Как стирать театральный костюм

Как стирать театральный костюм thumbnail

Мир кино и театра со стороны зрителя выглядит как настоящая волшебная страна. Блеск камзолов, яркие всполохи цветных юбок и невероятные парики — все это создано для того, чтобы хоть на несколько минут окунуть обывателя в сказку. Но что скрывается за этим великолепием? Мало кому удается побывать на другой стороне и воочию увидеть происходящее за кулисами. Один из таких людей — технолог химической чистки Андрей Артамонов. Он уже 8 лет занимается химчисткой сценических костюмов. В эксклюзивном интервью «МК» Андрей рассказал, как вблизи выглядит знаменитое платье из фильма «Здравствуйте, я ваша тетя!» и почему стирать за ручными обезьянами проще, чем за именитыми актерами.

— Андрей, через ваши руки ежедневно проходят десятки костюмов, но, уверена, иногда пятна, оставляемые актерами, заставляют попотеть даже такого спеца. Какие вещи на вашей памяти были самыми трудными?

— Действительно, иногда нам попадаются очень сложные пятна специфического происхождения, находящиеся на ткани костюма более полувека. Однажды из мужского костюмерного цеха в Телецентре «Останкино» нам привезли старые балетные костюмы, штук 30–40. На бирке у них стояла дата: 1927 год. Это были колеты (особая мужская куртка. — Прим. авт.) и бомбетки (маленький жилет без застежки. — Прим. авт.) из хранилища Большого театра. В каких постановках в них выступали артисты, правда, никто уже и не помнил. Приблизительно тех же времен и сложности были исторические костюмы со съемок фильмов «Корабли штурмуют бастионы» и «Адмирал Ушаков» (оба — 1953 год). Например, мундир Ивана Переверзева, который сыграл Федора Ушакова, был в пятнах от вина — что и свежие-то отстирать непросто, а уж спустя столько лет!.. Кстати, этот мундир, как и другие костюмы, когда-то принадлежали киностудии UFA Третьего рейха — в 1941–1943 годах. Их привезли из специального цеха для ценных вещей из «Мосфильма». Спасти удалось не все, но вот форму Переверзева привели в нормальное состояние — ее очистили.

Очень сложно с женскими корсетами, в которых выступают солистки, — их зачастую приходится чистить отдельно от всего наряда. Когда актриса выходит на сцену, она должна сиять: грудь украшена стразами Swarovski, софиты!.. Но у всего этого блеска есть и обратная сторона: ведь эти стразы не всегда пришиты, часть, бывает, просто приклеены. А от жара софитов и постоянного перемещения артистки на изделии появляются потовые затеки и неприятный запах. Кроме того, все это великолепие стирается не каждый день — дай бог, раз в полгода. Вот и мучаемся с ними потом.

— Неужели артисты выходят прямо в грязных костюмах на сцену? А как же гигиена? Тем более если учесть, что, бывает, один костюм надевают разные люди из разных составов…

— Да. Так и выходят. Государство выделяет не самые большие средства на химчистку, и не каждый театр себе может позволить пользоваться ей так часто, как считает нужным. Поэтому приходится чистить костюмы, на которых пятнам уже по полгода. А есть и вовсе небольшие театры, например на Малой Бронной, — они сдают раз в год. И сделать так, чтобы все пятна были удалены, весьма непросто.

Вообще, самая страшная грязь, которою я когда-либо видел, была на белой ткани. Ее расстилали на арене театра «Уголок Дурова». Пони, волки, хряк Борис Борисович — это лишь небольшой список зверей, потоптавшихся на многострадальном 13-метровом полотне… Но какими бы специфическими ни были эти пятна, все равно труднее всего отстирываются самые обыкновенные, пищевые. Шел человек с кофе, его толкнули, и платье солиста из шерсти сверху донизу облито. Это уже практически инфаркт!

Андрей Артамонов за работой.

Фото: Екатерина Степанова

— Получается, это из-за сложности удалить кофе с ворсистого материала, верно? А что же тогда с париками — совсем беда?..

— А вот с париками проблем нет вообще. В машине химической чистки все они получаются идеально. Даже воск от свечей — это ерунда. Если вы даже полностью погрузите парик в воск, химчистка удалит все ненужное за считаные минуты. Потому что парафин полностью растворяется. Перед погрузкой парики мы складываем в сетку — на специальных «головах» формуются только головные уборы. Но и тут есть свои минусы: они обычно сильно испачканы гримом, при этом грим может быть разного цвета — зеленого, синего… Например, мы обслуживаем цирк на проспекте Вернадского — там могут быть и головные уборы клоуна, и все что угодно. То есть с париком из театра гораздо меньше мороки, чем с париком с детского представления, из цирка…

— Кстати, о цирках. Вам приносят костюмы животных?

