Чем стирают угольный карандаш

Содержание:
Уголь является одним из древнейших художественных материалов, который и в наше время используется для создания как эскизов, так и самостоятельных работ. Читайте далее – и вы узнаете, как рисовать углем, если вы абсолютно незнакомы с этим материалом. Кстати, а какие же виды угля используют в рисовании?
Виды угля для рисования
- Угольные палочки. Изготавливаются из ивовых, буковых или виноградных веточек, которые обжигают в герметичной печи под воздействием высокой температуры. При растушевывании, создании градиентных переходов, тонировании больших участков легче использовать мягкие виды угля, а при рисовании мелких деталей, четких линий – твердые.
- Угольные карандаши. Тоже изготавливаются из древесины, но выглядят как графитовые карандаши, только с угольным грифелем внутри. Преимущества таких карандашей перед палочками заключаются в том, что от них не пачкаются руки и рисовать ими проще, особенно мелкие детали. А вот широкая штриховка с ними не удастся.
- Прессованный уголь. В его производстве используется не цельное дерево, а угольная крошка и растительный клей, которые смешиваются и прессуются. Их выпускают и в виде палочек, и в виде карандашей. Они оставляют очень глубокие, насыщенные черные линии, которые сложно удалить с бумаги.
Дополнительные инструменты
Бумага, на которой лучше всего рисовать углем, должна быть шероховатой – гладкая поверхность не удержит частички материала, и он будет осыпаться. Существует специальная бумага для угля, но рисовать можно и на пастельной или акварельной. В крайнем случае, можно воспользоваться чертежной бумагой, если натереть лист наждаком.
Чем еще примечательна угольная графика: уголь довольно легко удаляется. При этом используется, например, ластик-клячка, тряпочка или даже мякиш хлеба. Угольный след останется, но этого будет достаточно, чтобы что-то подкорректировать. Однако если угольные полосы растирать, то на бумаге могут остаться темные пятна, поэтому и рисовать углем нужно, не касаясь рукой листа.
Картины углем следует обрабатывать сверху специальным средством – фиксативом-закрепителем, создающим на поверхности бумаги тонкую пленку, и работы можно хранить, не боясь, что уголь осыпется.
Техника рисования углем: главные особенности
Если вы только начинаете рисовать, то вам будет проще попробовать рисовать карандашами. Обычный графитовый карандаш позволяет изображать даже самые тонкие линии и детали, стирается обыкновенной резинкой, при хранении рисунки не надо дополнительно обрабатывать, и рисовать карандашом можно на самой обычной бумаге.
К угольной же графике, хоть она и осваивается быстрее, еще нужно суметь приноровиться. Рисуя, нужно постоянно следить за степенью нажима, по необходимости ее варьировать, и все время чередовать это с растушевкой определенных участков. Этим материалом редко прорисовывают прямые линии, он больше используется при тонировании, создании градиента.
При рисовании применяются свободные движения, от простого к сложному – сначала создается набросок композиции, который затем тщательно прорисовывается. Контролировать толщину штриховки при рисовании угольными палочками можно, меняя угол их наклона.
Кроме привычного метода рисования черным углем по светлой бумаге, существует обратный способ, когда лист полностью закрашивается, а «рисовать» по нему начинают с помощью ластика, вытирая угольные участки в нужных местах. Дополнительно может применяться белая пастель или мелки.
Угольная графика: мастер-класс
А сейчас мы рассмотрим, как рисовать углем вот такой интересный рисунок – реалистичную имитацию блокнотного листа, приклеенного к стволу дерева. Выполняется он не слишком быстро, но увлекательно, и позволяет проработать основные детали данной техники.
Вам понадобятся следующие инструменты:
- бумага для угля (или акварельная, пастельная);
- самоклеящаяся бумага;
- перфорированный лист бумаги;
- твердый прессованный уголь;
- древесный уголь;
- ластик-клячка;
- ватные диски и палочки;
- остро заточенный карандаш;
- фиксатив для угля.
Как рисовать углем: начало работы
Возьмите лист бумаги и закрепите его на какой-либо твердой поверхности, чтобы он не смещался при рисовании.
Вырежьте из бумаги-самоклейки кусочки размером с будущий лист, приклеенный к дереву, и скотча, на котором он держится. Отделите самоклейку от защитной основы и наклейте на бумагу в нужном месте.
Теперь возьмите древесный уголь и полностью заштрихуйте лист, после чего растушуйте получившийся объем с помощью ватного диска, чтобы добиться мягкого и однородного фона.
Дабы ничего не размазать и не сдуть с листа, закрепите получившийся результат. Обычно это делается с помощью специального фиксатива, но в случае его отсутствия попробуйте в несколько слоев использовать обыкновенный лак для волос – хотя такой способ может сделать ваш рисунок темнее.
