Кто стирал лики с икон

Кто стирал лики с икон thumbnail

Такой вопрос, помогите пожалуйста.. Какие кто смешивает краски для высветления лика? Никак не могу подобрать нужный тон

охра светлая,охра желтая, киноварь(капельку), белила. Чем ближе к последней стадии высветления тем больше белил.

Спасибо. А что можно добавить вместо охры желтой, может, аурипигмент?

аурипигмент точно не надо! Он очень яркий и цвет будет активно-желтым.

DELETED

Если это актуально еще,то напишу как делаю я.Я беру охру светлую,охру красную и белила…Получается розовый тон. По мере высветления все бледнее и бледне..высветляю в 3-4 этапа потом все сплавляю охрой ветлой..

А на Псковских иконах использовали как раз аурипигмент!

Вместо охры желтой ( хотя обычно она не применяется), надо добавить охру золотистую ( пигмент). И естественно на основе яичного желтка (эмульсии).

Аурипигмент имеет свойство со временем темнеть.

И еще… Белила применять лучше титановые ( они более стойкие), т.к. цинковые со временем так-же утрачиваются.

DELETED

А еще лучше белила смешивать свинцовые и цинковые в равных пропорциях… на счет высветления, то я делаю охра светлая+кадмий красный(капелька)+белила

Дорогая Валентина! В вашей пропорции лик получится темный. Вот, чтобы понять что такое икона, надо знать и что такое Богословие. Истинный иконописец должен знать Догматическое Богословие. А то сейчас, в наше время многие копируют старинные иконы, и это конечно хорошо. Но не надо копировать утраты иконы. Лик должен быть светозарным, ибо изображаем святость, и Царствие Божие, Свет неприступный!

DELETED

Дорогой Юрий! Я согласна, что иконописец должен изображать святость и божественное сияние, но техники написания могут разниться… я например пишу в технике старых мастеров (9-10 слоев на лике в технике древнерусской плави) и честно говоря лики получаются по светотени средние, главное вкладывать душу=))

Дорогая Валентина! Я не сомневаюсь, что у вас хорошая душа. Я так-же пишу в древнерусской Московской школы, которая восстановила монахиня Иулиания ( Соколова) в 50-х годах ( многослойственность цветных слоев и плавей). И не сомниваюсь, что вы хорошо пишете иконы. Но на опыте я понял, что у подлинников много утрат, особенно в ликах, поэтому на первый взгляд кажется, что лики древних икон темноватые, но на самом деле это – утраты. Поэтому лики должны быть более светлые. Причем в наше время появилась чуть ли не мода писать темные лики, а это не правельно.

DELETED

Полностью согласна с Вами Юрий!

Далеко не на всех древних иконах лики темные и если они темные это не обязательно связано с утратами.
Какие то действительно затерты, помытые, либо с просевшими плавями.
Какие-то иконы может не до конца расчищены от потемневшей олифы.Другие были изначально так написаны, и видно что они до нас дошли в хорошей сохранности с минимум утрат. Нужно еще учитывать стилистику в которой была написана икона.
В наше время есть такая проблема что многие пишут лики темными, но это не от того что они копируют древние иконы с утратами, а от того что копируют наоборот плохо, невнимательно, не вдумчиво и в итоге все получается хуже чем на древнем образце.

пропорция для высветления ликов предложенная Валентиной вполне нормальная, и я не понимаю почему он при этом должен получаться темным. Вообще писать можно по разному, разными красками, в зависимости от конкретной иконы, ее композиции, поставленной художественной задачи и богословской программы выражаемой в иконе.

DELETED

Просто дело в том, что Юрий Водзинский считает себя одним разбирающимся в вопросе среди всех присутствующих=)))

Знакомые иконописцы советуют использовать цинковые белила для рисования лика. Кажется, потому, что они “просвечиваются”. А титановые берут для рисования одежд.

Катенька, иконописцы советуют использовать свинцовые белила

Титановые лучше всего и всегда для всей иконы!

Источник

Распечатать

Ю. П. Сергеев

Особо следует остановиться на писании голов. Ведь от того, как написана голова святого, во многом зависит не только эстетическая, но и духовная сторона иконы.

Раньше, до революции, не каждый мастср-иконописец мог написать икону полностью, от начала и до конца. Часто в иконописных артелях было разделение труда: одни мастера писали все, кроме лица («лика»), и назывались «доличниками», а другие писали только лики и назывались «личниками». Третьи занимались золочением икон («позолотчики»).

