Я кровь от рук твоих отмою

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну чёрный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернялся скорбный дух.
Анализ стихотворения «Мне голос был. Он звал утешно…» Ахматовой
Революция 1917 г. стала переломным событием не только в политической, но и в духовной судьбе России. Фактически страна раскололась на два непримиримых лагеря, что стало причиной Гражданской войны. Еще одни раскол произошел среди людей, не принявших новую власть. Часть решила покинуть страну либо из опасения перед физической расправой, либо считая, что в новой России им больше нечего делать. Оставшиеся хотели продолжить борьбу с большевиками. Многие поэты и писатели не представляли себе жизни вне России, поэтому их решение остаться было основано на чувстве патриотизма. К таким людям принадлежала и А. Ахматова. Свои взгляды она выразила в произведении «Мне голос был», написанном сразу же после революции (осень 1917 г.).
Стихотворение известно в двух вариантах. По сути, оно является сочетанием двух отдельных стихотворений: «Когда в тоске смертоубийства…» и собственно «Мне голос был…». Общепринятая редакция включает оба и состоит из пяти строф.
Поэтесса описывает страшное время, предшествующее революции. Было понятно, что Россия проигрывает Первую мировую войну («народ гостей немецких ждал»). Страна находилась во всеобъемлющем кризисе. Православная вера уже не считалась последней защитницей России. Авторитет церкви невероятно упал, а вместе с ним начали колебаться и духовные опоры русского народа. Люди буквально озверели. Возвышенные идеалы были втоптаны в грязь, основное стремление заключалось в удовлетворении примитивных естественных потребностей.
Ахматова использует очень выразительное сравнение Петербурга с «опьяневшей блудницей». Не только в столице, но и во многих российских городах, жители уже равнодушно смотрели на смену власти, лишь бы остаться в живых. Будущее страны никого уже не интересовало. Россия становилась ареной для борьбы политических группировок. Даже иностранную интервенцию многие воспринимали с надеждой на улучшение обстановки и наведение порядка.
В этих невыносимых условиях многие поддались страху и начали уезжать из страны. Таинственный голос, который слышит героиня, можно сравнить с дьявольским искушением. Он призывает ее покинуть безнадежную страну, отречься от нее ради беззаботной жизни в эмиграции. Там можно будет забыть обо всех ужасах, успокоиться и начать новую жизнь.
Ахматова «равнодушно и спокойно» отвергает предложение искусителя. Она чувствует, что именно в такое сложное время нужна своей Родине. Даже если ей придется умереть, она будет рада достойно встретить смерть на родной земле. Стихотворение поэтессы – проявление настоящего патриотизма и презрения к тем, кто фактически предал свою страну.
- Следующий стих → Михаил Лермонтов — Поэт
- Предыдущий стих → Афанасий Фет — На заре ты её не буди
Читать стих поэта Анна Ахматова — Мне голос был на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник
Ñòèõîòâîðåíèå Àííû Àíäðååâíû Àõìàòîâîé «Êîãäà â òîñêå ñàìîóáèéñòâà» (1917) âïåðâûå áûëî îïóáëèêîâàíî â ýñåðîâñêîé ãàçåòå è îïóáëèêîâàíî áåç ïîñëåäíåé ñòðîôû, à ïîòîì äîëãîå âðåìÿ, ïå÷àòàÿñü â ñîâåòñêèõ èçäàíèÿõ, ýòî æå ñòèõîòâîðåíèå âûõîäèëî áåç ïåðâûõ äâóõ ñòðîô. Íî âñåãäà îñòàâàëèñü äâå öåíòðàëüíûå ñòðîôû:
Ìíå ãîëîñ áûë. Îí çâàë óòåøíî,
Îí ãîâîðèë: «Èäè ñþäà,
Îñòàâü ñâîé êðàé ãëóõîé è ãðåøíûé,
Îñòàâü Ðîññèþ íàâñåãäà.
ß êðîâü îò ðóê òâîèõ îòìîþ,
Èç ñåðäöà âûíó ÷åðíûé ñòûä,
ß íîâûì èìåíåì ïîêðîþ
Áîëü ïîðàæåíèé è îáèä».
 ñòèõîòâîðåíèè Àõìàòîâîé ìíîãî ïîäòåêñòîâ. Îëåã Ëåêìàíîâ óêàçûâàåò, â ÷àñòíîñòè, ÷òî ñòèõîòâîðåíèå îòñûëàåò íàñ ê áèáëåéñêîé èñòîðèè ïðî Ïîíòèÿ Ïèëàòà è øåêñïèðîâñêîé ïðî ëåäè Ìàêáåò.
Íî îò÷åòëèâî ñëûøèòñÿ â ñòèõîòâîðåíèè è åùå îäèí ïîäòåêñò – ïîïóëÿðíûé â íà÷àëå ÕÕ âåêà ðîìàíñ «Íå óõîäè, ïîáóäü ñî ìíîþ».
Ðîìàíñ áûë íàïèñàí Íèêîëàåì Çóáîâûì â 1899 ãîäó è ïîñâÿùåí Àíàñòàñèè Âÿëüöåâîé, êîòîðàÿ ïåëà åãî â ñâîèõ êîíöåðòàõ. Îäíàêî, íàèáîëüøóþ ïîïóëÿðíîñòü ðîìàíñ «Íå óõîäè, ïîáóäü ñî ìíîþ» ïðèîáðåë â èñïîëíåíèè Âàðè Ïàíèíîé.
Åñëè ìû ñðàâíèì òåêñòû ñòèõîòâîðåíèÿ Àõìàòîâîé è ðîìàíñà Çóáîâà, òî óâèäèì ÷òî ñòðîêè ïåðåêëèêàþòñÿ äðóã ñ äðóãîì, â ðÿäå ñëó÷àåâ ïðåäñòàâëÿÿ ñâîåîáðàçíóþ àíòèòåçó.