Далее следует передать на бумаге фактуру и текстуру деревянной поверхности. Нужно рисовать углем по растушеванной поверхности, только на этот раз не заполняя весь участок, а создавая вертикальные линии боковыми штрихами.
Впоследствии эти полосы нужно растушевать, однако не целиком, дабы они хорошо просматривались на бумаге.
Теперь используйте прессованный уголь и проведите штрихи потемнее для более подробной прорисовки коры.
Слегка растушуйте получившиеся штрихи, а затем рисуйте и растушевывайте их снова, до тех пор, пока древесная поверхность не станет выглядеть реалистично. Используйте клячку, чтобы стирать угольные следы и оставлять белые полосы, способствуя созданию объема рисунка.
Первая часть рисунка закончена, теперь вы знаете, как рисовать углем текстуру дерева.
Рисуем углем: тонирование
Будущий листик из блокнота висит на дереве, и поэтому должен создавать падающую на ствол тень. Определитесь с участком, который будет тенью, и обклейте его со всех сторон бумагой. Оставшуюся полоску заштрихуйте прессованным углем и растушуйте.
Снимите самоклеящуюся бумагу с рисунка. Возьмите заточенный карандаш и с помощью линейки обведите им участки, которые будут «скотчем».
Затем следует придать реалистичности нарисованному скотчу. Прикрепите самоклейку на рисунок так, чтобы она изолировала «скотч» от остальных участков рисунка. Закрашивайте «скотч» угольными остатками на ватном диске, который вы использовали ранее, придавая полоске бумаги серый тон.
Переклейте бумагу таким образом, чтобы она закрывала собой тот угол листика, который как бы заклеен «скотчем», а затем снова затонируйте свободный участок.
Сверху полос прорисуйте еще раз очертания древесной коры и растушуйте их. Делается это с целью придания прозрачности «скотчу».
Теперь возьмите перфорированный листочек и приложите его к рисунку – через него нужно закрасить дырочки, как через трафарет. Растушуйте закрашенные отверстия ватной палочкой.
Начертите на листике линеечки. Они должны быть ровными, с одинаковым отступом, поэтому облегчите себе задачу и заклейте поля с двух сторон самоклейкой.
На получившемся листике можно нарисовать какой-нибудь простой эскиз. И не забывайте про итоговое закрепление рисунка лаком.
Как только вы разберетесь, как выполнять такие рисунки углем для начинающих, то сможете рисовать и более сложные картины, например, натюрморты и портреты. Такие работы часто выполняют комбинированно, например, делают набросок портрета карандашом, а затем начинают по нему рисовать углем, как показано в следующем видеоуроке для детей:
Источник
Рисование углем популярно не случайно. Углем выполняют рисунки-штудии и наброски, эскизы и подготовительные рисунки «под живопись». Нередко в этой технике художники создают станковые произведения самостоятельного значения. Углем очень легко работать, так как он хорошо «ложится» на бумагу или холст, не требуя от художника большого физического напряжения: малейший нажим уже оставляет на бумаге видимый след. Это свойство угля позволяет рисовальщику быстро работать даже тогда, когда приходится покрывать на бумаге большие поверхности (что совсем нелегко, если мы говорим про наброски карандашом).
Уголь как соединяет в себе преимущества нескольких материалов. Остро заточенным углем можно провести очень тонкую «карандашную» линию, и в то же время уголек, положенный на ребро, дает широкий живописный «мазок». Уголь позволяет штриховать, закрывая большие плоскости ровным тоном, или писать свободными мазками. По богатству тонов уголь едва ли не превосходит все другие живописные материалы и во всех градациях тоновой шкалы — от воздушного серого до глубочайшего черного — отличается красотой и бархатистостью цвета. Достоинством угля является также и то, что он дает возможность внести поправки в рисунок, перекомпоновать целиком или переделать его. Уголь очень легко смахивается с бумаги или грунта, почти не оставляя следов. Большим практическим удобством для художника является также и то, что для работы углем годится почти любая бумага.
Недостатков у угля немного. Главным из них является то, что уголь легко смазывается. Чтобы рисунок не был утрачен, надо его закрепить — зафиксировать. Последнее является, в частности, серьезной помехой в использовании угля при работе на природе — рисунок необходимо зафиксировать и высушить сразу же на месте, иначе его едва ли удастся донести до дома.
Для молодых и для недостаточно требовательных к себе художников рисование углем может оказаться «медвежьей услуго», в том смысле, что рисунки углем часто получаются очень эффектные, а сочетание красивых пятен с линией или «игра» светотени маскируют неточности, грубые промахи в рисунке. Поэтому начинающий художник легко может власть в самообман, считая законченными и совершенными те рисунки, в которых вся поверхность листа «затушевана», но собственно рисунок — пристальное изучение формы — еще не начинался. Чтобы избежать этого, не следует ограничиваться только рисунками углем — как бы заманчиво это ни казалось, — надо обязательно перемежать рисунки углем рисунками графитным карандашом — материалом более строгим и менее «обманчивым», чем уголь.