Как было сказано ранее, основной цвет головы – санкирь – прокладывается в процессе роскрыши, по нему с помощью высветлений проводится условная лепка головы. Эти высветления принято называть «плавями».

Подробное описание процесса выполнения иконописной головы оставил нам мастер палехской лаковой миниатюры Н.М.Зиновьев. Он представил этот процесс в следующей последовательности. После описи на самых выпуклых местах головы – на лбу, скулах, на носу, на волосах – белилами выполнялись небольшие линии – «движки», определяющие места будущих плавей.

Для нанесения первой плави мастер на основе охры светлой, белил и киновари составлял желтоватый (телесный) цвет.

Он был значительно светлее санкиря, и им проплавлялись самые выпуклые места лба, носа, щек, губ, подбородка, шеи и других частей головы. Первая плавь называлась «охрением» или «вохрением» (в старые времена охра называлась вохрой).

Вторая плавь – «румянцы» – составлялась из киновари, которая очень жидко разводилась водой. Румянцы наплавлялись на надбровных дугах, щеках, губах, на кончике носа, слезничках, на мочках ушей. Румянцы наносились с таким расчетом, чтобы они были видны после проведения последующих плавей.

Кто стирал лики с икон

Третья плавь проводилась жидко разведенной жженой умброй. Этим составом приплавлялись зрачки глаз, брови, усы, борода и волосы.

Четвертая плавь называлась «подбивкой». Мастер соединял санкирь и первую плавь – охрение, образуя при этом общий полутон головы. Подбивка составлялась из охры и киновари. Белила в этом случае не добавлялись, так как они дают белесость, которую трудно соединить с санкирем.

Пятая плавь называлась «сплавка». Она выполнялась тоном несколько темнее первой плави (охрения), но светлее подбивки. Сплавкой объединялись все предыдущие плави в общий тон. Она состояла из светлой охры, белил, киновари и кармина, если тон лица имел светло-розовый оттенок. Для загорелого лица сплавка делалась из охры, киновари и небольшого количества белил с кармином. Изнуренное лицо изображалось сплавкой из охры, кармина, белил с небольшим добавлением ультрамарина. Она должна быть так положена, чтобы все предыдущие плави просвечивали сквозь нее.

Этим же тоном делаются блики на самых выпуклых, самых светлых частях прядей темных волос.

Шестая плавь составлялась несколько светлее сплавки и накладывалась на самых выпуклых местах лица, а также на глазах.

Читайте также:  Доска для детей писать стирать

После проведения всех указанных плавок голова могла иметь дробный вид. Чтобы ликвидировать этот недостаток, мастер составлял красочный тон из охры темной с незначительной примесью сажи и киновари, и этим тоном проплавлялась вся голова. Проплавлять старые мастера могли и тоном санкиря. Эту плавь выполняли особенно осторожно, чтобы не размыть ниже лежащие слои красок.

После проведения указанных плавок мастер жженой охрой восстанавливал опись всех черт лица, пряди волос и бороды.

Для выявления условного объема притеняли брови и глазные впадины. Обычно это производили жженой сиеной, обладающей легкостью и прозрачностью.

Черной краской на глазах писался зрачок. Интересно, что зрачок старые мастера писали не круглым, а овальным, в некоторых случаях даже почти треугольной формы, который касался верхнего века одним из своих углов. Для усиления выразительности по белку глаз делали отметки белилами с охрой. Губы слегка приплескивали жидким кармином, киноварью или красной охрой. Выполнение линий бровей, волос и глаз с целью выразительности производили живо и с нажимом. Сначала их намечали тонко и осторожно, но с последующим усилением. В середине линии делали нажим, а в начале и в конце линии утоньшались. Брови изображались двумя-тремя параллельными линиями с утолщением в центре. Они начинались от переносья, от так называемой «носовой птички» (рис. 18).

В течение веков в иконописном искусстве выработался определенный перечень образов святых, пророков, служителей церкви, которые многие годы сохраняют один и тот же облик (рис. 19).

Кто стирал лики с икон

Рис. 19. Характерное написание образов святых: ангела, Сергия Радонежского, Иоанна Златоуста, апостола Петра, Мельхиседека, Соломона, Василия Великого, Николая Мерликийского, Иоанна Предтечи.

