Как стирали белье в 19 веке

Как стирали белье в 19 веке thumbnail

В наше время стиральные порошки заметно упростили процесс стирки. А наличие стиральной машинки свело это занятие к элементарным действиям. А вот нашим прабабушкам было не так легко.
Стирка белья в XIX века занимала почти 3 дня и была тяжелым физическим трудом. Те хозяйки, у которых была возможность, отдавали вещи прачкам. В поместьях это было сделать сложнее, поэтому там стирала прислуга под зорким контролем хозяйки. Ведь, если что-то неправильно сделать весь «успех стирки» пойдет насмарку. Ну а семьи победнее стирали сами.

Первые стиральные машины

Оценить масштабность этого действа нам поможет «Подарок молодым хозяйкам». Эта книга переиздавалась в конце 19-го и начале 20-го века более 30 раз. В большинстве изданий содержится только кулинарные рецепты. В двухтомнике 1894 года, который передается из поколения в поколение в нашей семье, половина книги посвящена другим вопросам, актуальным для женщины конца XIX века. Несколько разделов посвящены отношениям между мужем и женой, воспитанию детей, шитью, вопросам здоровья и ведению быта.

Вот раздел про стирку.

Дореволюционная орфография сохранена.

Бѣлье должно класть въ котелъ по утру накануне стирки. Размѣщенiе бѣлья надлежащимъ образомъ составляетъ существенную часть стирки, отъ которой зависитъ веси ея успѣхъ. Класть бѣлье въ котелъ должно повѣрять лицу, заслуживающему полное довѣрие. Сперва обложить всеь котелъ толстою простынею, такъ, чтобъ она выходила наружу на нѣсколько пальцѣвъ выше его краѣвъ; потомъ наложить на нее простыни, сложенныя въ несколько разъ. Сложенныя простыни уравниваются въ котлѣ, не оставляя пустаго мѣста; отъ этого мелочнаго обстоятельства зависит успѣхъ стирки. Точно также и остальные ряды бѣлья должны укладывать сколь возможно правильнѣе и ровнѣе. На простыни кладутся скатерти, а на нихъ тонкое бѣлье: платки, кофточки, платья батистовыя и миткальное бѣлье; потом сверху нихъ рубашки; ворота мужских рубашек должны быть обращены къ серединѣ котла; на рубашки можно положить салфетки, платки и чулки и т.д.

Размѣстивъ такимъ образомъ бѣлье в котлѣ, кладутъ сухаго мыла, изрѣзанного въ малые куски, по 30 золотниковъ на котелъ с ½ аршина въ поперечникѣ и ¼ аршина глубинною.  Мыло размѣщается равномѣрно по всему бѣлью и обливается понемногу водою; при этом бѣлье прижимается рукою, а если оно разбухнетъ неодинаково во всѣхъ мѣстахъ, то тамъ, гдѣ останется свободное место, кладутся туалетныя салфетки и полотенца, фартуки (тонкие внизъ), наконецъ тряпки и т.п., и на них нливается мыльная вода изъ сѣраго мыла.  Намоченное бѣлье покрывается простынею, сложенною въ четверо и достаточно большою, что бы заходить за края котла.

На эту простыню положить дубовой золы съ яичною скорлупою. И наливать воду по-немногу, давая время ей впитываться. Когда воды наберется такое количество, что избыток ея будетъ переливаться через край, должно заткнуть шейку, идущую отъ дня котла, и оставить бѣлье до другаго дня. Утромъ должно  ототкнуть шейку, наполнить другой котелъ водою, положить въ него золы и поставить на огонь; когда онъ станетъ закипать, то воду изъ него должно вычерпывать ковшомъ и, размѣшавъ съ холодною, наливать въ котелъ до тѣхъ поръ, пока вода не будетъ стоять надъ золою на вершокъ или болѣе. Такое наливание продолжается  до вечера. При этом нужно чтобъ вода наливалась постепенно  теплѣе. Въ полдень температуа ея должна быть еще такова, чтобы ее могла терпеть рука, а къ вечеру можно наливать почти кипятокъ.

По окончанiи этого, вечеромъ. Затыкаютъ шейку, накрываютъ котелъ одѣяломъ и оставляютъ такъ на ночь.

Утромъ, на другой день, оттыкаютъ шейку, чтобы спустить воду, и вынимаютъ бѣлье для споласкиванiя.

