Как стирать пыль с картины
Под поверхностными загрязнениями следует понимать только те наслоения, которые образовались поверх лака, покрывающего живопись. К ним относится пыль, всегда находящаяся в воздухе, окружающем картины. Пыль содержит мельчайшие песчинки почвы и другие частицы неорганического и органического происхождения, заносимые на ногах посетителей и попадающие сквозь щели окон, дверей и плохо содержимые вентиляционные каналы. Токами воздуха пыль разносится по помещению и осаждается на картинах. Если поверхность картины даже незначительно увлажнена, пыль прилипает к ней и, соединяясь с влагой, образует грязь.
Под действием тепла пыль размягчается, становится клейкой и сильнее прилипает к вещам.
Кроме пыли, при неусовершенствованных системах отопления в музеях имеет место копоть, поступающая из отдушин или заносимая извне.
С течением времени пыль и копоть настолько загрязняют картины, что живопись их становится темной. Промывки, вообще нежелательные, в таких случаях становятся необходимыми. Ярким примером подобного загрязнения может служить знаменитая картина Сурикова «Боярыня Морозова». Картина около трех десятков лет висела в залах Третьяковской галереи и от поступающей через отдушину пыли и копоти настолько изменилась, что светлый снег ее, писанный с необычайным многообразием красочных переливов, сделался серым. Загрязнение картины происходило постепенно и не сразу бросалось в глаза, но когда сделали пробную промывку на небольшом участке, эффект получился поразительный. Картину было решено промыть всю. При консультации проф. Богословского был изготовлен специальный состав-эмульсия, состоящий из скипидара, воды, спирта и масла, которым А.А. Рыбников и промыл картину.
Поскольку лак со временем желтеет и темнеет, он может показаться грязью, и мало опытный работник, причислив потемневший лак к поверхностным загрязнениям и имея в руках крепкий состав, может смыть и его. Поэтому для простых промывок употребляют такие вещества, которые не действуют быстро на лак, а растворяют только грязь.
Самым простым и безобидным растворителем грязи и копоти принято считать чистую воду. Вода при умелом употреблении ее не влияет на старый лак и краски. Поэтому, если в картине не наблюдается трещин, отслоений, осыпей и других повреждений, попадая в которые вода может вредно подействовать на грунт и на связь его с холстом и красочным слоем, применение ее возможно при условии ограниченного количества и быстроты работы.
В руководствах по реставрации часто упоминаются мыла различных сортов: черное (мягкое), зеленое (мягкое) и некоторые другие. Мыла приготовляются, как известно, из масел и жиров, омыляемых щелочами. Сильные щелочи (едкий натр) безусловно действуют разрушающе на краски, и водные растворы их, хотя и слабые, не могут быть рекомендованы для промывок живописи без соответствующей предосторожности химического порядка (специальная нейтрализация). Допустимо применение только слабых, так называемых нейтральных мыл (детских).
Мыльная пенка или раствор в известных случаях могут обеспечить лучшую смываемость поверхностной грязи и копоти, нежели даже крепкий состав, применяемый в сложных операциях снятия лака. Нам пришлось в этом убедиться при промывке одной ранней вещи Левитана – «Вечер» (рис. 29 и 30).
29. И.Левитан. Картина «Вечер» до промывки
30. И.Левитан. Картина «Вечер» в процессе промывки
Картина находилась в частных руках и висела над батареей водяного отопления. Пригорающая пыль покрыла картину настолько густо и прочно, что живопись ее почернела. Пробуя на небольших участках эмульсию (спирт, скипидар, вода, масло) и меняя пропорции компонентов, мы убеждались в недостаточном ее действии. Эмульсия растворяла даже лак, в то время как налет копоти только редел, удерживаясь прочными пятнами. Слабый раствор детского мыла дал нужный эффект. Черный налет легко и ровно снимался, оставляя лак нетронутым.
