Как шипы стирают асфальт

Как шипы стирают асфальт thumbnail

В вечном споре сторонников шипованных и фрикционных шин со стороны последних все чаще звучит аргумент о чрезмерном износе асфальта от резины с «гвоздями». Он обоснован, однако принимать его следует с оговорками.

Наивно полагать, что шипованные и нешипованные зимние шины оказывают одинаковое влияние на дорожное полотно. Неверующие могут провести по собственной коже сначала листом обычной бумаги, а затем наждачной. Одинаковые ощущения? То-то же.

Как шипы влияют на состояние асфальта?

Материалы по теме

«Гвозди» цокают по асфальту не просто так, а с последствиями. Исследования на эту тему проводились и в Европе, и в США. Результаты нельзя сопоставлять напрямую, ибо в разных странах отличается климат, технологии укладки и материал дороги. Но даже самые оптимистичные выводы говорят о том, что износ верхнего слоя ускоряется как минимум на треть. А кто-то фиксирует сокращение срока службы до очередного ремонта в несколько раз! Таковы результаты экспертного анализа дорог в Европе и США за последние 20 лет. Столь большой разброс объясним: разные материалы, интенсивность движения, климат. Но главное понятно — износ увеличивается.

Основной итог активного использования водителями шипованных шин — образование колейности. Не стоит думать, что это мелочь по сравнению, например, с обилием выбоин, трещин и заплаток. В колее машины начинают рыскать, нечетко рулиться, что чревато риском потерять контроль над автомобилем. В дождь трасса становится еще опаснее. В заполненных водой колеях проявляется опасный эффект аквапланирования: шины не в состоянии отвести всю влагу из пятна контакта и буквально всплывают.

Запрещать шипы или нет?

В большинстве стран Евросоюза использование шипованных шин законодательно запрещено. Однако ограничение вводили, не забывая о здравом смысле. Оно действует в странах со сравнительно мягкими зимами, где даже фрикционные покрышки используют не те, что в России. Состав их резины рассчитан на более низкие температуры и взаимодействие с влажным или холодным асфальтом, а не снегом и наледью. В горах разрешено (а иногда и обязательно) использовать цепи противоскольжения. Ну а в северных странах Скандинавии на шипы ограничений нет. С российским разнообразием климатических зон запрещать резину с «гвоздями» будет неразумно.

Каков же выход?

Фанатично чистить дороги, чтобы можно было обходиться «липучками», — не вариант. Во-первых, в нашей стране едва ли не больше половины территории находится в таком климате, где для этого не хватит никаких ресурсов. Во-вторых, пример Москвы, где с очисткой и содержанием дорог все в порядке, свидетельствует: даже в идеальных по отечественным меркам условиях немалая часть водителей отдает предпочтение шипованным шинам.

Материалы по теме

А вот соблюдать технологию при строительстве и ремонте дорог жизненно необходимо. Колея от тщательного контроля появляться не перестанет, но проявится не после первой же зимы, как это происходит сейчас, а через несколько лет. Впрочем, такое пожелание к российским дорожникам и чиновникам попахивает фантастикой: традиции частого, едва ли не ежегодного закатывания денег в асфальт неистребимы.

Существует и другой законодательный инструмент. Все шипованные шины сегодня должны соответствовать нормативам по предельному износу, который они оказывают на асфальт. Для этого есть два подхода. Первый — ограничение по количеству шипов. Для каждого размера покрышки установлено предельное количество шипов, которое заведомо не нанесет критического вреда: не больше 50 штук на погонный метр окружности. Например, для 205/55 R16 — это 96 штук.

Второй подход разрешает поставить и больше, но тогда придется пройти серию «прокатов» через референсную пластину. Если разница в ее массе до и после испытаний уложится в допустимые пределы, резину допустят на рынок хоть с 200–300 «гвоздями» вместо 96.

Как видите, с чрезмерным износом асфальта от шипованных шин воюют разными методами. Кто-то радикальнее, кто-то мягче. Исключить вред полностью нельзя, но минимизировать — можно. А вот запрещать шипованные покрышки — не выход, по крайней мере в нашей стране.

