Куропаткин запретил стирать форму

Удивительно, но история камуфляжа, маскировки, как личного состава, так и боевой техники, всерьез началась только на Первой мировой войне. Конечно, и до этого, во время войн и боевых действий всегда были попытки скрыть воинов, ввести противника в заблуждение. Можно привести в пример знаменитого Троянского коня. Но серьезно к этому подошли только сто лет назад.
Удивительно, но история камуфляжа, маскировки, как личного состава, так и боевой техники, всерьез началась только на Первой мировой войне. Конечно, и до этого во время войн и боевых действий всегда были попытки скрыть своих воинов. Можно даже привести в пример знаменитого Троянского коня. Но серьезно к этому подошли только сто лет назад.
Что такое камуфляж и маскировка? По сути, это попытка ввести в заблуждение противника, выдать одно за другое, например, деревянные орудия за настоящие и отвлечь его внимание на ложные цели. Также важнейшим элементом камуфляжа является защита войск и технике за счет специфической окраски, позволяющей объектам стать малозаметными.
Если говорить об обмундировании, то военная одежда в прежние века всегда была яркой и многоцветной. Мундиры всех цветов радуги, пышные аксельбанты, цветные перевязи, эполеты, алые и белые штаны, высокие кивера с разноцветными султанами, сверкающие на солнце кирасы и шлемы, украшенные орлами. Чем заслуженней был полк, тем более яркую и вызывающую форму он носил.
Этим преследовались две цели: с одной стороны, запугать противника своим грозным видом, и с другой – дать возможность полководцу издалека видеть свои войска и различать полки между собой. Поэтому чем ярче выглядели войска, тем больше страха они внушали неприятелю. Но и тогда полководцы разными уловками пытались скрыть свои намерения. Например, Петр Первый во время знаменитой Полтавской битвы 27 июня 1709 года приказал опытнейшему Новгородскому полку поменяться мундирами с недавно сформированным и необстрелянным Ладожским. У первых были синие мундиры, у новобранцев – серые. Как и ожидал Петр Первый, шведы ударили по полку, одетому в серые мундиры, рассчитывая легко сломить сопротивление. Но наткнулась на жесткое сопротивление новгородских полков, имевших уже более чем восьмилетний опыт боевых действий. Шведская атака захлебнулась.
Но в конце девятнадцатого века появилось оружие массового поражения – многозарядные ружья, пулеметы, скорострельные пушки, авиация.
При таких новых видах оружия яркая форма уже не устрашала, а наоборот привлекала внимание стрелков. Интересно, еще до массового перехода на форму защитного цвета, во время русско-японской войны 1904-1905 годов командующий Манчжурской армией генерал А.Н. Куропаткин отдал очень необычный приказ. В русско-японскую войну русская армия вступила в солдатских белых гимнастерках и черных шароварах. Офицеры воевали в ослепительно белых кителях со сверкающими золотыми и серебряными погонами, офицерскими поясами и портупеями, обшитыми золотым и серебряным галуном, цветных фуражках с белыми чехлами. И сразу попадали под огонь японских пулеметов. Тогда А.Н. Куропаткин запретил своим солдатам и офицерам стирать форму, поскольку вымазанные в грязи белые кители были куда более незаметной мишенью. Это дало почти мгновенный положительный результат. Потери ощутимо уменьшились.
Очень ярко это выявилось и во время англо-бурской войны. Буры были одеты в форму, имитирующую окружающий ландшафт, использовали для маскировки ветки, грязь, песок, траву. И при этом они несли потери на порядок ниже, чем англичане, одетые в традиционные ярко красные и белые мундиры.
Стало очевидно, что в войнах нового типа яркость и разноцветность формы солдат неминуемо ведет к огромным потерям. А какие цвета более незаметны для противника? Обратились, естественно, к художникам. Выяснилось, что самые заметные цвета – белый, ярко-желтый, черный, синий, красный, темно-зеленый, ярко-зеленый, коричневый и голубой, а наименее заметные – желто-коричневый, серый, сине-серый, оливковый, желто-зелено-серый и серо-голубой.
Внедрение защитного цвета далось военным, привыкшим к ярким мундирам, нелегко. В России униформа защитного цвета была введена повсеместно лишь в 1907 году, в Швеции – в 1906-м, в Австро-Венгрии – в 1909-м, в Германии и Италии – в 1910-м. Самыми консервативными оказались французы. В первые атаки Первой мировой войны французские пехотинцы пошли в алых брюках, ярко-синих мундирах с огромными красными эполетами и в разноцветных кепи. Французская армия с трудом перешла на защитное обмундирование лишь к лету 1915 года.
К концу Первой мировой русская армия носила тусклый серо-желто-зеленый цвет, англичане – драб (цвет табачного листа), немцы – фельдграу (зеленовато-серый), французы – серо-голубой. Но в ходе военных действий специалисты пришли к выводу, что защитного цвета для надежной маскировки недостаточно. Цвет одежды, наиболее подходящий на одной местности, демаскировал солдата на другой, да и фигура солдата в защитном обмундировании, все же выделялся на фоне местности. Скажем, хаки, отличный маскирующий цвет летом на фоне выгоревшей травы, на фоне сочной яркой зелени весенних полей или на фоне снега зимой выглядел весьма заметным тусклым пятном. Поэтому, вскоре пришли к пониманию, что для лучшей маскировки однотонная ткань не совсем и уместна и начали экспериментировать с пятнами на форме.
Гораздо более масштабно протекала маскировка больших военных объектов и техники. В частности военно-морских кораблей. Нам это трудно представить сейчас, но большинство военных кораблей было полностью покрыто разноцветной геометрической абстракцией. Зачем нужны были такие «веселые картинки»?
Все дело в том, что когда началась Первая мировая война, суда союзников оказались беззащитными перед немецкими подводными лодками. Любые попытки замаскировать суда в море были неудачным. Какое бы не было сочетание цветов, скрывавшее корабль в одной ситуации, оно становилось заметным в других. Тогда была придумана схема «Ослепляющий камуфляж» (англ. Dazzle camouflage), который также известен как «Ослепление Кутерьмы» (англ. razzle dazzle) или «живопись Ослепления» (англ. dazzle painting). Дизайн рисунка напоминает собой картину кубизма, в которой изображено огромное количество цветных геометрических фигур, хаотично перемешанных друг с другом. Подобная конструкция усложняет визуальное восприятие корабля, выявление его очертаний, не дает возможность противнику отличить правый борт от левого, чтобы точно определить направление движения. А это было важнейшим условием выживания. Дело в том, что тогда не существовало радиолокации. И на цель торпеды наводились визуально. А подобная боевая раскраска смазывала силуэт и очень трудно, тем более в бинокль, понять четкие очертания судна и направление движения. Или при определенном изображении линий и квадратов, казалось, что судно удаляется, а на самом деле, оно приближалось.
Отсюда и возникали картинки духе Пикассо или Малевича. Кстати, известна фраза самого Пабло Пикассо времен Первой мировой, что все маскировку на войне придумал он. Конечно, великий художник как часто бывало, немного преувеличил, но в его словах отчасти была правда. В работах по маскировке и камуфляжу активно принимали участие многие известных живописцы того времени. В частности, такую экзотическую окраску судов придумали известнейшие английские художники Норман Уилкинсони Эдуард Уодсворт. А исполняли работу студенты Королевской академии художеств Лондона. В проекте, кроме художников-живописцев, были задействованы еще и скульпторы, художники декораторы, которые создавали самые различные образы разнообразных вариантов расцветки.
В России во время Первой мировой войны вопросами камуфляжа и маскировки в штабе русской армии занимался великий русский художник Константин Алексеевич Коровин. Первая же поездка на фронт оставила сильное впечатление на живописца. В письме к управляющему конторой императорских театров в Москве Владимиру Теляковскому он писал: «…здесь столько интересного, что я удивляюсь, отчего здесь нет художников».
Коровин был великий певец красоты мира. Выдающимся русским импрессионистом, «Паганини в живописи» – называл его Федор Шаляпин. Также Константин Алексеевич явился, по сути, основателем театральной-декорационной живописи. До него никто не делал декорации к определенному спектаклю, делали декорации «вообще», а потом использовали многократно для совершенно разных спектаклей. В живописных работах его чувства цвета, умение передать тончайшую игру света и тени до сих пор вызывает восхищение. Конечно, именно такие знания и способности прекрасного художника послужили на благо защиты Родины.
Константин Коровин прожил долгую и трудную жизнь. Он всю жизнь неустанно трудился, после революции уехал в Париж, лечить тяжело заболевшего сына, да там и остался. Умер великий живописец в 1939 году в бедности, горячо тоскуя о родине.
Мастер оставил не только большое количество картин, которые находятся сейчас в лучших музеях мира, но и значительное литературное наследие. Это и мемуары, и рассказы о встречах с разными людьми, и просто проза. Удивительно, но великий художник был безмерно талантлив и как писатель. Тогда, в дни Первой мировой войны, посещая фронт, он написал маленький шедевр – пронзительный по своей гуманистической силе рассказ «Колька» о судьбе мальчика, который отправляется на фронт в старых родительских сапогах искать своего отца. И сам погибает от немецких снарядов.