Лексикон иконописцев традиционно хранит названия встречающихся в иконах бород по цвету: черные, русые и седые. По форме: широкие, круглые, «с косичками», кудреватые, длинные, свешивающиеся с ушей, раздвоенные. Это – характерные формы бород Спаса, Златоуста, Предтечи, Николая, Сергия и других. Причем каждый вид выполнялся в определенном стиле. Так, бороды Спаса и Предтечи расписывались сажей, высветлялись на выпуклых прядях волос и притенялись коричневой жидкой краской. Русые волосы перед описью приплескивались коричневой краской. Для притенения мастера применяли сиену жженую, умбру, иногда с добавлением зеленого цвета. Высветления на прядях выполнялись парными штрихами, которые вписывались между темными линиями описи. Линии светлых штрихов также писались с нажимом посередине. Они объединялись между собой приплавками светлым тоном по середине и ослаблениями света по краям. Седые волосы иногда перед описью покрывались полностью серым тоном, составленным из белил и сажи. Этот тон в старые времена называли «ревтью». Разделка седых волос заключается в том, что светлые черточки-волоски по два, по три или даже по четыре наносились в разных направлениях, создавая этим растрепанные пряди волос.

Источник: Сергеев Ю.П. Секреты иконописного мастерства. / Москва: Юный художник. 2000.

Комментарии для сайта Cackle

Источник

Многие слышали о наличии таковых. Ещё больше о них не слышали совсем. Что же такое- адописные иконы? Откуда они взялись и какие бывают?

Пример адописной иконы

У многих верующих христиан, не только православных, в жилище имеются лики святых угодников Божьих, либо земной лик Христа. Перед ними люди молятся, совершают некоторые требы, просят о заступничестве, рассказывают о своих бедах. Верят в их помощь. Но не всякая икона вам поможет. И дело даже не в ней, а в том, глядя на лик кого вы молитесь.

Когда же появились эти совершенно не божественные иконы? Многие ценители искусства, теологи и историки считают, что адописные иконы появились в XVI- XVII веках. Это неверно. Они появились в тоже самое время, когда появились и обычные иконы. В появление дьявольских икон обвиняли: еретиков, язычников, представителей других конфессий, а также всевозможных магов. Но это не столь важно. Вне сомнения, люди создающие подобные “шедевры”, разбираются в вопросах веры и разбирается в вопросах темного колдовского искусства. Для чего же вообще создаются такие “художественные шедевры”? Какая преследуется цель? На самом деле преследуется одна из двух целей. Первая, более древняя цель,- это очернить саму веру или Христа непосредственно. В том числе и вербовать носителей христианства в сатанизм. Вторая, более современная цель,- причинить духовное и физическое зло самому владельцу лика. Оба метода используются испокон веков до настоящего времени.

Примеры картин- перевертышей

Примеры картин- перевертышей

Существует таких икон три основных вида. Первый вид– это так называемые “перевёртыши”. Суть его заключается в следующем: мы знаем, что существует множество изображений людей, животных, природы, на которые если смотреть прямо, видишь одну картинку, если же их перевернуть, то вы увидите совершенно иную картину. Таких изображений множество. Этот же метод используется и в изображении ликов святых. Проще говоря, положим у вас имеется икона, на которой лик какого-либо святого. Когда вы смотрите на неё прямо, все кажется нормальным, но переверни вы икону “вверх ногами”, на вас уже смотрит какой-то демон. Не всегда это заметно сразу. Иногда стоит отойти на несколько метров и взглянуть, так сказать, на общую композицию. В данный момент сохранилась для широкого зрителя одна такая икона- перевертыш. Икона святого Митрофана Воронежского, хранящаяся в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва в Москве. Некоторые полагают, что если перевернуть её “вверх ногами”, можно увидеть лицо Петра I, которого считали современники царем-антихристом, на что, кстати, имели основания. На самом же деле такая икона не единственная. Очень много их находится в запасниках Ватикана. Некоторые находятся дома у людей, которые не подозревают о наличии подобной иконы. Некоторые находятся в храмах и доступны к обозрению. Если же вы решили приобрести Лик какого-либо святого Угодника Божьего, перед покупкой не поленитесь перевернуть его. Пусть вас не смущают настороженные узоры продавцов. Пусть вас не смущает их молчаливого вопрос, а возможно, негативное мнение по поводу ваших действий. Всегда честно можете сказать, почему вы это делаете.