Лучше наливать на золу холодную воду вопреки принятому обыкновению обдавать ее варомъ, отъ чего сожигается бѣлье весьма замѣтно; холодная же вода дѣлаетъ щелокъ гораздо мягче, такъ что въ ночь онъ растворяетъ на бѣльѣ весь жиръ и сало.

К концу XIX столетия появился следующий тип стиральных машин, которые уже в чем-то напоминали старые советских времен образцы типа «Волга» — напоминающих бочку, в том числе и наличием механизма для отжима.

Машина Блекстоуна.

В данном типе стиральных машин для приведения механизма в действие также использовался ручной труд. Человек за ручку вращал колесо, которое через шестерни передавало движение в бак с водой в котором находилось стираемое бельё. Стиральная машина данного типа создавала волнения воды внутри бака, за счет чего бельё терлось друг о друга, и таким образом происходил процесс стирки.

Использование электромоторов, вместо мускульной силы, с одной стороны сильно облегчило и улучшило качество стирки с другой стороны приводило к разрушению бака стиральных машин выполненных из дерева. Замена дерева железом позволила в скором времени внести ещё одно усовершенствование. Ранее домохозяйкам приходилось вручную нагревать воду на печи, оттуда нести и выливать нагретую воду в стиральную машину. Теперь железные электрические стиральные машины имели собственный нагревательный элемент.

Первая стиральная машина, запущенная в серийное производство, была создана в 1874 году Уильямом Блэкстоуном, у неё был ручной привод. В Европе первые стиральные машины начали производить немцы в 1900 г. Современные машины с электрическим приводом появились в 1908. Механизация труда практически привела к исчезновению профессии прачки.

В 1949 в США появилась первая автоматическая стиральная машина.
Одна из первых машин автоматов начало 50-х

Источник

Источник

Механическая стиральная машина 1910 года

28 марта 1797 года была запатентована первая стиральная машина. Этот вид бытовой техники стал неотъемлемым атрибутом жизни человека. Но так было не всегда. Когда-то стирка была тяжелой работой. Мы расскажем о том, как люди пытались облегчить свой труд и о появлении стиральной машины

Древний Египет.

Еще в Древнем Египте использовали различные химические вещества для чистки одежды. Так, примитивным «порошком» служила сода, которую специально добывали. Еще из древесного угля получали карбонат калия. Это средство для стирки просуществовало многие века. Еще до нашей эры из золы и жира животных люди приспособились варить мыло. Одежду стирали также воском. Использовали даже корни, кору и плоды растений. Например, обнаружилось, что сок мыльнянки в воде превращается в пену. Это свойство растения и определило его назначение в быту у древних людей.

Древняя Греция.

В Древней Греции был свой процесс стирки одежды. Это был целый ритуал, похожий на изготовление вина. Так, люди выкапывали небольшие ямы в глинистой почве, наливали туда воду, затем прачки кидали в них кучу одежды и топтались по белью. После такой процедуры, белье полоскали в чистой воде и сушили на берегу моря. Между прочим, и это не случайно. Прибой тер одежду о гальку, что делало ее еще более чистой.

Читайте также:  Как стирать ткань чтобы не садился

Водоём для стирки в Этыре в городе Габрово

Древний Рим.

Древний Рим не случайно называли центром европейской цивилизации. Римляне достигли больших успехов в разных областях. Способы стирки у них тоже были передовые. Существует даже легенда о том, как получили мыло. Согласно ей люди на жертвенном костре растапливали жир, но его вместе с древесной золой смыло дождем в реку Тибр. Стиравшие люди на берегу заметили, что от этого одежда стала лучше отстирываться. О том, что римляне действительно использовали такое мыло, свидетельствуют его остатки, найденные на холме Сапо. Кстати, таким мылом никто не мылся по причине его жесткости. Зато для стирки оно подходило в самый раз.

Древняя Индия.

Интересно, что в Индии стиркой занимались только мужчины. И в некоторых районах страны эта традиция сохранилась до сих пор. Индусы-прачки на протяжении всего дня колотят белье об огромные валуны. Этот способ стирки был довольно распространен в разных уголках мира.

Средневековая Европа.

