Грех который стирает все благие деяния

Признаки рия – показухи
Всем нам известна польза хороших, благих дел – они могут увеличить наш удел в этом мире, благодаря им мы рассчитываем на хорошую участь в будущей жизни. Человек, который всегда готов прийти на помощь, оказать какую-то услугу, приносит пользу людям своими знаниями или иными умениями, щедрый и добрый, пользуется всеобщим уважением – его хвалят окружающие, его любят, стараются водить с ним дружбу, гордятся знакомством с ним.
Однако, во всех этих действиях, которые мы стараемся совершать вроде бы бескорыстно, не ожидая за них какой-то явной награды от людей – материального вознаграждения, ответных услуг – скрыта очень большая опасность, тайный порок.
И тем страшней эта опасность, что очень часто люди забывают о ней, не замечают ее. Но в свое время само наличие в наших деяниях этого порока и недостатка может свести на нет все наши благие дела. Этот порок или опасность называется рия или совершение благих дел напоказ. Что же это такое?
В одном хадисе рассказывается о том, что в Судный день перед Всевышним предстают три человека, которые прожили весьма достойную – с внешней точки зрения – жизнь, и теперь рассчитывают на награду.
Когда Всевышний спрашивает первого человека, он с гордостью отвечает, что принимал участие в благородной, справедливой войне, где погиб со славой на поле сражения. Но – к его глубокому удивлению – Аллах говорит ему, что он лжет! На самом деле он хотел совершить множество подвигов и прослыть среди людей храбрецом. Этой цели он достиг – люди хвалили его, но Господь не принял его поступка.
Второй человек сказал, что он много учился, изучал Коран и другие религиозные науки, обучал других. Но и ему будет сказано: «Ты лжешь! Ты хотел, чтобы тебя прославляли за твою ученость, за красивое чтение Корана. Ты это получил при жизни – но здесь тебе ничего не полагается».
Третий сказал, что Творец даровал ему огромное богатство, и он старался потратить его только на богоугодные цели – раздавал милостыню, помогал бедным, строил школы и мечети. Но и ему было сказано, что он лжет, поскольку настоящим его намерением было похвастаться своей щедростью.
После этого Аллах велит ангелам бросить этих людей в Ад – поскольку никаких добрых дел у них с собой не оказалось. Все их деяния – на которые они так рассчитывали – ничего не стоят перед Богом, поскольку были совершены не ради Него, не ради Его довольства, а только под влиянием рия, напоказ – то есть, неискренне. (хадис привел Муслим)
Как мы видим, внешнего совершения благого дела еще недостаточно, чтобы это действие было принято Всевышним. Необходимо правильное намерение – без которого все наши дела несовершенны, ибо сказано «все дела оцениваются по намерению». Намерение определяет – имеет ли наше действие ценность или оно было совершено впустую, было лишь красивой формой без содержания.
В противном случае, если мы совершаем благие дела ради хвастовства, чтобы создать о себе хорошее мнение в глазах окружающих, заслужить их почет и уважение, к нашим благим делам подмешивается рия, а значит, они ничего не будут стоить в глазах Творца.
Исламские ученые говорят, что рия сжигает благие дела человека, как огонь пожирает дрова. Как мы выше сказали, опасность этого порока в том, что он подстерегает человека незаметно, исподволь. Если человек не привык к постоянному самоконтролю, не вглядывается внутрь себя – проверяя каждый раз свое намерение, рия может незаметно завладеть его душой. Имам Газали говорил, что увидеть рия сложнее, чем услышать шаги черного муравья на черном камне темной ночью.
Этот порок или грех (рия) иногда называют скрытый ширк (многобожие). Если большой ширк означает обожествление кого-то еще, помимо Аллаха, то скрытое многобожие подразумевает совершение благих дел не ради довольства Всевышнего, а ради кого-то или чего-то еще. Ради чужого одобрения, похвал других людей, ради признания окружающих. Даже ради собственного удовлетворения – когда человеку самому приятно думать о себе хорошо («если я это сделал, значит, я добрый, щедрый, умный»).
Какой грех Пророк Мухаммад (ﷺ) называл малым ширком?