— В цирке гораздо сложнее костюмы, чем в театре, там бывают конструкции из необычных материалов: пластика или полиэтилена. Ну и, конечно, влияние животных. Например, «разрушить» специфический запах лошадей — задача не из простых. Или получаем костюм Эдгарда Запашного, а на нем — странное пятно. Потом оказывается, это его тигр лизнул, а потеки остались! Одежда животных редко бывает, разве что обезьян. Кстати, отмечу: после них костюмы более чистые, чем после актеров людей. Они очень опрятные животные. Кроме того, их не только не гримируют, но они не пьют кофе или колу…

— Как проходит сам процесс химической чистки? Для сценических костюмов он как-то отличается от обычного?

— Процесс химчистки выглядит следующим образом: сначала мы зачищаем вручную манжеты, воротники и места, где есть потовые потеки. Формируем партии по цвету и структуре ткани и загружаем в машину на час. Сама машинка химической чистки выглядит практически так же, как и любая стиральная, что стоит у всех дома, только крупнее. А вот принцип действия у нее совсем иной. Никакая вода здесь не используется. В крутящемся барабане активным веществом является специально подобранный органический растворитель, который, к слову, не выливается никуда. Он проходит через одежду и попадает в специальный бак, где нагревается до парообразного состояния и снова проходит сквозь вещи.

Читайте также:  Можно ли стирать lowepro

По самому принципу работы очистка костюмов мало отличается от простой, для обывателей. Но волнений тут гораздо больше! Например, в том же мюзикле «Граф Орлов» на костюмах — многочисленные стразы. Притом все приклеены! Допустим, вы возьмете 53 страза, приклеите на футболку и бросите в стиралку. Что вы вытащите? Правильно: абсолютно пустую вещь. Вот и здесь подбираешь режим, а все равно не знаешь, не попадают ли. Волнуешься, иногда ночь не спишь…

— А были ли случаи, когда, несмотря на все усилия, вещь была все же испорчена?

— Тут нужно понимать, что именно вы вкладываете в понятие «испорченная вещь». Когда я вижу, что пятно, допустим, от кофе, очень сильно въелось в ткань, и ему нужна будет глубокая химическая обработка, я ставлю в известность костюмера. Объясняю ему, что вместе с пятном может уйти и часть цвета, так как чудес не бывает. В этой ситуации решение уже принимает ответственный человек из театра, что дальше сделать с этим костюмом: отфактурить (состарить, чтобы пятно слилось с другими, искусственно сделанными пятнами) или очистить, при этом потеряв часть яркости. Главная беда состоит в том, что все вещи масс-маркета, которые продаются в обычных магазинах, проходят испытания на прочность ткани и стойкость цвета, а театральные костюмы — нет. Они обычно шьются по творческому настрою художника, который мало задумывается, как потом это носить и уж тем более — как стирать.

Камзол из фильма «Адмирал Ушаков» актера Ивана Переверзева.

Фото: Екатерина Степанова

— Если вернуться к персоналиям, вы наверняка знаете какие-то секреты известных актеров? Ведь, получается, в прямом смысле копаетесь в их грязном белье…

— Если взять статистику, то процентов 70% всех театров Москвы проходят через мои руки. При этом это театры как частные, например театр «Кураж» Долоко Михаила, так и государственные театры, продюсерские центры. Еще мы чистим музей «Останкино», «Мосфильм». Если брать персоналии, то, конечно, мы знаем, кого чистим, но наша задача — сделать работу хорошо, а не думать о том, как какой актер пахнет. Я не буду говорить, кто воняет потом и у кого какие проблемы со здоровьем. Мне неважно, пиджак ли это Даниила Страхова, облитый кофе, или чей-то еще. Кроме того, на это нет и времени. Некоторые театры сдают за раз по 300–600 костюмов — тут не до выискивания портков звезд.

— Полтысячи костюмов?! И сколько же времени уходит на очистку такого количества одежды? И в чем в это время выступают актеры? Не могут же они все одновременно играть «голого короля»…

— Это еще не самая большая цифра. Буквально на днях я заполнял бумаги на прием 557 костюмов из Театра на Малой Бронной. На них, думаю, уйдет дней десять всего. А насчет смены одежды — тут ситуация проста. У каждого театра существуют каникулы. Поэтому пик заказов приходится на конец сезона — обычно в августе. Нам сдаются костюмы, когда актеры уходят в отпуск.

