Игра стираем и сушим белье на развитие зрительной памяти

Игровые приемы развития внимания и памяти у детей с нарушением речи

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Именно здесь закладываются основы физического, умственного, психического развития человека.

Одной из важнейшей составной части общего психического развития ребенка – это развитие внимания, памяти, что является одним из условий успешной адаптации ребенка к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста – является игра, которая, по мнению Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. П. Усовой, используется взрослыми в целях воспитания дошкольников. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Развитие внимания, памяти через игровые приемы – важная, нужная задача при работе с детьми с нарушениями речи, так как речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффектно – волевой сферах.

Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Именно оно делает наши психические процессы полноценными. Известно, что смотреть и видеть, слушать и слышать – далеко не одно и то же. Только внимание дает нам возможность видеть, слышать, воспринимать окружающее. Как необходимое условие в окружающей действительности, внимание имеет большое значение для любой деятельности, особенно для обучения.

Внимание разделяют на:

  • произвольное,
  • непроизвольное
  • и послепроизвольное.

 Произвольное внимание требует сознательных волевых усилий и характеризуется целенаправленностью, организованностью и устойчивостью. Это внимание обусловлено осознанием цели, наличием мотивов, интересов.

Непроизвольное внимание возникает непосредственно под воздействием внешних раздражителей, действующих в данный момент и вызывающих возбуждение в определенных участках коры головного мозга. Такое внимание не требует предварительной готовности к данному восприятию или действию. Оно протекает, как правило, внезапно и непродолжительно.

Послепроизвольное внимание возникает в тех случаях, когда исчезает необходимость волевого усилия для сохранения произвольного внимания, а эффективность познавательных процессов сохраняется.

Внимание характеризуется рядом свойств: объемом, концентрацией, устойчивостью, переключаемостью, подвижностью и распределением. Нарушение каждого из свойств приводит к трудностям в функционировании внимания как процесса, как следствие к отклонениям в деятельности ребенка.

  • При маленьком объеме внимания – это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.
  • При недостаточной концентрации и устойчивости внимания ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
  • При недостаточной избирательности внимания ребенок не может сосредоточиться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
  • При плохо развитой переключаемости внимания ребенку трудно переключиться с выполнения одного вида деятельности на другой.
  • При плохо развитой способности распределения внимания ребенок не умеет эффективно (без ошибок) одновременно выполнить несколько дел.
  • Недостаточная произвольность внимания не позволяет ребенку сосредоточить внимание по требованию.

Подобные недостатки частично могут быть устранены при применении игровых заданий и упражнений, которые  предлагаются далее.

Особенность внимания ребенка дошкольного возраста такова, что пока ему интересно – он сосредоточен.

Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. У дошкольников память считают ведущим психическим процессом. В этом возрасте запоминание происходит главным образом непроизвольно, что обусловлено недостаточно развитой способностью к осмыслению материала, меньшей возможностью использования ассоциаций и недостаточным опытом и незнакомством с приемами запоминания.

В основу видовой классификации памяти положены три основных критерии:

  1. Объект запоминания, т. е. то, что запоминается. Это предметы и явления, мысли, движения, чувства. В соответствии с этим различают такие виды памяти, как:
  • Образная,
  • Словесно – логическая,
  • Двигательная,
  • Эмоциональная.
  1. Степень волевой регуляции памяти. С этой точки зрения различают:
  • Произвольную и
  • Непроизвольную память.
  1. Длительность сохранения в памяти. В данном случае имеется в виду:
  • Кратковременная,
  • Долговременная,
  • Оперативная память.

Развивать различные виды памяти необходимо в дошкольном возрасте, используя предлагаемые нами игровые приемы и упражнения в организованной и повседневной деятельности детей.

Итак, приведу пример некоторых игровых приемов, используемых  при работе с дошкольниками 5 – 7 лет для развития внимания и памяти:

«Кто за кем»

Цель: развитие активного внимания.

Правила игры: Дети делятся на 2 команды и становятся в 2 шеренги. Один из команды – водящий – стоит спиной ко всем; остальные в это время перестраиваются.