В Европе образовалась чуть ли не целая каста – прачки. Женщины трудились с утра до вечера под открытым небом в любую погоду. Места для стирки располагались у фонтанов или бассейнов. В некоторых регионах, где было рядом море или река, они располагались прямо на берегу. Для них там были пришвартованы своеобразные прачечные-лодки. Прачки никогда не оставались без работы. Сначала белье кипятили, а потом всю эту тяжелую мокрую ношу вытаскивали к реке. Там женщины становились коленями на деревянные мостки и полоскали ткани. Любопытно, что в XIX веке существовало наказание для проституток, их отправляли в прачечные на работу, так как она считалась очень тяжелой.

Камиль Писсарро. Прачки

Как стирали моряки.

Женщин на борт корабля не брали, потому мужчинам приходилось справляться самим. Они придумали следующее: бросали связку белья на веревке за борт прямо на ходу судна. Быстрое течение смывало грязь с одежды. Такую стирку без моющих средств еще называли «сухоперкой».

Древняя Русь.

На Руси белье первоначально замачивали в огромных емкостях. У женщин были средства для отбеливания, конечно, растительного происхождения. Например зола от гречневой соломы или подсолнухов, а также отвары из картофеля и фасоли, кислое молоко. Среди отбеливателей были такие, как моча, свиной навоз и лимонный сок. Потом в чаны с бельем бросали горячие камни. Мылом служили бузина, сок алоэ.

Те хозяйки, которые не могли сдавать одежду прачкам, раз в месяц устраивали стирку. Но тогда уж процесс затягивался на целый день. Влажную обработку проходили далеко не все предметы одежды. Обязательно стирали постельные принадлежности, нижнее белье и детские вещи. А вот верхнюю одежду – тяжелые женские платья, мужские камзолы – держали над паром и чистили щеткой. Пятновыводителями служили спирт и керосин.

На Руси прачки, как, впрочем, и в других странах, использовали для стирки валек. Это деревянная пластина с короткой ручкой. Интересно, что форму валек сохранил на протяжении девяти веков. Изготавливали его из березы, липы, осины. Пользовались им так: белье, пропитанное мыльным раствором, укладывали на доски, а потом били вальком по белью. И так несколько раз.

Изобретение Леонардо да Винчи.

Первую модель стиральной машины изобразил в своих записях художник и изобретатель Леонардо да Винчи. Он нарисовал конструкцию механической стиральной машины. Однако он так и не построил ее. Между тем, до тех пор, пока исчезла профессия прачки, прошло много веков.

Появление стиральной машины.

Только в XVIII столетии придумали прибор, который ускорил и упростил процесс стирки. Это случилось в 1797 году. Патент на изобретение получил Натаниэль Бриггс в США. Конструкция первой стиральной машинки представляла собой ящик из дерева с движущейся рамой, что и создавало эффект очищения ткани. Вращающийся барабан придумал Джеймс Кинг полстолетия спустя. Далее достижения принадлежат Муру, который в 1856 году усовершенствовал механизм. В емкость складывали белье с шариками из дерева и заливали водой. Рама внутри устройства заставляла перекатываться шарики по белью. С этого времени начался бум стиральных машин, но все их объединял один принцип – они были ручными. Правда, во времена калифорнийской «золотой лихорадки» один предприниматель придумал заменить человеческий труд трудом мулов. Они крутили механизм машинки. А в 1861 году изобрели механизм для отжима белья.

Автором первой бытовой стиральной машины стал Уильям Блэкстон в 1874 году. Он подарил одну своей жене, а потом поставил производство машин на поток. Уже к следующему году в Америке существовало около двух тысяч патентов на такие приборы. Но только в 1900 году началось их серийное производство. Первооткрывателем стал Карл Миле. Он переоборудовал маслобойку и пустил изобретение в оборот. Машину стали раскупать.

Электрическая стиральная машина.

Появилась она опять же в США. Конструкция осталась та же, но движущиеся элементы механизма запускали в действие не руки, а мотор. Вскоре корпус машины стал металлическим. Запатентована она была в 1910 году. Чтобы привести в действие электродвигатель, нужно было нажать на рычаг. Однако у стиральной машины был существенный недостаток. Над процессом стирки нужно было все время следить, ведь, если ткань наматывалась на вращающиеся детали, мотор мог быстро перегореть. Решение проблемы вскоре предложил Джон Миллер. Он придумал активатор, который вращал воду, а не белье. Вскоре механизм получил всемирное признание. В 30-х годах машинки для стирки оборудовали таймерами и сливными насосами, а в 1949 году выпустили первую автоматическую стиральную машину. В начале 50-х годов машины получают функцию отжима. Сейчас существуют машины с горизонтальной и вертикальной загрузкой. А в 1978 году придумали стиральную машину, работающую от микропроцессора.