— А как театры справлялись до появления вашей службы? Неужели стирали сами или относили в обычную прачечную?

— В некоторых театрах костюмы чистят сами. Пионером в этом деле был ГАБТ в 1998 году, когда его руководство приобрело комплект оборудования. Кроме того, есть современные прачечные, например, в театре «Новая опера» и «Ленкоме», которые стирают такие простые элементы одежды, как носки, сорочки, трусы и бюстгальтеры. Нам же сдаются конкретно сценические костюмы: пиджаки, камзолы, колеты, крылатки — ну очень специфический ассортимент, который абсолютно никакого отношения не имеет к изделиям, которые приносят простые заказчики. Это имитации исторических костюмов — они, как правило, пошиты не очень хорошо. Вообще грамотно сшитая одежда встречается в театрах нечасто. Помню, мы работали с балетом Васильева и Касаткиной — у них есть костюмы, подаренные королевским театром Ковент-Гарден в Лондоне. Я ради интереса один фрак надел — и сразу понял, что фрак, пошитый для Ковент-Гардена и для любого московского театра, радикально отличаются. Это как «Фольксваген» и «Жигули» 4-й модели. Фактура ткани, прикладные материалы, детали — все на высшем уровне! Хоть как-то близкими к такому качеству были разве что вещи из мюзикла «Граф Орлов» в Театре оперетты.

Но в кино с нарядами все обстоит еще круче. Мы как-то чистили платье Александра Калягина из кинофильма «Здравствуйте, я ваша тетя!». Первый шок для людей, которые никогда не видели кинокостюмы, — это понимание, насколько они примитивные. То есть вы видите образ на экране, но когда к вам попадает сама вещь и можно рассмотреть все в мелочах, то сразу бросаются в глаза дешевые, нелепые отделочные ткани, фурнитура… А платье с висюльками Калягина и так достаточно простенькое, но когда берешь его в руки, видно, что оно буквально сделано на коленке и прожжено сигарами, которые он курил. Вот и получается: яркий фильм, необычный образ, а само платье создано практически из ничего.

Читайте также:  Можно ли стирать шлем киват

— Как профессионал в данной отрасли не могли бы вы дать пару советов хозяйкам? Например, как побороть пятна от чернил, вина или кофе?

— Знаете, любые эксперименты с трудными пятнами в домашних условиях обычно ничем хорошим не заканчиваются. Поэтому если вы пролили на себя что-то экстраординарное и вещь вам очень дорога, то лучше все же отнести ее в химчистку.

Источник

Ответ: Считается, что средняя продолжительность жизни карнавального костюма не более одного вечера, однако это не совсем так. Любой карнавальный костюм при должном уходе и правильном хранении способен прослужить своему хозяину не один год.

Чаще всего подробную информацию о том, как правильно ухаживать за конкретным карнавальным костюмом, можно найти на заводской бирке. Правила ухода всегда зависят от того, из каких материалов изготовлен костюм, и в некоторых случаях от особенностей кроя. При выборе карнавального костюма важно понимать, что костюм не является повседневной одеждой и не предназначен для ежедневного ношения. Однако, как и любой предмет гардероба, костюм требует бережного отношения – как в плане ношения, так и в плане ухода и хранения.

Большая часть костюмов и аксессуаров, представленных в ассортименте ГК Батик, изготовлена из особого синтетического материала: полиэстера (реже полиэстера с добавлением полиамида, эластана или лайкры). Структура полиэстера позволяет имитировать различные натуральные материалы от хлопка, сатина и атласа до искусственного меха, бархата и велюра. Однако, полиэстер остается синтетическим материалом и имеет все характерные для синтетического материала свойства.

Очевидным достоинством полиэстера является его устойчивость к смятию. Надевая платье, выполненное из полиэстера, можно не переживать за то, что во время праздничного застолья у него помнется подол. Полиэстер является очень легким материалом. Пышные платья, чьи нижние юбки выполнены из полиэстера, кажутся практически невесомыми, а ведь их исторические аналоги могли весить до 15 килограмм! В костюмах из полиэстера не бывает жарко, более того, многие отмечали, что он обладает “охлаждающим” эффектом. Это качество вы сможете оценить в том случае, если праздник проводится в закрытом помещении или в жаркое время года. Кроме того, изделия из полиэстера не подвержены выцветанию и абсолютно безынтересны моли – таких достоинств натуральные ткани практически всегда лишены.