Перевертыш Митрофана Воронежского

Будет уместно вспомнить слова Николая Семеновича Лескова “Сказать страшно, что они со мною сделали! Один мне икону променял за сорок рублей и ушел, а другой говорит: “Ты гляди, человече, этой иконе не покланяйся”. Я говорю: “Почему?”А он отвечает: “Потому что она адописная”, — да с этим колупнул ногтем, а с уголка слой письма так и отскочил, и под ним на грунту чертик с хвостом нарисован! Он в другом месте сковырнул письмо, а там под низом опять чертик. “Господи! — заплакал я, — да что же это такое?” “А то, — говорит, — что ты не ему, а мне закажи”. И увидал уже я тут ясно, что они одна шайка и норовят со мною нехорошо поступить, не по чести, и, покинув им икону, ушел от них с полными слез глазами…” (Лесков Н.С.”Запечатленный ангел”).

Н.С. Лесков

Читайте также:  Связав шарф нужно ли стирать

То, о чем говорит Лесков, стопроцентно относится ко второму виду адописных икон. Это это метод от тайного изображения. Суть его заключается в том, что на лицевой стороне иконы действительно изображение святого Божьего Угодника. Если вы его перевернёте по первому методу проверки, то ничего необычного вовек не увидите. Богопротивный образ находится в другом месте. По сути, это принцип так называемого “второго дна”. На скрепленные дощечки наносился на основу грунт, как это положено, создавался левкас. На нём “тёмный иконописец” изображал какого-нибудь демона или абсолютно демонический сюжет. Затем он ждал, пока краска высохнет, а сверху наносил новый слой грунта. А уже на нём изображал какой-либо канонический сюжет. То есть, получается, одно изображение находилась под вторым. Человек видит только второе, внешнее. Христианин молится перед ликом внешним, одновременно молясь и внутреннему, сам того не понимая. Кое-каким “богомазам” именно это и было нужно. Стоит вспомнить случай с известным всем нам Василием Блаженным. Да, речь идет именно о том самом Московском святом. Это информация имеется в открытых источниках. В один прекрасный день Блаженный Василий подошёл к воротам некоего города. Над воротами находилась икона с изображением Богородицы, которую считали чудотворной, а заодно и хранительницей этого города. Народа было много, но святой повел себя странно: все, входящие в эти ворота, перед входом крестились и молились этой надвратной иконе. Блаженный же поступил иначе. Он не стал ему молиться, а поднял с земли крупный камень и бросил в эту икону! Святому повезло, потому как люди его уже знали, иначе они бы его просто убили. Но, зная его самоотверженность и ревность Богу, они умерили свой пыл и потребовали объяснений. Тогда Василий содрал с образа краску, под которой обнаружилось изображение нечистого, которому, оказывается, все эти годы люди бессознательно поклонялись. Дело было в Москве, а ворота те,- “Варварские”. Подобный метод используется до сих пор. Не каждый будет царапать лик, чтобы посмотреть, что под ним. Иногда поступают еще проще. В окладе самой иконы где-нибудь у задней стенки, которая не видна глазу, помещают дьявольское изображение. Как правило, это делают уже не иконописцы, а после того, как икона создана с лучшими намерениями. Так проще быстрее.

Варварские ворота

Итак, мы перешли к третьему виду, который правильнее было бы назвать- “откровенное богохульство”. Суть его заключается в том, что изначально создаётся богомерзкий образ. Там нет никакого божественного изображения. Изначально изображается Сатана, демон, грешники и тому подобное. Порой, как бы в насмешку, они изображаются с учётом святоотеческих канонов и правил написания икон, установленных официальной церковью. В последнее время количество таковых икон резко возросло. Этому есть объяснение. Сейчас любую религию можно исповедовать беспрепятственно, не подвергаясь какому-либо наказанию со стороны церкви, либо государства. Инквизиции нет, говорить можно практически все и открыто. А изображать и подавно.

Демон Бафомет на иконе

Демон Бафомет на иконе

Демон Бафомет на иконе

Демон Бафомет на иконе

Демон Бафомет на иконе

Демон Бафомет на иконе

Демон Бафомет на иконе

Демон Бафомет на иконе

Сколько же на самом деле существует этих адописных икон? Сложно ответить на этот вопрос даже приблизительно. Но примерное число всё-таки можно назвать. “Перевёртышей” в мире существует порядка 15000. Икон второго типа порядка 80000. Третьего типа порядка 40000-50000. Это с учетом всех, независимо от времени создания. Будьте предельно внимательны при приобретении каких-либо икон и старинных книг, поскольку в последних также используется подобные изображения. А ещё внимательно относитесь к подаркам такого плана, которые могут преподнести с явно не хорошей целью. Что же делать, если такую икону вы всё-таки обнаружили у себя дома? Первым делом, как можно быстрее её необходимо ликвидировать. Ни в коем случае не несите в храм. Лучше уничтожить, либо закопать в землю в том месте не ходят люди, либо утопить в природном водоеме с проточной водой.

