Что стирают в моче

Что стирают в моче thumbnail

В обычном древнеримском доме постирать одежду было очень сложно или почти невозможно: нет мыла, в инсулах мало воды, нет емкостей для мойки тяжелой шерстяной одежды. Грязные вещи отдавали на стирку фуллонам – это сукновалы и прачки древнего мира.
Римляне не знали мыла и не использовали это чудесное изобретение в своем быту. Возникает справедливый вопрос: чем же они тогда могли начисто отстирать одежду? И ответ на него слегка шокирует современного обывателя, избалованного гигиеной и обилием стиральных средств в магазинах. Фуллоны использовали для своей и без того нелегкой работы мочу и особую глину – так называемую “валяльную глину”, которая очень хорошо впитывала жир. Хорошо отстирать ткань обычной водой без моющих средств невозможно, особенно, если одежду носили постоянно, почти не снимая. Таинственный древнеримский анонимус однажды заметил, что человеческая моча, постоявшая одну-две недели, образует в соединении с жиром, пропитавшим одежду (человеческая кожа выделяет жир), пенящееся вещество, хорошо отмывающее ткани, иначе говоря – жидкое аммониакальное мыло. “Это величайшее открытие в истории!”, – подумал Анонимус, и побежал сушить описанную тогу.
Итак, римляне использовали для стирки мочу. А стирали они так: грязную одежду или ткань клали в глубокий чан, заливали мочой, в чан влезал работник-фуллон и, опираясь на стенки перегородок, между которыми стояли эти чаны, а если вместо чана был простой деревянный ящик, то на стойки, прибитые к его стенкам, начинал подпрыгивать, выжимая голыми ногами грязь из одежды. Занятие, надо сказать, не из приятных, не говоря уже о парящих в воздухе “ароматах”. Затем мочу сливали, засыпали материю глиной (той самой особой), наливали воды и фуллон опять начинал подпрыгивать, как метко пошутил Сенека: фуллон начинал свою “пляску”.
Потом вещи вынимали, раскладывали их на каменной плите, били палками или чем-то вроде валиков, после чего начисто отполаскивали в чистой воде. Выстиранные вещи развешивали на жердях для просушки, затем ворсовали с помощью щетки-дощечки, на которую были насажены головки какого-то колючего растения, родственного чертополоху, или была прибита шкурка ежа. И наконец, ткань (если она была белого цвета) натягивали на плетеное приспособление в виде полусферы, под которое ставили котелок с зажженой серой: серные пары придавали шерстяной материи особый блеск и мягкость. После этой процедуры ткань “крахмалили”: натирали другой особой глиной, для того, чтобы ткань не так быстро пачкалась. В конце одежду или ткань складывали и клали под пресс.

Все эти процедуры требовали специального оборудования, и лишь очень богатые люди могли обзавестись собственной прачечной-фуллоникой, которая бы обстирывала имение. Свои фуллоны были при императорском дворе и у таких богатых людей как Статилии Тавры или Волузии. Обычные люди пользовались услугами частных или городских фуллоник. В деревнях хозяева средней руки заключали с фуллониками договоры на обслуживание: при необходимости фуллоны приходили в усадьбу, прихватив с собой инвентарь, и стирали для заказчика.
Фуллоны своего ремесла ничуть не стеснялись и очень неплохо на нем зарабатывали. Существовали даже коллегии фуллонов и специальные учителя, в Кельне найдено надгробие, поставленное “Юлию Верину, учителю искусства фуллонов” – fulloniae artis magistro.
В Помпеях фуллоны, по-видимому, были даже самой мощной промышленной организацией, ведь помимо стирки они валяли сукно (изготавливали шерстяную ткань) и набивали тюфяки. О богатстве фуллоник говорят многие источники. И главное, население города и ближайших деревень никак не могло обойтись без их услуг.

С фуллонами также связан знаменитый исторический анекдот. Император Веспасиан обложил налогами общественные туалеты, как ошибочно считают, налог касался платы за вход. На самом деле император обложил налогом продажу урины из общественных туалетов кожевникам и фуллонам – ведь они использовали содержащиеся в моче кислоты в своем деле. И именно за этот налог упрекал Веспасиана его сын Тит, когда получил от отца всем известный ответ: «Деньги не пахнут!» («Pecunia non olet»).

по материалам книги М.Е. Сергеенко “Ремесленники Древнего Рима”, 1968 г.

Иллюстрации к теме в этом альбоме: https://vk.com/album-10971354_141153394

Да уж,запах…Запах от мочи двухнедельной выдержки такой,квириты,что от четырех литров ее,разбавленных в двух десятилитровых ведрах и разлитых в середине участка в десять соток,вонь стоит в любом конце участка,и даже у соседей.
Я практически уверен,что рабочие носили какие-нибудь древние марлевые повязки.