  • Как продлить жизнь шипам, читайте тут.

Источник

Вопрос выбора подходящей резины на зимний период был актуален во все времена. Каждый автомобилист желает «обуть» свою машину в надежную резину, которая обеспечит качественное сцепление колес с дорожным полотном. Одна часть водителей ездит на всесезонных покрышках, на что сторонники шипованных покрышек обычно говорят: «всесезонка – это резина, которая одинаково плохо едет, независимо от сезона». Своя правда в этом есть, но и шипы – еще не гарантия, что машина не угораздит в неприятности на обледенелой дороге.

Здесь на первый план выходят опыт и мастерство. Водитель и автомобиль, словно художник и холст: если холст рваный, да еще и краски не очень, нарисовать шедевр вряд ли получится. Так же и с машиной – только хорошие покрышки в сочетании с мастерством  и холодной головой помогут вовремя остановить транспортное средство, при необходимости быстро разогнаться, избежать столкновения. Для зимы многие выбирают шипованную резину, часто называемую в народе «шипучкой». И отсюда возникает следующий вопрос: «правда, что шипы «убивают» асфальт?». Дальше попробуем в этом разобраться.

Как устроена шипованная резина

Шипы эффективны только на обледенелой или заснеженной дороге, на «голом» асфальте они бессмысленны. Легко догадаться, почему в России эти покрышки так популярны. Они оправдывают себя в регионах с суровыми зимами, в небольших городах, где коммунальные службы лениво очищают дороги или вообще не занимаются подобным. В крупных городах и юге они фактически утрачивают все свои преимущества: дороги чистят, а климат вблизи моря не такой суровый, как на севере. Оправдывает себя шипучка и в том случае, если машина эксплуатируется преимущественно в области, то есть, ездит по трассе, которая так же не всегда очищается от снега.

Читайте также:  Стиральная машина индезит wisl 83 как стирать

Шипы состоят из двух частей – корпус и твердосплавная вставка. Корпус обеспечивает надежную фиксацию шипа в протекторе, а твердосплавная вставка непосредственно контактирует с дорожным покрытием. Именно от формы этой вставки и зависит качество сцепления колес. Сегодня можно встретить шипы различной геометрической формы – круглой, многогранной. Выбирать действительно есть из чего. Но отличаются шипы между собой еще и по структуре – однофланцевые, многофаленцевые. Зарождалась «шипучка» как раз на основе однофланцевых шипов, но технологии не стоят на месте, поэтому сегодня их заместили модели с многофланцевыми шипами. Последние в свою очередь делятся на двух- и трехфланцевые. Первые для легкового транспорта, вторые для грузового – менее надежные, чаще вылетают, соответственно, ресурс их значительно ниже.

Преимущества и недостатки «шипучки»

Первое время корпус «когтей» резины изготавливали из стали, но вскоре вышел закон, который ограничивал использование в покрышках шипов, превышающих по весу допустимую норму. Так производители стали искать выход из положения: в ход пошла пластмасса, но такое решение не оправдывало себя в полной мере. Еще позже шипы стали делать из алюминия – он легкий и его прочность в сравнении с пластиком значительно выше. Но тут же возник вопрос борьбы с коррозией. Поэтому до сих пор производители дорабатывают и форму шипов, и состав, чтобы как можно эффективней противостоять нежелательным процессам.

Основные преимущества «шипов»:

  • лучше работают на обледенелых и занесенных снегом дорогах;
  • тормозной путь покрышек с шипами на льду существенно меньше;
  • управляемость транспортного средства с шипованной резиной на утрамбованном снегу и обледенелой дороге в разы лучше.

Как видим, главные преимущества, которые дают шипы, сводятся к улучшению поведения и управляемости машины на плотном снегу или льду. Если асфальт будет мокрым или сухим, то водитель столкнется с отрицательными сторонами «шипучки» – повышенная шумность, управляемость авто еще хуже, чем с «липучкой», увеличение расхода топлива. Но главный вопрос – будут ли шипы в таком случае разрушать асфальт?

Действительно ли шипы разрушают асфальт?