Среди рисовальных материалов уголь — наиболее живописный. Им можно передать отношения различных цветов, их прозрачность и плотность, воздушную перспективу, светотень. Начинать рисунок можно так же, как и живопись, с размещения на листе больших тоновых масс, «постепенно уточняя и детально разрабатывая форму с тем, чтобы линия и контур появились только к концу работы. При этом, пользуясь тем, что уголь легко удаляется с поверхности бумаги, художник может начинать работу, нанося большие силуэты, без всякого предварительного оконтуривания. Однако особенно увлекаться таким методом не следует. Начинающим рисование углем в начале работы главное внимание обращать на более жесткое и конструктивное построение рисунка.
Подготовительные рисунки для живописи также не следует вести чисто живописным путем. Лучше в этом случае выполнить карандашом или твердым углем более жесткий рисунок, построенный не на пятне, а на штрихе и контуре. Важно это потому, что, разработав в угольном рисунке ряд чисто живописных задач, художник обрекает себя — при работе красками непосредственно на холсте — на повторение уже найденных решений. Этим он отнимает у себя ту радость открывания, ту непосредственность, которые составляют значительную часть прелести работы над художественным произведением.
Наброски углем можно, так же как и рисунки, делать и линиями разной толщины, и широким мазком, и пятном, и соединением пятна с линией. Очень полезно выполнять быстрые наброски, основанные на силуэтном пятне, сделанном растушеванным углем, и затем уже по этому пятну уточнять детали линией. Такие наброски полезны для воспитания у начинающего художника понимания силуэта в рисунке и умения передавать движение.

Рисование углем — растушевка и растирание
Растушевать уголь, размазать по поверхности штрих или несколько штрихов, превращая его в пятно необходимой интенсивности, практически можно чем угодно — уголь достаточно легко размазывается. Но существуют для этой цели и специальные растушевки. Они бывают в продаже, их легко сделать и самому. Для этого плотно свертывают трубочкой полоску бумаги. Один или оба конца этой бумажной трубки сводят на конус, подобно заточенному карандашу.
Обычно художники пользуются растушевками только при выполнении маленьких рисунков, когда необходимо достигнуть особо тонких тональных градаций. Чаще всего растушевывают уголь кистью, ватным тампоном, тряпочкой или просто пальцами.
Смахивают уголь тряпкой — именно смахивают, а не стирают, потому что при стирании он полностью не удаляется, а втирается в поверхность бумаги, создавая определенный тон. Если после смахивания угля на поверхности бумаги остаются следы — их стирают карандашной резинкой.
Стирать жирно положенный уголь, не смахнув его предварительно тряпкой, не следует: резинка сразу замусоливается, и оставляемые ею пятна убрать очень трудно. К концу работы бумага обычно целиком в какой-то степени затонирована углем. Самые светлые места можно протереть резинкой, тогда они станут чуть светлее общего тона рисунка.
Рисование углем — фиксирование рисунка
Рисунки, выполненные углем, необходимо фиксировать — закреплять. Для этого разбрызгивают по поверхности бумаги закрепляющую жидкость. Она бывает в продаже редко, и обычно художники не пользуются покупными фиксативами, а приготовляют их сами. Самый практичный фиксатив— снятое молоко, слегка разжиженное водой. Оно оставляет поверхность угля матовой, почти не влияет на его цвет и закрепляет уголь достаточно прочно. Можно пользоваться также сахарной водой, но этот фиксатив боится сырости. Можно использовать для фиксирования раствор канифоли в денатурате.
Раствор фиксатива наносят пульверизатором. Для этого рисунки кладут на пол и брызгают из пульверизатора, тщательно следя за тем, чтобы на рисунки равномерно оседала самая мелкая «роса», не образуя лужиц и крупных брызг. Весь уголь должен пропитаться фиксативом. После просыхания проверьте прочность закрепления, потерев сухим пальцем несущественное место рисунка, густо покрытое углем. Если уголь плохо закрепился, повторите пульверизацию.
РИСУНОК под живопись.
Если рисунок под живопись не делается краской, то, как правило, — углем. Он легко ложится на холст, как и на бумагу, и так же легко смахивается с него. Углем можно делать рисунок под масляную живопись и под темперу.
После окончания рисунка все нужные для дальнейшей работы контуры прописывают кистью с растворителем — лучшим из них является лак со скипидаром, так как он быстро высыхает. Если холст готовится под темперную живопись, линии прорисовывают.
какой-нибудь одной из красок. После просыхания растворителя лишний уголь смахивают, потому что, если его оставить, он будет сильно загрязнять нижние слои краски.
