Я маме помогаю платочки я стираю
Светлана Чанцева
Консультация для родителей «Страна пальчиковых игр»
Консультация для родителей
В Стране пальчиковых игр
Многие педагоги и врачи сходятся во мнениях, что развитию интеллекта и речи малыша, подготовке к обучению в школе, а также положительному воздействию на весь организм в целом способствует ловкая и слаженная работа детских пальчиков.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», – писал известный педагог В. А. Сухомлинский, а Аристотель утверждал, что «рука — это инструмент всех инструментов». Но пальчики ребенка активны не с самого рождения. Научиться управлять ими — огромный труд.
Сейчас в продаже появилось большое количество «умных» игрушек, развивающих мелкую моторику — объемные конструкторы, шнуровки, мозаики. Но родители часто с удивлением замечают, что их ребенок отказывается играть с новыми игрушками.Причин несколько: во-первых, необходимо учитывать возраст ребенка; во-вторых, большое внимание следует уделять индивидуальным особенностям малыша; в-третьих, обычные, на первый взгляд взрослого, вещи бывают гораздо интереснее ребенку, чем дорогие игрушки из магазина.
Для гармонизации тела и разума, для улучшения деятельности мозга полезно выполнять особые упражнения, главную роль в которых играют пальцы рук. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Пальчиковые игры дарят детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
При выборе игры родителямследует учитывать следующие возрастные особенности детей:
В возрасте 1-2 лет детям лучше показывать упражнения, выполняемые одной рукой, с простыми движениями — похлопыванием, постукиванием.
Если ребенку 2-3 года, ему понравятся игры с энергичными движениями рук – «забиваем гвозди, «месим тесто». Дети с интересом составляют простые фигуры – колечко, тарелочку; пробуют согласовывать движения обеими руками – домик, ворота.
Для ребенка 3 лет можно включать в игру вторую руку, следует показать упражнение одной рукой, другой, затем — двумя руками сразу.
Дети старше 4 лет любят игры с использованием всевозможных предметов: кубиков, орехов, шариков, выполняют упражнения то правой, то левой рукой.
Родителям стоит выполнить упражнение самостоятельно, прежде чем показать его ребенку. Проявите терпение, доброжелательность, и результаты вас обязательно порадуют и удивят!
Пальчики — помощники
Постираем белье
Стираем белье: сжимаем ладони в кулаки и трем их друг о друга.
Я маме помогаю –
Платочки я стираю.
Полощем белье: опускаем руки вниз и выполняем движения из стороны в сторону.
Я маме помогаю –
Платочки полоскаю.
Отжимаем платочки: сильно прижимаем кулаки друг к другу и вращаем ими одновременно в разные стороны.
Мы платочки отожмем,
А устанем – отдохнем!
Развешиваем платочки: выпрямляем руки перед собой, кисти сгибаем вниз, машем в разные стороны.
Вывесим платочки
На летнем ветерочке.
Гладим платочки: скользим ладонью по столу вперед-назад.
По платочкам утюжком я пройду,
Их в порядок я, конечно, приведу.
Все складки и морщинки
Я разглажу без заминки!
Складываем аккуратно платочки.
Поможем папе
Будем папе помогать:
Будем гвозди забивать,
И строгать, и пилить,
И рубить, и сверлить.
Ставим ладонь ребром на стол и пилим,приговаривая:
Стол я взад-вперед пилю,
На две части разделю.
Я пилить уже привык –
Вжик, вжик, вжик.
Стругаем стол: кладем ладонь на стол, выполняем скользящие движения вперед и назад.
Постругаем мы сейчас,
Будет гладким столик наш,
Стружки сыплются вокруг:
Раз-два, струг, струг.
Забиваем гвозди молотком: сжимаем ладонь в кулак и стучим по столу.
Молоточек, поскорей
Помоги нам – гвоздь забей!
Молоток ответил: «Так,
В этом я, друзья, мастак!»
Слышен всюду громкий звук:
Тук-тук, тук-тук!»
Вворачиваем шуруп: сжимаем ладонь в кулак, указательный палец выпрямляем, прикладываем к столу и выполняем вращательные движения.
Чтоб шуруп вкрутить,
Надо сильным быть.