Вечный спор на автомобильных форумах и профильных сайтах – вредны шипы или нет. Сомневаться о том, что «гвозди» оказывают совершенно иное воздействие на дорожное покрытие, чем фрикционные покрышки, не приходится. Чтобы в этом убедиться, достаточно взять обычный коврик из ПВХ и массажный коврик с шипами. Если встать сперва на первый, а потом на второй коврик – ощущения будет совершенно разными. Тоже самое и с резиной. Шипы и фрикционы по-разному воздействуют на асфальт. На эту тему проводили исследования различные организации в Европе и США. Конечно, результаты нельзя считать правдой в последней инстанции, ведь качество используемых материалов во время укладки дорог и технологии везде отличаются. К тому же нельзя не учитывать и климат, который в разных странах и уж тем более на материках ощутимо разнится.

Но даже если взять во внимание оптимистические результаты и прогнозы, «гвозди» цокают по асфальту, оставляют после себя канавки, то есть, верхний слой асфальта изнашивается как минимум на 30% интенсивней. По результатам исследования других организаций,  на воздействие шипов приходится до 80% разрушений. Плюс ко всему, большинство европейских стран законодательно запрещают шипы из-за того, что они способствуют разрушению дорожного полотна. Так в Европе пришли к выводу, что один легковой автомобиль изнашивает за 1 км пробега около 24 грамм материала покрытия, а износ одним шипом составляет 100 микрограмм. По самым грубым подсчетам ежегодные издержки составляют 35 миллионов долларов. Но европейцы, в частности скандинавы, к осознанию вреда шипов для асфальта пришли не сразу:

  1. В 1997 году Gustafson провели исследование и пришли к заключению, что за зимний период 1988-1989 г.г. дорожные покрытия в Швеции лишились 450000 тонн материала.
  2. В 1997 году Öberg приводят также же цифры, дополнительная отмечая затраты в 2-4 миллиона долларов на ликвидацию износа дорожной разметки.
  3. Спустя 2 года Jacobson и Hornwall делают заключение о том, что как минимум 60% и как максимум 90% колейности на дорогах создает именно шипованная резина.
  4. В 1997 году компания Løberg провела исследования дорог в Норвегии, заключение не самое утешительное: шипованной резиной ежегодно изнашивается 300000 тонн материала.

Исходя из этих результатов, понятно, что не везде шипы одинаково разрушают асфальт, что вполне объяснимо, ведь нужно учитывать, интенсивность движения, климат, изначальное состояние дороги, качество материалов. Но пагубное влияние «гвоздей» на дорожное покрытие – факт бесспорный.

Читайте также:  Как правильно стирать ламели

К чему же пришли в Европе? Как уже было сказано, во многих странах «шипучка» категорически запрещена, а вот в Скандинавии строго регламентируют количество автомобилей с шипами, ограничивают среднюю скорость на отдельных участках дороги и работают над качеством асфальтобетона. В шведском дорожном институте на стенде провели испытания шипованной покрышки и выяснили, что шины с легкими шипами (1,0 г) создают вдвое меньший износ, чем шины с более тяжелыми стальными шипами (1,8 г). То есть, есть ограничения и на количество шипов, и на их вес. Еще, к примеру, в Осло действовал налог на шипованную резину в размере 160 американских долларов.

Взяв во внимание результаты всех исследований и факты, ответ на поставленный вопрос сам напрашивается. С чрезмерным износом асфальта от шипованных шин воюют разными методами. Одни задействовали самые радикальные инструменты контроля, другие менее жесткие. Предотвратить полностью и исключить разрушение асфальта шипами нельзя, а вот минимизировать – задача вполне осуществимая.

Шипованные шины

Шипованные шины

Очень шипованные шины (использованы саморезы)

С вами был АКПП ВИКИ

Палец вверх, подписка — неоценимая поддержка нашего труда.