А еще пара вопросов.Я правильно понял,что до Веспасиана туалеты были бесплатные?А фуллоны всегда именно покупали мочу?То есть туалеты обслуживались (они же как-то обслуживались?) за счет этих сделок?
А почему бы тогда аналоги общественного туалета не сделать было в самих фуллониках?Так и платить не приходилось бы.Законодательно запрещено?

до Веспасиана, в правление Веспасиана и после него посещение туалетов было абсолютно бесплатным, даже Веспасиан не посмел бы посягнуть на естественные потребности)
налогом облагался только вынос мочи, коллегии фуллонов и кожевников заключали с общественными уборными контракты на вывоз урины, по-моему платили за нее 4 раза в год.
а туалеты обслуживались за счет государства, ведь речь об общественных туалетах – латринах.
Веспасиан ввел еще много разных налогов для того, чтобы поправить гос.казну, исхудавшую к его правлению
не очень понял этот вопрос: “А почему бы тогда аналоги общественного туалета не сделать было в самих фуллониках?”
ведь там только стирали и изготавливали ткань, тратить квадратные метры на туалеты невыгодно, да еще и драить их, гораздо дешевле просто покупать партии урины, когда запасы кончаются
фуллоники могли сами выбирать, в какой уборной покупать “моющее средство”, к тому же фуллоны платили за пользование водой, за покупку привозной глины, местная не годилась, им было не привыкать закупать материалы для своей работы.

Читайте также:  Чем стирать вещи для новорожденного перед родами

правда я сам не очень понимаю, как они ее умудрялись собирать, ведь по всем свидетельствам нечистоты из туалета смывало водами из акведука в Клоаку максиму, и вода поступала регулярно. выходит, что для сбора мочи придумали какие-нибудь писсуары, пока что на этот счет не смог найти ничего внятного

Общественные туалетчики скрывали это от фуллоник и продавали им суррогаты мочи.))

о как! я прав был)
нашел все же информацию, что фуллоны расставляли специальные сборники для мочи, но это немного противоречит введению налога на сбор:

“Помимо туалета, прохожий мог и имел право “отлить” в “посудину фуллона” – амфору с отбитым горлом, которую древнеримские сукновалы (фуллоны) расставляли в непосредственной близости от своих фуллоник. Собранная таким способом моча шла в работу – с ее помощью во время стирки очищали одежду.

Большая емкость для сбора мочи стояла в комнатке у входа в здание Евмахии на помпейском форуме. Поскольку в этом сооружении располагались торговые ряды коллегии сукновалов, то покупатель, зайдя за их продукцией, заодно мог помочь работе городских “химчисток”.”
https://ulli-u.livejournal.com/84733.html

надо в первоисточниках порыться, чтобы уж точно сказать

Интересный парадокс-при отсутствии мыла римляне в среднем были более чистоплотны чем люди Средневековья, уже изобретшие мыло.

Мигуэль, чистота-залог здоровья.Следовательно,нет лучшего способа умерщвлять плоть,чем не быть чистоплотным.)

Интересно, а другие обитатели Древнего мира-греки, египтяне, персы итд, которые тоже не были грязнулями, чем стирали одежёнку? Неужто та же жесть с мочой?:)

я вам не скажу за всю одессу, но за греков вам чуть-чуть скажу: они также стирали, и даже подозреваю, что римляне подсмотрели у них, т.к. местная римская глина не годилась для стирки и “крахмаливания”, глину покупали из умбрии, сардинии, с о. кимола, одного из киклад, да и имена большинства фуллонов греческие, также М.Е. Сергеенко пишет, что среди хозяев фуллоник были “греки и люди с Востока (Горгий, Лет, Карп, Фавст, Агафопод, Аман)”
римлянин даже новую шерстяную ткань покупал уже постиранную таким способом, 100% постиранная так – если она светлая, потому что на ткацких станках ткань загрязнялась в процессе изготовления и даже абсолютно новая ткань требовала стирки, тем более, если она белая

зато варвары-галлы, по словам плиния, прекрасно знали мыло: используя золу с нутряным жиром

еще засек информацию, что викинги стирали мочой, но это мимолетно, не искал как следует

Так значит, мыльная индустрия-это галльская диверсия против устоев античного мира!?:)

Диего, по поводу непосредственно самих викингов сказать не могу, но мне попадалась информация о том, что непременной принадлежностью каждого крестьянского дома в Дании в 19 веке, была яма для сбора мочи отрытая в центре жилого дома. Мочу собирали именно для стирки.
Думаю, что никто не будет спорить с тем, что датчане являются прямыми потомками викингов.