Вам же желаю быть здравыми. Да хранит вас Господь! Делитесь своим мнением в социальных сетях и друг с другом, а также в Дзене.

Все фото из открытых источников.

Источник

Что такое сусальное золото, как поступать со старыми иконами, и почему иконописцы часто бегают за водкой, корреспонденту «АиФ-Кузбасс» рассказала Марианна Мещанюк, иконописец с пятилетним стажем, работающая в мастерской при Кемеровском епархиальном управлении.

Сколько напишешь – столько получишь

Олеся Евдокимова, «АиФ-Кузбасс»: Марианна, раньше ты работала дизайнером в одном из глянцевых журналов. Пригодился ли тебе этот опыт работы, когда ты пришла в иконописную мастерскую?

Марианна Мещанюк: Навыки дизайнера оказались здесь как нельзя кстати, поскольку зачастую у заказчика сразу нет возможности приобрести большие писаные иконы для храма. Поэтому наша мастерская занимается изготовлением как печатных иконостасов, так и отдельных икон.

За основу берется фотография реальной иконы, обрабатывается в компьютере, затем мы распечатываем её на самоклеющейся плёнке, которую наносим на пластик. По сути, это и есть дизайнерская работа. Но большая часть работы заключается в создании икон по традиционным технологиям.

Доски для икон изготавливают из различных пород древесины. Фото: АиФ/ Олеся Евдокимова

– Каким требованиям должен соответствовать человек, который решил стать иконописцем?

– Во-первых, это должен быть человек верующий, который живёт церковной жизнью. Проще говоря, участвует в таинствах и соблюдает обряды православной церкви, включая чтение молитв, пост, исповедь и причастие. Во-вторых, необходимо художественное образование, хотя бы минимальное.

Например, у меня – художественная школа и диплом дизайнера от КемГИК. У некоторых наших сотрудников есть специальное иконописное образование. Что касается личных качеств, то на первом месте стоят терпение и благоговение, поскольку процесс создания иконы требует особого внимания и времени.

Читайте также:  При нажатии на пробел стирает буквы

Всё начинается с эскиза. Фото: АиФ/ Олеся Евдокимова

– Сколько времени уходит на создание одной иконы?

– Непростой вопрос! Это зависит от сложности работы, а также от самого исполнителя: кто-то пишет быстрее, кто-то медленнее. Например, чтобы написать аналойную икону размером 30 на 40 см, понадобится в среднем пятнадцать дней.

А вот на создание житийной иконы высотой в 1,5 метра может уйти до полугода. И спешка здесь ни к чему, так как каждый этап работы очень важен. Необходима сосредоточенность и тщательный подход к выполнению.

При написании иконы необходима сосредоточенность. Фото: АиФ/ Олеся Евдокимова

– Кто является вашими заказчиками, и какие иконы самые популярные?

– К нам приезжают со всего Кузбасса. В основном пишем иконы для храмов, но и частные заказчики тоже есть. От общего количества клиентов их около 30%. Часто поступают заказы на мерные иконы, когда при рождении ребенка измеряют его рост и ширину плечиков, после чего изготавливается доска точно таких же размеров, на которой пишется святой-покровитель новорождённого. Такую икону дарят младенцу в день крещения крёстные родители. Раньше на Руси был такой обычай, который сейчас начинает возрождаться.

Заказывают иконы не только храмы, но и частные лица. Фото: АиФ/ Олеся Евдокимова

– Какова минимальная стоимость иконы, и из чего складывается заработная плата иконописца?

– Самая простая в исполнении – это аналойная икона, на которой изображен один святой.  Средний размер – примерно 30 на 40 см, её стоимость начинается от 10 тыс. рублей. Что касается зарплаты, то она зависит от самого мастера – зарплату мы получаем от выработки.

Иконописцу приходится использовать в работе даже водку. Фото: АиФ/ Олеся Евдокимова

Желток, вода и сухое вино

Марианна, с чего начинается создание будущей иконы?

