Как стирали в старину презентация для детей

Сейчас со стиркой справится даже ребенок – загрузить стиральную машину, нажать пару кнопок и развесить уже почти сухое белье не сложно. А вот что делали, когда не то что горячей воды, а и мыла-то толком не было?
Предлагаю небольшую экскурсию в прошлое
Некоторые еще знают, что такое стиральная доска («у моей бабушки такая в деревне»), но мало кто видел ее в действии. А ведь она появилась только в начале 19 века и больше употреблялась в тесных городских условиях, лишенных простора и близкого соседства озера, реки или ручья.
Предшественниками такой ребристой доски были предметы, один внешний вид которых повергает человека непосвященного в ступор. Но – по порядку.
Чем стирали
Еще сто лет назад хозяйкам не надо было прицениваться к моющим средствам – не было нужды. Для стирки использовались мыльные растворы, которые получали в домашних условиях. Это был щелок и мыльный корень.
Щелок, давший название целому классу химических соединений, щелочам, получали из раствора золы, бесплатно поставлявшейся русской печью ежедневно. Щелок еще называли «бук, буча», а сам процесс стирки – «бученье».
Как и где стирали
Стирать с ним можно было следующим образом – в кадушку с бельем клали мешочек с просеянной золой, заливали водой и кидали туда раскаленные «бучные каменья», чтобы вода кипела. Но можно было получить щелок в виде раствора.
Для этого золу смешивали с водой, настаивали несколько дней и получали мыльный на ощупь раствор – концентрированный настолько, что его приходилось дополнительно разводить водой. Иначе одежда при стирке таким сильным щелоком могла быстрее изнашиваться.
Другой источник средства для стирки, растение мыльнянку (или мыльный корень) мельчили, замачивали, процеживали, и полученным раствором стирали, стараясь весь израсходовать, так как он быстро портился.
Никогда не стирали в бане, это считалось грехом. Бучить белье могли в доме или около бани, а значит, рядом с водоемом. Для стирки использовались чугуны, глиняные корчаги, корыта, ступы, песты, вальки…
Хозяйка замачивала белье, заливая его щелоком, в ведерном, то есть помещавшем в себя ведро воды, чугуне, и ставила в печь. Но не надо представлять себе женщину, мужественно вталкивающую тяжеленный чугун в устье печи – ей в этом помогал ухват и каток.
Если ухват знаком всем, то назначение катка следует объяснить – это специальная гантелеобразная деревянная подставка, по которой ручка ухвата вкатывала тяжелую емкость в жаркое нутро печи. Итог бученья белья – белоснежные скатерти и рубахи из домотканого полотна.
Еще одним орудием для стирки служил ВАЛЕК. Этой небольшой деревянной лопаткой «валяли» или «клепали» выстиранное белье на камне или на доске на берегу. Если ни ступа, ни корыто, ни лохань обычно красотой не отличались, то вальки могли украшаться затейливыми орнаментами.
Связано это было с тем, что их зачастую преподносили девушкам парни в качестве подарка, и тогда помимо обычной резьбы на поверхности валька могли оказаться и инициалы любимой и дата подарения. Эти вальки напоминали стилизованные женские фигуры: утолщение на конце рукояти служило головой, рабочая часть валька – туловищем, а перекрестие у основания – руками.
Красивым резным вальком, расписанным яркой краской, девице жалко было и работать… В Национальном музее есть валек, по которому видно – владелица берегла его и в работу не пускала.
Любая ответственная хозяйка знает: стирка – это еще полдела, надо еще выгладить то, что отбелили заботливые руки.
Чем и как гладили одежду в старину
Какие приспособления имелись в домашнем хозяйстве наших бабушек и прабабушек, чтобы выгладить выстиранное?
в прежние времена не столько гладили, сколько «катали» белье. Чем ? знакомьтесь:
Рубель и скалка
Рубель представлял собой прямоугольную доску с рукоятью: на нижней стороне были вырезаны, вырублены поперечные скругленные зарубки, а верхняя, лицевая сторона зачастую украшалась резьбой.
Для того, чтобы погладить, хозяйка складывала одежду, скатерть, полотенце вдоль, стараясь придать ей ту же ширину, что и у скалки.И обворачивали ими скалку, , образуя тугой сверток. Рубель клали сверху и от края стола прокатывали вперед, размягчая и разглаживая льняную ткань – катали . И это был механический способ глаженья.
На Севере любимым приемом резьбы было «рытье», когда поверхность предмета покрывалась зубчатым узором, но могли и просто вырезать орнаменты тонкими контурными линиями. И опять на рубелях часто можно увидеть инициалы и даты – верные признаки того, что это подарок.
Катка белья требовала определенных физических усилий от женщины, но не стоит думать, что приход в деревенские дома металлического утюга сделал процесс глаженья более легким.
Первые утюги
Во-первых, такой утюг в деревенской жизни был вещью дорогой и редкой, и оттого служил зачастую показателем благосостояния (как и самовар, например). Во-вторых, технология глаженья по сравнению с катанием белья рубелем была даже более трудоемкой.