А почему сейчас цивилизованный мир отказался от подобной технологии в промышленных масштабах? Ведь так вроде дешевле намного бы было-сырьё-то всегда в достатке может быть:)

все же в цивилизованном мире придумали более эффективные средства, менее пахучие, и даже экологически чистые

Все равно как-то в пустую уходит эта вся моча

Да, много ценного ресурса пропадает. Впрочем, можно надеяться на мощное развитие уринотерапии, возможно, что именно это сделает мочу востребованной медицинской промышленностью.

Понтифик, а вы сами лечиться уриной будете?

Я? Лечиться? Ну что Вы, я здоров как бык. Но вот продать ее готов всегда.))

Источник

С появлением у человека одежды перед ним с неизбежностью возникла проблема стирки. Самое простое решение этой проблемы нашли, конечно, моряки. Они привязывали загрязнившееся белье к канату и бросали за борт. Пенная струя быстро смывала всю грязь. Тяжелее приходилось подругам моряков, которые, оставаясь на берегу, терли белье о камни, использовали в качестве абразива песок. Облегчить эту работу пытались во все времена.

Ранние цивилизации

В качестве одного из первых моющих средств известно применение соды в древнем Египте – там ее добывали в озерах к западу от Нила. Для стирки одежды использовали также щелок, получающийся от обработки золы водой.
Первый задокументированный рецепт приготовления мыла, в 2800 году до нашей эры, сохранила глиняная табличка шумерской цивилизации. Судя по этому рецепту, мыло изготавливалось путем смешивания воды и древесной золы, смесь кипятили и растапливали в ней жир, получая тем самым мыльный раствор.

Древняя Греция

В Древней Греции был свой процесс стирки одежды. Это был целый ритуал, похожий на изготовление вина. В глинистой почве рыли небольшие ямы и наливали туда воду. Прачки сбрасывали белье в ямы, а затем, спрыгнув туда, топтали его ногами. Потом белье полоскали и расстилали на морском берегу. Прибой, завершая работу, тер белье о прибрежную гальку.

Древний Рим

До изобретения мыла римляне использовали для стирки мочу. Наблюдательные, они заметили, что моча, постоявшая одну-две недели, образует в соединении с человеческим жиром, пропитавшим одежду, пенящееся вещество, хорошо отмывающее ткани, иначе говоря – жидкое аммониевое мыло.

Читайте также:  В чем стирать тюль

А стирали они так: грязную одежду клали в глубокий чан, заливали мочой, в чан влезал работник и начинал подпрыгивать, выжимая голыми ногами грязь из одежды. Занятие, надо сказать, не из приятных, не говоря уже о парящих в воздухе “ароматах”. Затем мочу сливали, засыпали материю валяльной глиной, наливали воды, и работник опять начинал свою “пляску”.

Потом вещи вынимали, раскладывали на каменной плите и били палками, после чего начисто отполаскивали в чистой воде. Выстиранные вещи развешивали на жердях для просушки, затем ворсовали с помощью щетки – дощечки, на которую была насажена шкурка ежа. Наконец, ткань (если она была белого цвета) натягивали на плетеное приспособление в виде полусферы, под которое ставили котелок с зажжённой серой. Серные пары придавали шерстяной материи особый блеск и мягкость. После этой процедуры ткань натирали особой глиной, чтобы она не так быстро пачкалась. В завершение одежду складывали под пресс.

Легенда об изобретении мыла гласит, что само слово мыло (soap) произошло от названия горы Сапо в древнем Риме, где совершались жертвоприношения богам. Животный жир, выделяющийся при сжигании жертвы, скапливался и смешивался с древесной золой костра. Полученная масса смывалась дождем в глинистый грунт берега реки Тибр, где жители, стиравшие белье, подметили, что благодаря этой смеси, присутствующей в воде, одежда отстирывалась гораздо легче. Именно в Риме мыловарение приобрело широкое распространение и выделилось в отдельную ремесленную отрасль. Так при раскопках Помпеи археологами была раскопана мыловарня, где найдены готовые куски мыла. Кстати, таким мылом никто не мылся по причине его жесткости. Зато для стирки оно подходило в самый раз.

После падения Римской империи и с началом, так называемого темного времени в Европе, чистота и личная гигиена отошли на второй план, поэтому производство мыла пошло на спад, но рецепты не были утеряны и небольшие кустарные мастерские продолжали дело мастеров древности.

