Как отмыть запчасти от грязи

В практике реставрации автомобилей часто возникает задача очистки сильно загрязнённых деталей с максимально возможным сохранением оригинального покрытия. То есть, не стандартного сервисного “промоем, чтобы сильно не пачкалась”, а именно восстановления внешнего вида детали, по возможности — до состояния новой.
Я, конечно, далеко не гуру-реставратор, но определённые наработки в данной области имею, причём в самых что ни на есть кустарных условиях.
Вот, к примеру, деталь — задняя плита втягивающего реле стартера СТ21. Изначальный её вид после разборки был таков:
Материал — сталь с матовой “белой” оцинковкой. Такой сейчас не делают, или во всяком случае я не встречал контору, таковой занимающуюся. Состояние можете оценить сами — 54 года эксплуатации и валяния по пыльным углам гаражей сделали своё дело, собственно, за “вековыми” слоями грязи и окислов сама по себе деталь едва проступала.
После снятия пациента первый этап — обычная мойка. Я использую сначала хозяйственное мыло, а затем — специальное средство для мытья сильно загрязнённых рук в гараже. Это своеобразный такой гель с чистящими гранулами. При отсутствии чего-либо из перечисленного могу также пользоваться зубной пастой, зубным порошком, стиральным порошком или тривиальной содой. Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки.
После этого этапа деталь становится уже почище, но всё равно остаётся “жирной”, маслянистой — вода на ней собирается в капли, как на кузове под полиролью. Собственно, этот этап был сугубо подготовительным перед главным — химическим.
Для химической очистки беру любое средство для удаления ржавчины с санфаянса на основе органических кислот. В моём случае — с содержанием 15…30% щавелевой кислоты (именно так указанно на упаковке).
Для обработки очень хорошо подошла консервная банка от ветчины системы “Завтрак туриста” (или чего-то похожего) — он плоская (влезет вся деталь целиком), но не слишком крупногабаритная (экономия средства), и при этом достаточно глубокая (можно полностью погрузить деталь). Лучше всего если у тары будет неровное дно, тогда детали будут протравливаться более равномерно.
Для экономии я развожу средство водой примерно на 2/3 (и даже более, большой концентрации нам не нужно), причём воду беру максимально горячую, какую даёт кран (температура ускоряет реакцию). Практика показала, что большей концентрации не надо, причём раствор можно использовать многократно. Так как для рук всё это не очень полезно, для помещения и изъятия деталей из него использую пинцет. Гайки и шайбы нанизываю на нитки, по одной для снятых с каждого болта. Периодически переворачиваю, чтобы не образовывалось “пролежней”.
Предупреждаю, что процесс идёт с достаточно интенсивным “бурлением говен” ! Все изоляционные детали из фибры я перед очисткой удалил т.к. не знал, как на неё повлияет кислота. Негативного влияния на паронит не замечено. После извлечения первой партии средство можно использовать еще несколько раз, хотя со временем в нём всё же накапливаются грязь и нейтрализуется кислота, да и после остывания эффективность уже не та. Но на несколько партий хватает.
После примерно получаса — часа в таком растворе, деталь… внешне практически не меняется. Но на самом деле загрязнение претерпевает сильные изменения на химическом уровне, расщепляется, теряет связь с металлом.
Полный размер
И да, это та же самая крышка.
Полный размер
Коричневое — это, если что, не ржавчина. Это метка краской, а возможно и некий аналог фиксатора резьбы.
И как результат — очень легко удаляется после промывки большим количеством воды (сейчас уже рационализировал процесс — бросаю в другую “кювету” с раствором соды для нейтрализации) простой зубной щёткой с содой. Сильно тереть пришлось только в самых загрязнённых местах, под шайбами (где было можно вообще не тратить сил т.к. на собранном узле не видно, но хотелось сделать именно идеально).
После первого захода на детали образуется лёгкий тёмный налёт, видимо — от воздействия кислоты, однако во второй заход он очень легко удаляется содой, чисто механически, как мягким абразивом. Сода также нейтрализует остатки кислоты на детали. Вычистились даже углубления надписей. Поверхность детали — обезжиренная, шершавая и без нездорового маслянистого блеска. Незначительная ржавчина (в виде отдельных точек) тоже полностью расщепляется. Но, конечно, нужно понимать, что без дополнительной обработки она очень быстро вернётся в подходящих условиях…
Ну, и заключительный этап — опять обычная мойка с любым бытовым средством с ПАВ (Фейри и т.п.).
После сушки на плохо промытых деталях может вылезать лёгкий беловатый налёт, после нескольких моек он уходит.