Ведущий подает сигнал, и водящий, повернувшись лицом к шеренге, старается запомнить, кто за кем стоит. По новому сигналу через 5 – 10 секунд водящий, отвернувшись, должен сказать, в каком порядке стоят его товарищи.

«Съедобное – не съедобное»

Цель: Развитие активного внимания.

Правила игры: Дети стоят в кругу. Ведущий говорит задуманное им слово и бросает мяч кому – либо из детей. Если слово обозначает еду, то ребенок должен поймать его. Если слово обозначает несъедобные предметы, то мяч не ловится.

Читайте также:  Как стирать брюки чтобы они сели

«Лови – не лови»

Цель: Развитие умения распределять внимание.

Правила игры: Дети стоят в кругу. У играющих два мяча, которыми они перебрасываются – светлый и темный. Светлый мяч нужно ловить всегда, а темный только тогда, когда его бросают молча. Если бросающий темный мяч говорит: «Лови», ловить нельзя. Кто ошибается – выбывает из игры.

«Найди фото»

Цель: Развитие концентрации и распределения внимания.

Правила игры: Клоуны сфотографировались, но когда пришли получать фотографии, они оказались перепутанными. Задача: каждому клоуну разыскать свое фото. На фланелеграфе располагаются фотографии клоунов с разной мимикой. Ребенок получает оригинал (лист с изображением лица клоуна) и должен найти его аналог среди фотографий. Затем к поиску приступает следующий участник игры, и так до тех пор, пока не найдут все фотографии.

«Будь внимателен»

Цель: Стимулирование внимания, обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.

Правила игры: Дети стоят группой, свободно. Каждый ребенок находится на расстоянии примерно 50 см от другого. Звучит маршевая музыка. Дети маршируют под музыку свободно. Во время ходьбы ведущий дает команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой.

«Найди различия в картинках»

Цель: Развитие восприятие формы, цвета, величины предметов, наблюдательность, концентрации внимания.

Правила игры: Ребенку даются 2 картинки, в которых нужно найти отличия.

«Какой фигуры не стало?»

Цель: Развитие зрительной памяти и внимания.

Правила игры: Выставляются карточки с изображением геометрических фигур одного цвета. Дети запоминают, в каком порядке они расставлены. Затем одна фигура убирается, а дети определяют. Какой фигуры не стало.

«Запомни, повтори»

Цель: Развитие слуховой памяти.

Правила игры: Детям говорится от 5 до 10 слов. Они должны прослушать и повторить.

Пальчиковая гимнастика.

Цель: Способствование развитию внимания, памяти, мышлению, речи детей, подвижности и гибкости кистей рук.

«Стираем и сушим белье»

Цель: Развитие зрительной памяти.

Правила игры: Представьте, что хозяйка решила постирать белье. Нам нужно повесить его сушить (на наборном полотне выставляются карточки со схематическим изображением разного белья). Затем наборное полотно закрывается, а дети «снимают белье» только то, что запомнили.

Чудесный мешочек».

Цель: Развитие осязательной памяти.

Правила игры: Дети на ощупь отгадывают предметы, которые лежат в чудесном мешочке.

«Подбери слово по смыслу».

Цель: Развитие ассоциативной памяти.

Правила игры: Воспитатель называет слова, а дети должны подобрать другие, подходящие по смыслу слова.

Праздник – подарок; шапка – шарф; ваза – цветок; пчела – мед; будка – собака; блины – сковородка и др.

Эти и другие игровые задания и упражнения можно использовать дифференцированно, учитывая психофизиологические особенности и индивидуальные возможности детей на групповых, подгрупповых и индивидуальных формах организации работы с детьми. В дальнейшем задания и упражнения усложняются: увеличивается объем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и восприятия, увеличивается темп выполнения заданий.

Информациооно – методическая литература:

-А. А. Осипова, Л. И. Малашинская «Диагностика и коррекция внимания». М. «Сфера», 2004г.