Различали два основных типа утюгов – портняжные и прачечные, хотя в ходу в домах были и те и другие. Портняжный утюг, по сути, был остроносым бруском из чугуна с ручкой.
Его накаляли на огне и осторожно брали прихваткой за ручку, чтобы не обжечься. Такие утюги были самых разных размеров – от совсем небольших, для глажения мелких складок на одежде, до гигантов, поднять которые мог только мужчина.
Портными, как правило, и были мужчины, и работать им приходилось с очень плотными тяжелыми тканями (мне однажды пришлось прошить такое сукно – делать это пришлось, краснея и пыхтя от натуги, да и с риском сломать иглу). И инструменты для глаженья были соответствующие.
Прачечные утюги нагревались иным способом: они были полые внутри и имели подвижную задвижку в широкой части корпуса – туда вкладывалась чугунная тяжелая сердцевина, нагретая на огне.
Еще один вид утюгов, использовавшихся в быту – это углевые или духовые утюги. Верхняя часть корпуса у такого утюга откидывалась, и внутрь закладывались угли.
Остывающие угли хозяйки раздували или разогревали, раскачивая утюг из стороны в сторону. Поэтому важно было еще и не угореть при глажке! Углевой утюг мог быть снабжен трубой и внешним видом больше напоминал допотопный пароход.
Представляя хозяйку, раскачивающую увесистое чугунное сооружение, убеждаешься – сноровка у наших “бабушек” был недюжинная, и сила – тоже. Естественно, современный пластмассово-тефлоновый красавец в разы легче своего чугунного литого предшественника.
Чтобы не быть голословной, я вооружилась безменом и взвесила несколько старинных утюгов в хранилище Национального музея
Самый легкий весил 2,5 килограмма, среднего размера утюги в пределах 4 кг – для нескольких часов глажки цифра внушительная. Ну а самый тяжелый – литой портняжный гигант – заставил безмен жалобно крякнуть и показать 12 килограмм…
Источник
Презентация на тему: ” Экскурсия в историю стирки. Зола – первое вещество, используемое в древности для стирки.” — Транскрипт:
1
Экскурсия в историю стирки
2
Зола – первое вещество, используемое в древности для стирки
3
Сода – универсальное средство широкого действия, применяемое для нейтрализации неприятных запахов, удаления жира или нагара
4
Мыло – моющее средство со сбалансированным составом жирных кислот и веществ, обладающих щелочными свойствами
5
Стиральный порошок – первое синтетическое моющее средство
6
Современные моющие средства
7
Стиральная машина – оборудование для удаления загрязнений с одежды путем стирки
8
Средство, применяемое для стирки изделий из шелка и шерсти
9
Группы пятен Водорастворимые загрязнения органического и неорганического происхождения Водонерастворимые загрязнения органического происхождения Водонерастворимые загрязнения неорганического происхождения
10
Средство для удаления пятен
11
Электрический утюг – неотъемлемый атрибут жизни современного человека
12
Паровоздушный манекен
13
Щетка для чистки одежды
14
Плечики для хранения одежды в подвешенном состоянии
15
Чехол для хранения одежды и предохранения ее от пыли
16
Ярлык – тканевая этикетка, на которой указывают, как правильно ухаживать за вещью
17
стирка Стирка при температуре не выше 30 0 С Стирка запрещена Стирать только вручную
18
сушка Изделие должно только подвешиваться Влажное изделие необходимо раскладывать на плоской поверхности
19
глаженье Гладить при температуре до С Гладить при температуре до С Гладить нельзя
20
химическая чистка Химическая чистка запрещена Чистка химическими препаратами
Источник
Цель: создание социальной ситуации развития детей в интеграции направлений деятельности по познавательному и социально-коммуникативному развитию дошкольников.
-обеспечить условия для расширения представлений детей о быте народа, живших в прежние времена (познавательное развитие);
-обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (социально-коммуникативное развитие);
-создать условия для развития навыков взаимодействия со сверстниками и людьми старшего поколения (социально-коммуникативное развитие);
– обеспечить зону успешности воспитаннице и ее бабушке для презентации семейного мини-проекта по теме «Как стирали бельё в старину»(социально-коммуникативное развитие);
– создать условия для установления преемственной связи среди воспитанников старшей группы и их родственниками разных возрастных групп (социально-коммуникативное развитие);
-способствовать приобщению детей к общечеловеческим и семейным ценностям (социально-коммуникативное развитие).
Предварительная работа: работа с семьей воспитанницы старшей группы по созданию и презентации мини-проекта по теме «Как стирали белье в старину». Беседа с детьми о том, как жили раньше бабушки, прабабушки воспитанников без благ цивилизации.
Организация рабочего пространства
Деятельность взрослого
Деятельность детей
Условия для создания соц. ситуации развития
Незаметно для детей в группе появляется тазик со стиральной доской.
Воспитатель: Не обращает на тазик со стиральной доской внимание.
Дети самостоятельно обнаруживают новый предмет, собираются вокруг него, обращаются к воспитателю с вопросами.