Разумеется, это название (малый ширк) не говорит о том, что человек, которому присуще рия, становится отступником от веры, такое название говорит об опасности этого порока.
Теперь остается последний пункт – как же нам всем уберечься от этого порока?
1. Во-первых, конечно, постоянно проверять себя, свои намерения, когда вы хотите совершить какое-то доброе дело.
Мы уже привели хадис, где говорится, что «все дела определяются по намерению». Для проверки своих намерений спросите себя – стали бы вы совершать такое-то хорошее дело (помогать коллеге в работе, подавать милостыню нищему, усердно совершать намаз), если бы вас сейчас никто не видел, вы были бы совершенно одни?
Более того, если человек, для которого вы это делаете, не поблагодарит вас, а вообще не заметит вашей помощи – а то еще и будет недоволен, станет капризничать, говорить, что вы сделали мало, неправильно, недостаточно?
Если вам важно довольство Всевышнего, вы не обратите внимания на эти мелочи – ведь Он вас видит, и знает, что вы хотели хорошего. А если ваша цель была -–лишь довольство людей, то, конечно, вам будет очень неприятно невнимание и неблагодарность тех людей, кому вы хотели помочь.
Имам Али (да будет доволен им Аллах) говорил о рия: «Признаки рия таковы: когда человек один, ему лень совершать добрые дела, но на людях он становится более усердным. При похвале увеличивается его добродетель, при критике уменьшается».
Другой праведный человек, Абу Амама Багили сказал, увидев плачущего в мечети человека: «Как было бы хорошо, если бы ты так плакал у себя дома!».
2. Чтобы застраховать себя от рия, старайтесь по возможности делать что-то полезное и доброе для других людей втайне, не прилюдно.
К примеру, если перечисляете деньги на благотворительность, делайте это анонимно, подавая милостыню на улице, старайтесь сделать это, когда вокруг не будет людей, совершать намаз в мечети и дома с одинаковым усердием и старанием.
В хадисе сказано, что в числе семи человек, которых Всевышний укроет в тени в Судный день, будет человек, который подавал милостыню втайне – так, что правая его рука не знала, что делает левая.
3 безграничных пользы тайной милостыни
Те же поучения содержатся в проповедях Иисуса, мир ему, который также предостерегал своих учеников от совершения деяний напоказ:
«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от вашего Господа. Итак, когда творишь милостыню, не объявляй об этом, как делают лицемеры, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне…» (Евангелие от Матфея, 6: 1–4).
Еще в одном хадисе сказано:
«Благодеяния защищают от дурной смерти, тайная милостыня гасит гнев Господа, а поддержание родственных связей продлевает жизнь».
3. Не хвастайтесь своими добрыми делами – даже намеком, вскользь.
К примеру, когда человек, желая как бы невзначай упомянуть, что он встает на ночную дополнительную молитву, говорит – «Да, кстати, погода что-то испортилась. Когда я сегодня ночью проснулся на тахаджуд, шел сильный дождь».
Вроде бы он просто упомянул плохую погоду, но на самом деле хотел похвалиться своим усердием в поклонении. В другом случае, человек говорит при гостях – тоже, как будто между прочим: «Вот этот коврик (благовоние, четки) я купил, когда был во второй раз в хадже». Тем самым, он хочет упомянуть, что совершил хадж не один раз.
4. Тоже важный момент. Не думайте, что вы делаете что-то особенное, если помогли другому.
На самом деле бедный, нуждающийся, находящийся в беде человек нужен нам так же, как мы нужны ему – если не больше. Ведь если бы не было людей, которым нужна помощь, каким образом мы могли бы совершать добрые дела – а значит, зарабатывать награду за них от Бога? Поэтому если вам Господь дал возможность сделать что-то полезное – благодарите Его, ведь Он мог отдать эту награду кому-то другому.
5. Не ждите похвалы и благодарности от людей.
Если вы расстраиваетесь, что человек, которому вы когда-то помогли, не заметил вашего доброго дела или забыл о нем, не рассказывает другим о том, какой вы хороший и сколько для него сделали, значит, вы сделали этот хороший поступок не ради Аллаха, а ради собственного удовольствия – а значит, к нему примешано рия.