Музейный экспонат. Американская стиральная машина 1927 года фирмы Maytag

Источник

Статья опять же из раздела «Как хорошо что мы здесь а не там.» А конкретней — про стирку, отравлявшую существование любой викторианской домохозяйке. Хотя если задуматься, в этом плане мы ушли совсем не так далеко. Если не наши родители, то уж бабушки точно стирали именно так.

Читайте также:  Джинсы с майками стирать

Dujardin-Beaumetz Petiet «Laundresses»

Первые стиральные машинки стали пользоваться популярностью только в 1880х годах, но многие домохозяйки враждебно приняли этот столь необходимый предмет домашнего обихода. Первые стиральные машинки рвали ткань или же оставляли на ней ржавые отметины. Так что в конце 19го века женщинам приходилось стирать, используя бабушкины методы. А методы эти были очень трудоемкими. Зато они здорово развивали мускулатуру – еще бы, ведь стирка занимала целый день (в Америке это обычно был понедельник). Для викторианской домохозяйки стирка была воплощением ночных кошмаров, поэтому женщины старались стирать как можно реже – раз в неделю или же раз в несколько недель, просто складируя грязное белье. Разумеется, это относится к тем, кто мог себе позволить много перемен одежды. Но опять же, те дамы, что часто меняли платья, могли потратиться и на прачечную.

Почему стирка была адом на земле? Ну, для начала требовалось раздобыть воду. Если вы жили в сельской местности, где нет водопровода, то пришлось бы идти за водой на колодец, а потом тащить ведра обратно а-ля Аксинья из правильного «Тихого Дона.» Впрочем, некоторые крестьянки предпочитали стирать прямо на реке или озере, если таковое было поблизости и если погода позволяла (в проруби особенно не постираешь). В таких случаях они зачастую обходились без мыла и отскабливали грязь, ударяя бельем о камни. Но не всем женщинам приходилось брать воду в колодце, у многих были колонки во дворе или, если они проживали в городе, водопроводная вода.

Итак, воду мы принесли и даже подогрели, теперь настало время задуматься о мыле. В начале 19го века мыло часто изготовляли в домашних условиях, из воды, золы и жира. В пособиях по домоводству можно найти много рецептов различных видов мыла для кружев, для шерсти, для тонкой ткани. Но с середины 19го века мыло начали изготавливать в промышленных масштабах. Например, популярным было мыло компании Пирс — для его рекламы Джон Эверетт Милле написал известную картину «Пузыри», для которой позировал его внук. Массовое производство мыла пришлось к нельзя кстати, но оставалась еще проблема грязных пятен. Их мылом не возьмешь. Но хорошая английская домохозяйка знала много способов, как справится с самыми противными пятнами. Для выведения жирных пятен использовали мел, для пятен от травы – спирт, для кровавых пятен – всем вампирам на заметку! — керосин. В качестве отбеливателя долгое время использовали человеческую мочу или свиной навоз, но самым лучшим отбеливателем считался лимонный сок (увы, он стоил дороже мочи). Чтобы одежда не выцвела, в воду добавляли уксус (для розовых и зеленых цветов), буру (для красных), щелочь (для черных) или отруби (для прочих цветов). Шелк советовали стирать в керосине.

Как и в наши дни, перед стиркой белье сортировали по цвету и по степени загрязнения. Наиболее грязную одежду замачивали в щелочи, потом кипятили. Грязь и пятна отскребали с помощью стиральной доски, но ее нельзя было применять, например, для платьев их легкого шелка – иначе от них просто ничего не осталось бы. Одежду стирали в большом ведре или в лохани, часто используя валек или мешалку для белья. Это деревянная палка, на конце которой находится медный конус или несколько «ножек». Мешалку опускали в ведро с бельем и крутили – фактически, это примитивная центрифуга.
Покончив со стиркой, женщины раскладывали белье на траве или развешивали его на веревке, на улице или, в зимнее время, на чердаке. Поскольку города в 19м веке не отличались особой чистотой – взять хотя бы дым из заводских труб или каминную золу, которую выбрасывали прямо на улицу – то сохнущее белье могло быстро запачкаться. Поэтому прачки старались отжать белье получше, чтобы оно просохло как можно быстрее. В начале 19го века женщины отжимали белье в ручную, но к середине века на помощь им пришел пресс для отжимания белья. Мокрое белье клали между двумя валиками и вращали ручку.