В итоге — деталь практически как новая, что чертовски приятно учитывая её возраст. Конечно, совсем уж первозданной её не назовешь — вероятно, некоторые предпочли бы гальваническую очистку и повторную оцинковку, для эффекта новизны. Но я лично предпочитаю оригинал с небольшой патиной — греет душу, что всё здесь, включая защитно-декоративное покрытие, сделано еще “в те времена”. И уж конечно намного лучше новодела, пусть даже советского 1980-х годов, который я приобрел в конторе, торгующей ретро-запчастями, с “жёлтым” блестящим цинком.
Полный размер
Разница между левой (травлёной) и правой (просто отмытой традиционными средствами) частями детали разительная !
Чтобы продемонстрировать эффективность метода с кислотным травлением по сравнению с обычной мойкой, приведу вот это фото длинного болта, который стягивает стартер. Он был слишком длинный для консервной банки с раствором, поэтому мне пришлось обработать кислотой только часть детали со стороны головки (которая, собственно, и видна после сборки). Всё, что на фото правее линии погружения, просто отмывалось моющим средством и оттиралось содой — с той же тщательностью, что и левая часть, но с совсем другим эффектом. Даже я не ожидал проявления после оттирания содой такой чёткой границы по линии погружения в раствор ! Только посмотрите — слева деталь как новая, будто только из гальванической ванный с цинком, а справа — так и осталась окисленной и маслянистой, даже на ощупь отличается.
Таким образом идеально чистится оцинкованная мелочёвка, крепёж. Изумительно очищается медь.
На окрашенных деталях, в моём случае — к примеру, кожухе привода стартера, может сначала показаться, что всё становится только хуже, так как на детали, которая казалась почти целой, почти не оказывается краски. На самом деле краска слезла уже давно, её замещали окислы и въевшаяся грязь, игравшие роль своего рода защитной плёнки, на вид неотличимой от столь же грязной от времени полуглянцевой чёрной краски, использовавшейся в те годы для подобных узлов (кстати, был бы рад узнать, чем именно красили такие детали на заводе в те годы, подозреваю эмали НЦ либо ГФ/ПФ; это можно определить по тому, какие растворители её берут, потом займусь). Кислота всё это удалила, и теперь деталь предстаёт перед нами в своём настоящем, неприглядном виде — здесь, конечно, без подновления покрытия уже не обойтись. Хотя, сами должны понимать — гарантировать нейтральность кислоты к любому виду краски невозможно, нужно сначала попробовать на невидимом участке !
Пробовал также чистить в таком растворе детали из алюминия. С них кислота очень хорошо снимает оксидную плёнку, первые несколько дней они блестели, как полированные ! Но, увы, со временем тусклая плёнка вернулась, хотя и более равномерная и что-ли “благородная”, чем до этого.
В следующий раз для разнообразия попробую недавно приобретённый очиститель тормозов, который хорошо показал себя при оттирании блока цилиндров двигателя от масла. Очень эффективное средство против маслянистых загрязнений, но сомневаюсь, что оно сумеет удалить с металла продукты окисления.
Надеюсь, что эта запись кому-нибудь поможет в работе над любимым автомобилем.
Источник
#1
Paul В.
Отправлено 17 февраля 2016 – 09:24
Paul В.
- Members
- 1 232 сообщений
- Belarus
-
OFB 2000г. 2.2i Y22SE BFG MT 31/10.5/R15 и Dunlop 275/70/R16 лифт подвески 5см, бодилифт 4см.
Разбираю двигатель. Пробывал мыть растворителем ) долго и не эффективно. Может есть более действенные способы?
#2
Fixx
Отправлено 17 февраля 2016 – 09:49
Fixx
- Members
- 2 988 сообщений
- Нижний Тагил
-
OFA sport 2.0 С20NE 1993
Я мыл двигатель жижой профам 1000( profoam 1000), едкая зараза и отмывает все на ура. правда потом все равно керхером промывал чтобы эту химию не оставлять на частях двигателя.
А если лень заниматься можно на любую мойку завести там тебе химией отмоют, главное надо смотреть за ними, а то так пополоскают и отдадут.
#3
yraz
Отправлено 17 февраля 2016 – 10:13
yraz
- Members
- 1 206 сообщений
- Ростов-на-Дону
-
Опель Фронтера А Спорт 1995
Хочу пульвер для негрола купить и солярой снаружи промыть двигло попробовать.
#4
Вехомечтатель
Отправлено 17 февраля 2016 – 10:22
Вехомечтатель
- Commercial
- 20 432 сообщений
- Юбилейный МО
-
ОФБ Спорт 6VD1
Отмывает всё ! Но стоит не дешево…
код для заказа LN1506 Универсальный очиститель деталей lavr ml-201
Прикрепленные изображения
#5
Paul В.