Даже небольшой поступок – но совершенный от чистого сердца, ради Бога и из желания помочь другому человеку – будет весомее перед Всевышним, чем гора благих дел, совершенных напоказ.
Анна Кобулова
Также по этой теме читайте:
Как распознать в себе признаки рия?
Можно ли рассказывать о своих добрых делах? Когда это будет показухой, а когда нет?
Они обманывают Аллаха, но, на самом деле, Аллах обманывает их
Автор: Анна Кобулова
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
Источник
0:57
Чтение книги перед сном
Тарикат В-Дагестане
56 просмотровмесяц назад
2:58
إلا رسول الله
Тарикат В-Дагестане
2 022 просмотрадва месяца назад
22:30
#26 Похищение могилы Пророка Мухаммада ﷺ
Тарикат В-Дагестане
203 просмотрадва месяца назад
18:28
#25 Черная смерть – самая смертельная пандемия
Тарикат В-Дагестане
87 просмотровтри месяца назад
1:00
Мудрость от шейха Тантави
Тарикат В-Дагестане
295 просмотровчетыре месяца назад
13:28
Айа-София — настоящее и прошлое
Тарикат В-Дагестане
2 023 просмотрапять месяцев назад
1:59
Врач для бедных
Тарикат В-Дагестане
4 002 просмотрапять месяцев назад
1:22:54
Урок 13. Смерть, наследие и видение во сне Посланника Аллаха ﷺ | Шамаили (достоинства) Пророка Мухаммада ﷺ
SALAVAT
315 просмотровпять месяцев назад
1:13:59
Урок 11. Постель, смирение, благородный характер и привычки Посланника | Шамаили (достоинства) Пророка Мухаммада ﷺ
SALAVAT
280 просмотровпять месяцев назад
11:34
В чем заключается единство мусульман? | Шейх Саид Фуда
Тарикат В-Дагестане
1 809 просмотров6 месяцев назад
2:49
Кто такой Суфий? | Шейх Шаарави
Тарикат В-Дагестане
2 287 просмотров6 месяцев назад
7:13
Тарикат. Как не заблудиться? | Профессор Саид Фуда
Тарикат В-Дагестане
1 851 просмотр7 месяцев назад
15:43
#24 Самые опасные эпидемии в истории человечества
Тарикат В-Дагестане
172 просмотра8 месяцев назад
11:32
#23 Лапу-Лапу — мусульманский герой Филиппин
Тарикат В-Дагестане
125 просмотров8 месяцев назад
1:06:05
Урок 9. Благовония; Речь; Смех; Шутки; О поэзии | Шамаили (достоинства) Пророка Мухаммада ﷺ
SALAVAT
306 просмотров8 месяцев назад
4:20
Ошибочное понятие братства | Мухаммадрасул Саадуев
Тарикат В-Дагестане
2 348 просмотров9 месяцев назад
1:06:11
Урок 8. О словах произносимых до и после еды, чашке, фруктах и о том, что пил, и как пил воду | Шамаили Пророка Мухаммада ﷺ
SALAVAT
441 просмотр10 месяцев назад
58:19
Урок 7. О еде, хлебе, уксусе и о том, как он совершал омовение во время еды. Шамаили (достоинства) Пророка Мухаммада ﷺ
SALAVAT
386 просмотров11 месяцев назад
1:10:17
Урок 6. Об изаре, походке и о том, как сидел пророк | Шамаили (достоинства) Пророка Мухаммада ﷺ
SALAVAT
256 просмотров11 месяцев назад
1:01:24
Урок 5. О перстне-печатке, (о появлении смут и нашествии монголов) сабле, кольчуге, шлеме, тюрбане | Шамаили Пророка Мухаммада ﷺ
SALAVAT
248 просмотров11 месяцев назад
1:06:28
Урок 4. Описание одежды и обуви | Шамаили (достоинства) Пророка Мухаммада ﷺ
SALAVAT
228 просмотров11 месяцев назад
50:11
Урок 3. Описание волос | Шамаили (достоинства) Пророка Мухаммада ﷺ
SALAVAT
310 просмотров11 месяцев назад
1:01:09
Урок 2. Печать пророчества | Шамаили (достоинства) Пророка Мухаммада ﷺ
SALAVAT
313 просмотров11 месяцев назад
38:29
Урок 1. Внешний вид пророка ﷺ | Шамаили (достоинства) Пророка Мухаммада ﷺ
SALAVAT
1 628 просмотровгод назад
27:23
День матери | М. Саадуев
Тарикат В-Дагестане
2 511 просмотровгод назад
6:54
Сила единства. Духовный центр им. Иисуса
Тарикат В-Дагестане
3 219 просмотровгод назад
2:24
Благополучие детей
Тарикат В-Дагестане
3 253 просмотрагод назад
2:58
Испытаниями душа крепнет
Тарикат В-Дагестане
3 491 просмотргод назад
10:53
#22 Шейх, призвавший императора Японии к Исламу – Али аль-Джарджави
Тарикат В-Дагестане
166 просмотровгод назад
33:06
#21 Герой нашего времени – Абдуррахман ас-Сумейт
Тарикат В-Дагестане
124 просмотрагод назад
Источник
В православной традиции помимо понятия «грех» существует и более сильное – «смертный грех».