Как стирать театральный костюм

Глажка и отпаривание

Достав костюм из заводской упаковки, вы, вероятнее всего, обнаружите некоторое количество складок – это нормальное явление для любой новой одежды, которая хранится в герметичной упаковке в сложенном виде. Для того чтобы подготовить костюм к ношению, достаточно отпарить его. В том случае, если у вас нет отпаривателя, вы можете использовать обычный утюг, однако следует предварительно выставить на нем минимальную температуру. Помните, что при сильном нагревании полиэстер и схожие синтетические материалы могут деформироваться.

Как стирать театральный костюм

Стирка

Стирать карнавальные костюмы можно как в ручную, так и с помощью стиральной машины. Общие правила при этом таковы:

  • температура воды – 30 градусов и ниже;
  • можно использовать только мягкие моющие средства;
  • не допускается отбеливание.

В том случае, если вы планируете стирать костюм, в комплект которого входят элементы с проволочным каркасом (воротник-горжетка, шляпа, кринолин, и т.д.), выбирайте ручную стирку, так как при машинной стирке проволочный каркас может быть поврежден и изделие потеряет свой внешний вид.

В том случае, если вы решили воспользоваться машинной стиркой, обязательно установите деликатный режим и минимальную температуру. Это позволит избежать возможных повреждений ткани.

Костюмы из полиэстера ни в коем случае нельзя отбеливать, так как это приведет к повреждению ткани или ее выцветанию. Для устранения пятен на карнавальном костюме из полиэстера используйте только мягкие моющие средства, не содержащие хлора и аналогичных отбеливающих веществ.

В тех случаях, когда вы не уверены в том, что сможете правильно постирать карнавальный костюм, команда ГК БАТИК рекомендует воспользоваться услугами химчистки.

Хранение

Хранить карнавальный костюм можно как в сложенном виде, так и на вешалке.

При хранении костюма в сложенном виде следует уделить внимание тому, как костюм будет упакован – пакет для хранения костюма должен быть герметичен и соответствовать костюму по размеру. Для того чтобы костюм не помялся во время хранения в сложенном виде, не следует использовать слишком большой или слишком маленький пакет. При хранении костюма на вешалке рекомендуем использовать вешалку с широкими плечиками и специальный чехол для одежды.

Как стирать театральный костюм

Ношение

Не следует подвергать костюм чрезмерному нагреванию, так как это может привести к его деформации. В том случае, если вам предстоит выступление на сцене или длительная фотосессия, убедитесь в том, что свет, направленный на вас, не слишком интенсивен. Кроме того, в костюмах из полиэстера следует избегать открытого огня и пиротехники.

В том случае, если вы зацепились краем костюма за выступающий предмет, не делайте резких движений, так как это может привести к разрыву материала или образованию “зацепок”.

Полиэстер является “холодным” материалом, поэтому, выбирая костюм, ориентируйтесь на погоду или обустройство помещения, в котором проводится мероприятие. Помните, что даже если костюм имеет меховую отделку – она так или иначе изготовлена из синтетического материала и не несет функции традиционной верхней одежды.

Читайте также:  Как часто надо стирать банные полотенца

Выбирая костюм для ребенка, следует уточнить, не имеет ли он аллергии на синтетические материалы. Кроме того, детский карнавальный костюм не следует надевать на голое тело – это может вызвать раздражение и дискомфорт.

Если ваш костюм электризуется, используйте специальный спрей-антистатик. Антистатическое средство можно также использовать при последующих стирках.

Как стирать театральный костюм

Источник

Ответ: Считается, что средняя продолжительность жизни карнавального костюма не более одного вечера, однако это не совсем так. Любой карнавальный костюм при должном уходе и правильном хранении способен прослужить своему хозяину не один год.

Чаще всего подробную информацию о том, как правильно ухаживать за конкретным карнавальным костюмом, можно найти на заводской бирке. Правила ухода всегда зависят от того, из каких материалов изготовлен костюм, и в некоторых случаях от особенностей кроя. При выборе карнавального костюма важно понимать, что костюм не является повседневной одеждой и не предназначен для ежедневного ношения. Однако, как и любой предмет гардероба, костюм требует бережного отношения – как в плане ношения, так и в плане ухода и хранения.