Однако применение слабых мыльных растворов мы считаем допустимым только при соблюдении следующих условий: а) не злоупотреблять количеством влаги, наносимой на живопись; б) не оставлять следов мыла на живописи, удаляя их чистой водой и насухо вытирая ватой промытую поверхность.
Допускаемые Эргардтом материалы — скипидар, спирт, масло и вода — легли в основу применяемых нами повседневно промывочных составов. Пропорции этих веществ устанавливаются опытным путем, в зависимости от характера загрязнений. Целесообразность их применения вытекает из следующего:
1) вода растворяет грязь;
2) скипидар растворяет жирные налеты и способствует быстрейшему удалению воды;
3) спирт усиливает влияние воды и скипидара;
4) масло нейтрализует действие растворителей и способствует полировке поверхности, сообщая ей умеренный блеск и свежесть.
Иногда в промывочном составе может отсутствовать та или иная из составных частей. Например, состав может содержать только спирт и воду, скипидар и воду или скипидар и спирт и т.п. Реставратор должен подбирать нужный рецепт в каждом отдельном случае.
Наиболее употребительные составы для снятия поверхностных загрязнений следующие:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Воды -50 Скипидара -50 или Воды -85 Спирта -15 | Воды – 60 Скипидара — 30 Масла льняного, орехового или макового, сырого —10 | Воды -45 Скипидара — 35 Масла -15 Спирта -5 | Воды -35 Скипидара — 45 Масла -10 Спирта -10 | Воды -30 Скипидара- 40 Масла -10 Спирта -20 |
100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
Подбор состава и видоизменение его рецептуры производится экспериментально. На небольшом неответственном участке картины, где-нибудь в углу (лучше на светлом тоне – небо, одежда и пр.), сверточком ваты, намотанной на обратный конец кисти и смоченной тем или иным составом, протирают поверхность живописи и наблюдают за удалением наслоения. При растворении грязи вата грязнится, если же затрагивают и лак, то на вате образуется липкая масса, отличающаяся по цвету от грязи – она бывает в большинстве случаев желтоватая. Если растворяется лак, который не предполагалось затрагивать, состав следует переменить на более слабый. Когда требуемый рецепт подобран, приступают к промывке в широких масштабах, все время наблюдая за ватой.
При промывке картина ставится в вертикальное положение. Из ваты делается широкий, довольно плотный, круглый тампон. Составом после сильного взбалтывания смачивают вату и несколько отжимают, чтобы лишняя жидкость при промывке не потекла по картине(1. Если же это все-таки случится, нужно немедленно собрать жидкость сухой ватой. Тампон, находящийся в правой руке, прикладывают к картине и кругообразными движениями руки начинают работу. В левой руке находится комок чистой сухой ваты, которым в случае надобности всегда можно вытереть излишки жидкости. Если живопись не «фактурна», тампон должен ходить совершенно легко, но если движения его чем-то затормаживаются и он начинает вязнуть, следует насторожиться: это — симптомы растворения лака. В этом случае нужно переменить прием работы. Место, где начал растворяться лак, нужно нейтрализовать, протерев его одним маслом, и продолжать промывку более слабым составом.
Описанное явление может возникнуть в особенности при промывках картин, недавно крытых лаком, поэтому для промывания картин современных художников даже смесь скипидара с водой может оказаться слишком сильным составом. Некоторые вещи до известного времени промывать вообще нельзя.
Во время промывки и по окончании ее, картину насухо вытирают тампоном из чистой ваты, на которой, если картина промыта хорошо, не должно оставаться следов грязи.
Если в дополнение к промывке картину нужно освежить протиркой жидким лаком, сделать это можно не раньше, как через сутки. Микроскопические частицы воды, оставшиеся на поверхности, должны исчезнуть окончательно, в противном случае, оказавшись под лаковой пленкой, они будут способствовать ее разложению, что выразится в посинении лака.
Промывку картин надлежит проводить при нормальных условиях температуры и влажности, в чистом помещении. Низкая температура и повышенная влажность могут затормозить сушку, а пыль может снова прочно прилипнуть к клейкой и до известной степени влажной поверхности картины.