Çóáîâ:
ÍÅ ÓÕÎÄÈ, ïîáóäü ñî ìíîþ…
Àõìàòîâà:
Ìíå ãîëîñ áûë. Îí çâàë óòåøíî,
Îí ãîâîðèë: «ÈÄÈ ÑÞÄÀ»…
Çóáîâ:
Çäåñü òàê ÎÒÐÀÄÍÎ, òàê ÑÂÅÒËÎ…
Àõìàòîâà:
Îñòàâü ñâîé êðàé ÃËÓÕÎÉ è ÃÐÅØÍÛÉ,
Îñòàâü Ðîññèþ íàâñåãäà…
Çóáîâ:
ß ïîöåëóÿìè ÏÎÊÐÎÞ
Óñòà, è î÷è, è ÷åëî.
Àõìàòîâà:
ß êðîâü îò ðóê òâîèõ ÎÒÌÎÞ,
Èç ñåðäöà âûíó ÷åðíûé ñòûä,
ß íîâûì èìåíåì ÏÎÊÐÎÞ
Áîëü ïîðàæåíèé è îáèä.
Èíòåðåñíî, ÷òî ñîâðåìåííèê Àõìàòîâîé Àëåêñàíäð Áëîê òîæå îáðàùàëñÿ ê ðîìàíñó «Íå óõîäè, ïîáóäü ñî ìíîþ». Îí èñïîëüçîâàë ñòðîêè ðîìàíñà â êà÷åñòâå ýïèãðàôà ê ñâîåìó ñòèõîòâîðåíèþ «Äûì îò êîñòðà ñòðóåþ ñèçîé » (1909), à â ñàìîì ñòèõîòâîðåíèè íåñêîëüêî ðàç öèòèðîâàë ðîìàíñ.
Ïðèëîæåíèÿ
Àííà Àõìàòîâà
Êîãäà â òîñêå ñàìîóáèéñòâà
Íàðîä ãîñòåé íåìåöêèõ æäàë,
È äóõ ñóðîâûé âèçàíòèéñòâà
Îò ðóññêîé öåðêâè îòëåòàë,
Êîãäà ïðèíåâñêàÿ ñòîëèöà,
Çàáûâ âåëè÷èå ñâîå,
Êàê îïüÿíåâøàÿ áëóäíèöà,
Íå çíàëà, êòî áåðåò åå,
Ìíå ãîëîñ áûë. Îí çâàë óòåøíî,
Îí ãîâîðèë: «Èäè ñþäà,
Îñòàâü ñâîé êðàé ãëóõîé è ãðåøíûé,
Îñòàâü Ðîññèþ íàâñåãäà.
ß êðîâü îò ðóê òâîèõ îòìîþ,
Èç ñåðäöà âûíó ÷åðíûé ñòûä,
ß íîâûì èìåíåì ïîêðîþ
Áîëü ïîðàæåíèé è îáèä».
Íî ðàâíîäóøíî è ñïîêîéíî
Ðóêàìè ÿ çàìêíóëà ñëóõ,
×òîá ýòîé ðå÷üþ íåäîñòîéíîé
Íå îñêâåðíèëñÿ ñêîðáíûé äóõ.
Îñåíü 1917
Ïåòåðáóðã
Íèêîëàé Çóáîâ
Íå óõîäè, ïîáóäü ñî ìíîþ
Íå óõîäè, ïîáóäü ñî ìíîþ,
Çäåñü òàê îòðàäíî, òàê ñâåòëî.
ß ïîöåëóÿìè ïîêðîþ
Óñòà, è î÷è, è ÷åëî.
ß ïîöåëóÿìè ïîêðîþ
Óñòà, è î÷è, è ÷åëî.
Ïîáóäü ñî ìíîé,
Ïîáóäü ñî ìíîé!
Íå óõîäè, ïîáóäü ñî ìíîþ.
ß òàê äàâíî òåáÿ ëþáëþ.
Òåáÿ ÿ ëàñêîé îãíåâîþ
È îáîæãó, è óòîìëþ.
Òåáÿ ÿ ëàñêîé îãíåâîþ
È îáîæãó, è óòîìëþ.
Íå óõîäè, ïîáóäü ñî ìíîþ.
Ïûëàåò ñòðàñòü â ìîåé ãðóäè.
Âîñòîðã ëþáâè íàñ æäåò ñ òîáîþ…
Íå óõîäè, íå óõîäè!
Âîñòîðã ëþáâè íàñ æäåò ñ òîáîþ…
Íå óõîäè, íå óõîäè!
Ïîáóäü ñî ìíîé,
Ïîáóäü ñî ìíîé!
Àëåêñàíäð Áëîê
Íå óõîäè. Ïîáóäü ñî ìíîþ,
ß òàê äàâíî òåáÿ ëþáëþ.
Äûì îò êîñòðà ñòðóåþ ñèçîé
Ñòðóèòñÿ â ñóìðàê, â ñóìðàê äíÿ.
Ëèøü áàðõàò àëûé àëîé ðèçîé,
Ëèøü ñâåò çàðè ïîêðûë ìåíÿ.
Âñå, âñå îáìàí, ñåäûì òóìàíîì
Ïîëçåò ïå÷àëü óãðþìûõ ìåñò.
È åëü êðåñòîì, êðåñòîì áàãðÿíûì
Êëàäåò íà äàëü âîçäóøíûé êðåñò
Ïîäðóãà, íà âå÷åðíåì ïèðå,
Ïîìåäëè çäåñü, ïîáóäü ñî ìíîé.
Çàáóäü, çàáóäü î ñòðàøíîì ìèðå,
Âçäîõíè íåáåñíîé ãëóáèíîé.