Древняя Индия

В Индии стиркой занимались только мужчины. И в некоторых районах страны эта традиция сохранилась до сих пор. Индусы-прачки на протяжении всего дня колотят бельё об огромные валуны. Этот способ стирки был довольно распространён в разных уголках мира.
 
(Продолжение следует)

Источники:           https://www.izuminki.com/2014/03/31/kak-stirali-v-raznye-epoxi/
                               https://yablor.ru/blogs/istoriya-stirki-i-pervie-stiralnie-mashinki/982850
                               https://vk.com/topic-10971354_24904716

 

Источник

Сегодня люди тоже изредка используют мочу – но в основном свою, и только в оздоровительных целях. А в древние времена наши небрезгливые предки освоили весь спектр возможного применения этого продукта жизнедеятельности

Источник перевод для mixstuff – Olga_Vesna

Urine_sample

Сегодня люди тоже изредка используют мочу — но в основном свою, и только в оздоровительных целях. А в древние времена наши небрезгливые предки освоили весь спектр возможного применения этого продукта жизнедеятельности

Поговорка гласит: что для одного — мусор, для другого – сокровище. Для учёных, изучающих свойства мочи, это высказывание имеет вполне буквальный смысл: моча – это ценный клад для научного потенциала. На сегодняшний день её можно использовать даже  в качестве источника электроэнергии. Бактерии в моче могут создавать силу, достаточную для приведения в действие сотового телефона. Лекарства, полученные из мочи, могут вылечить бесплодие и бороться с симптомами менопаузы. Стволовые клетки, находящиеся в моче, перепрограммировались в нейроны и даже использовались для выращивания человеческих зубов.

Для современных учёных эта «золотая» жидкость может стать буквально золотой жилой. Однако, быстрый взгляд в прошлое показывает, что моча всегда играла важную роль в научном и промышленном продвижении, настолько, что древние римляне не только продавали мочу из общественных уборных, но и платили за это налог. Так что же в моче считалось столь ценным? Здесь вы найдёте несколько примеров:

Кожа, пропитанная мочой, становится мягкой. До появления возможности синтезировать химикаты в лаборатории, моча была богатым источником быстрого получения мочевины — органического соединения, основанного на азоте. После длительного хранения мочевина превращается в аммиак. Высокий pH-фактор соединения аммиака с водой разрушает органический материал, что в древние времена делало мочу идеальным веществом для смягчения и дубления шкур животных. Вымачивание шкур в моче также облегчало удаление с них остатков шерсти и мяса.

1305466837

Очищающее действие мочи. Если вы обращали внимание на ингредиенты, входящие в состав домашних чистящих средств, то наверняка заметили весьма распространённый компонент – аммиак. Аммиак – полезное моющее средство, нейтрализующее грязь и жир.

Даже при том, что древние европейцы уже знали о существовании мыла, многие работники прачечных предпочитали использовать мочу, поскольку содержащийся в ней аммиак с лёгкостью удалял с ткани въевшиеся пятна. Например, в древнем Риме прямо на улицах были общественные места для сбора мочи, прохожие могли опорожняться там, а когда чаны наполнялись, их увозили в прачечные. Мочу смешивали с водой и лили на грязную одежду. Рабочий стоял  в кадке с этим раствором и топтал ногами лежащие в ней грязные вещи.

Даже, когда использование мыла стало более распространённым, мочу, собиравшуюся в ночных вазах, использовали, как средство от трудных пятен.

kak-vibratj-cvet-odezhdi

Моча способна не только сделать белые вещи чище, но и цвета — ярче. Натуральные красители из семян, листьев, цветов, лишайников, корней, коры и ягод могут выцветать, если в красильную ванну не добавлять пропитку, связывающую краску с тканью. Это работает так: молекулы краски (хромофоры) содержаться внутри более сложной молекулы или в группе молекул. Центральное ядро красителя защищено от вытекания окружающими молекулами. Несвежая моча, а точнее содержащийся в ней аммиак – это хорошая пропитка. Молекулы аммиака формируют сеть вокруг хромофоров, помогая насыщению красок и связыванию их с тканью.

Читайте также:  Как стирать галстуки в стиральной машине

Специальные ночные горшки помогали людям собирать мочу для дальнейшего использования в качестве такой пропитки. Моча была так важна для текстильной промышленности Англии 16-го века, что целые бочки  отправлялись со всех концов страны вЙоркшир, где её смешивали с квасцами, чтобы формировать ещё более сильную пропитку, чем моча сама по себе. Количество мочи в таких бочках было эквивалентно испражнениям тысячи человек в течение года.