Отправлено 17 февраля 2016 – 10:52
Paul В.
- Members
- 1 232 сообщений
- Belarus
-
OFB 2000г. 2.2i Y22SE BFG MT 31/10.5/R15 и Dunlop 275/70/R16 лифт подвески 5см, бодилифт 4см.
Отмывает всё ! Но стоит не дешево…
код для заказа LN1506 Универсальный очиститель деталей lavr ml-201
Спасибо, попробую. Не так и дорого.
Я мыл двигатель жижой профам 1000( profoam 1000), едкая зараза и отмывает все на ура. правда потом все равно керхером промывал чтобы эту химию не оставлять на частях двигателя.
А если лень заниматься можно на любую мойку завести там тебе химией отмоют, главное надо смотреть за ними, а то так пополоскают и отдадут.
Спасибо. Поищем этот профам. Мыть керхером собирался после очистки всех деталей.
#6
AnM
Отправлено 17 февраля 2016 – 11:19
AnM
- Moderators
- 10 155 сообщений
- Новосибирск
-
Trooper’93 (3 dr) 6VD1(DOHC) 4L30E
Может есть более действенные способы?
Смотря что собрался мыть … Если просто грязь снаружи – тогда конечно же подойдут любые бытовые и не очень средства … потом в конце программы конечно же керхер.
Но если интересует мытье внутри – то тут никакой керхер не поможет … тем более если забились отложениями масл. магистрали.
Я покупал большой металл. таз …. и тупо кипятил в нем разобранный двигатель (блок и головки) … в воду от души добавлял обычный стиральный порошок. И вот когда вода вскипала! вот тут в бурлящей и пузырящейся жиже и начинали хрен знает откуда появляться в огромном кол-ве всякие ошметки. Где можно достать – помогаем кисточкой. После отмывания – продувка – сушка воздухом и протирка маслом тех частей, которые способны ржаветь. Вот только так мне удалось привести свой двигатель в чистоту и порядок после эксплуатации его в америкосии.
#7
Paul В.
Отправлено 17 февраля 2016 – 12:00
Paul В.
- Members
- 1 232 сообщений
- Belarus
-
OFB 2000г. 2.2i Y22SE BFG MT 31/10.5/R15 и Dunlop 275/70/R16 лифт подвески 5см, бодилифт 4см.
AnM спасибо. Способ хороший. Но с плитой проблемы.
В квартире трудно реализовать. Главное емкость металлическую найти, а вместо плиты, думаю какая-нибудь печка/буржуйка гаражная подойдет.
#8
AnM
Отправлено 17 февраля 2016 – 12:16
AnM
- Moderators
- 10 155 сообщений
- Новосибирск
-
Trooper’93 (3 dr) 6VD1(DOHC) 4L30E
В квартире трудно реализовать.
Делал все конечно же в гараже. Хватило одно-конфорочной переносной плитки на 1.5 кв. Таз желателен с высокими стенками, чтобы можно было крышкой накрыть … тогда закипает все гораздо быстрее.
#9
Zyama
Отправлено 17 февраля 2016 – 12:44
Zyama
- Members
- 1 420 сообщений
- Омутнинск
-
Mitsubishi Pajero V6/ТАЗ-2112_Пуля
Недавно один знакомый мыл двигатель и головку от нивы дома в ванной. Залил кипятком и высыпал пачку порошка стирального. Через пару часов кипятком и щёткой с порошком добил грязь. Получилось очень достойно, двиг как новый
Я мыл в спец мойке у мотористов. Моют горячим керосином под давлением. Вымывает всё до состояния девственности. Цена: рубас!
#10
Empyrium
Отправлено 17 февраля 2016 – 19:32
Empyrium
- Members
- 278 сообщений
- Санкт-Петербург, Петроградский р-н, Приморский р-н.
-
Mercedes-Benz ml 230
профам 1000( profoam 1000) не рекомендуется для алюминия и его сплавов, сталюгу идеально отмывает. попшыкал, подождал минуту, водой смыл… Я им блок до состояния нового отмыл.
#11
Вехомечтатель
Отправлено 17 февраля 2016 – 19:42
Вехомечтатель
- Commercial
- 20 432 сообщений
- Юбилейный МО
-
ОФБ Спорт 6VD1
профам 1000( profoam 1000) не рекомендуется для алюминия и его сплавов, сталюгу идеально отмывает. попшыкал, подождал минуту, водой смыл… Я им блок до состояния нового отмыл.