Большая часть костюмов и аксессуаров, представленных в ассортименте ГК Батик, изготовлена из особого синтетического материала: полиэстера (реже полиэстера с добавлением полиамида, эластана или лайкры). Структура полиэстера позволяет имитировать различные натуральные материалы от хлопка, сатина и атласа до искусственного меха, бархата и велюра. Однако, полиэстер остается синтетическим материалом и имеет все характерные для синтетического материала свойства.

Очевидным достоинством полиэстера является его устойчивость к смятию. Надевая платье, выполненное из полиэстера, можно не переживать за то, что во время праздничного застолья у него помнется подол. Полиэстер является очень легким материалом. Пышные платья, чьи нижние юбки выполнены из полиэстера, кажутся практически невесомыми, а ведь их исторические аналоги могли весить до 15 килограмм! В костюмах из полиэстера не бывает жарко, более того, многие отмечали, что он обладает “охлаждающим” эффектом. Это качество вы сможете оценить в том случае, если праздник проводится в закрытом помещении или в жаркое время года. Кроме того, изделия из полиэстера не подвержены выцветанию и абсолютно безынтересны моли – таких достоинств натуральные ткани практически всегда лишены.

Как стирать театральный костюм

Глажка и отпаривание

Достав костюм из заводской упаковки, вы, вероятнее всего, обнаружите некоторое количество складок – это нормальное явление для любой новой одежды, которая хранится в герметичной упаковке в сложенном виде. Для того чтобы подготовить костюм к ношению, достаточно отпарить его. В том случае, если у вас нет отпаривателя, вы можете использовать обычный утюг, однако следует предварительно выставить на нем минимальную температуру. Помните, что при сильном нагревании полиэстер и схожие синтетические материалы могут деформироваться.

Как стирать театральный костюм

Стирка

Стирать карнавальные костюмы можно как в ручную, так и с помощью стиральной машины. Общие правила при этом таковы:

  • температура воды – 30 градусов и ниже;
  • можно использовать только мягкие моющие средства;
  • не допускается отбеливание.

В том случае, если вы планируете стирать костюм, в комплект которого входят элементы с проволочным каркасом (воротник-горжетка, шляпа, кринолин, и т.д.), выбирайте ручную стирку, так как при машинной стирке проволочный каркас может быть поврежден и изделие потеряет свой внешний вид.

В том случае, если вы решили воспользоваться машинной стиркой, обязательно установите деликатный режим и минимальную температуру. Это позволит избежать возможных повреждений ткани.

Костюмы из полиэстера ни в коем случае нельзя отбеливать, так как это приведет к повреждению ткани или ее выцветанию. Для устранения пятен на карнавальном костюме из полиэстера используйте только мягкие моющие средства, не содержащие хлора и аналогичных отбеливающих веществ.

В тех случаях, когда вы не уверены в том, что сможете правильно постирать карнавальный костюм, команда ГК БАТИК рекомендует воспользоваться услугами химчистки.

Хранение

Хранить карнавальный костюм можно как в сложенном виде, так и на вешалке.

При хранении костюма в сложенном виде следует уделить внимание тому, как костюм будет упакован – пакет для хранения костюма должен быть герметичен и соответствовать костюму по размеру. Для того чтобы костюм не помялся во время хранения в сложенном виде, не следует использовать слишком большой или слишком маленький пакет. При хранении костюма на вешалке рекомендуем использовать вешалку с широкими плечиками и специальный чехол для одежды.

Как стирать театральный костюм

Ношение

Не следует подвергать костюм чрезмерному нагреванию, так как это может привести к его деформации. В том случае, если вам предстоит выступление на сцене или длительная фотосессия, убедитесь в том, что свет, направленный на вас, не слишком интенсивен. Кроме того, в костюмах из полиэстера следует избегать открытого огня и пиротехники.

В том случае, если вы зацепились краем костюма за выступающий предмет, не делайте резких движений, так как это может привести к разрыву материала или образованию “зацепок”.

Полиэстер является “холодным” материалом, поэтому, выбирая костюм, ориентируйтесь на погоду или обустройство помещения, в котором проводится мероприятие. Помните, что даже если костюм имеет меховую отделку – она так или иначе изготовлена из синтетического материала и не несет функции традиционной верхней одежды.

Выбирая костюм для ребенка, следует уточнить, не имеет ли он аллергии на синтетические материалы. Кроме того, детский карнавальный костюм не следует надевать на голое тело – это может вызвать раздражение и дискомфорт.

Если ваш костюм электризуется, используйте специальный спрей-антистатик. Антистатическое средство можно также использовать при последующих стирках.

Как стирать театральный костюм

Источник