Ñìîòðè ñ ïå÷àëüíîþ óñëàäîé,
Êàê â ñâåò çàðè âïîëçàåò äûì.
ß îãðàæó òåáÿ îãðàäîé
Êîëüöîì èç ðóê, êîëüöîì ñòàëüíûì.
ß îãðàæó òåáÿ îãðàäîé
Êîëüöîì æèâûì, êîëüöîì èç ðóê.
È íàì, êàê äûì, ñòðóèòüñÿ íàäî
Ñåäûì òóìàíîì â àëûé êðóã.
Àâãóñò 1909
Èëëþñòðàöèÿ – Í. Àëüòìàí. Ïîðòðåò ïîýòåññû À. Àõìàòîâîé (Ãîðåíêî). Ìàñëî. 1915
Источник
«Мне голос был. Он звал утешно…» Анна Ахматова
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал,
И дух суровый византийства
От русской церкви отлетал,
Когда приневская столица,
Забыв величие своё,
Как опьяневшая блудница,
Не знала, кто берёт ее,-
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Анализ стихотворения Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно…»
Революция 1917 году полностью изменила жизнь Анны Ахматовой. К этому моменту она была уже достаточно известной поэтессой и готовила к публикации свой третий литературный сборник. Однако в одночасье вдруг выяснилось, что ее стихи уже никому не нужны, а все личные сбережения и небольшое наследство от родителей превратились в пыль. Впервые Анна Ахматова, на руках которой остался 5-летний сын, осознала, что может попросту умереть от голода, став еще одной безвинной жертвы красного террора. Действительно, ее практически перестали публиковать, и средств к существованию не было. Что касается супруга, поэта Николая Гумилева, то он в этот момент находился во Франции и ничем не мог помочь семье, хотя и предлагал Ахматовой похлопотать о том, чтобы она смогла покинуть мятежную, бунтующую и голодную Россию.
Именно в этот сложный период жизни, когда весь привычный мир рушился на глазах. Словно карточный домик, Анна Ахматова написала стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…». В этом коротком произведении вместились все внутренние переживания и душевные терзания поэтессы, которая стояла перед непростым выбором – сбежать из разоренной России за границу или же разделить вместе с родиной ее непростую, трагическую и печальную судьбу.
Ответ Ахматовой оказался неожиданным и непреклонным. Она не поддалась внутреннему голосу, который нашептывал: «Оставь свой край глухой и грешный. Оставь Россию навсегда». Вместо того, чтобы паковать чемоданы в надежде на то, что за границей жизнь будет более сытой и привольной, Ахматова решила оставить в сердце «черный стыд», который испытывала, глядя на то, что происходит вокруг. Она сумела оформить развод с Гумилевым и уже через несколько месяцев вышла замуж за ученого Владимира Шилейко, благодаря чему смогла в относительном достатке прожить самые смутные и трагические годы, связанные со становлением советской власти.
Биографы Ахматовой до сих пор спорят по поводу того, на чем же был основан этот брак, и приходят к выводу, что поэтесса поступилась собственными чувствами ради возможности остаться в России и не погибнуть от голода. Фактически, она вышла замуж ради того, чтобы ее маленькому сыну было где жить, и что кушать. Освоившись в новом и таком чужом для нее мире, поэтесса подала на развод и связала свою жизнь с другим человеком. Однако до самой смерти она ни разу не пожалела о том, что в свое время дала беспощадный отпор своему внутреннему голосу, «чтоб этой речью недостойной не осквернялся скорбный слух».
Трудно сказать, знала ли Ахматова о том, что ждет ее впереди. Однако, полностью игнорируя новую власть, она оставалась истинной патриоткой своей страны, разделив ее судьбу не только во время революции, но и в период Великой Отечественной войны, часть которой провела в блокадном Ленинграде. Ее более успешные подруги давно уже устроили личную жизнь в Европе, наблюдая со стороны за тем, как на глазах меняется так любимая ими Россия. Ахматова же оказалась в самой гуще событий и была свидетельницей этих непростых перемен, которые отзывались болью в сердце. Тем не менее, поэтесса признавалась, что чувствовала бы себя гораздо хуже, если бы оказалась по другую сторону баррикад, став сторонней наблюдательницей многих исторических событий. И в этих словах не было иронии, обиды, бахвальства либо желания выставить себя в более выгодном свете. Анна Ахматова искренне считала, что ее жизнь неразрывно связана с Россией, даже если ради этого придется терпеть лишения, оскорбления, обиды, наветы и обман, а также поставить крест на своей литературной карьере, которой поэтесса очень дорожила.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Источник
Ñ ñàìîãî íà÷àëà ñîáåñåäíèêè äîãîâîðèëèñü, ÷òî êàæäûé èç íèõ èìååò íå òîëüêî ïðàâî íà ñâî¸ ñîáñòâåííîå ìíåíèå ïî ëþáîìó îáñóæäàåìîìó âîïðîñó, íî è íà ëè÷íîå îòíîøåíèå ê òîìó èëè èíîìó ïåðñîíàæó. Îöåíêà åãî íå îñïàðèâàåòñÿ, à ëèøü âûñëóøèâàåòñÿ è äîâîäèòñÿ äî ñâåäåíèÿ ÷èòàòåëÿ.