Смывает с алюминия он средне… Зимнюю дорожную шелуху плохо берет. Алюм после него темноватый какой то становится. И причем не сразу Спустя какое то время
#12
Paul В.
Отправлено 17 февраля 2016 – 19:45
Paul В.
- Members
- 1 232 сообщений
- Belarus
-
OFB 2000г. 2.2i Y22SE BFG MT 31/10.5/R15 и Dunlop 275/70/R16 лифт подвески 5см, бодилифт 4см.
Куплена спец.жидкость для мытья двигателя + бензин/салярка/растворитель, затем керхер. Остальные детальки мокнут в саляре, после буду кипятить с порошком.
Результат конечно не идеальный, еще керхером пройти надо. Но по сравнению с тем что было…
Прикрепленные изображения
#13
Вехомечтатель
Отправлено 17 февраля 2016 – 19:52
Вехомечтатель
- Commercial
- 20 432 сообщений
- Юбилейный МО
-
ОФБ Спорт 6VD1
По совету приятеля купил вот такую на пробу, но пока в деле не испытывал:
Прикрепленные изображения
#14
realsystem
Отправлено 17 февраля 2016 – 19:55
realsystem
- Members
- 29 сообщений
- Саратов
-
Opel Frontera A(X22XE)
Использую обычный очиститель карбюратора
#15
Fixx
Отправлено 17 февраля 2016 – 20:23
Fixx
- Members
- 2 988 сообщений
- Нижний Тагил
-
OFA sport 2.0 С20NE 1993
Использую обычный очиститель карбюратора
Дорого получится в огромных маштабах
#16
Petr
Отправлено 18 февраля 2016 – 00:05
Petr
- Members
- 493 сообщений
- Тула
-
ISUZU TROOPER 3.5 1999г АКПП ,OPEL FRONTERA A 2.2i 1996г
Привет всем!Моет хорошо Очиститель эл плит фирмы Амвей (450руб-0.5 л)В ютубе видер ролик как мужик поршни,канавки и тд помазал щеточкой(в комплекте идет) и в пакет на полчаса,затем в воде ополоснул и всё как новое !!!
#17
AnM
Отправлено 18 февраля 2016 – 06:10
AnM
- Moderators
- 10 155 сообщений
- Новосибирск
-
Trooper’93 (3 dr) 6VD1(DOHC) 4L30E
Использую обычный очиститель карбюратора
Дорого получится в огромных маштабах
Да еще и в некоторых случаях все равно не эффективно, к огромному сожалению. Это если надо одну какую-нибудь железяку брызнуть – еще куда ни шло …. а если весь двигатель, да еще и со всех сторон … боюсь, что тут никаких баллончиков не напасешься.
А в моем конкретном случае так вообще бесполезно что-то брызгать было. Когда авто приехал с америкосии, то обнаружилось, что во впускном коллекторе дырка, куда прикручивается клапан ГЕР был уже давно и плотно забита окаменевшей гарью … да все так плотно уже набилось, что при ковырянии “вглыбь” даже не понятно – это ты еще грязь ковыряешь или уже металл грызешь. А там канал достаточно длинный, да еще в конце разделяется на 2 с поворотом на 90 градусов. В конце концов пришлось прибегнуть к кардинальным мерам … сварил я эту железяку в кипятке с порошком ))) … и вот только так наконец-то грязь стала как-то отделяться и вываливаться из дырки … причем уже практически без особых усилий с моей стороны. Этот пример меня окончательно уверил, что мытье на холодную – это одно, а на горячую, да еще и с химией – совсем другое! По-этому, когда потом дело дошло до остального (блок + головки), то особо уже не изобретал. Головки отмылись так, что народ думал, что это я новые где-то купил. Да … конечно же есть и “промышленные” методы мытья … где на стенде … да с форсуночек под давлением … на вращающейся подставке … да с каустиком т.д. ….. все это конечно же замечательно! и у нас в одной автобазе где-то когда-то даже был такой стенд …. но к сожалению, когда мне надо было мыть свой двигатель эта автобаза уже развалилась … других вариантов в радиусе 15 км не обнаружилось …. так что пришлось решать свои проблемы подручными средствами.
#18
Fixx
Отправлено 18 февраля 2016 – 10:13
Fixx
- Members
- 2 988 сообщений
- Нижний Тагил
-
OFA sport 2.0 С20NE 1993
Я кстати тоже свой блок кипятил с раствором порошка и еще какой то дряни которую парни из сервиса выдали для мытья, тара конечно не такая большая но методом переворотов, большая грязь отошла. Результат порадовал, блок как новый. В чистовую домывал профамом и в завершении прошелся керхером.
Прикрепленные изображения
Источник