Отвертку в руки я беру
И кручу, кручу, кручу.
Пальчики гуляют
Зима
Снеговик.
Снеговик, снеговик
Жить на холоде привык.
Он сосульками оброс,
У него морковка – нос.
Вместо ручек – палки,
Волосы – мочалка.
Руками изображаем три стоящих друг на друге кома.
Обхватываем себя руками, будто замерзаем.
Рукой беремся за нос и словно тянем его, показывая морковку.
Расставляем руки в стороны, растопырив пальцы.
Показываем руками на волосы.
Кормим птичек.
Стал сильнее мороз –
Щиплет щеки, щиплет нос.
Холодно всем птичкам –
Воробьям, синичкам.
Зернышек с собой возьмем
И на улицу пойдем.
Будем птичек мы кормить,
Будем зернышки крошить.
Надо птичкам помогать,
Трудно птичкам зимовать.
Сжимаем кулаки.
Слегка ущипнем себя за нос и щеки.
Обхватываем себя руками, будто замерзаем.
Из ладоней делаем «тарелочку».
Делаем движения, словно крошим зернышки.
Весна
Пришла весна.
Солнце припекает,
Поднимаем руки и ритмично сжимаем и разжимаем кулаки.
А снежок тает, тает.
Опускаем руки до уровня груди и со словами «тает, тает» плавно опускаем их.
Солнечный веселый луч
Вылезает из-за туч,
Выставляем одну руку вперед и растопыриваем пальцы.
Заставляя малышей
Улыбаться до ушей.
Широко улыбаемся.
Воробьи развеселились
В эти теплые часы,
Ставим руки на талию и наклоняем голову в стороны.
А сосульки разревелись
И повесили носы.
Дотрагиваемся до кончика носа и слегка нажимаем.
Затрещал на речке лед,
Смыкаем ладони в замок и с усилием тянем, пытаясь разорвать ладони.
Раскололся и плывет.
Размыкаем ладони и выпрямляем руки, показывая, как лед плывет.
Лето
Васильки
Смыкаем и округляем ладони, это бутон цветка.
Рано утром васильки
Раскрывают лепестки.
Слегка разводим пальцы – цветок распускается.
Ветерок скучает,
Тихо их качает.
Разводим пальцы полностью, шевелим кончиками пальцев.
А под вечер васильки
Закрывают лепестки.
Медленно смыкаем пальцы.
На ветру качаются,
Засыпать пытаются.
Полностью смыкаем пальцы.
Паучок
В уголке паук живет,
Паутину молча ткет.
Раздвигаем пальцы на обеих руках и кладем одну ладонь на другую.
Сети свои расставляет,
Мушек в гости приглашает.
Мой знакомый старичок –
Шестиногий паучок
Широко расставляем пальцы руки и ставим на стол. Передвигая пальцами, показываем, как паучок бегает.
Наткал гору полотна.
Поднимаем руки вверх, изображая гору.
И раздал его с утра:
Метр – мухам,
Метр – пчелам,
Метр – мошкам развеселым,
Загибаем по очереди пальцы.
Последний метр паучок
Подальше спрятал в сундучок,
Собираем пальчики в кулачок)
Вдруг нагрянут гости
Узнать лесные новости!
Осень
Капает дождик.
Капелька одна упала,
Смотрим вверх и выставляем руку вперед ладонью вверх.
И вторая прибежала!
Выставляем вторую руку ладонью вверх.
Ты на небо посмотри,
Капель много — раз, два, три.
«Ловим» капельки.
Личики намокли, мы их вытираем,
Проводим ладонями по лицу.
Туфли почему-то мокрыми вдруг стали.
Разводим руками.
Давай капельки стряхнем,
Плечами вместе поведем!
Встряхиваем плечами.
От дождя убежим,
Под зонтом посидим!
Округляем выпрямленные руки и предлагаем ребенку спрятаться под «зонтиком».
Пальчики в лесу
Лиса
Соединяем ладони, словно делаем «пароходик», большие пальцы поднимаем вверх, чуть-чуть сгибаем и немного разводим в стороны. Это ушки лисы. Указательные пальцы сгибаем внутрь ладоней, получился лоб лисы. Мизинцы сгибаем и прижимаем друг к другу.