Çàêîí÷èâ ðàáîòó íàä ìàòåðèàëîì î òð¸õ äíÿõ, ïðîâåäåííûõ çàìå÷àòåëüíûìè ñîáåñåäíèêàìè, ÿ ðåøèëàñü íàïèñàòü î òîì, î ÷¸ì óìîë÷àëà. À óìîë÷àëà ïîòîìó, ÷òî ñàìà íå ãîòîâà áûëà ïðèíÿòü íîâûå ìûñëè è ôàêòû, ðàçðóøàþùèå ìî¸ ïðåäñòàâëåíèå î õîðîøî çíàêîìîì ïîýòå – Àííå Àíäðååâíå Àõìàòîâîé. ß ëè÷íî Àõìàòîâó íå âèäåëà íèêîãäà. Áóäó÷è â äàâíèå ãîäû â Ëåíèíãðàäå, åçäèëà â Êîìàðîâî, ïîêëîíèòüñÿ å¸ ìîãèëå. Ëþáëþ ýòîãî ïîýòà, êàê ëþáÿò å¸ ìèëëèîíû ÷èòàòåëåé. ×àñòî ÷èòàëà Àõìàòîâó, ïðîâîäèëà âå÷åðà, ïîñâÿùåííûå å¸ òâîð÷åñòâó ñ ó÷àñòèåì òàêèõ çíàòîêîâ , êàê Ë.Ê.×óêîâñêàÿ, Ë. À. Øèëîâ. Òðóäíî ìíå áûëî ïåðåñòðîèòüñÿ.
Ïîíèìàÿ, ÷òî íàâëåêó íà ñåáÿ ãíåâ ïîêëîííèêîâ Àõìàòîâîé, äîëãî íå ðåøàëàñü ðàññêàçàòü î ðàíåå íå çíàêîìûõ ôàêòàõ. Íî ðàññêàæó âñ¸ ïî – ïîðÿäêó.
«Àõìàòîâà ïðèõîäèëà â ÿðîñòü ïðè îäíîì òîëüêî óïîìèíàíèè ìåìóàðîâ Ìàêîâñêîãî*, Îöóïà, íî îñîáåííî Ãåîðãèÿ Èâàíîâà è Îäîåâöåâîé, òðåáîâàëà äàæå ñ÷èòàòü «óãîëîâíûì ïðåñòóïëåíèåì ñàìîâîëüíîå ââåäåíèå ( â ìåìóàðû) ïðÿìîé ðå÷è”. Îíà ìîãëà ïðè ýòîì îïåðåòüñÿ è íà ñâèäåòåëüñòâî Áåðáåðîâîé, êîòîðàÿ ãîâîðèëà, ÷òî è ñàì Ãåîðãèé Èâàíîâ ïðèçíàâàë : â åãî «Ïåòåðáóðãñêèõ çèìàõ» íå áîëåå äâàäöàòè ïÿòè ïðîöåíòîâ ïðàâäû». (À.Â.)
Ðåíå Ãåððà íà ýòî çàìå÷àíèå À.Âàêñáåðãà îòâå÷àåò: «Òóò ñëó÷àé îñîáûé. Áîðÿñü ñ ðàçëè÷íûìè ìèôàìè, êîòîðûìè áûëà îêðóæåíà å¸ áèîãðàôèÿ, Àõìàòîâà è ñàìà ñîçäàâàëà ìèôû î ñåáå è î òåõ, êòî å¸ îêðóæàë. Îíà õîòåëà îñòàòüñÿ â èñòîðèè òàêîé, êàêóþ ñàìà ñîçäàëà â ñâî¸ì âîîáðàæåíèè. Âñ¸, ÷òî õîòü ìàëî-ìàëüñêè îòëè÷àëîñü îò å¸ âåðñèè, åþ êàòåãîðè÷åñêè îòâåðãàëîñü. Óæ âû-òî, þðèñò îòëè÷íî çíàåòå, ÷òî ñâèäåòåëüñêèå ïîêàçàíèÿ îá îäíîì è òîì æå ôàêòå, îäíîì è òîì æå ñîáûòèè, äàëåêî íå âñåãäà ñîâïàäàþò âî âñåõ äåòàëÿõ, èìåííî èõ ìíîãîîáðàçèå è ðàçíîîáðàçèå ïîçâîëÿþò âîññîçäàòü ïîäëèííóþ êàðòèíó. Íèêàêîé ëæè â «Ïåòåðáóðãñêèõ çèìàõ» íåò. Åñòü âûìûñåë õóäîæíèêà, áûâàþùèé áîëåå ïðàâäèâûì, ÷åì ñàìà ïðàâäà. Ê Îäîåâöåâîé è Èâàíîâó, äà è ê äðóãèì ýìèãðàíòàì ó Àõìàòîâîé áûëà íåïðèÿçíü. Ìíå êàæåòñÿ, îíà çàâèäîâàëà èì. Ïîìíèòå ñòèõè áóäóùåé âíóòðåííåé ýìèãðàíòêè, êîòîðûå îïðåäåëèëè å¸ ñóäüáó?» ( Ð.à )
Ìíå ãîëîñ áûë. Îí çâàë óòåøíî,
Îí ãîâîðèë: “Èäè ñþäà,
Îñòàâü ñâîé êðàé, ãëóõîé è ãðåøíûé,
Îñòàâü Ðîññèþ íàâñåãäà.
ß êðîâü îò ðóê òâîèõ îòìîþ,
Èç ñåðäöà âûíó ÷åðíûé ñòûä,
ß íîâûì èìåíåì ïîêðîþ
Áîëü ïîðàæåíèé è îáèä”.
Íî ðàâíîäóøíî è ñïîêîéíî
Ðóêàìè ÿ çàìêíóëà ñëóõ,
×òîá ýòîé ðå÷üþ íåäîñòîéíîé
Íå îñêâåðíèëñÿ ñêîðáíûé äóõ
À â 1922 ãîäó, êîãäà ìíîãèå ïîýòû è ïèñàòåëè ïîêèíóëè Ðîññèþ, Àõìàòîâà íàïèñàëà åù¸ îäíî ñòèõîòâîðåíèå, â êîòîðîì ÷óâñòâóåòñÿ ëåäÿíîå ñî÷óâñòâèå òåì, êòî íå çàõîòåë îñòàòüñÿ, ÷òîáû ðàçäåëèòü ñòðàäàíèÿ ðóññêîãî íàðîäà.