Смертными называют те грехи, которые убивают душу, если человек в них не раскаялся до смерти. Исключение – самоубийство.
Святые говорят, что совершив смертный грех и не успев покаяться, человек не может рассчитывать на царствие небесное – после смерти он станет обитателем преисподней.
Смертные грехи
Все наши грехи берут начало в семи смертных грехах: гордости, тщеславии, унынии, печали, гневе, сребролюбии, блуде, чревоугодии. А мы, по мере нашего падения, лишь усугубляем их. К примеру, никогда в давней и обозримой истории нашей страны не было такого периода, когда порок стяжательства и сребролюбия так сильно довлел бы над душами людей!
Самое неприглядное и несправедливое, что может совершить человек при жизни:
1. Гордыня. Она рождает богохульство, ересь, святотатство.Сюда не относится спокойный атеизм, когда человек просто не имеет благодати Божией, а потому не веруют. Но вот воинствующий атеизм, когда кто-то с пеной у рта «доказывает», что «Бога нет», наказуем. Как и богохульство верующего человека, который в минуты напастей обрушивается на Бога с многочисленными обвинениями и претензиями, полагая, что Господь виноват во всем плохом, что выпало на его долю. Чрезмерная вера в свои возможности отвращает человека от Бога.
Гордыня – это отступление от Бога, предательство. Человек перестает полагаться на Божий Промысел. Порой он с легкостью вручает свою судьбу в руки чародея, надеясь получить помощь от него и служащих ему темных духов.
2. Сребролюбие. Едва поселившись в душе человека, эта страсть часто имеет «благие намерения»: заработать на новый дом, на новую машину, на дорогие часы… Но со временем этот грех настолько овладевает человеком, что «больше бес не ополчается на него с иною страстью, поскольку довольно ему одной этой для пагубы» (Преп.Нил Сорский).
3. Прелюбодеяния, противоествественные блудные страсти. Сюда относятся супружеские измены, занятия проституцией, однополый секс, садомазохизм. Люди, подпадающие под эту категорию, легко становятся добычей очень сильных духов тьмы, которые не просто ввергают их в грех, но разрушают их отношения с представителями противоположного пола, делая невозможным личное счастье.
4. Тщеславие. Желание славы и почестей обычно начинается с зависти, лжи, самооправдания. А заканчивается лицемерием , бесчеловечностью, жестокостью, вплоть до убийств. У тщеславных людей “Цель всегда оправдывает средства”.
5. Гнев. Его проявление – прямое нарушение одной из важнейших заповедей – о любви к ближнему. Господь учит проявлять доброту не только к человеку, но ко всему живому. Гневливый человек несправедлив, злопамятен, он жаждет мести и не умеет прощать.
6. Печаль. Постоянная обида на несправедливость мира уводит от человека надежду на Бога. Разочарование в жизни, ропот на Господа рождают малодушие и нетерпеливость.
7. Уныние. Предаваясь ему, человек не способен увидеть собственных грехов и забывает о заповедях Божиих. Овладевая человеком, уныние рождает в его душе отчаяние и ожесточение.
8. Чревоугодие. Эт?