материала. В этих случаях его нестойкость и недолговечность в какой-то мере компенсируются дешевизной и возможностью тиражирования, а художественная невзрачность маскируется разнообразными видами декоративной отделки под какой-либо стойкий материал: бронзу, терракоту, мрамор и т. п.
Способы изготовления
Техника изготовления гипсовой скульптуры обычно связана с механическим переведением скульптур, выполненных в глине или пластилине, в твердые гипсовые отливки, изготовленные путем формовки. В зависимости от размеров отливки делаются полыми или монолитными, а для прочности часто армируются пенькой, металлическими или деревянными каркасами.
В отдельных случаях применяется способ так называемого «прямого моделирования». При этом способе скульптор, минуя стадию лепки в мягком материале, работает непосредственно с гипсом, последовательно нанося на каркас незатвердевший раствор и моделируя его инструментом. (Этот способ, известный еще с античного времени, получил особенно широкое распространение в XX в.)
Защитно-декоративная обработка
На завершающем этапе процесса изготовления гипсовой скульптуры ее принято подвергать защитно-декоративной обработке, состоящей из трех стадий: грунтовки, патинирования и вощения.
Грунтовка заключается в максимально глубокой пропитке гипса олифой, клеем или шеллаком, а иногда жидко разведенной масляной краской. Задача этой операции — уплотнение поверхности гипса и уменьшение пористости, а также создание прочной основы для связи с последующим красочным покрытием.
Патинирование представляет собой различные способы декоративной отделки под имитируемый материал и выполняется жидкими масляными и клеевыми красками, бронзовыми, алюминиевыми и медными порошками на различных лаках (один из наиболее старых способов, применявшихся в Академии художеств, заключается в патинировании спиртовым раствором сургуча).
Завершающая стадия, вощение, производится разведенными в скипидаре пчелиным воском (иногда воск смешивается с мылом), стеарином или парафином и имеет целью придать поверхности водоотталкивающую способность. Иногда после вощения поверхность присыпается по еще непросохшему воску сухими пигментами, металлическими порошками, графитом, тальком (так называемый «припорох»).
Распространенные нарушения требований технологии
Следует назвать некоторые наиболее распространенные нарушения требований технологии, имеющие место при изготовлении гипсовой скульптуры либо при ее поновлениях. Это, прежде всего, конструктивные просчеты:
— недостаточная толщина стенок отливки;
— неправильно рассчитанная жесткость арматуры;
— ненадежная антикоррозийная защита каркасов;
— плохая устойчивость скульптуры.
Некоторые из указанных выше дефектов могут быть устранены реставрацией, например: увеличение монолитности достигается путем наращивания тонких стенок отливки. Другие дефекты, как, например, корродирование скрытой железной арматуры или ее недостаточная механическая прочность, практически неустранимы. (В этом случае единственным способом сохранения ценного произведения может быть изготовление нового слепка по форме, снятой с поврежденной скульптуры.)
Из нарушений технологии защитно-декоративной обработки гипсовой скульптуры можно назвать следующие:
— недостаточная просушка отливки перед нанесением пропиточных и тонировочных составов, приводящая к плохой связи и отшелушиванию краски;
— различные «упрощения» процесса отделки, иногда сводимого к простой закраске густой масляной или эмалевой краской.
Помимо того, что такая закраска в один тон создает крайне невыразительную, «мертвую» поверхность, она еще и пагубна для гипса, так как образует воздухонепроницаемый «панцирь». Со временем красочная корка деформируется и растрескивается, обнажая рыхлый, полуразрушенный гипс.
Не менее опасна для сохранности гипса и незащищенность его поверхности покрытиями, назначение которых – уменьшить его гигроскопичность и защитить поры от загрязнений. (Исключение составляют гипсовые медальоны, герметично закрытые в застекленные футляры.)
РЕСТАВРАЦИЯ И КОНСЕРВАЦИЯ ГИПСОВОЙ СКУЛЬПТУРЫ
Очистка гипсовой скульптуры
Повышенная пористость нетонированного гипса и его малая устойчивость к истиранию резко ограничивают применение механических способов очистки, особенно с использованием водных моющих средств. Активная водопоглощающая способность гипсовой поверхности служит причиной быстрого всасывания влаги вместе с загрязнениями в поры материала и его размывания. Помимо этого, глубокое насыщение гипса водой может вызвать повреждения армированной скульптуры (коррозию металлических и разбухание деревянных каркасов), а также растворение нередко присутствующих в толще гипса окрашенных включений, выносимых на поверхность по мере испарения влаги. Ограниченное применение моющих средств в сочетании с механическими способами очистки допустимо лишь на скульптуре с неповрежденной поверхностью и хорошей сохранностью защитного покрытия, в чем необходимо убедиться, увлажнив небольшой участок поверхности. При отсутствии быстрого впитывания нанесенной влаги (это свидетельствует о защищенности пор) можно воспользоваться препаратом «ВЭПОС» или «БИО-МИГ» по методике, рекомендованной для очистки камня.
Во всех остальных случаях, особенно при очистке светлой скульптуры, следует предпочесть пленочные способы очистки, исключающие механическое трение и сводящие к минимуму применение воды.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник