Как отмыть картину из холста

Под поверхностными загрязнениями следует понимать только те наслоения, которые образовались поверх лака, покрывающего живопись. К ним относится пыль, всегда находящаяся в воздухе, окружающем картины. Пыль содержит мельчайшие песчинки почвы и другие частицы неорганического и органического происхождения, заносимые на ногах посетителей и попадающие сквозь щели окон, дверей и плохо содержимые вентиляционные каналы. Токами воздуха пыль разносится по помещению и осаждается на картинах. Если поверхность картины даже незначительно увлажнена, пыль прилипает к ней и, соединяясь с влагой, образует грязь.
Под действием тепла пыль размягчается, становится клейкой и сильнее прилипает к вещам.
Кроме пыли, при неусовершенствованных системах отопления в музеях имеет место копоть, поступающая из отдушин или заносимая извне.
С течением времени пыль и копоть настолько загрязняют картины, что живопись их становится темной. Промывки, вообще нежелательные, в таких случаях становятся необходимыми. Ярким примером подобного загрязнения может служить знаменитая картина Сурикова «Боярыня Морозова». Картина около трех десятков лет висела в залах Третьяковской галереи и от поступающей через отдушину пыли и копоти настолько изменилась, что светлый снег ее, писанный с необычайным многообразием красочных переливов, сделался серым. Загрязнение картины происходило постепенно и не сразу бросалось в глаза, но когда сделали пробную промывку на небольшом участке, эффект получился поразительный. Картину было решено промыть всю. При консультации проф. Богословского был изготовлен специальный состав-эмульсия, состоящий из скипидара, воды, спирта и масла, которым А.А. Рыбников и промыл картину.
Поскольку лак со временем желтеет и темнеет, он может показаться грязью, и мало опытный работник, причислив потемневший лак к поверхностным загрязнениям и имея в руках крепкий состав, может смыть и его. Поэтому для простых промывок употребляют такие вещества, которые не действуют быстро на лак, а растворяют только грязь.
Самым простым и безобидным растворителем грязи и копоти принято считать чистую воду. Вода при умелом употреблении ее не влияет на старый лак и краски. Поэтому, если в картине не наблюдается трещин, отслоений, осыпей и других повреждений, попадая в которые вода может вредно подействовать на грунт и на связь его с холстом и красочным слоем, применение ее возможно при условии ограниченного количества и быстроты работы.
В руководствах по реставрации часто упоминаются мыла различных сортов: черное (мягкое), зеленое (мягкое) и некоторые другие. Мыла приготовляются, как известно, из масел и жиров, омыляемых щелочами. Сильные щелочи (едкий натр) безусловно действуют разрушающе на краски, и водные растворы их, хотя и слабые, не могут быть рекомендованы для промывок живописи без соответствующей предосторожности химического порядка (специальная нейтрализация). Допустимо применение только слабых, так называемых нейтральных мыл (детских).
Мыльная пенка или раствор в известных случаях могут обеспечить лучшую смываемость поверхностной грязи и копоти, нежели даже крепкий состав, применяемый в сложных операциях снятия лака. Нам пришлось в этом убедиться при промывке одной ранней вещи Левитана – «Вечер» (рис. 29 и 30).
29. И.Левитан. Картина «Вечер» до промывки
30. И.Левитан. Картина «Вечер» в процессе промывки
Картина находилась в частных руках и висела над батареей водяного отопления. Пригорающая пыль покрыла картину настолько густо и прочно, что живопись ее почернела. Пробуя на небольших участках эмульсию (спирт, скипидар, вода, масло) и меняя пропорции компонентов, мы убеждались в недостаточном ее действии. Эмульсия растворяла даже лак, в то время как налет копоти только редел, удерживаясь прочными пятнами. Слабый раствор детского мыла дал нужный эффект. Черный налет легко и ровно снимался, оставляя лак нетронутым.
Однако применение слабых мыльных растворов мы считаем допустимым только при соблюдении следующих условий: а) не злоупотреблять количеством влаги, наносимой на живопись; б) не оставлять следов мыла на живописи, удаляя их чистой водой и насухо вытирая ватой промытую поверхность.
Допускаемые Эргардтом материалы — скипидар, спирт, масло и вода — легли в основу применяемых нами повседневно промывочных составов. Пропорции этих веществ устанавливаются опытным путем, в зависимости от характера загрязнений. Целесообразность их применения вытекает из следующего:
1) вода растворяет грязь;
2) скипидар растворяет жирные налеты и способствует быстрейшему удалению воды;
3) спирт усиливает влияние воды и скипидара;
4) масло нейтрализует действие растворителей и способствует полировке поверхности, сообщая ей умеренный блеск и свежесть.
Иногда в промывочном составе может отсутствовать та или иная из составных частей. Например, состав может содержать только спирт и воду, скипидар и воду или скипидар и спирт и т.п. Реставратор должен подбирать нужный рецепт в каждом отдельном случае.
Наиболее употребительные составы для снятия поверхностных загрязнений следующие:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Воды -50 Скипидара -50 или Воды -85 Спирта -15 | Воды – 60 Скипидара — 30 Масла льняного, орехового или макового, сырого —10 | Воды -45 Скипидара — 35 Масла -15 Спирта -5 | Воды -35 Скипидара — 45 Масла -10 Спирта -10 | Воды -30 Скипидара- 40 Масла -10 Спирта -20 |
100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
Подбор состава и видоизменение его рецептуры производится экспериментально. На небольшом неответственном участке картины, где-нибудь в углу (лучше на светлом тоне – небо, одежда и пр.), сверточком ваты, намотанной на обратный конец кисти и смоченной тем или иным составом, протирают поверхность живописи и наблюдают за удалением наслоения. При растворении грязи вата грязнится, если же затрагивают и лак, то на вате образуется липкая масса, отличающаяся по цвету от грязи – она бывает в большинстве случаев желтоватая. Если растворяется лак, который не предполагалось затрагивать, состав следует переменить на более слабый. Когда требуемый рецепт подобран, приступают к промывке в широких масштабах, все время наблюдая за ватой.
При промывке картина ставится в вертикальное положение. Из ваты делается широкий, довольно плотный, круглый тампон. Составом после сильного взбалтывания смачивают вату и несколько отжимают, чтобы лишняя жидкость при промывке не потекла по картине(1. Если же это все-таки случится, нужно немедленно собрать жидкость сухой ватой. Тампон, находящийся в правой руке, прикладывают к картине и кругообразными движениями руки начинают работу. В левой руке находится комок чистой сухой ваты, которым в случае надобности всегда можно вытереть излишки жидкости. Если живопись не «фактурна», тампон должен ходить совершенно легко, но если движения его чем-то затормаживаются и он начинает вязнуть, следует насторожиться: это — симптомы растворения лака. В этом случае нужно переменить прием работы. Место, где начал растворяться лак, нужно нейтрализовать, протерев его одним маслом, и продолжать промывку более слабым составом.
Описанное явление может возникнуть в особенности при промывках картин, недавно крытых лаком, поэтому для промывания картин современных художников даже смесь скипидара с водой может оказаться слишком сильным составом. Некоторые вещи до известного времени промывать вообще нельзя.
Во время промывки и по окончании ее, картину насухо вытирают тампоном из чистой ваты, на которой, если картина промыта хорошо, не должно оставаться следов грязи.
Если в дополнение к промывке картину нужно освежить протиркой жидким лаком, сделать это можно не раньше, как через сутки. Микроскопические частицы воды, оставшиеся на поверхности, должны исчезнуть окончательно, в противном случае, оказавшись под лаковой пленкой, они будут способствовать ее разложению, что выразится в посинении лака.
Промывку картин надлежит проводить при нормальных условиях температуры и влажности, в чистом помещении. Низкая температура и повышенная влажность могут затормозить сушку, а пыль может снова прочно прилипнуть к клейкой и до известной степени влажной поверхности картины.
При промывках больших картин в музеях пользуются стремянками или козлами. В процессе работы нельзя допускать сильных колыханий холста и, если он недостаточно натянут, нужно усилить натяжение клинками подрамника.
Из крупных промывок, произведенных в стенах Гос. Третьяковской галереи, можно указать на промывку картины А. Иванова «Явление Христа народу», после перенесения ее в Галерею из Румянцевского музея. Для удаления с нее поверхностных загрязнений был применен состав, указанный нами в рецепте № 3.
___________
1) Это нежелательно потому, что в местах потеков заранее растворяются наслоения и после общей промывки могут остаться полосы.
Первоисточник:
Техника реставрации картин. Е.В.Кудрявцев, М., 2002
Источник
Твоя Мечта
Всем привет, у меня возник вот такой вот вопрос, как очистить холст от прежней картины. Дело в том, что я написала картину и покрыла её акрил-стирольным лаком, через некоторое время решила всё таки перерисовать, но я не хочу поверх неё просто покрывать ещё одним слоем краски. Вопрос состоит в том, что прежде чем я мастихином соскоблю краску, точнее самые толстые её слои, хотела бы узнать есть ли разбавитель, которым можно просто “стереть” прежнюю картину ( понимаю, что полностью стереть невозможно ), не повредив при этом холст. Подумала об разбавителе “пинель”.
Твоя Мечта
Неужели никто не знает, меня интересуют именно разбавители, которыми можно очистить масляную краску и лак с холста, не повредив при этом холст.
25.12.2018,
18:55
Соловьев Алексей
Проще новый холст купить. И сохраните шедевр для потомков.
Твоя Мечта
Цитата:
Сообщение от Соловьев Алексей
Проще новый холст купить. И сохраните шедевр для потомков.
Знаю, что проще новый холст купить, но помимо этой картины у меня ещё несколько картин, которые были сделаны для выставки, часть из них смогла продать, а другая часть осталась, так вот для того, чтоб продать оставшиеся, мне надо их перерисовать, холсты мне жалко, они все натуральные.
CathyC
Смысл так поступать мало понятен. У меня тоже бывает, что весь холст хочется переписать (вместо того, чтобы выбросить), тогда просто покрываю поверх слоем акрилового грунта – и поверхность готова. Долговечность таких работ меня не волнует, они не для продажи, а для ученья.
Но если картины уже лаком покрыты… есть вот такая мощная штука, например: https://www.schmincke.de/en/products/mediums/restoration-mediums/varnish-remover.html
Твоя Мечта
Цитата:
Сообщение от CathyC
Смысл так поступать мало понятен. У меня тоже бывает, что весь холст хочется переписать (вместо того, чтобы выбросить), тогда просто покрываю поверх слоем акрилового грунта – и поверхность готова. Долговечность таких работ меня не волнует, они не для продажи, а для ученья.
Но если картины уже лаком покрыты… есть вот такая мощная штука, например: https://www.schmincke.de/en/products/mediums/restoration-mediums/varnish-remover.html
Спасибо за совет, шминке увы в наших магазинах нет, да и тратиться на него не хочу, я тоже думала после того, как соскоблю мастихином, покрыть грунтом, но потом решила, может после мастихина, пинелью повытирать холсты, что скажите насчёт разбавителя пинель, им кисти хорошо чистятся, но работать им я не люблю, предпочитаю тройник. Я хочу перерисовать картину, и пару других, именно на продажу, потому холст не хочу, чтоб повредился, а насчёт самой живописи я не волнуюсь, потому, что учась в худож.училище и академии, я уже работала на одном холсте повторно, просто покрывала картину, другим слоем, но тогда на картине не было лака.
b
Может вы имеете в виду пинен, а не “пинель”? Им можно снять лак с картины. Насколько мне известно никакие растворители не могут растворить высохшее масло. Тут кто-то на форуме советовал положить в ванну с водой и потом оно типа должно отслоиться, но я такого не делал так что не знаю. Думаю сильно зависит из чего состоит проклейка и грунт. Потом если получится, нужно будет проклеить и загрунтовать. И да. Тереть картину наждачкой не рекомендую, если там есть кадмии и другие тяжелые металлы они попадут в воздух и в ваши легкие.
Dmitry Us
Купите на рынке самую простую смывку для старой краски. Нанесите, подождите, все поднимет колом, соберите это желе мастихином, плскоблите почище и промойте уайт-спиритом хорошо, можно просто соляркой, просушите. Грунт не пострадает, проверено.
26.12.2018,
18:18
seng
Цитата:
Сообщение от Твоя Мечта
…учась в худож.училище и академии…
Что ж они не научили самому простому? С этой кухней знакомят на первых курсах. Куда всё катится?.. в пинель, наверное.
Если у вас хороший холст и нормальная желатиновая проклейка, то просто залейте его горячей водой, подождите десять минут – вся краска отойдет вместе с грунтом, просто отвалится.
Затем надо опять проклеить и загрунтовать. Вся процедура занимает менее часа времени.
Цитата:
Сообщение от b
Насколько мне известно никакие растворители не могут растворить высохшее масло.
Самый простой – разведенная водой, до густой сметаны, негашеная известь. Наносится кистью, подождать пару часов, время от времени увлажняя. Снимается вместе с краской очень легко. Работать в перчатках, сильная щелочь!
Цитата:
Сообщение от Dmitry Us
Купите на рынке самую простую смывку для старой краски.
Жутко токсичные, по крайней мере из всех мной испробованных. Больше не хочется.
Твоя Мечта
Цитата:
Сообщение от b
Может вы имеете в виду пинен, а не “пинель”? Им можно снять лак с картины. Насколько мне известно никакие растворители не могут растворить высохшее масло. Тут кто-то на форуме советовал положить в ванну с водой и потом оно типа должно отслоиться, но я такого не делал так что не знаю. Думаю сильно зависит из чего состоит проклейка и грунт. Потом если получится, нужно будет проклеить и загрунтовать. И да. Тереть картину наждачкой не рекомендую, если там есть кадмии и другие тяжелые металлы они попадут в воздух и в ваши легкие.
Да, вы правы “пинен”, вечно называю его “пинель” )), в ванну класть не рискну, да и нождачкой тоже не хочу, я хочу сначала пинен убрать лак, и потом краску ею же протереть, потом мастихином, и потом думала может грунтом покрыть и заново начать писать на холсте.
Твоя Мечта
Цитата:
Сообщение от b
Может вы имеете в виду пинен, а не “пинель”? Им можно снять лак с картины. Насколько мне известно никакие растворители не могут растворить высохшее масло. Тут кто-то на форуме советовал положить в ванну с водой и потом оно типа должно отслоиться, но я такого не делал так что не знаю. Думаю сильно зависит из чего состоит проклейка и грунт. Потом если получится, нужно будет проклеить и загрунтовать. И да. Тереть картину наждачкой не рекомендую, если там есть кадмии и другие тяжелые металлы они попадут в воздух и в ваши легкие.
Спасибо вам за совет )
Твоя Мечта
Цитата:
Сообщение от Dmitry Us
Купите на рынке самую простую смывку для старой краски. Нанесите, подождите, все поднимет колом, соберите это желе мастихином, плскоблите почище и промойте уайт-спиритом хорошо, можно просто соляркой, просушите. Грунт не пострадает, проверено.
Спасибо за совет, я уже как-то чистила холст разбавителем для малярной краски, но тот холст мне был не на продажу, эти боюсь повредить, но всё же подумаю о вашем варианте.
Твоя Мечта
Цитата:
Сообщение от seng
Что ж они не научили самому простому? С этой кухней знакомят на первых курсах. Куда всё катится?.. в пинель, наверное.
Если у вас хороший холст и нормальная желатиновая проклейка, то просто залейте его горячей водой, подождите десять минут – вся краска отойдет вместе с грунтом, просто отвалится.
Затем надо опять проклеить и загрунтовать. Вся процедура занимает менее часа времени.
Самый простой – разведенная водой, до густой сметаны, негашеная известь. Наносится кистью, подождать пару часов, время от времени увлажняя. Снимается вместе с краской очень легко. Работать в перчатках, сильная щелочь!
Жутко токсичные, по крайней мере из всех мной испробованных. Больше не хочется.
Я постоянно называю эту “пинен” “пинелью”, насчёт холста, честно говоря я не думаю, что качество прям суперское, хотя при покупке мне сказали, что натуральный и качественный, потому будем считать, что качество холста не очень, насчёт щелочи и токсичных веществ, я воздержусь, и горячей водой тоже не хочу. Для меня не обязательно, что прям весь холст стал очищенный, понятное дело, что на холсте цвет краски останется, мне главное, чтоб основную массу краски убрать, спасибо за совет.
Виталий Калюжный
Добрый день! Я поделюсь своим опытом. 1. Если картина написана пастозно, мастихином, то я пытаюсь аккуратно срезать выступающий слой краски ножом, мастихином, далее прохожусь наждачной бумагой, протираю влажной тряпкой и покрываю акриловым грунтом или любой хорошей водоэмульсионкой. 2. Если так заморачиваться лень, то просто снимаю холст с подрамника, натягиваю новый чистый холст. Далее грунтую сам. Дорогой способ: купить в худ.магазинах спец проклейку, грунт акриловый. Трудоемкий: рецепты типа желатин, клей Пва, белила. Самый подходящий: увидел в ютубе полезный ролик от известного художника- как он грунтует холсты финской краской Финколор. Группа С для проклейки, а группа А для грунтовки. Это Сергей Свиридов. Имел честь с ним лично на выставке разговаривать. Тут в художниках он есть. Может, Вам тоже подойдет этот способ – доступно, дешево, качественно – https://youtu.be/g8-qmZ7KGok. А вот растворителями всякими я бы не советовал…запах жуткий, да и эффект небольшой.
Для того, чтобы оставлять сообщения в форуме, нужно авторизоваться.
Источник
Автор Наталья Юршина На чтение 4 мин. Просмотров 187 Опубликовано 03.09.2020
Если каждый раз, видя шикарную картину маслом, вы замираете и ловите себя на мысли, что ХОТЕЛИ БЫ тоже так уметь – настало время взять кисть в руки!
Невозможное станет возможным! Первый шаг уже ждет вас в моей статье – https://nyblog.ru/kak-nauchitsya-risovat-maslom-s-nulya/.
Мы узнаем как подобрать материалы и сколько они стоят, какими должны быть первые мазки, НАРИСУЕМ картину вместе и даже разберем, как можно ее продать!
Все это бесплатно по ссылке выше)
Иногда так бывает, что при написании картины нам что-то не нравится и мы хотим это исправить. Или, спустя какое-то время видим недостатки и хотим их убрать. Но что делать, ведь краска уже застыла. Как быть и как убрать краску с холста? Читайте подробную инструкцию в моей новой статье!
Зачем убирать краску с холста
Никогда не знаешь, когда тебе нужно будет убрать краски с холста, и в каких случаях это вообще необходимо. Чаще всего, конечно же, это случается практически сразу после написания картины или спустя несколько дней.

Редко кто захочет исправлять свою или чужую работу, удалять краски, ведь это огромный и кропотливый труд. Плюс, к тому же, не всегда можно аккуратно убрать краску, не испортив картину.
Но ситуации бывают разные, поэтому, давайте будем разбираться в ситуации и рассмотрим несколько случаев.
Как убрать краску с холста сразу после нанесения
Прежде чем мы начнем разбирать разные случаи, давайте договоримся, что рассматривать будем примеры с акриловой и масляной красками. Это самые распространенные краски, которыми пишут картины на холстах, поэтому их и возьмем в качестве примера. Очистить холст от свежего акрила достаточно просто провести влажной тряпочкой по поверхности, куда вы нанесли краску.
Здесь очень важно действовать быстро, потому что, как вы знаете, акрил имеет свойство быстро сохнуть.

Если слой краски был нанесен густо, то вы можете убрать излишки мастихином, а потом аккуратно стереть не нужный вам цвет.
Точно так же можно поступить, если вам нужно убрать масляную краску. Например, вы пишите картину и случайно взяли на кисточку не тот цвет или оттенок, но заметили это уже после того, как нанесли краску на холст. Точно также аккуратно стираете краску заранее заготовленными влажными салфетками или тряпочкой.
Как убрать краску с холста через пару дней после нанесения краски
Акрил, безусловно, уже давно высох, и так просто стереть акриловую краску уже не получится. Можно купить специальный гель-смывку для лакокрасочных изделий. Такой продается во многих строительных магазинах и стоит достаточно дешево.
Если же такого не окажется под рукой, можно воспользоваться ацетоном или уайт-спиритом.
Смыть с холста масляную краску, через пару дней после нанесения не так уж и сложно. Краска все еще по-прежнему не высохла и в этом плюс масла – можно писать и исправлять картину столько, сколько нужно, ведь масло сохнет от нескольких недель, а полностью до года.
Как убрать краску с холста, если прошло много времени – от года и больше
Безболезненно снять акриловую краску с холста, если картина была написана крупными, пастозными мазками, вряд ли получится. Даже если вы аккуратно удалите верхний слой краски мастихином или канцелярским ножом, могут остаться небольшие порезы.

В таких тяжелых случаях на помощь приходит, как правило, растворитель. Он размягчит затвердевшую акриловую краску, а затем вы сможете стереть ее влажной тряпочкой или салфеткой. Но помните, что для растворения и разжижения краски понадобится, как минимум, минут 30.
А как очистить хост от масляной краски? Чтобы реанимировать старую картину, написанную маслом, вам понадобятся разбавитель, нож и тряпочки. Если краска была нанесена густо – снимайте ее с помощью ножа. Если у вас картина в гладкой технике – используйте растворитель.
В общем и целом, как бы вам и когда не пришлось убирать краску с холста, помните, что в самых запущенных и безнадежных случаях иногда можно оставить картину такой, какая она есть и просто купить новый холст.
Не экономьте на своем творчестве, ведь от качества холста будет зависеть качество и долговечность вашей работы. Поэтому лучше выбрать гладкий и ровный новый холст, чем старый и в краске.
Источник