– Е. Ковалева, С. Синицына «Готовим ребенка к школе». М. «Лист», 2000г.

– Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина «Практикум по детской психологии». М. «Просвещение», 1995г.

– Л. Ф. Фомина «Сенсорное развитие», М. «Творческий центр», 2001г.

– О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева «Чего на свете не бывает?» М. «Просвещение», 1991г.

– Н. Ю. Борякова, А. В. Соболева «Практикум по коррекционно – развивающим занятиям». М. «Гуманитарий», 1994г.

– А. Левина «Развиваем внимание».

                     «Развиваем память». М. «Омега –

                       Экспресс», 2005г.

– «Тесты для детей». М. «Вербо», 1997г.

– журнал «Логопед» № 1/2006г.

Источник

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65 комбинированного вида Красносельского района

Санкт-Петербурга.

Методическая разработка

Дидактическая игра «Большая стирка»

(Предназначена для воспитанников возрастной

категории от 2 до 4 лет.)

Составитель:                                         Гущина Виктория Владимировна

Воспитатель 1 квалификационной категории

Санкт – Петербург

2016 год

Описание работы:

Дидактическая игра «Большая стирка» предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Она поможет детям развивать зрительное восприятие, умение выделять цвет, форму, называть предметы одежды, развивать мелкую моторику. Обеспечивает развитие сенсорных навыков, а также способствует обогащению словарного запаса детей. Данное пособие можно использовать, в непосредственной образовательной деятельности в образовательной области «Социализация», в интеграции с образовательными областями «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», а также и в индивидуальных занятиях с воспитанниками.

Цель: познакомить детей с бытовой техникой (стиральная машина), с ее предназначением. И с оборудованием для сушки белья.

Задачи:

Обучающие:

-Закреплять в активном словаре названия основных цветов.

-Закреплять различие в одежде мальчиков и девочек.

Читайте также:  А моего мужа стирать доцент заставит

-Закрепить знания детей о предметах одежды.

-Обогатить словарный запас

-Закреплять умение выделять цвет, величину, как особое свойство предметов.

-Формировать у детей правила безопасности с бытовыми приборами.

-Расширять и обогащать представления детей о трудовых действиях и результатах труда.

Развивающие:

-Развивать цветовое восприятие (ребенок должен хорошо различать цвета).

– логическое мышление (при принятии решения в какую стиральную машину опустить синие платье или желтую юбочку, а также при развешивании на сушилку для белья какую прищепку надо взять чтобы повесить зеленое платье).

 -мелкую моторику (необходимо взять пальчиками мелкую деталь из картона, а также закрепить прищепкой одежду на веревочку).

-Развивать у детей коммуникативные навыки к жизни и труду взрослых.

Воспитательная:

– Воспитывать внимательность, усидчивость, желание доводить дело до конца, отзывчивость и стремление помочь куклам Тане и Ване

Пособие «Большая стирка» изготовлено из бросового материала (картон, цветная бумага, основных цветов, скотч, коробки после конфет, фольга, ткань основных цветов, прищепки основных цветов, проволока, брусочки).

В пособие входят:

-Силуэты одежды из картона.

– Макеты стиральных машин основных цветов (сделанные по выкройке из бросового картона старых коробок, обклеенные в основные цвета).

– Вырезанная прозрачная дверца у машины обклеенная скотчем.

Машина, а без колес,

С барабаном, но не стучит.

Полный бак, но не бензина

Что же это…. (стиральная машина)

-Коробки обклеенные цветной фольгой под одежду.

– Макет сушилки для белья сделана из строганных брусков, проволка, прищепки основных цветов и лоток под них.

Методические приемы работы с пособием:

При работе с дидактической игрой используются такие формы работы, как беседа, рассматривание, чтение стихов и рассказов, отгадывание загадок, дидактические игры «Разложи по цвету», «Разложи по величине», «Назови какого цвета юбка? и т.д.

Игра «Разберите на две части»

Посмотрите, на витрине

У нас стиральные машины

Для нас они белье перестирают

И нас трудиться приглашают

«Разберите на две части

Платья и штанишки!»