Пишите своё мнение в комментариях

Источник: https://akppwiki.ru/pravda-o-shipovannoj-rezine-ubivayut-shipy-asfalt-ili-net.html

Источник

Нынешняя зима долго прикидывалась поздней осенью. И многим могло показаться, что шипованная резина – отнюдь не лучший выбор, чтобы ездить по чистому асфальту…

Действительно: ощущения часто говорят водителю, что шипы мешают тормозить на сухом асфальте. Но результаты тестов нескольких ведущих изданий показывают: у шипованных и нешипованных моделей тормозной путь отличается не критично, другими словами — в пределах погрешности измерений.

На влажном асфальте тормозной путь шипованной и нешипованной резины также почти не отличается. Почему так? Обыватели считают, что шипованная покрышка опирается шипами, а не протектором — то есть «скользит когтями». На самом деле, в городе и у «шиповок», и у «липучек» примерно одинаковые возможности!

Читайте также: «Бронепленка» для кузова: все плюсы и минусы

1. Протектор шипованных шин делают из более жёстких сортов резины — для более надежной фиксации шипов, и на асфальте такая резина работает лучше, чем мягкая смесь.

2. У современных покрышек под корпусом шипа есть специальная подложка из мягкой резины, что позволяет шипу утапливаться при езде по твердому асфальту.

3. Да, отверстия под шипы немного уменьшают пятно контакта. Вот только… в протекторе «фрикционок» намного больше прорезей-ламелей, что нивелирует разницу.

Получается буквально следующее. Вопреки популярному мнению, на чистой зимней дороге шипованные покрышки работают не хуже фрикционных. Конечно, многое зависит от конкретной модели, но по факту шипованные шины обеспечивают на асфальте тот же (а иногда даже лучший) уровень сцепления.

Читайте также: Какие машины россияне покупали 10 лет назад?

Вот экспериментальное доказательство. В тестах этого года, которые провели эксперты финского испытательного полигона Test World, упражнение «Торможение на сухом асфальте со скорости 80 км/ч» прошло со следующими результатами:

  • шипованные шины: разброс результатов от 29,2 до 34,5 метра;
  • фрикционные шины: разброс результатов от 30,0 до 32,2 метра.

И это главное опровержение расхожего мнения, будто на асфальте (что сухом, что влажном) шипованные шины работают хуже, чем покрышки без шипов.

Другое дело – управляемость. Обеим разновидностям покрышек испытатели Test World поставили плюс-минус похожие оценки. Но отдельно отметили следующее: на асфальте шипованные модели наделяют автомобиль вялыми реакциями и повышенным шумом, так что для горожан они действительно подходят не лучшим образом!

Этих же выводов придерживаются не только финны из Test World, но также шведы из журналов Vi Bilägare и Teknikens Värld. Аналогичное мнение озвучили наши соотечественники из «Авторевю».

А если ездить на летней резине?

Недавно эксперты «Авторевю» провели серию замеров тормозного пути на чистом асфальтовом покрытии со скорости 150 км/ч, чего до этого не делал никто.

Полноприводный кроссовер на шипованных шинах со скорости 150 км/ч будет тормозить более 100 метров: одна модель резины показала результат 105,6 метра, другая – 117 метров.

Этот же автомобиль, но на штатных летних шинах останавливается всего через 82,3 метра. Отсюда простой и понятный вывод: двигаясь по сухому асфальту на зимних (не обязательно шипованных) покрышках, надо держать заметно большую дистанцию! При этом эксперты, разумеется, не призывают ездить зимой на летней резине.

И вот почему. Даже когда асфальт кажется чистым и ровным, не надо расслабляться. Помните про опасность под названием «чёрный лёд» — это когда на дороге образуется тонкая корочка льда, которую не видно из салона автомобиля. Чаще всего «черный лед» появляется на трассах, путепроводах и мостах — там, где дорога продувается холодным ветром.

На этом покрытии летние модели абсолютно бессильны! И вообще, эффективность «лета» катастрофически падает при температурах ниже плюс 5-7 градусов.

Тех, кто боится, что шипы бесснежной зимой просто повылетают, успокоим. Если вы купили самую дешевую резину, то, пожалуй, этот миф оправдан. Но качество посадки «когтей» зависит исключительно от качества покрышки! У современных хороших моделей шипы укрепляются настолько крепко, что вырвать их почти невозможно.