Когда белье высыхало, можно было приниматься за глажку. Разумеется, никто и мечтать не мог об утюге, который включается в розетку и не остывает, пока его не выключишь. В 19м веке утюг мог весить как хорошая гантель. Чтобы нагреть такой утюг, его нужно было прислонить к кухонной плите. Для глажки требовалось несколько утюгов, потому что они быстро остывали. Помимо основных утюгов, существовало еще много разновидностей – например, утюги для глажки галстуков и лент или утюги для рюшек.

Поскольку стирка и глажка были такими изнурительными упражнениями, каждая домохозяйка мечтала просто сдать грязное белье в прачечную. В прачки шли пожилые женщины, вдовы или же домохозяйки, которым требовался дополнительный доход. Мужья последних зачастую были сезонными рабочими с непостоянным доходом, инвалидами или алкоголиками, так что жене приходилось брать на себя функцию добытчика. Работы прачки была крайне неприятной, даже хуже чем профессия швеи. Изо дня в день нужно было наклонятся над лоханью, получая в придачу к заработанных грошам боль в спине, красное от пара лицо и цыпки на руках из-за постоянно соприкосновения с щелочью. Но по крайне мере, работа прачкой приносила хоть какой-то доход. Хотя и не для всех. Да-да, некоторым женщинам приходилось горбатиться над лоханью бесплатно.

В 19м веке в Англии и Ирландии предпринимались попытки реабилитации проституток, подыскав им другое, менее порочное занятие. Стирка подходила как нельзя кстати – если рассматривать ее как метафору, то отскребая грязь с белья, женщина так же очищала скверну со своей души. В Ирландии такие организации называли в честь Марии Магдалины, которая, согласно традиции, была блудницей, раскаявшейся в грехах. Приюты первоначально организовывали как краткосрочные пристанища для падших женщин — научившись честному труду, проститутка могла покинуть приют и жить честной жизнью на свободе. Но мало помалу Magdalene Laundries превращались в тюрьмы. Попав в такую прачечную, женщина уже не могла ее покинуть, как бы сильно ей не хотелось. Кроме того, помимо проституток в приюты Св. Магдалины стали помещать женщин, родивших детей вне брака, умственно отсталых, жертв насилия и даже девочек, чье поведение казалось опекунам слишком распущенным. Условия их содержания в некоторых случаях были невыносимыми. Работа с утра до вечера, запрещение разговаривать, частые телесные наказания – вот та реальность, с которой многие «пансионерки» сталкивались постоянно. О жизни в этих прачечных рассказывается в  очень тяжелом фильме The Magdalene Sisters.

Читайте также:  Стирать трикотаж не было катышки

Стихотворение, приведенное ниже, повествует о типичной стирке в начале 19го века. Оно примечательно в первую очередь тем, что описывает вполне заурядную процедуру с псевдогероическим пафосом- например, в самом начале поэтесса взывает к Музе, чтобы ты вдохновила ее на описание ужасного дня. Так же в стихотворении перечисляются все треволнения, связанные со стиркой – мокрый кот, которого спугнули из кухни, так что теперь он наведается в гостиную; завтрак, проведенный в гробовом молчании; встревоженные взгляды на небеса, ведь если пойдет дождь, то белье сушить негде; и, наконец, нежеланные гости, которым может приспичить наведаться к вам именно в этот день.