И работать начинают наши ребятишки…

Игра «Разложи по цвету»

Быстро справились ребятки

Белье лежит в двух кучках,

А машинка вновь заданьем

Ребятишек учит:

«А теперь мои друзья,

Старанье проявите

И белье уже теперь

По цвету разложите!»

Вновь работа закипела

Дети принялись за дело

При работе с дидактической игрой «Большая стирка» детям можно предложить выполнить задание «Что лишнее?».

Игра поможет детям развить зрительное восприятие, умение выделять цвет, форму, называть предметы одежды.

Ход игры:

1 вариант игры:

Ребенку предлагается ряд, состоящий из предметов одежды одинаковых по цвету.

Задание: – Уберите лишний предмет, назовите его и объяснить свой выбор.

Например: три желтых платья и одни желтые брюки

2 вариант игры:

Ребенку предлагается ряд из четырех предметов одежды одинаковых по силуэту (юбки).

Задание: – Уберите лишний предмет, назовите его и объяснить свой выбор.

Например: три зеленых и одна желтая юбка.

Варианты игры с сушилкой для одежды:

 1 вариант игры:

 «Повесить выстиранное белье сушиться»

Условие игры заключается в том, чтобы дети подобрали прищепку такого же цвета как одежда и повесить сушиться на веревку.

2 вариант игры:

 Задание: Повесить сушиться только выбранный воспитателем предмет одежды.

Например: только брюки или только платья.

Источник

Развитие зрительной памяти как средство коррекции смешанной дисграфии

(игры и упражнения)

Упражнение “По порядку становись!”

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.

Инструкция:

Логопед предлагает ребенку разложить буквы, цифры, фигуры в указанной последовательности по памяти, а при затруднении — по образцу. Начать можно с чередования палочек по цвету: синяя, красная, желтая и т.д.

Упражнение “Конструирование фигур”

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие умения воспроизведения графических объектов по памяти.

Инструкция:

Логопед предлагает ребенку рассмотреть фигуру на рисунке, а затем выложить точно такую же из счетных палочек по памяти, а при затруднении — по образцу.

Дидактическая игра “Чего не стало?”

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти

Инструкция:

На столе раскладывается 3-6 любых предметов или тематических картинок, которые ребенок должен запомнить. Затем ребенок закрывает глаза, и логопед убирает один предмет или картинку. Ребенок называет, чего не стало.

Игра постепенно усложняется — убираются или заменяются другими 2-3 предмета или картинки.

Дидактическая игра “Шалунишка”

Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие умения воспроизведения графических объектов по памяти.

Инструкция:

Логопед пишет на доске, в зависимости от этапа коррекционной работы, различные линии (непрерывные, пунктирные, волнистые), изображения (буквы, цифры, фигуры), слова, словосочетания или предложения из 3-5 слов. “Шалунишка”-губка почти вслед за ним стирает написанное. Ребенок должен воспроизвести по памяти написанное на доске у себя в тетради.

Упражнение на поиск заданных слов (букв) в тексте

Читайте также:  Как стирать изделия вязанные спицами

Цель: формирование способности воспринимать целостные зрительные образы слов и опираться на них в задаче поиска, развитие зрительной памяти.

Инструкция:

Зрительно задаются одно-три слова (буквы), которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Желательно, чтобы эти слова встречались в тексте по несколько раз. Отыскав их, ребенок может их подчеркнуть, зачеркнуть или обвести кружками.

Дидактическая игра “Найди сходство и различие”

Цель: развитие зрительной памяти, восприятия, анализа и синтеза.

Инструкция:

Ребенку предъявляют какую-либо сюжетную картинку (например, как в приложении 5), содержание которой ребенок должен детально изучить и потом воспроизвести в памяти. Затем предъявляют схожую картинку, в которой недостает каких-то деталей или, напротив, появляются лишние изображения. Эти отличия и должен уловить ребенок.

Упражнение “Корректурная проба”

Цель: формирование способности воспринимать целостные зрительные образы букв и опираться на них в задаче поиска, развитие зрительной памяти.