Íå ñ òåìè ÿ,êòî áðîñèë çåìëþ
Íå ñ òåìè ÿ, êòî áðîñèë çåìëþ
Íà ðàñòåðçàíèå âðàãàì.
Èõ ãðóáîé ëåñòè ÿ íå âíåìëþ,
Èì ïåñåí ÿ ñâîèõ íå äàì.
Íî âå÷íî æàëîê ìíå èçãíàííèê,
Êàê çàêëþ÷åííûé, êàê áîëüíîé.
Òåìíà òâîÿ äîðîãà, ñòðàííèê,
Ïîëûíüþ ïàõíåò õëåá ÷óæîé.
À çäåñü, â ãëóõîì ÷àäó ïîæàðà
Îñòàòîê þíîñòè ãóáÿ,
Ìû íè åäèíîãî óäàðà
Íå îòêëîíèëè îò ñåáÿ.
È çíàåì, ÷òî â îöåíêå ïîçäíåé
Îïðàâäàí áóäåò êàæäûé ÷àñ;
Íî â ìèðå íåò ëþäåé áåññëåçíåé,
Íàäìåííåå è ïðîùå íàñ.
«Òå, êîãî îíà íàçûâàëà ñòðàííèêàìè, ìîãëè ïèñàòü ñ òîé ñâîáîäîé, êîòîðàÿ åé áûëà íåäîñòóïíà. Ãîâîðþ, êàê Âû ïîíèìàåòå íå îá óðîíå òàëàíòà, êàê òóò ñðàâíèâàòü, íà êàêèõ âçâåøèâàòü âåñàõ? Íåò. Ãîâîðþ î ñâîáîäå. Ñ êàêîé ìîùüþ ðàçâåðíóëñÿ áû å¸ òàëàíò, îáðåòÿ ñâîáîäó! È íå íàäî áûëî áû âûìó÷èâàòü ñåáÿ ñî÷èíåíèåì «Ìèðó-ìèð», è êèäàòüñÿ â íîãè ïàëà÷ó òîæå áûëî áû íå íóæíî. È ñûí å¸ íå ïåðåæèë áû òðèæäû àðåñò, èçáåæàë áû ÃÓËÀÃà è ðàñêðûë áû ñâî¸ äàðîâàíèå â ïîëíóþ ìåðó, íå ïëàòÿ çà ýòî óæàñàþùóþ öåíó. È âñ¸ ýòî îíà ñîçíàâàëà è õîòåëà îïðàâäàòüñÿ ïåðåä ñîáîé, ïåðåä ñîâðåìåííèêàìè è ïîòîìêàìè». (Ð.Ã.)
Âñëåä ýòîìó À. Âàêñáåðã ïîäòâåðæäàåò «êðàìîëüíóþ» ðå÷ü Ãåððû è, â ñâîþ î÷åðåäü, âûñêàçûâàåò ìûñëü î òîì, ÷òî àõìàòîâñêîå ðåøåíèå îñòàòüñÿ áûëî ïðîäèêòîâàíî íå êàêèìè-òî ñîîáðàæåíèÿìè ïðèíöèïèàëüíîãî ïîðÿäêà, íå îñíîâàíû áûëè íðàâñòâåííûì âûáîðîì, èëè ñòðàñòíûì æåëàíèåì áûòü ñî ñâîèì íàðîäîì òàì, ãäå å¸ íàðîä, ê íåñ÷àñòüþ áûë,- ïî õðîíîëîãèè ñëåäîâàëî áû ñêàçàòü áóäåò,- à ïðåæäå âñåãî ñóãóáî ëè÷íûìè ìîòèâàìè. Î÷åðåäíîé âëþáë¸ííîñòüþ, åñëè õîòèòå. Ïóñòü è íå òîëüêî ýòèì, íî ýòèì â î÷åíü áîëüøîé ñòåïåíè. Íåäîáðîâî* íèêóäà óåçæàòü íå ñîáèðàëñÿ, Øèëåéêî* òîæå, Àðòóð Ëóðüå ïðåäïî÷åë ïîäðóãó Àííû Àíäíðååâíû Ãëåáîâó- Ñóäåéêèíó* è îòáûë, Ñóäåéêèíà âñëåä çà íèì, à óæ Ïóíèí-òî, ñ åãî êîìèññàðñêî-ðåâîëþöèîííîé ðîìàíòèêîé, òîò è ïîäàâíî áûë ñòîéêî íà áîåâîì ïîñòó è íè î êàêîé çàãðàíèöå íå ïîìûøëÿë. Êóäà æå îíà áåç íèõ?»
Ýììà Ãåðøòåéí, î÷åíü áëèçêèé ê Àõìàòîâîé ÷åëîâåê, ñâèäåòåëüñòâóåò, ÷òî ó íå¸ áûëè ðåàëüíûå âîçìîæíîñòè óåõàòü èç Ðîññèè âñêîðå ïîñëå êàçíè Íèêîëàÿ Ñòåïàíîâè÷à Ãóìèë¸âà» ïðèòîì íå òîëüêî âîçìîæíîñòè – îíà ÷àñòî ñïðàøèâàëà ñåáÿ: «×òî áûëî áû, åñëè áû ñûí âîñïèòûâàëñÿ çà ãðàíèöåé? Ïåðåä íèì îòêðûëàñü áû äîðîãà ó÷¸íîãî, ê êîòîðîé îí áûë ïðåäíàçíà÷åí»
Ý.Ã. Ãåðøòåéí ïðèâîäèò è ñâèäåòåëüñòâî Â.Âåéäëå*, êîòîðîãî Àõìàòîâà ïåðåä åãî îòúåçäîì çà ãðàíèöó, ïðîñèëà íàâåñòè ñïðàâêè î âîçìîæíîñòè ó÷¸áû Ëüâà* â Ïàðèæå.