– С эскиза. Затем в нашей столярной мастерской делается доска нужных размеров. Она особым образом склеивается, туда вставляются шпонки, предназначенные для того, чтобы со временем доска не деформировалась. Используются в основном следующие породы древесины: липа (самая распространённая), бук, сосна, лиственница. После того как я получаю на руки готовую доску, начинается долгая подготовительная работа и лишь потом – написание иконы.

В мастерской есть молитвы перед началом иконописания. Фото: АиФ/ Олеся Евдокимова

– А что вы используете в качестве образцов для написания? Какие компоненты при этом используете?

– Мы руководствуемся определенными канонами и, как правило, в качестве образца ориентируемся на иконы XIV-XV века. При создании иконы мы используем натуральные материалы.

Например, льняной холст, который приклеивается на доску с помощью горячего раствора желатина и воды. Затем в несколько слоев наносится левкас – особым способом приготовленный состав – из мела, желатина и воды. Рисунок наносится растертым углём.

При изготовлении иконы мастера используют натуральные материалы. Фото: АиФ/ Олеся Евдокимова

А краски мы делаем сами, используя для этого натуральные пигменты в порошках, в состав которых иногда входят и ядовитые вещества, такие как ртуть и мышьяк. Синий цвет получают из полудрагоценных камней, а жёлтые, зелёные, красноватые оттенки – из глины.

Для получения необходимой консистенции красок их перетирают специальным курантом на стекле, разбавляя при этом смесью из куриного желтка, воды и белого сухого вина. Вино используется в качестве консерванта. Срок годности таких красок не более 3-4 дней.

Для изготовления красок для икон используют природные материалы. Фото: АиФ/ Олеся Евдокимова

– Правда ли то, что иконы покрываются сусальным золотом? Что оно собой представляет?

– Да, на иконах на самом деле – настоящее золото! Это тончайшие листы, которые мы используем для позолоты фонов и других декоративных элементов на иконе. Сам процесс нанесения золота требует особой осторожности, ведь просто так руками эти листики не возьмешь – они порвутся. Поэтому сначала мы берем специальную широкую кисть и проводим ей по лбу, чтобы ворсинки не были слишком сухими.

Мастера используют в работе тончайшее сусальное золото. Фото: АиФ/ Олеся Евдокимова

Затем мы аккуратно набираем на кисть листик золота и накладываем его на предварительно подготовленную поверхность будущей иконы. Кстати, вы будете смеяться, но мы часто ходим за водкой!

Впрочем, используем её исключительно в рабочих целях. Если взять 0,5 стакана водки и добавить туда несколько капель желатина, то получится очень крепкий клей, который будет надёжно удерживать золото на поверхности левкаса.

Создание образа может занять от нескольких дней до полугода. Фото: АиФ/ Олеся Евдокимова

– Когда считается, что работа полностью закончена, и доска с изображением святого может называться иконой?

– Когда пишется имя святого. После этого на икону уже можно молиться.

– Освящать её разве не нужно?

– Иконы, которые написаны по канону, не требуют освящения. Как правило, миряне приносят освятить в храм те иконы, которые они сделали сами, например, вышили бисером. В храме икона получает не освящение, а благословление – свидетельство того, что она является каноничной и на неё можно молиться.

Готовые иконы отправляют в храмы. Фото: АиФ/ Олеся Евдокимова

– Марианна, есть ли срок годности у иконы?

– Если взять идеальные условия хранения, без воздействия солнечных лучей и воды, то, можно сказать, что она «живёт» вечно.

Старые и поврежденные иконы ни в коем случае нельзя выбрасывать. Фото: АиФ/ Олеся Евдокимова

– А что же делать с теми, которые всё-таки пришли в негодность?

– Ни в коем случае просто так не выкидывать! Если сложно разобрать, кто изображён на иконе, она сильно утрачена – на такой образ молиться уже нельзя. Но можно отдать икону в нашу мастерскую, где мастер снимет с доски старый красочный слой, после чего напишет на ней новый образ.

Также часто у людей хранятся старые выцветшие, бумажные иконочки, и они не знают, что с ними делать. Конечно, лучше принести их в храм и оставить там. Либо можно самим икону сжечь, а пепел закопать там, где люди не будут попирать его ногами.

Смотрите также:

  • Нужен новый сценарий. Бизнес-тренер – о кризисе, деньгах и времени →
  • Михаил ПРОШКИН: “Вместо сережек в подарок – именная икона” →
  • Вязание в Кузбассе может быть источником дохода →

Источник