Как ластик стирает карандаш

Районные практические чтения исследовательского общества “Альфа”
“Юниор”
Направление окружающий мир
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема работы:
” Почему ластик стирает карандаши”
Работу выполнил ученик 1 класса
МКОУ ” Прогимназия №13 г. Майского”
Иванов Артём
Руководитель: Карданова Любовь Владимировна
учитель начальных классов
2020 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………3
II.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………..3
2.1. История возникновения ластика………………………………………………………..3
2.2. Современные ластики…………………………………………………………………….4
2.3. Как выбрать ластик.………………………………………………………………………..4
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ……………………………………………………..4
3.1. Анкетирование учащихся……………………………………………………………………..4
3.2. Сбор коллекции ластиков……………………………………………………6
3.3. Эксперимент №1 «Изготовление ластика»……………………………………..6
3.4. Эксперимент № 2 «Удаление ластиками линий карандаша»…………………..6
IV. ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………………………..7
V. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..…… 8
VI. ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………………9
I.ВВЕДЕНИЕ
Однажды я рисовал машину, и у меня не получилось изобразить ровные линии, тогда я воспользовался ластиком, чтоб стереть карандаш и нарисовать снова. Меня заинтересовало, почему ластик стирает линии, можно ли самому изготовить ластик? Я задал эти вопросы своему классному руководителю, и она предложила мне найти на них ответ. Это легло в основу исследовательской работы «Почему ластик стирает карандаши».
Я считаю, что эта тема актуальна, потому что ластик важная школьная принадлежность.
Решил изучить эту тему на примере своего класса и в этом заключается новизна исследования.
Цель исследования: выяснить, почему ластик стирает карандаши, и изготовить ластик своими руками.
Задачи исследования:
изучить историю возникновения ластика;
провести опрос учащихся;
провести эксперименты по изучению свойств ластика;
изготовить ластик своими руками;
ознакомить одноклассников с результатом работы.
Гипотеза: предположим, ластик удаляет с бумаги линии простого и цветного карандашей. Ластик можно изготовить своими руками.
Объект исследования: ластик.
Предмет исследования: процесс стирания.
Методы исследования:
– изучение и обобщение полученной информации;
– анкетирование учащихся;
– проведение экспериментов.
Практическая значимость исследования: научиться правильно выбирать ластик.
II.ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. История возникновения ластика
Так как мои познания в этой области недостаточны, я решил начать свою работу с изучения литературы по данной теме. В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова дается следующее определение: «Ластик (или стирательная резинка) – кусочек специально обработанной резины для стирания написанного, нарисованного».
Интересно, что история ластика насчитывает более двух веков. До появления ластика использовали хлебный мякиш. Жители Южной Америки обнаружили массу полезных свойств белой смолы, которую вырабатывало вечнозеленое растение гевея. Они называли его «плачущим деревом», а выделяемую им смолу – «слезами Каа-о-чу» (каучук). 15 апреля 1770 года британский ученый Джозеф Пристли случайно заметил, что натуральный каучук способен стирать следы карандаша.
Кстати, в честь данного события 15 апреля отмечается международный неофициальный праздник День стирательной резинки.
В 1839 году американец Чарльз Гудьир смешал каучук с серой и получил резину. Именно после этого резиновый ластик получил широкое распространение. Поэтому, его часто называют «резинкой», хотя только часть ластиков содержит на самом деле натуральный каучук (Приложение 1).
2.2. Современные ластики
Оказывается, в наше время ластики по-прежнему делаются из каучука, но только искусственного. Его добывают не из сока тропических деревьев – тогда ластики были бы очень дорогими, – а из искусственного каучука. Делают каучук и из нефти.
Современные ластики имеют разные формы и изготавливаются из множества различных материалов разного качества и их всевозможных сочетаний (каучук – резина, винил, сера, масло, пемза и др.). Ластиков, полностью состоящих из резины (каучука), не существует. Максимальное количество каучука в ластике составляет не более пятой части. Используется он только в качестве связующего вещества.
Простые карандаши это палочки со стержнем из смеси глины и графита, а в цветные карандаши добавляется ещё краситель и жир, иногда воск. Ластики для удаления линий, оставленных черно-графитовыми или цветными карандашами, должны быть мягкими и крошащимися, чтобы маленькие фрагменты ластика отделялись во время стирания. Благодаря этим свойствам ластика, его стирающая поверхность постоянно сменяется и обновляется. Поскольку маленькие фрагменты ластика имеют клейкую структуру, они легко «наклеиваются» на частички грифеля и удаляют их с рабочей поверхности. Если ластик правильно подобран к используемым бумаге и грифелю, то рабочая поверхность остается без или с минимальными повреждениями.
Есть ластики для удаления чернильных линий. Изучением этих ластиков я планирую заняться на следующий год.
В благодарность ластику в Японии действует даже специальный музей, где представлено более 400 видов стирательных резинок. А в Национальной галерее Вашингтона (Соединенные Штаты Америки) стоит памятник ластику (Приложение 2).
2.3. Как выбрать ластик
Всё зависит от того, какой карандаш будем стирать. Если простой чёрнографитный, то он стирается легко любыми ластиками. Цветные карандаши стирать труднее, потому что в состав грифеля входят жиры и воски, проникающие вглубь волокон бумаги. Поэтому для стирания цветных карандашей лучше брать более жёсткие ластики. Но будьте осторожны: вместе с цветными карандашами при сильном трении можно удалить и слой бумаги, сильно повредив поверхность.
Кроме этого надо помнить, что старые ластики стирают значительно хуже новых: материал крошится хуже, стирающая поверхность перестаёт самоочищаться и на бумаге остаются некрасивые грифельные разводы.
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ
3.1. Анкетирование учащихся
Провел анкетирование среди учащихся 1 классов нашей школы.
Цель: выявление знаний о ластике.
Опросил 45 ребят. Предложил ответить на следующие вопросы:
1. Известно ли вам, из чего сделан ластик? 1. Да. 2. Нет.
2. Все ли, ластики стирают одинаково карандаши? 1. Да. 2. Нет. 3. Не знаю.
3. Знаете ли вы, почему происходит стирание карандашной линии ластиком?
1. Да. 2. Нет.
4. Как вы выбираете ластик: А) по красоте; Б) выбирают родители; В) чтобы хорошо стирал. 1. А. 2. Б. 3. В.
Результаты показали:
1. 12 учащихся написали, что ластик состоит из резины, остальные 33 ученика не знают состав ластика. Диаграмма 1.
2. 22 ученика опрошенных предположили, что ластики стирают карандаши одинаково, 13 учеников – решили, что нет, но 10 учеников – не знают. Диаграмма 2.
3. 37 учеников не знают, как ластик стирает карандаш, 8 учеников считают, что знают. Диаграмма 3.
4. При выборе ластика: 23 учеников обращают внимание на красоту, 11 – выбирают родители, 11 учащийся обращают внимание на качество стирания линий. Диаграмма 4.
Вывод: Оказалось, что большинство из них никогда не задумывались над этими вопросами, но они вызвали у ребят интерес (Приложение 3).
3.2. Сбор коллекции ластиков
Цель: Создание коллекции ластиков, сравнение и изучение свойств.
Я собрал свою коллекцию ластиков. В создании коллекции мне помогли мои одноклассники. Узнал, что ластики упругие и имеют различную форму, размер, цвет, мягкость, гибкость. Если ластик ударится о поверхность, то он отскакивает. Ластик лёгкий, но в воде он тонет, так как в его составе резина.
Вывод: Таким образом, я убедился, ластики отличаются внешним видом, мягкостью, в их состав входит резина (Приложение 4).
3.3. Эксперимент №1 «Изготовление ластика»
Цель: Изготовление ластика в домашних условиях.
Прежде всего, необходимо защитить себя. Надел защитные перчатки. Взял крахмал, силикон, краситель, формочки. Поместил крахмал и силикон в равных частях в небольшой контейнер. Стал размешивать. По мере размешивания смесь превращалась в плотную глиноподобную массу. Разделил массу на части, добавил красители (акриловую краску). Придал различную форму (кексы, цифры, калачи, ягоды и др.). Ластик готов. После высыхания им можно пользоваться. Мы опробовали наш ластик. Следов от простого карандаша не осталось.
Вывод: Можно самостоятельно изготовить ластик (Приложение 5).
3.4. Эксперимент №2 «Удаление ластиками линий карандаша»
Цель: Исследование удаления ластиками линий простого и цветного карандашей.
Для эксперимента взял: часто используемые простые карандаши (твёрдый, твёрдо – мягкий) и цветные карандаши (Erich Krause, ПИФАГОР); ластики из коллекции (жёсткий и мягкий); ластик – изготовленный мной, альбомный лист.
На листе бумаги я начертил линии простыми и цветными карандашами, удалял линии разными ластиками. Хорошо видно, что следы от цветного карандаша остались, а от простого следов на бумаге почти не осталось.
Рассмотрел при помощи микроскопа. Увидел, что во время трения ластиком по бумаге линии стираются. Кусочки графита прилипают к поверхности ластика, которая в свою очередь стирается мелкими кусочками. В результате очищается как поверхность (от линии), так и поверхность ластика от использованного слоя. Результаты представил в таблице 1.
Таблица 1.
Заводской ластик (жёсткий)
карандаш простой
высокое
следов нет
карандаш цветной
низкое
немного заметный след от стирания
Заводской ластик (мягкий)
карандаш простой
высокое
следов нет
карандаш цветной
низкое
след от стирания
Самодельный ластик из силикона
карандаш простой
высокое
следов нет
карандаш цветной
низкое
след от стирания
Вывод: В ходе эксперимента я выяснил, что для стирания линий от простого и цветного карандашей универсального ластика нет. Ластики не могут полностью удалить след от цветного карандаша, а след простого карандаша легко удаляется (Приложение 6).
IV. ВЫВОД
Мне было очень интересно работать по данной теме. Поставленные мною задачи выполнены: изучив литературу, я узнал историю появления ластика. Узнал, как происходит процесс удаления ластиком карандашных линий. Выяснил, что при этом нужно учитывать не только состав ластика, но и карандаша. Провел практическую работу: эксперименты по удалению карандашных линий, опрос учащихся, собрал коллекцию ластиков и выступил в школе на Неделе науки.
В результате исследования я частично подтвердил свою гипотезу. Ластики хорошо удаляют с бумаги линии простого карандаша. При удалении цветного карандаша на бумаге остаются следы. Выяснил, что для стирания линий от простого и цветного карандашей универсального ластика нет. Ластик можно изготовить своими руками. Следы цветных карандашей можно частично удалить более жёсткими ластиками, но полностью удалить след невозможно.
Ластик меняется. Он становится все более современным и эффективным. Возможно, что скоро резинки не будут резиновыми. Никто не знает, что будет в будущем: лазер, химический состав или что-то еще. Тем не менее, ластик обладает очень интересной технологией изготовления и использования.
На следующий год я планирую продолжить работу по данной теме и рассмотреть, как ластик стирает шариковую ручку, а также изготовить ластик для стирания линий выполненных шариковой ручкой.
V. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев С. П. и др. Что такое? Кто такой? – М.: Педагогика – Пресс,1995.
2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: 2005.
3.Источники интернет:
https://xn—-dtbjalal8asil4g8c.xn--p1ai/kantstovaryi/istoriya-lastika.html;
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B8%D1%80%D0 ;
https://www.torgbox.com/lastik-istoriya-primenenie-i-vozmozhnosti/;
https://istoriz.ru/lastik-istoriya-izobreteniya.html;
https://id77.livejournal.com/1241717.html;
https://pikabu.ru/story/121366_30_marta_skrestili_lastik_s_karandashom_6608490;
https://newchemistry.ru/letter.php?n_id=575.
История ластика.
URL:https://po4emu.ru/drugoe/history/index/raznoe/stat_raznoe/174.htm
Производство ластиков. URL:https://www.erasersworld.com/manuferas.htm
https://shop.djournal.com.ua/blog/istoriya-odnogo-lastika/
30 удивительных ластиков.URL:https://www.adme.ru/tvorchestvo-dizajn/30-udivitelnyh-lastikov-418655/
Источник
Графит, из которого состоит грифель карандаша, имеет слоистую структуру, примерно как у слюды, при чем эти слои слабо скреплены между собой, поэтому когда им ведешь по бумаги частички графита отслаиваются и зацепляются за неровности поверхности не приклеиваясь к ней и не впитываясь в нее, как пыль к одежде. А для того чтобы такую “пыль” стряхнуть вместо щетки используется стерка, которая зацепляет и притягивает к себе частички графита, вытаскивая их из волокон бумаги. При этом если тереть аккуратно, то можно полностью стереть карандаш, не навредив этой самой бумаге. Теоретически карандаш можно частично стереть даже пвлесосом m3sergey 4 года назад Она, по сути, не карандаш стирает, а сдирает, пусть и бережно, верхний слой бумаги, на котором и находится карандашный штрих. Вместе с этим штрихом, разумеется. В месте стирания бумага становится тоньше, можно и дырку протереть, если стирать несколько раз. При этом карандаш – сухой, частички грифеля располагаются на бумаге сверху, немного заходя между ее волокнами. Поэтому и стираются достаточно легко. А вот чернила ручки – жидкие, они пропитывают бумагу – несколько ее слоев. Поэтому ручку стереть не так легко, и вероятность протереть дырку намного выше. Ну а “лишние” чернила размазываются по бумаге, оставляя заметные разводы. Maria Muzja 3 года назад Стерку очень часто называют и ластиком, и резинкой. Считается, что стирать ластиком (стеркой) – это с его помощью “сдирать” верхний слой бумаги, для этого в ластик добавляют стеклянную пудру, маленькие (крохотные) частицы этой пудры и царапают (стирают) бумагу. Известно всем, что если усиленно стирать и стирать ластиком, можно получить дырку в бумаге. Потому что след карандаша лежит на поверхности волокон бумаги. Стёрка (ластик, стирательная резинка) за счет своих фрикционных свойств, как бы цепляет волокна бумаги с нанесенным на них следом карандаша, и убирает их, оставляя нижний чистый слой волокон. Ёжик в тумане 2 года назад Карандаш, является одним из главных атрибутов в пенале школьника, офисе или же на столе инженера. Людям свойственно ошибаться, и при допущении ошибки, ее нужно исправить. Как раз в этом нам поможет ластик. Многим интересно, то как он стирает карандаш… Итак для это можно привести маленький эксперимент. Первым делом нужно нарисовать линию, а после следует стереть ластиком. После того как вы стёрли ранее написанное слово или линию графитом, остаются тёмные катышки ластика. Он как будто бы отделяет частички графита от бумаги и практически не оставляет следов и не портит бумагу. Крайне полезная вещь на столе каждого. Красное облако 2 года назад Потому что это по сути абразив такой. Стирается микроскопический слой (верхний) бумаги на которой писали карандашом. То есть и следы от графита и не много бумаги стираются одновременно. Поэтому нельзя долго на одном месте тереть тёркой, дырка будет. |
Источник
Написал неправильно – сотри! Это мы слышим почти ежеминутно. Но в силу высочайшего технологического прогресса мы подразумеваем компьютер. Давайте, посмотрим на это с другой стороны и вспомним, что стирать можно следы и карандаша, и чернил, и фломастера.
Немного из истории: 15 апреля 1770 года Джозеф Пристли – британский ученый-естествоиспытатель, священник, философ, теолог, вошедший в историю как выдающийся химик, открывший кислород и углекислый газ, – отметил в своем дневнике, что он обнаружил материал, который идеально подходил для стирания надписей карандашом на бумаге. Пристли назвал его «резиной» (rubber). До этого функцию ластика выполнял… мякиш хлеба.
Источник:
Кстати, в честь данного события 15 апреля отмечается международный неофициальный праздник День стирательной резинки. Вы не отмечали?
После этого ластик прошел длинный путь по усовершенствованию. На сегодняшний день стирательные резинки производятся из натурального или синтетического или даже сырого каучука, пластика и винила.
Источник:
При выборе резинки нужно учитывать объект стирания. Всё зависит от того, какой карандаш будем стирать. Если простой, то нужно учитывать его твёрдость/мягкость. Цветные карандаши стирать труднее, поэтому выбираем более жёсткие ластики. При стирании чернил берется самый жесткий ластик, но надо быть предельно осторожным: вместе с чернилами можно удалить и слой бумаги.
Кроме этого надо помнить, что старые ластики стирают значительно хуже новеньких: материал крошится хуже, стирающая поверхность перестаёт самоочищаться и на бумаге остаются некрасивые грифельные разводы.
Цвет ластика говорит о материале, из которого изготовлена резинка: красно-синие или серые производятся с применением натурального каучука. Они очень эластичны, могут скручиваться и растягиваться, при этом, не деформируясь, но вот стирают не совсем хорошо. А чисто белые или разноцветные ластики изготавливаются из синтетических полимеров, имеют хорошую абразивность и приятны на ощупь.
А многие – ещё и на запах!
Источник:
Вернемся к ответу на вопрос: почему резинка стирает? Ластик убирает с бумаги графит благодаря возникающему статическому электричеству при трении. При этом наэлектризованные частицы графита притягиваются к ластику. Часть материала от давления истирается, собираясь вместе с графитом в катышки, их можно просто стряхнуть с бумаги. Чем резинка пластичнее, тем лучше к ней приклеивается графит и тем меньше она повреждает бумагу.
Источник:
Ссылки по теме:
Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:
Источник