Íî åù¸ áîëüøå ïîäòâåðæäàåò å¸ ãîòîâíîñòü óåõàòü îïóáëèêîâàííîå ïèñüìî Öâåòàåâîé* ê íåé èç Áåëüâþ îò 26 íîÿáðÿ 1926 ãîäà, òî åñòü çíà÷èòåëüíî ïîçæå òîãî, êàê áûëè íàïèñàíû ñòèõè î «âå÷íî ãîðüêîì èçãíàííèêå» è î òîì, êàê îíà «çàìêíóëà ñëóõ», ÷òîáû íå ñëûøàòü íå÷åñòèâûå ìûñëè îá îòúåçäå.
Öèòàòà èç ïèñüìà Öâåòàåâîé:
«Ïèøó Âàì ïî ðàäîñòíîìó ïîâîäó Âàøåãî ïðèåçäà
õî÷ó çíàòü, îäíà ëè Âû åäåòå èëè ñ ñåìüåé ( ìàòü, ñûí). Íî êàê áû Âû íå åõàëè, åçæàéòå ñìåëî
Ïåðåáîðèòå «àãðàôèþ»
è íàïèøèòå ìíå òîò÷àñ æå: êîãäà – îäíà èëè ñ ñåìü¸é – ðåøåíèå èëè ìå÷òà. Çíàéòå, ÷òî ÿ áóäó âñòðå÷àòü Âàñ íà âîêçàëå
» Âîò òàêîå ïèñüìî ïèøåò Öâåòàåâà.
Ðåíå Ãåððà ñîãëàñåí ñ ïðè÷èíàìè, âûñêàçàííûìè À.Âàêñáåðãîì. Îí îòìå÷àåò íàäìåííîñòü ( ñëîâî, âûáðàííîå ñàìîé Àõìàòîâîé) ñ êîòîðîé Àõìàòîâà îòíîñèëàñü ê ñâîèì áëèçêèì òîâàðèùàì. «Ê ëþäÿì å¸ êðóãà, íèêîãäà íå óïðåêíóâøèì Àõìàòîâó íè çà å¸ âûáîð, íè çà å¸ íàäìåííîñòü, íè çà å¸ óêîð». ( Ð. Ã.)
Ýòî íå êàñàåòñÿ êíèãè “Ñåìü äíåé â ìàðòå”, íî ê ýòèì íåáîëüøèì âîñïîìèíàíèÿì õî÷åòñÿ ïðèáàâèòü âîñïîìèíàíèÿ Ëåîíèäà Çîðèíà, êîòîðîìó ïîñâÿùåíî íåñêîëüêî “Êíèæíûõ îêîøåê”
Âîñïîìèíàíèÿ (Ëèäèè Êîðíååâíû) ×óêîâñêîé îá Àííå Àõìàòîâîé. Ñòðàííîå äåëî! Îíà, áåññïîðíî, áûëà âëþáëåíà â ñâîþ ãåðîèíþ, ôàíàòè÷êà, ñëóæèëà åé âåðîé è ïðàâäîé. Ðàäè íåå îíà íå ñ÷èòàåòñÿ íè ñ ñîáñòâåííûì çðåíèåì, ïî÷òè îòñóòñòâóþùèì, íè ñ áîëüíûìè îïóõøèìè íîãàìè. Ïî ïåðâîìó çîâó îíà ãîòîâà áðîñèòü ñâîé äîì, äåëà, ðàáîòó, äàæå áåçìåðíî åå çàõâàòèâøóþ ðàííèì ëè óòðîì, ãëóáîêîé ëè íî÷üþ, êèíóòüñÿ ê ñâîåé ïîâåëèòåëüíèöå ÷èòàòü ëè âåðñòêó, ñòàòüþ, äâå-òðè ñòðî÷êè, òîëüêî ÷òî íåæäàííî ðîæäåííûå, èëè ïðèøåäøóþ òåëåãðàììó. Ëîâëþ ñåáÿ íà òîì, ÷òî ìåíÿ áóêâàëüíî ïðåñëåäóþò ýòè ñãîðàþùèå, ýòè ñëåïíóùèå ãëàçà, ýòè îòêàçûâàþùèåñÿ ñëóæèòü áåäíûå îïóõøèå íîãè. Ýïè÷åñêàÿ, àíòè÷íàÿ ïðåäàííîñòü!
Íî ÷òî æ âîçíèêàåò èç ýòèõ òðåõ êíèã, èç ýòîãî ìåìóàðíîãî ïîäâèãà, êàêàÿ Àõìàòîâà ïðåäñòàåò?
Óìíàÿ, âëàñòíàÿ, ñëàâîëþáèâàÿ, íåäîáðàÿ, íèêîãî íå ëþáÿùàÿ, äóìàþùàÿ ëèøü î ìåñòå â èñòîðèè è ðåâíóþùàÿ èñòîðèþ ê Ïàñòåðíàêó, ê Öâåòàåâîé, ê Çàáîëîöêîìó, ê Áëîêó, ê êàæäîìó ñàìîáûòíîìó ãîïîñó. Äàæå áîëüíîãî íåñ÷àñòíîãî Çîùåíêó, êîòîðîìó æèòü îñòàëîñü ïîëãîäà, îíà äîáèâàåò ñâîèì ðàññêàçîì.
Âñÿêàÿ åå ïîõâàëà (ñàìàÿ ïûøíàÿ è ùåäðàÿ) ñîïðîâîæäàåòñÿ òîíêîé äîáàâêîé, ýòàêîé ÿäîâèòîé ñïåöèåé, â ñóùíîñòè, ñâîäÿùåé íà íåò âñå ëåñòíîå, ñêàçàííîå â íà÷àëå.  çëîâåùóþ íîáåëåâñêóþ íåäåëþ, êîãäà íà Ïàñòåðíàêà îáðóøèëèñü ñî âñåõ ñòîðîí è ñàíîâíàÿ ñâîëî÷ü, è äîáðîæåëàòåëè-êîëëåãè, îíà íå íàõîäèò íè ñëîâà ñî÷óâñòâèÿ äëÿ ñòàðîãî äðóãà îäíî ðàçäðàæåíèå, ñòðàííàÿ, æåë÷íàÿ ðåàêöèÿ. Ñîëèïñèçì, äîâåäåííûé äî àáñîëþòà, äî ðåëèãèè, íè áîëüøå, íè ìåíüøå! («Òðàãè÷åñêèé ñëó÷àé íàðöèññèçìà», ïèñàëà àíãëèéñêàÿ æóðíàëèñòêà.)
Íåóæòî æå, Ëèäèÿ Êîðíååâíà íå ïîíèìàëà, íå ðàçãëÿäåëà, ÷òî âûøëî èç-ïîä åå ïåðà? Ïðèçíàííûé ìýòð ðåäàêòóðû, îïûòíûé, ñèëüíûé ëèòåðàòîð? Íå âåðèòñÿ. Òàê ÷òî æå òóò áûëî? Ðåâàíø (âîçìîæíî, è ïîäñîçíàòåëüíûé) çà ýòè ãîäû äóõîâíîãî ðàáñòâà, ïî÷òè ìàçîõè÷åñêîãî ñàìîîòðå÷åíèÿ, çà âñå òàøêåíòñêèå óíèæåíèÿ? Îòâåòà ìû íèêîãäà íå óçíàåì.
Âìåñòå ñ òåì ìåìóàðû âåëèêîëåïíû ñâîåé áåñïîùàäíîñòüþ, ïðåæäå âñåãî. Íî ÷åì îíè âûøå, òåì ãîðøå äóìàåøü è îá Àõìàòîâîé è î ×óêîâñêîé, îáî âñåì íàøåì íåñîâåðøåííîì ðîäå. À ãëàâíûé èòîã ðàçìûøëåíèé íå íîâ ÷åì îäàðåííåå ïðîèçâåäåíèå, òåì îíî ñâîáîäíåé îò àâòîðà, òåì ìåíüøå îíî îò íåãî çàâèñèò.
Àõìàòîâà òåðïåòü íå ìîãëà äâóõ ñàìûõ äîðîãèõ ìíå ïèñàòåëåé Àëåêñåÿ Êîíñòàíòèíîâè÷à è Àíòîíà Ïàâëîâè÷à. «Ãàâðèèëèàäà» áûëà åé ìåðçêà. Íå ñîøëèñü ìû âî âêóñàõ ñ Àííîé Àíäðååâíîé.
Ñìîòðèøü íà ïîçäíèå ïîðòðåòû ãðóçíîé ðûõëîé Àííû Àíäðååâíû è òîëüêî ñ ãîðå÷üþ âñïîìèíàåøü, ÷òî âñå, êòî çíàë åå â þíûå ãîäû, ïåðâûì äåëîì ãîâîðèëè î ðåäêîé, ïî÷òè ïóãàþùåé õóäîáå, íàçûâàëè Àõìàòîâó «èâîâûì ïðóòèêîì». ×òî òû äåëàåøü ñ íàìè, ÷åðòîâà æèçíü? * * *
Ïðèìå÷àíèÿ:
ÂÅÉÄËÅ ÂËÀÄÈÌÈÐ ÂÀÑÈËÜÅÂÈ×
(1895, Ïåòåðáóðã 1979, Ïàðèæ) ëèòåðàòóðîâåä, êóëüòóðîëîã, ëèáåðàëüíûé ìûñëèòåëü, èñòîðèê êóëüòóðû ðóññêîé ýìèãðàöèè, ïîýò.
https://www.proza.ru/2013/08/09/902
ÃËÅÁÎÂÀ-ÑÓÄÅÉÊÈÍÀ ÎËÜÃÀ ÀÔÀÍÀÑÜÅÂÍÀ
( 1885, Ñàíêò-Ïåòåðáóðã 1945, Ïàðèæ) çíàêîâàÿ ôèãóðà Ñåðåáðÿíîãî âåêà: àêòðèñà, òàíöîâùèöà, õóäîæíèê, ñêóëüïòîð, ïåðåâîä÷èê, äåêëàìàòîð, îäíà èç ïåðâûõ ðóññêèõ ìàíåêåíùèö.
https://www.proza.ru/2013/08/09/902
ÃÓÌÈËÅ ËÅ ÍÈÊÎËÀÅÂÈ×
Ïàññèîíàðíàÿ òåîðèÿ ýòíîãåíåçà Ëüâà Ãóìèë¸âà îïèñûâàåò èñòîðè÷åñêèé ïðîöåññ êàê âçàèìîäåéñòâèå ðàçâèâàþùèõñÿ ýòíîñîâ ñ âìåùàþùèì ëàíäøàôòîì è äðóãèìè ýòíîñàìè. Áûëà îïóáëèêîâàíà â âèäå ñòàòåé â ðåöåíçèðóåìûõ æóðíàëàõ, ïðåäñòàâëåíà â âèäå äèññåðòàöèè íà ñîèñêàíèå ñòåïåíè äîêòîðà ãåîãðàôè÷åñêèõ íàóê (çàùèùåíà, íî íå óòâåðæäåíà â ÂÀÊ) è äåïîíèðîâàíà â âèäå ðóêîïèñè «Ýòíîãåíåç è áèîñôåðà Çåìëè» â ÂÈÍÈÒÈ ÐÀÍ, ïîçäíåå èçäàíà â âèäå ìîíîãðàôèè â èçäàòåëüñòâå ËÃÓ (1989 ãîä). Òåîðèÿ Ãóìèëåâà îïðåäåëÿåò è îïèñûâàåò ïîíÿòèÿ ýòíîñà (òî÷íåå, íåñêîëüêî âèäîâ ýòíè÷åñêèõ ñèñòåì), ââîäèò ïîíÿòèå ïàññèîíàðíîñòè, îïèñûâàåò òèïè÷íûå ïðîöåññû ýòíîãåíåçà è âçàèìîäåéñòâèÿ ýòíîñîâ.