Моча заставляет вещи взрываться. Кроме чистки, дубления и окрашивания мочу можно использовать для создания пороха! Рецепты пороха содержат древесный уголь  и серу в небольших количествах, оба эти компонента несложно найти. Но главный ингредиент – нитрат калия, называемый также селитрой, был синтезирован в больших количествах только в начале 20-го века. До этого производители пороха использовали азот, который, как известно, содержится в моче. Именно он был ключевой составляющей баллистической огневой мощи.

powderkeg

В«Руководстве по изготовлению селитры», написанном медиком и геологом Джозефом Леконтом в 1862 году, детально описывается процесс создания:«Человеку, желающему быстро создать порох, понадобится хороший запас полностью сгнившего удобрения самого высокого сорта, перемешанного с золой, листьями и соломой в яме.

Эту массу необходимо поливать каждую неделю первосортным жидким удобрением, таким как моча, фекальные воды, вода из уборных, сточных колодцев, канализаций. Количество жидкости должно быть таким, чтобы масса постоянно была влажной, но не мокрой.

Смесь перемешивается каждую неделю и после нескольких месяцев моча больше не добавляется. Потом,когда масса созревает, селитра начинает просачиваться вследствие испарения и появляется на поверхности в виде белого налёта».

В разных уголках мира были свои рецепты пороха, но научный принцип тот же: аммиак из застойной мочи вступает в реакцию с кислородом, в результате чего образуются нитраты. Эти нитраты – отрицательно заряженные азотосодержащие ионы, ищут положительно заряженные ионы металла в смеси мочи, фекалий и золы, чтобы вступить с ними в реакцию. Благодаря золе, ионы калия имеются в изобилии, и вуаля! После небольшой фильтрации вы имеете нитрат калия.

Моча дарит белоснежную улыбку. Моча являлась ключевым ингредиентом многих медицинских  и народных средств сомнительного действия. Но одно такое средство, говорят, действительно работает – жидкость для полоскания рта. Об этом даже говорится в стихотворении романского поэта Катулла:

Эгнатий, чтоб хвастнуть зубами белыми,
Всегда готов смеяться. Скажем, суд идет
И плачут люди, слушая оратора, —
А он смеется. У костра печального
Рыдает мать над сыном над единственным —
А он смеется. Где бы что бы ни было —
Смеется он. Манеру эту странную
Ни милой, ни изящной не могу назвать.
И вот что я скажу тебе, Эгнатий мой:
Кто 6 ни был ты — сабинец или римлянин,
Тибурец, скряга умбр, или толстяк этруск,
Иль черный ланувиец, пасть ощеривший,
Иль транспаданец (вспомним земляков своих!),
Кто б ни был ты, любезнейший, скажу тебе:
Нельзя смеяться по любому поводу.
Нет ничего нелепей, чем нелепый смех.
Но ты — тыкельтибер. А в Кельтиберии
Уж так заведено — мочою собственной
Там чистят утром зубы и полощут рот.
И кто из кельтиберов белозубее,
Тот, значит, и мочу хлебал прилежнее.*

*перевод с романского Сергея Шервинского

В этом стихотворении как раз рассказывается о том, что римляне использовали мочу для чистки и отбеливания зубов, преобразовывая утреннее дыхание в совершенно иной запах. Становиться зубам белее помогал, естественно, аммиак.

Однако, возможно, самой главной пользой, которую принесла миру моча, является её роль в возникновении органической химии. Мочевина, а точнее азот, образующийся в моче, стал первым органическим веществом, которое удалось создать из неорганических компонентов. В 1828 году немецкий химик Фридрих Вёлер смешал цианат серебра с нашатырным спиртом и получил белый прозрачный материал. Ряд тестов доказал, что он идентичен мочевине.

Это открытие опровергло гипотезу многих ведущих учёных того времени о том, что  живые организмы состоят из веществ, кардинально отличающихся от тех, из которых состоят неживые предметы, такие как камень или стекло. В своём письме коллеге Вёлер писал: «Я не могу удержаться и не сообщить тебе, что теперь я знаю, как получить мочевину без помощи чьей-либо почки, соль аммония, получаемая из  циановой кислоты, и есть мочевина».

Открытие Вёлера доказало не только, что органические вещества могут быть получены в лаборатории, но и что человек такая же часть природы, как и всё остальное. Таким образом,Вёлерположил начало органической химии. Эта наука подарила нам современные лекарства, такие  материалы как пластик и нейлон, такие соединения как синтетический аммиак и азотнокислый калий и, конечно же, способы почистить нашу одежду или зарядить ружьё  без использования своей (или чьей-нибудь ещё) мочи.

Источник