Читайте также:  В чем стирают одежду

Главный итог: выбирая шины, учитывайте ваше место обитания. Если автомобиль никогда не покидает улиц крупных городов, при выборе резины надо обращать больше внимания на асфальтовые показатели. А если приходится ездить по заснеженным и обледенелым участкам — на сугубо зимние свойства.

РОЛЬФ – это лидер российского авторитейла и автомобильный эксперт.

Если пост понравился, пожалуйста, нажмите палец вверх ???? и поделитесь ссылками с друзьями в соцсетях.

И, конечно, подписывайтесь на канал РОЛЬФ и заходите почаще! Здесь поднимают самые интересные и важные темы.

Источник

Где-то подходит, а где-то уже давно подошел период очередей на шиномонтаж, покупки незамерзайки и прочих зимних хлопот автомобилистов. В этом году пришлось раскошелиться на обновление зимней обуви для своего Rav4, остановил свой выбор на шипах. Один из товарищей, узнав, что я снова взял шипы, обрушил на меня “волну” критики – как оказалось он уже 10 лет отдает выбор липучке.

Выслушав его, в очередной раз убедился в двух вещах: нет универсальных зимних шин, нужно отталкиваться от мест, по которым чаще всего приходится ездить, то есть от своих потребностей, бытует много заблуждений касаемо шипованных шин, давайте подробнее о самых популярных заблуждениях касаемо шипов.

На шипах по асфальту как на коньках по льду

Часто встречал данное мнение, обычно оно сопровождается рассказами о том, как по мокрому асфальту человек испытывал трудности при торможении на шипах, а вот справа от него ехала машина на липучке и остановилась без каких-либо проблем.

Теоретически фрикционные шины должны эффективнее работают на асфальте, особенно на сыром. Связано это с ключевой особенностью “липучки” – смесь резины имеет много микропор, условно говоря материал выглядит как мелкая наждачная бумага, а, следовательно, он лучше справляется с пленкой воды на асфальте.

На деле же тесты, например, Авторевю показывают примерно следующее (ссылка на сравнение), – разница есть, шипованная Hakka 9 и фрикционная Hakka R2 – асфальт 80 км/ч, тормозной путь 36,33 метра и 36,08 метра, то есть шипы даже эффективнее. Все немного меняется, если взять более народные шины, в тесте взяли Gislaved Softfrost 200 (“липучка”) и Nordfrost 200 (шипы), тормозной путь на том же участке асфальта с 80 км/ч оказался на 35 см короче у “липучки”.

35 сантиметров это конечно много, но разница в несколько метров в тесте торможения на льду с 25 км/ч звучит куда внушительнее, верно же?

Шипы работают только на льду

Естественно это не так, цепляется шип и за кашу, и за асфальт и даже за снег. Разница лишь в эффективности его сцепления с дорогой. На шипах как правило намного легче тронуться, но вот ходом лучше идет по каше липучка, не так сильно зарывается.

Шипы сильно вылетают, особенно на переднем приводе

Любая резина требует обкатки, многие производители выделяют на обкатку 1000 км. В течении этого пробега не стоит выезжать на трассу, резко тормозить и трогаться. Последнее время обрел большую популярность зимний дрифт – так как зима позволяет получать эмоции от пилотирования автомобиля в управляемом заносе без мощного двигателя под капотом, хватает немного доработанных Жигулей. В прошлом сезоне посетил одно из озер, где проходили соревнования по заездам на время и дрифту.

Шинам там уделяют много внимания, знакомый, который меня туда пригласил показал два автомобиля ВАЗ-2105 на них стояли бюджетные Dunlop sp winter ice 02. На одном автомобиле обкатать шины успели, а на втором получилось так, что после покупки сразу отправились на соревнования – итог думаю ясен, на первом автомобиле практически все шипы на месте.

Не хочу сказать, что “липучка” плохо, шипы хорошо – каждый выбирает шины под свои нужды, а в идеале с нашим климатом нужно иметь 3 комплекта колес и тогда не будет проблем и споров. Всем спасибо за внимание!

Источник