Ïàññèîíàðíàÿ òåîðèÿ ýòíîãåíåçà íå âñòðåòèëà ïîíèìàíèÿ è ïîääåðæêè ó÷¸íûõ íè â ÑÑÑÐ, íè çà ïðåäåëàìè Ñîâåòñêîãî Ñîþçà.
Ïàññèîíàðíóþ òåîðèþ ýòíîãåíåçà ïðåïîäàþò â âûñøèõ øêîëàõ Ðîññèè, Êàçàõñòàíà, Óçáåêèñòàíà êàê îäíó èç òåîðèé ðàçâèòèÿ ýòíîñà.
https://www.proza.ru/2013/08/09/902
ËÓÐÜÅ ÀÐÒÓÐ ÂÈÍÖÅÍÒ
òàêæå Àðòóð Ñåðãååâè÷ Ëóðüå, íàñòîÿùåå èìÿ Íàóì Èçðàèëåâè÷ Ëóðüå, ïðè ðîæäåíèè Ëóðüÿ. àíãë. Arthur-Vincent Louri.(1892, ìåñòå÷êî Ïðîïîéñê Áûõîâñêîãî óåçäà Ìîãèëåâñêîé ãóáåðíèè, 1966), Ïðèíñòîí, Íüþ-Äæåðñè, ÑØÀ) ðîññèéêî-àìåðèêàíñêèé êîìïîçèòîð è ìóçûêàëüíûé ïèñàòåëü, òåîðåòèê, êðèòèê, îäèí èç êðóïíåéøèõ äåÿòåëåé ìóçûêàëüíîãî ôóòóðèçìà è ðóññêîãî ìóçûêàëüíîãî àâàíãàðäà XX ñòîëåòèÿ.
Îäèí èç âäîõíîâèòåëåé Àííû Àõìàòîâîé.
https://www.proza.ru/2013/08/09/902
ÌÀÊÎÂÑÊÈÉ ÑÅÐÃÅÉ ÊÎÍÑÒÀÍÒÈÍÎÂÈ×
(1877, Ñàíêò-Ïåòåðáóðã 1962, Ïàðèæ) ðóññêèé ïîýò, õóäîæåñòâåííûé êðèòèê è îðãàíèçàòîð õóäîæåñòâåííûõ âûñòàâîê, èçäàòåëü.
https://www.proza.ru/2013/08/09/902
ÍÅÄÎÁÐÎÂÎ ÍÈÊÎËÀÉ ÂËÀÄÈÌÈÐÎÂÈ×
(1882, èìåíèå Ðàçäîëüíîå, Õàðüêîâñêàÿ ãóáåðíèÿ- 1919, ßëòà) ðóññêèé ïîýò, êðèòèê, ëèòåðàòóðîâåä. Òâîð÷åñòâî Íåäîáðîâî îêàçàëî áîëüøîå âëèÿíèå íà Àííó Àõìàòîâó.
https://www.proza.ru/2013/08/09/902
ÏÓÍÈÍ ÍÈÊÎËÀÉ ÍÈÊÎËÀÅÂÈ×
(18881953) èñòîðèê èñêóññòâà, õóäîæåñòâåííûé êðèòèê
Âòîðîé áðàê (19231938) À. À. Àõìàòîâà, áûë å¸ òðåòüèì ãðàæäàíñêèì ìóæåì (îôèöèàëüíî áðàê íå áûë çàðåãèñòðèðîâàí). Ìíîãèå ñòèõè Àõìàòîâîé ïîñâÿùåíû Í. Í. Ïóíèíó.
https://www.proza.ru/2013/08/09/902
ØÈËÅÉÊÎ ÂËÀÄÈÌÈÐ ÊÀÇÈÌÈÐÎÂÈ×
íàñòîÿùåå èìÿ Âîëüäåìàð Êàçèìèðîâè÷,(1891, 1930, Ìîñêâà) ðóññêèé âîñòîêîâåä, ïîýò è ïåðåâîä÷èê, âòîðîé ìóæ Àííû Àõìàòîâîé, ÷ëåí Èìïåðàòîðñêîãî Ïðàâîñëàâíîãî Ïàëåñòèíñêîãî Îáùåñòâà.
https://www.proza.ru/2013/08/09/902
Îá óïîìÿíóòûõ èìåíàõ äàíû êðàòêèå ñâåäåíèÿ â àôàâèòíîì óêàçàòåëå ê «ÂÎÇÂÐÀÙÅÍÈÞ»
×èòàéòå ïðîäîëæåíèå-https://proza.ru/2013/08/17/974
Äîïîëíåíèå: Î÷åíü èíòåðåñíà ëåêöèÿ Äìèòðèÿ Áûêîâà îá Àííå Àíäðååâíå
Àõìàòîâîé. Ñîâåòóþ ïðîñëóøàòü. https://www.youtube.com/watch?v=L6btG3A_IyM
Источник