В зеркало глядится
Рыжая лисица.
До чего же хороша!
И красива, и умна,
И проворна, и хитра
Рыжая плутовка
Кур ворует ловко.
Заяц
Сжимаем ладонь в кулак, затем выпрямляем указательный и средний пальцы и шевелим ими в такт стихотворению.
Заяц любит есть кору,
Он не прячется в нору,
Прыгает он ловко
И грызет морковку.
Дрожит, как осинка,
А глаза — с косинкой.
Домашние животные
Собака
Поворачиваем руку ладонью к себе, большой палец поднимаем вверх, указательный палец поднимаем вверх, указательный палец сгибаем и прижимаем к среднему и безымянному пальцам.
Живет у нас живой замок,
Спит он двери поперек,
Нас он охраняет –
Громко-громко лает.
Петушок
Руку поднимаем вверх, соединяем большой и указательный пальцы, округлив их. Это — клюв петуха. Средний, безымянный пальцы и мизинец расставляем в стороны.
Раньше всех петух встает,
Голосистей всех поет,
Носом в землю постучит,
Крылом взмахнет и закричит.
Он так заливисто поет
О том, что солнышко встает!
Поет он даже сонный,
Певец неугомонный.
Под окошко к нам приди,
Нас пораньше разбуди!
Кошка
Соединяем большой палец со средним и безымянным, мизинец и указательный палец выпрямляем.
Наша кошка ходит тихо –
Половиц не слышно скрипа.
Она мышку сторожит,
У норы ее сидит.
Она ловит наших кур
И мурлычет: «Мур-мур-мур».
Твои любимые игрушки
Барабан
Сжимаем руки в кулаки, выставив указательные пальцы. Барабаним ими по столу.
Барабан мне подарили,
Он живет в моей квартире,
Он на стеночке висит,
Как-то раз мне говорит:
«Я стучу и колочу,
В ногу всех ходить учу!»
Барабанщик очень рад,
Что попал он на парад!
Мячик
Соединяем руки так, чтобы основания ладоней соприкасались. Округляем пальцы рук и соединяем их кончики.
Знают все, что целый день
Мне с мячом играть не лень.
И кидаю, и стучу,
И качу, куда хочу.
И подальше, и поближе,
Посильнее и потише.
Говорят: «Смотрите, мячик» –
Значит, где-то рядом мальчик.
Не выпускаю мяч из рук,
Для меня он — лучший друг.
Надеемся, что наши игры доставят удовольствие как детям, так и родителям.
Источник
Дата
Тема
Пальчиковые игры
. Упражнения для кистей рук.
– учит малышей повторять за нами, взрослыми. То есть развивает подражательную способность. Именно эта способность – базис успешного последующего обучения всем навыкам;
– учит напрягать и расслаблять мышцы;
-развивает умение сохранять на некоторое время положение пальцев;
– учит переключаться с одного движения на другое.
Упражнения для пальцев условно статические.
служат отработке ранее полученных навыков.
Более сложные, требуют более точных движений.
. Упражнения для пальцев динамические.
– развивают точную координацию движений;
– учат сгибать и разгибать пальцы рук;
– учат противопоставлять большой палец остальным.
1-7 сентября
До свидания,лето!
Здравствуй,детский сад!
«Прятки»
В прятки пальчики играли
И головки убирали
(Сжимать и разжимать пальцы одной руки в ритме стихотворения)
Вот так,вот так,
Так головки убирали.
(Сжимать и разжимать пальцы другой руки в ритме стихотворения)
«Игрушки»
Я с игрушками играю
(Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю,
(Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)
«Детки»
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать –
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)
Тише, тише, тише,
Не шумите!
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.
(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” – открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)
8-30
сентября
Осень
«Ягоды»
С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить
каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)
И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)
Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной
ладошкой.)
Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой
Я поем ещё чуть-чуть, достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)
Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.)
« Осень»
Вышла осень погулять,
(«Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
Стала листья собирать.
(Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)
«Дары осени»
Солнце, солнце, веселей,
Посвети, ещё погрей!
(Сжать пальцы в кулак, разжать)
Дождик, дождик, не мешай
Собирать нам урожай:
(Хлопки)
Груши, яблоки в садах,
Помидоры на полях.
Свёклу, редьку и картошку.
И, конечно же, морковку.
(При перечислении загибать по одному пальцу на левой руке, а затем – на правой)
Чтоб когда придет зима,
Были полны закрома.
(Сжать пальцы в кулак)
1-16 октября
Я и моя семья.
«Части тела»
У меня есть голова,
(Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.)
Грудь, живот, а там – спина,
Ножки – чтобы поскакать,
Ручки – чтобы поиграть.
«Очки»
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
(Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки.Приставить колечки друг к другу,поднести к глазам)
«Этот пальчик»
( Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их начиная с большого пальца).
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – Я,
Вот и вся моя семья.
19 октября
13 ноября
Мой дом,мой город.
. «Замок»
На дверях висит замок
(пальцы собрать в «замочек»)
Кто его открыть бы смог?
Мы замочком постучали
(постучать ладошками, руки в «замок»)
Мы замочек повертели
(покрутить «замочком» в воздухе)
И открыли!
(показать ладошки)
«Дом и ворота»
На поляне дом стоит,
«Дом» изобразить двумя руками,крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.
Ну а к дому путь закрыт.
Правая и левая руки повернутыладонями к себе,
средние пальцы с Соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх(«ворота»).
Мы ворота открываем,
(Ладони разворачиваются пара-
ллельно друг другу).
В этот домик приглашаем.
«Профессии»
Много есть профессий знатных,
(Соединять пальцы правой руки с большим.)
И полезных, и приятных.
(Соединять пальцы левой руки с большим.)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель…
(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)
Сразу всех не называю,
16 ноября
31 декабря
Новогодний праздник.
«Новогодний праздник»
– Здравствуй, Дедушка Мороз! (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)
Что в подарок нам принёс? (Руки вперёд ладонями вверх.)
– Громкие хлопушки, (Хлопнуть в ладоши.)
Сладости, игрушки. (Вертим кистями.)
«Елочка»
Перед нами елочка:
(пальцы рук переплетены,
из больших пальцев – верхушка «елочка»)
Шишечки, иголочки.
(кулачки, указательные пальчики выставлены)
Шарики, фонарики,
(«Шарик» из пальцев вверх, вниз)
Зайчики и свечки,
(«Ушки» из указательного и среднего пальцев;
обе ладони сложены, пальцы сжаты)
Звезды, человечки.
(ладони сложены, пальцы расправлены;
средний и указательный пальцы стоят на столе)
«Зимние забавы»
Что зимой мы любим делать?
В снежки играть, на лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
Поочередно соединяют большой палец с остальными.
Новогодние игрушки
Праздник приближается,
Елка наряжается.
По Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят
в стороны.
Мы развешали игрушки:
Бусы, шарики, хлопушки.
Поочередно соединяют большой палец с остальными.
А здесь фонарики висят,
Блеском радуют ребят.
Крутят ладошками в воздухе – «фонарики».
1-30 января
Зима.
«Зима»
Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)
Улицы и крыш (Руки «домиком».)
Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
Мы её не слышим (Рука за ухом.)
«Снег»
Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)
Улицы и крыши. (Руки «домиком».)
Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
Мы её не слышим… (Рука за ухом.)
«Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
(«Идут» по столу указательным средним пальчиками)
Бабу снежную лепили,
(«Лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(«Крошат хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались,
(Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись.
(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли
(Отряхивают ладошки)
Съели суп, и спать легли.
(Движения воображаемой ложкой; руки под щеку)
1-20 февраля
День защитника Отечества
«Сильные пальчики»
Пальцы вытянулись дружно,
А теперь сцепить их дружно.
Кто из пальчиков сильнее?
Кто других сожмет сильнее
Дети сцепляют выпрямленные пальцы обеих рук (без большого) и, не сгибая, сильно прижимают их друг к другу, зажимая каждый палец между двумя другими. Затем опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют упражнение несколько раз.
«Наша армия»
Аты-баты, аты-баты!
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой!
Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами
правой и левой руки.
«Бойцы-молодцы»
Педагог.
Пальцы эти — все бойцы,
Показать раскрытые ладони.
Удалые молодцы.
Два — больших и крепких малых
И солдат в боях удалых.
Два — гвардейца-храбреца,
Сжать пальцы в кулаки и поочередно разжимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших.
Два — сметливых молодца.
Два — героя безымянных.
Но в работе очень рьяных!
Два — мизинца-коротышки —
Очень славные мальчишки!
22 февраля-
4 марта
8 марта
«Мамин праздник»
Мамочка хорошая,
(Воздушный поцелуй над ладонью.)
Мамочка любимая! (Поцелуй над другой ладонью.)
Очень я её люблю, (Сдуваем с ладони поцелуй.)
Поцелуи ей дарю! (Сдуваем поцелуй с другой ладони.)
«Большая стирка»
Буду маме помогать,
(Трем кулачки друг о друга.)
Буду сам белье стирать:
Мылом мою я носки,
(Провести кулачком по ладошке.)
Крепко трутся кулачки,
(Трем кулачками друг о друга.)
Сполосну носки я ловко
(Двигаем кистями вправо и влево.)
И повешу на веревку.
(Поднять руки вверх. Кисти согнуть.)
«Наши мамы»
Много мам на белом свете,
Всех их очень любят дети!
Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают
себя за плечи.
Журналист и инженер,
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель –
Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной,
затем на другой руке.
Мамы разные нужны,
Сжимают обе ладошки в «замочек».
Мамы разные важны!
Разводят руки, поднимают ладошками вверх. – «фонарики».
7-31 марта
Культура и традиции
«Матрешки»
Мы — красавицы Матрешки
Прижимают ладони друг к другу и делают ими вращательные движения.
Разноцветные одежки.
Раз — Матрена, два — Малаша,
Мила — три, четыре — Маша,
Маргарита — это пять.
Поочередно массируют пальцы, начиная с большого, сначала на одной руке, при повторении — на другой.
Нас не трудно сосчитать:
Сжимать и разжимать пальцы.
Раз, два, три, четыре, пять!
Поочередно загибать пальцы на руке.
«Стираем платочки»
Мама и дочка стирали платочки
Вот-так, вот-так.
(правая рука – в кулак, растираем левую ладонь; затем меняем руки)
Мама и дочка полоскали платочки
Вот-так, вот-так.
(растирать ладони)
Мама и дочка отжимали платочки
Вот-так, вот-так.
(правой рукой «отжимаем» левую руку, затем наоборот)
Мама и дочка сушили платочки
Вот-так, вот-так.
(стряхиваем пальцы)
« Сказки»
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.
Эта сказка – «Теремок».
Эта сказка – «Колобок».
Эта сказка – «Репка»:
Про внучку, бабку, дедку.
Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.
«Волк и семеро козлят» –
Этим сказкам каждый рад!
Показывают большой палец.
1-30 апреля
Весна
«Весна»
Вот уж две недели (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.)
Капают капели.
Снег на солнце тает (Руки ладонями вниз разведены в стороны.)
И ручьём стекает. (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)
«Птицы»
Дятел дерево долбит: (Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» – кулачком
стучите о неё.)
Тук-тук-тук.
Целый день в лесу стоит (Смена рук.)
Стук-стук-стук.
«Лужок»:
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот
(загибать поочереди пальцы)
На зелёный на лужок.
(указательным пальцем правой руки обвести круг по левой ладони)
Приходи и ты дружок.
(ладони повёрнуты к себе, сгибаем пальцы – зовём к себе)
1-31 мая
Лето
«Лето»
Солнцем ласковым согрето, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
За весной приходит лето.
Будем в озере нырять («Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди вперёд.)
И цветочки собирать. («Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.)
«Цветок».
Руки направлены вверх. Ладони соприкасаются, образуя чашу. Пальцы разведены в стороны и даже прогнуты — это «лепестки».
«В лес по ягоды»
Раз, два, три, четыре, пять
(пальцы обеих рук «здороваются» — соприкасаются друг с другом: сначала соединяйте большие пальцы, затем указательные и т. д.),
В лес идем мы погулять
(указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу).
За черникой за малиной
(указательным пальцем правой руки нагибайте пальцы на левой, начиная с большого),
Зa брусникой и за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем
(указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу)
Источник