«Washing-Day.» by Anna Lætitia Barbauld (1743 — 1825)

The Muses are turned gossips; they have lost
The buskin’d step, and clear high-sounding phrase,
Language of gods. Come, then, domestic Muse,
In slip-shod measure loosely prattling on
Of farm or orchard, pleasant curds and cream,
Or drowning flies, or shoe lost in the mire
By little whimpering boy, with rueful face;
Come, Muse, and sing the dreaded Washing-Day.
–Ye who beneath the yoke of wedlock bend,
With bowed soul, full well ye ken the day
Which week, smooth sliding after week, brings on
Too soon; for to that day nor peace belongs
Nor comfort; ere the first grey streak of dawn,
The red-arm’d washers come and chase repose.
Nor pleasant smile, nor quaint device of mirth,
E’er visited that day: the very cat,
From the wet kitchen scared, and reeking hearth,
Visits the parlour, an unwonted guest.
The silent breakfast-meal is soon dispatch’d
Uninterrupted, save by anxious looks
Cast at the lowering sky, if sky should lower.
From that last evil, oh preserve us, heavens!
For should the skies pour down, adieu to all
Remains of quiet; then expect to hear
Of sad disasters–dirt and gravel stains
Hard to efface, and loaded lines at once
Snapped short–and linen-horse by dog thrown down,
And all the petty miseries of life.
Saints have been calm while stretched upon the rack,
And Guatimozin smil’d on burning coals;
But never yet did housewife notable
Greet with a smile a rainy washing-day.
–But grant the welkin fair, require not thou
Who call’st thyself perchance the master there,
Or study swept, or nicely dusted coat,
Or usual ‘tendance; ask not, indiscreet,
Thy stockings mended, tho’ the yawning rents
Gape wide as Erebus, nor hope to find
Some snug recess impervious: should’st thou try
The ‘customed garden walks, thine eye shall rue
The budding fragrance of thy tender shrubs,
Myrtle or rose, all crushed beneath the weight
Of coarse check’d apron, with impatient hand
Twitch’d off when showers impend: or crossing lines
Shall mar thy musings, as the wet cold sheet
Flaps in thy face abrupt. Woe to the friend
Whose evil stars have urged him forth to claim
On such a day the hospitable rites;
Looks, blank at best, and stinted courtesy,
Shall he receive. Vainly he feeds his hopes
With dinner of roast chicken, savoury pie,
Or tart or pudding:–pudding he nor tart
That day shall eat; nor, tho’ the husband try,
Mending what can’t be help’d, to kindle mirth
From cheer deficient, shall his consort’s brow
Clear up propitious; the unlucky guest
In silence dines, and early slinks away.
I well remember, when a child, the awe
This day struck into me; for then the maids,
I scarce knew ***, looked cross, and drove me from them;
Nor soft caress could I obtain, nor hope
Usual indulgencies; jelly or creams,
Relique of costly suppers, and set by
For me their petted one; or butter’d toast,
When butter was forbid; or thrilling tale
Of ghost, or witch, or murder–so I went
And shelter’d me beside the parlour fire:
There my dear grandmother, eldest of forms,
Tended the little ones, and watched from harm,
Anxiously fond, tho’ oft *** spectacles
With elfin cunning hid, and oft the pins
Drawn from *** ravell’d stocking, might have sour’d
One less indulgent.–
At intervals my mother’s voice was heard,
Urging dispatch; briskly the work went on,
All hands employed to wash, to rinse, to wring,
To fold, and starch, and clap, and iron, and plait.
Then would I sit me down, and ponder much
*** washings were. Sometimes thro’ hollow bowl
Of pipe amused we blew, and sent aloft
The floating bubbles, little dreaming then
To see, Mongolfier, thy silken ball
Ride buoyant through the clouds–so near approach
The sports of children and the toils of men.
Earth, air, and sky, and ocean, hath its bubbles,
And verse is one of them–this most of all.

Прачечная с разными прибамбасами

Мешалки для белья

Доска для стирки

Мыло (прямо как наше родное, хозяйственное)

В центре — вальки, которыми колотили белье. Справа- приспособление для сушки носков, чтобы они не садились.

Чтобы разогреть этот утюг, внутрь клали угли.

Рання модель стиральной машинки с прессом для отжимания белья

Eugène Boudin «The Laundresses»

Jean-Baptiste Siméon Chardin «The Laundry Woman»

William Tom Warrener «The Laundry»

John William Waterhouse «Italian Girl»

Armand-Desire Gautier «Woman Ironing»

Henry Robert Morland «Domestic Employment: Ironing»

Paul Mathey «Interior with Women and a Child»

Edgar Degas «The Laundresses»

Edouard Frère «The Laundress»

Приют Св. Магдалины, Англия, 19й век.

Приют св. Магдалины, начало 20го века

Источник