При промывках больших картин в музеях пользуются стремянками или козлами. В процессе работы нельзя допускать сильных колыханий холста и, если он недостаточно натянут, нужно усилить натяжение клинками подрамника.
Из крупных промывок, произведенных в стенах Гос. Третьяковской галереи, можно указать на промывку картины А. Иванова «Явление Христа народу», после перенесения ее в Галерею из Румянцевского музея. Для удаления с нее поверхностных загрязнений был применен состав, указанный нами в рецепте № 3.
___________
1) Это нежелательно потому, что в местах потеков заранее растворяются наслоения и после общей промывки могут остаться полосы.
Первоисточник:
Техника реставрации картин. Е.В.Кудрявцев, М., 2002
Источник
Catchy
Добрый вечер! У меня есть несколько картин, которым уже где-то лет 70, может больше. Например, копия Маковского, которая мне очень нравится явно намного темнее, чем должна быть. Хотелось бы смыть налет пыли и грязи, но при этом не повредить картины. То, что смогла найти по теме – просто протереть теплой водой, использовать мыльный раствор….правда какое мыло лучше брать, так и не поняла, или использовать терпентиновое масло. Сначала надо попробовать, как выбранное чистящее средство взаимодействует с краской картины, т.е. попробовать почистить уголок, который будет находится под рамой. Еще на одной картине имеется кракелюр, и как с ней быть вообще не очень понятно. Буду очень признательна за советы по уходу за картинами!
[URL=https://www.radikal.ru][/URL]
26.11.2012,
19:53
BVS-Odessa
Надеюсь, специалисты здесь найдутся и смогут помочь многим спасти старые работы!
Свои работы 10-15-летней давности успешно отмывал от копоти и мушиных следов тепловатой водой с мылом (хозяйственным или типа Дуру, что оказывалось под рукой) тампоном из ткани, не оставляющей ворсинок (можно марлей, предварительно постиранной). Важно – перед водными процедурами аккуратно снять пыль с поверхности сухой щетинной кистью (обычной малярной), чтобы потом ее меньше забивалось в мельчайшие бороздки живописного слоя, при смачивании водой. Но я так делал с уверенностью, что картины по написании были покрыты тонким слоем защитного акрил-фисташкового лака. Нынешние покрывные лаки предусматривают возможность легко их смыть при помощи спиртовых (если не ошибаюсь) растворителей, не повреждая живопись и нанести свежий слой при реставрации. Но если у Вас картины написаны с завершающими тонкими лессировками (как это было принято у многих старых мастеров) – надо быть очень осторожными при таких операциях. В местах кракелюра водные процедуры не стоит делать – кусочки краски просто осыпятся. Тут, видимо, нужны будут внимательные и чуткие руки “реставратора” с предварительной укрепляющей проклейкой по краям трещинок – но с этим я пока не сталкивался.
26.11.2012,
20:38
BVS-Odessa
Тут, на форуме, оказывается еще в 2006-м году создали тему :”Все о реставрации”:
https://artnow.ru/forum/showthread.php?t=146
Может что и найдете полезного. Был совет одного из коллег с кракелюром справляться при помощи осетрового клея, аккуратно вводимого шприцом между краями трещинок…
Catchy
Спасибо огромное за ответ! Картины немаленького размера, очень их тяжело куда-то возить. Думала, что хотя бы помыть смогу в домашних условиях. Хотя сидимо надо будет к реставраторам обратиться, т.к. одна картина частично без подрамника и есть некая помятость полотна:(
09.12.2012,
22:00
Владимир Рогов
Советы от предков :))
35. Как промывать старые иконы
[Современными правилами реставрации этот способ категорически запрещен]
Когда хочешь промывать старые иконы, то наперед влей
воду в большое корыто, в котором икона могла бы поместиться под водою,
потом положи ее туда и, взяв тепловатой золы из щелока и насыпав ее на
изображение, протирай оное большою щетинистою кистью, одинаковой
величины с теми кистями, кои употребляются для грунтования икон, но,
протирая образ, смотри, как бы не слезли краски, ибо крепкая зола
съедает не одни пятна, но и лак. Посему будь внимателен, и не мой всей
иконы в один прием, а понемногу, дабы не испортить ее. Сперва кистью и
золою промой малую часть ее, и тотчас погрузи всю ее в корыто, дабы
нечистота вместе с золою сошла с промытого места, потом таким же
способом промой другую часть ее, и опять погрузи икону в воду и обмой
ее. Так очищай ее всю мало-помалу, и она не испортится. Если же будешь
мыть ее всю вдруг, то ведь не скоро сделаешь это: а если зола пробудет
на иконе долго, то слезут с нее краски и гипс. Посему поступай так, как я
наставил тебя. Когда икона очистится, и где-нибудь сойдут с нее краски,
то наведи их вновь и покрой всю ее лаком. Тогда она будет, как новая.