Инструкция:

В течение 3-5 минут ребенок в любом тексте, кроме газетного, зачеркивает заданные буквы. Сначала одну букву, далее можно усложнить задание (например, букву “а” зачеркнуть, а букву “о” обвести). Желательно задавать те буквы, в произношении или различении которых у ребенка имеются проблемы (например, ч-щ, с-ш, з-ж).

Дидактическая игра “Пирамида”

Цель: развитие зрительной памяти и звуко-буквенного анализа.

Инструкция:

Ребенку дается задание воспроизвести по памяти “пирамиду” из слов с различным количеством букв, например, как в приложении 8. Время экспозиции плаката с “пирамидой” составляет 20-30 секунд.

Источник

Нарисовать обеими руками одновременно в тетради два круга и заштриховать их прямыми горизонтальными линиями.

Рисование графического узора под диктовку.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются».

Повстречал ежонка еж:

«Здравствуй, братец!

Как живешь?»

Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.

Занятие 3

Упражнение на развитие зрительной памяти.

На карточке изображены предметы: елка, телевизор, рыбка, книга «Сказки», пароход. В течение 10 секунд детям необходимо посмотреть на картинку, а затем назвать все предметы.

Упражнение на развитие слуховой памяти.

С установкой на запоминание детям зачитываются слова: тетрадь, книга, рюкзак, линейка, пенал, карандаш, ручка, альбом.

З а д а н и е 1. Воспроизвести слова.

З а д а н и е 2. Назвать слова одним словом.

3. Игра «Четвертый лишний»(на развитие образно-логического мышления и речи).

Детям предъявляются четыре картинки, три из которых имеют обобщающий признак, а четвертая не подходит под этот признак, и ребенку нужно ее исключить. Например: курица – гусь – утка – яйцо. Варианты предлагаемой серии картинок:

пирамидка – матрешка – портфель – кукла;

сосиски – печенье – тарелка – сыр;

чайник кружка – колбаса – кастрюля;

кепка – шапка – шляпа – тапочки;

перчатки – ботинки – сапоги – туфли;

муха – воробей – стрекоза – кузнечик;

мандарины – бананы – помидоры – лимоны;

машина – троллейбус – самолет – скакалка;

синичка – индюк – гусь – петух;

пенал – тетрадь – карандаш – юла;

сом – щука – жук – окунь;

куртка – полотенце – платье – костюм.

4. Дыхательное упражнение(см. занятия 1, 2).

Упражнение на развитие координации движений и графических навыков.

Нарисовать обеими руками одновременно в тетради два квадрата и заштриховать их прямыми горизонтальными линиями.

Рисование графического узора под диктовку.

7. Пальчиковая гимнастика (см. занятия 1 и 2).

Упражнения для профилактики нарушений зрения.

И. п. – сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки; вернуться в исходное положение. Повторить 4–5 раз.

И. п. – сидя. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклониться вперед к столу – выдох. Повторить 5–6 раз.

ЗАНЯТИЕ 4

Упражнение на развитие слуховой памяти.

Детям предлагают внимательно послушать стихотворение.

Хозяйка однажды с базара пришла.

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!..

Я. Тувим

– Какие овощи принесла с базара хозяйка? Повторите стихотворение.

2. Игра «Цветные слова»(на развитие умения проводить ассоциации между цветом и словом, формой, цветом и словом в процессе запоминания).

Детям по одной предъявляются цветные карточки разной формы и одновременно произносятся слова, которые нужно запомнить к каждой карточке. Затем снова предъявляются карточки, а дети называют слова, которые они запомнили.

3. Игра «Стираем и сушим белье»(на развитие зрительнойпамяти).

Представьте, что теперь хозяйка решила постирать белье. Нам нужно повесить его сушить (на наборное полотно выставляются карточки со схематическим изображением разного белья). Затем дети «снимают белье» только то, что запомнили. Например:

4. Дыхательное упражнение(см. занятие 1).

Источник