Можно, разумеется, и зафиксировать рисунок, но это менее желательно, так как слабый фиксатив может не закрепить уголь, а крепкий создаст нежелательную прослойку между грунтом и краской. Некоторые живописцы, сами грунтующие холсты, предпочитают после закрепления рисунка нанести на холст еще один слон жидкого грунта во избежание загрязнения красок.
БУМАГА, УГОЛЬ.
Бумага для работы углем годится всякая, кроме гладкой. Рыхлые сорта бумаги даже предпочтительней — уголь хорошо в них впитывается и лучше закрепляется. Плотную и не очень шероховатую чертежную бумагу можно подготовить под уголь, протерев перед работой всю ее поверхность резинкой.
Уголь продается готовый, но его легко можно научиться приготовлять самому.
Затачивают уголь, срезая палочку наискось к одной стороне — наподобие среза пера. Заточенный таким образом, он дает возможность проводить линии и класть штрихи разной толщины и меньше ломается. Лучше перед началом работы заточить побольше углей, чтобы потом не отвлекаться из-за необходимости точить их.
Уголь — материал, не меняющий цвета, в этом смысле — материал вечный. Однако так как даже зафиксированный уголь сравнительно легко стирается и размазывается, хранить его лучше всего в папке, перекладывая рисунки гладкой бумагой или калькой, чтобы как можно меньше один лист терся о другой.
Как рисовать человека? Читать далее.
Источник
Изображение человека – считается самым сложным этапом обучения в изобразительном искусстве. Многие люди изумляются, когда узнают о моих теоретико-практических занятиях по анатомии, рисовании черепа и костей. Это, и многое другое – необходимая базовая основа в академическом курсе по рисунку. Без этого – невозможно правильно нарисовать человека.
Вспоминаются слова одного из многих моих учителей: “Вот посмотришь на иной рисунок… Красиво… а неправильно!”
А многим рисующим – хочется попробовать изобразить человека. Я это понимаю. И моя рекомендация – сделать это с помощью замечательного материала – угля. Уголь – имеет древнейшую историю, но и в наше время не теряет востребованности и популярности.
ПОЧЕМУ УГОЛЬ:
- Одна из особенностей угольной техники (порадует новичка): уголь относительно легко удаляется. Здесь применяем – специальный ластик-клячку, ветошь. Легкий угольный отпечаток сохранится, но позволит внести необходимые правки.
- Уголь дает простор в толщине линии. Конкретно, угольные палочки – мои фавориты. Это разительное отличие, от привычного графитового карандаша.
- Быстрый и легкий способ художественной выразительности: четкие линии, градиентные переходы, растушевывание,тонирование больших поверхностей.
ВИДЫ УГЛЯ ДЛЯ РИСОВАНИЯ:
1. Угольные палочки
Ивовые, буковые или виноградные веточки, обоженные по особой технологии. Бывают разного размера и толщины.
2. Угольные карандаши
Изготавливаются по аналогии с графитовыми карандашами, внутри – угольный грифель.
3. Прессованный уголь
Смешанная и спрессованная угольная крошка с растительным клеем. Есть в виде палочек, и в виде – карандашей. Дает более плотную насыщенную линию, которую очень сложно изменить/удалить.
Для рисования углем – предлагают специальную бумагу, её без ущерба можно заменить – пастельной или акварельной бумагой, картоном. Главное, исключить гладкую поверхность листа, она не будет удерживать частички угля – будет осыпаться. Личное предпочтение в рисовании углем – тонированная бумага. Состаренным эффектом.
Моя коробка с угольными палочками (с полосками шерстяной ткани для растушевки)
Ведите работу осторожно и деликатно. Контролируйте нажим. Помните, что уголь очень хрупкий. Будьте аккуратны: сильно не растирайте (во избежание темных пятен), не касайтесь рукой листа. Растушевку можно выполнять пальцами (регулярно очищаем руки влажной тряпкой); куском ткани (я использую плотную шерстяную ткань).
Фото автора канала by NK art (учебная работа)
Фото автора канала by NK art (учебная работа)
Фото автора канала by NK art (учебная работа)
Фото автора канала by NK art (учебная работа)
Фото автора канала by NK art (учебная работа)
После завершения, сверху изображение следует обработать специальным средством – фиксативом-закрепителем. Он создает тонкую пленку, и защищает работу от осыпания. Если сразу убрать картину под стекло, не трогать ее, не складывать плотно листы друг на друга, не давить на них – можно опустить этот этап. Без этого вполне можно обойтись, без какого-либо ущерба.
Фигура человека – объективно, самый сложный в конструктивном плане объект для изображения, а рисование в угольной технике – замечательно подходит для этого. Пластичность, гибкость и подвижность угля – быстро и непринужденно проявляет оригинальность авторского замысла. Выразительно и полно передает – направление, пантомимику, характер, состояние, эмоции и настроение!
Источник