Однако наперед сделай опыт на малой иконе, и после удачи принимайся и за
большую. А не удастся, – так покинь эту работу, чтобы не портить икон и
не разладить с владельцем их.
Все, что здесь написано, не принимай за басни.
Ибо сам я делал опыты с большим успехом. А некто принимался за это дело
без предварительного опыта и оставался с голою доскою.
Для того, чтобы оставлять сообщения в форуме, нужно авторизоваться.
Источник
Я просто очищаю от пыли картины, написанные маслом, мягкой кисточкой. Но, оказывается, все не так просто. Картины, написанные маслом, требуют соответствующего ухода.
В основном, картины маслом рисуются на холсте, редко на картоне и пр. материале. Уход за картинами, написанными маслом на холсте, зависит от того, как давно они были написаны. Поэтому важно знать дату написания картины, если она была куплена.
Картины, написанные ранее полугода, нуждаются в солнечном свете и воздухе. Так масляные краски, которыми написана картина, быстрее высохнут.
Окончательное засыхание и затвердевание красок происходит только на втором году жизни картины. В этот период ее нужно оберегать от влажности и перепадов температуры. Прямое попадание солнечных лучей уже нежелательно, от этого краски могут потемнеть.
Картины на холсте маслом нельзя вешать на кухне рядом с плитой, а также размещать в непосредственной близости от нагревательных приборов. В противном случае на полотне начнут появляться микротрещины.
Картины на холсте старше года рекомендуется покрывать специальным художественным лаком. О лаках, как покрывать, можно прочитать здесь.
Чистка картин на холсте
Картины маслом на холсте нуждаются в периодической чистке, которая не ограничивается банальным протиранием пыли.
Специальная процедура чистки позволяет не только эффективно удалить осевшую пыль и грязь, но и, при этом, не испортить краски.
Прежде чем приступать к чистке, стоит убедиться, что чистящее средство безвредно, для этого необходимо нанести его на краешек холста и подождать реакции.
Если все в порядке – тогда нужно подложить пачку старых газет или журналов под картину, сняв раму. Затем, аккуратно протираем картину маслом на холсте ватным диском, смоченным чистящим средством.
Здесь нужно быть осторожным и следить, чтобы на вате не появились следы краски, фиолетовая и черная особенно склонна стираться. Если вы заметили следы – прекращайте процедуру и промойте картину водой.
Для того чтобы очистить картину от пыли достаточно будет обычной, слегка подогретой воды. В этом случае, чистку надо производить быстро, а после завершения протереть полотно тканью. Если картина маслом на холсте имеет трещины – воду использовать нельзя.
О чистящих средствах
Лучшим средством для очистки является терпентиновое масло. Им можно удалить почти все возможные загрязнения.
Но, терпентин это растворитель, поэтому сначала протестируйте краски, как написано выше.
Второе по популярности средство – обычный мыльный раствор, он лучше всего удаляет жирные пятна с картин на холсте.
Источник
Шишкин. “Утро в Сосновом бору”
Такая картина у нас есть, копия, написанная дядей еще где-то в середине прошлого века. И много других картин попало в наследие от дяди. Не уверена, что дядя Вася (Чебыкин Василий Георгиевич) покрывал картины свои лаком, некоторые имеют трещины, я помню, восстанавливала, прокрашивала маслом, растворителем протирала. Чувствуется, что нужно еще будет заняться дядиными картинами, подумать, что можно будет сделать. Многие из них написаны в середине 20-го века, до 50-х годов. В основном, отличные копии большого размера. И только одна дядина пленэрная картина – “Дорога на Лукино” висит и радует глаз.
Источник
Владение хорошей картиной всегда является предметом гордости. В наши дни приобрести современную или классическую картину стало проще благодаря растущей популярности онлайн-галерей.
Но так же, как много времени занимает поиск хорошей картины маслом, она требует тщательного ухода, чтобы сохранить свою красоту на долгие годы. Чтобы очистить или отреставрировать картины, стоит обратиться к профессиональным реставраторам. Однако вы можете эффективно очищать масляные картины самостоятельно, выполнив следующие простые шаги.
Шаги
1
Убедитесь, что кисть, которую вы будете использовать для чистки картин, набита мягким ворсом. Мягкие кисти удаляют грязь с картины, не повреждая ее.
2
Чтобы почистить обратную сторону картины, сначала вытащите ее из рамы и аккуратно положите на чистую поверхность.
3
С помощью небольшой насадки с щеткой аккуратно и осторожно спылесосьте пыль.
4
Если необходимо, проложите бумагой пространство между холстом и рамой, чтобы предотвратить скапливание пыли.
5
Если лак на картине выглядит состаренным, купите мягкий растворитель и почистите его.
6
Перед использованием растворителя на картине, протестируйте его в углу холста.
7
Если растворитель хорош, поместите картину в помещение с хорошей вентиляцией.
8
Теперь очень аккуратно ватными палочками нанесите растворитель на поверхность картины.
9
Чтобы убрать грязь с поверхности, используйте ватную палочку, смоченную в дистиллированной воде. Слегка пройдитесь палочкой по поверхности, убирая грязь.
10
Если на картине есть трещины или отслоившаяся краска, осторожно уберите пыль очень мягкой и сухой губкой.
11
Если поверхность картины влажная, грязная или жирная, используйте мягкое моющее средство. Растворите его в теплой воде и нанесите на поверхность картины чистыми тканевыми салфетками.
12
Если вы владеете современной живописью, убедитесь, что на картине нет грязи, дыма, шерсти животных, перхоти, бактерий и грибка.
13
Чистить картины, покрытые пылью, или те, на которых пожелтел лак, следует только профессионалам.
Советы
- Убирая пыль с картины, ни в коем случае не гните холст.
- Никогда не убирайте грязь, выбивая картину.
- Не погружайте картину в воду.
- Не помещайте рядом с картиной живые растения, так как насекомые и вредители могут перелетать на нее и запачкать.
- Не трите и не чистите картину с усилием.
- Не стряхивайте с картины рыхлые, отслоившиеся кусочки краски, так как они могут потеряться.
Предупреждения
- Не пользуйтесь водой, специальными растворителями для сохранения картин и моющими средствами. Нужно ли рисковать ценной картиной? Отдайте ее в руки профессиональных реставраторов, имеющих специальное образование и опыт. Не экспериментируйте; оставьте это дело профессионалам. Помните, что вред, нанесенный картине, необратим, поэтому заботьтесь о своем произведении искусства!
Что вам понадобится
- Хорошо проветриваемая комната
- Мягкие кисти
- Маленький пылесос с насадкой-щетиной
- Бумага
- Специальный растворитель
- Ватные тампоны
- Сухая щетка с мягкой щетиной, такой, как на детской зубной щетке или помазке для бритья
- Мягкое моющее средство
- Новые салфетки из ткани
Об этой статье
Эту страницу просматривали 24 925 раз.
Была ли эта статья полезной?
Источник