Условия для проявления поисковой активности. Условия для развития самостоятельности и инициативы. Условия для принятия детьми решения.
Воспитатель: Откуда здесь мог появиться тазик? А это что такое?
Предположения детей.
Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки речевой активности.
Воспитатель: Наверное, это очень старая вещь. Кто же может нам помочь разобраться?
Книга, интернет, а может даже бабушка, ведь бабушки знают всё, особенно про старинные вещи. А нашим этим вещам уже много лет.
Предположения детей.
Дети пытаются найти выход из положения. У одного бабушка в деревне живёт, далеко…, у другого….
Условия для поддержки речевой активности.
Условия для выражения детьми своих мыслей.
Воспитатель берёт сотовый телефон и набирает бабушку ребёнка. Телефон передаёт ребёнку для разговора.
Воспитатель предлагает детям вспомнить – чья бабушка может помочь? Направляет мысль детей на то, чтобы дети вспомнили о том, чья бабушка работает в детском саду и позвонили ей; звонят бабушке по телефону.
Ребенок, чья бабушка работает в детском саду, предлагает ей позвонить и пригласить к нам.
Дети ждут бабушку.
Условия для диалогового общения детей
Воспитатель обговаривает с детьми о том, как лучше встретить бабушку.
Дети предлагают варианты.
Условия для проявления инициативности
Приход бабушки Гали в группу к детям.
Дети встречают бабушку.
Условия для выражения приветствия старших по возрасту
На экране телевизора появляются кадры о стирке белья в былые времена.
Баба Галя: Раньше стирка была тяжёлой работой – женщины стояли в холодной проточной воде, бельё натирали песком, постоянно нагибаясь и разгибаясь. (Слайд 2).
Ещё одним орудием для стирки служил валёк. Этой небольшой деревянной лопаткой «валяли» выстиранное бельё на камне или на доске на берегу реки. (Слайд 3).
Эти вальки парни дарили девушкам, поэтому их украшали затейливыми орнаментами. А девушкам жалко было работать таким красивым, резным вальком, расписанным яркой краской. (Слайд 4).
А потом уже придумали приспособление для ручной стирки, представляющее собой ребристую поверхность, о которую следует интенсивно тереть намоченную в мыльном растворе одежду. (Слайд 5).
Дети дополняют информацией из своего жизненного опыта.
Условия для восприятия
Воспитатель: А скажите, ребята, для чего нужно стирать бельё?
Ответы детей.
Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки речевой активности.
Предварительно приготовлены куклы в платьях, кофточках, кукольный постельный комплект, платочки. Также приготовлены детские фартуки.
А кто хотел бы попробовать постирать? Что у нас можно постирать?
Предположения и ответы детей.
Условия для поддержки речевой активности.
Условия для выражения детьми своих мыслей.
Баба Галя предлагает подумать: «С чего начнём?»
А хотите послушать, как я стираю бельё:
-Надеваю фартук;
– Хорошо намочить вещь и мыло в воде;
-Намылить мылом бельё до образования пены;
-Положить мыло и стирать бельё;
-Прополоскать в мыльной воде и отжать;
-Прополоскать в чистой воде и отжать;
-Повесить сушиться на верёвку и прикрепить прищепкой.
Обсуждения детей.
Условия для проявления поисковой активности. Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки речевой активности.
Воспитатель: «Ребята, одежда кукол готова к стирке. Давайте распределимся по очереди – кто, что будет делать – кто стирать, кто полоскать, кто развешивать белье, а кто-то захочет делать все сам от начала до конца?»
Дети распределяют по выбору свои действия
Условия для взаимодействия детей друг с другом. Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки речевой активности.
Предварительно приготовлены: тазик с мыльной водой и стиральной доской, два тазика для полоскания белья и верёвка с прищепками для сушки белья.
Баба Галя и воспитатель помогают
выполнить каждому желающему свои действия по выбору, организовывают процесс стирки белья для кукол поточным способом: стирка на стиральной доске, полоскание белья в 2-водах с выкручиванием его, развешивание белья на веревку для просушки.
Желающие дети стирают с бабой Галей на стиральной доске, полощут белье, развешивают на просушку бельё.
Условия для развития самостоятельности и инициативы. Условия для выражения детьми своих мыслей.
Воспитатель: «Ребята, славно мы потрудились? Что больше всего вам понравилось делать? Легко ли было стирать белье нашим бабушкам? Как мы можем поблагодарить бабушку Галю за то, что она научила нас стирать белье?
Ответы детей, выражение благодарности. (Большое спасибо, баба Галя, до свидания!)
Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.
Воспитатель: «Есть такие поговорки «Сделал дело – гуляй смело», «Делу время – потехе час», «Скучен день до вечера, коли делать нечего». Как вы понимаете смысл?
Ответы детей.
Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-uhod-za-odezhdoi-ruchnaja-stirka-dlja-detei-i-stupeni-s-ovz.html
https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/02/15/kruzhkovoe-zanyatie-dlya-detey-s-ogranichennymi
Источник