«Шел долгий бой. В окрестностях Кременца снесен артиллерийским огнем какой-то городок. Кусок церковки белеет, как срезанная пасха; мусор разбитых домов, щебень, грязь, глина… Кой-где торчит остаток печи… Стаи воронья носятся и с криком опускаются кучей, отыскивая добычу. Из глины и мусора выглядывает грязный сапог и в нем часть ноги: расшиб снаряд и человека нет. Около сапога – собака кривая, Волчок. Не дает клевать воронам ногу… Смотрит Волчок одним глазом, и в глазу кривой собаки скорбь тяжкая и недоумение. Глядит, сидит, поднимет морду кверху и тихонько завоет… Издох кривой Волчок у сапога друга своего Кольки…».
Очень символично, что такие великие люди, как Константин Коровин, своими талантами помогали России в ее нелегкой битве с агрессором.
Владимир Казаков
Источник
Русско-японская война 1904–1905 годов – бесславная страница в истории Российской империи. Едва ли не главным виновником этого традиционно считают генерала Алексея Николаевича Куропаткина, командовавшего поначалу сухопутными войсками, а затем и всеми боевыми силами кампании.
По мнению многих современников и историков, именно его преступная нерешительность в ключевые моменты войны принесла России поражение. Куропаткина называют бездарным полководцем и человеком недалекого ума. Между тем факты биографии генерала свидетельствуют, что он был незаурядной и разносторонне одаренной личностью.
Солдат, ученый, писатель
Куропаткин был потомственным военным , внуком унтер-офицера, выходца из крепостных, чей сын усердной службой добился капитанского звания и дворянства. В 1866 году после обучения в Первом кадетском корпусе и Первом Павловском военном училище 18-летний подпоручик Алексей Куропаткин был направлен в Туркестан, где за пять лет успел заслужить ордена Святого Станислава и Святой Анны третьей степени с мечами и бантом, стать ротным командиром и получить звание штабс-капитана.
В 1871 году Куропаткин поступил в Николаевскую академию Генштаба в Санкт-Петербурге. Как лучший из выпускников академии в 1874-м он был отправлен в научную командировку за рубеж. В Алжире молодой офицер изучал искусство боя в условиях пустыни, в том числе и на практике – за участие в походе французских войск в Большую Сахару его наградили крестом орденом Почетного легиона.
Впервые изданная в 1877 году книга «Алжирия», где Куропаткин подытожил опыт своей заграничной командировки, положила начало его плодотворной писательской деятельности.
Вернувшись в 1875-м в Петербург, он предпочел престижной и безопасной службе в Генштабе назначение в уже знакомый ему Туркестан, где сражался в завоевательных кампаниях.
Русско-турецкую войну 1877–1878 годов Куропаткин встретил в чине подполковника. Отвага, выказанная в исторической битве под Плевной, сделала его народным героем. При штурме вражеских редутов Алексей Николаевич был тяжело ранен.
Администратор
В конце 1870-1880-х Куропаткин руководил несколькими успешными баталиями, участвовал в дипломатических миссиях, семь лет служил в Главном (бывшем Генеральном) штабе, выпустил книги о Кашгарии, Туркмении, Русско-турецкой войне, представляющие литературный и научный интерес и поныне. В 1890-м в чине генерала от инфантерии он был назначен командующим войсками, а фактически главой Закаспийской области.
На этой должности раскрылся еще один талант Куропаткина: он оказался прекрасным хозяйственником, заботящимся о благе подопечных. Под его управлением в ранее полудиком и нищем краю строились города, возникали школы, развивались земледелие, промышленность и торговля. Все это не осталось незамеченным в Петербурге, и в 1898 году Куропаткину пришлось снова вернуться в столицу – на сей раз, чтобы возглавить Военное министерство.
Министр
В этой роли Куропаткин тоже проявил себя как заботливый и внимательный руководитель.
Он увеличил суммы, выделяемые на содержание военнослужащих. Офицерам повысил квартирные оклады. Распорядился переоборудовать и благоустроить казармы, в которых жили рядовые, и ввести для них чайное довольствие и походные кухни.
Уже в конце бытности Куропаткина министром в армии были отменены телесные наказания. При нем открылись семь новых кадетских корпусов и курсы для офицеров-воспитателей.
Также он уделял большое внимание оснащению армии, которую справедливо считал отсталой по мировым стандартам.
Войска были частично перевооружены. Появились, например, винтовки Мосина, 76-миллиметровые скорострельные пушки, были обучены и сформированы первые роты пулеметчиков.
И все же изменений было недостаточно, чтобы с готовностью встретить Русско-японскую войну, начавшуюся 27 января (9 февраля по новому стилю) 1904 года.
Генерал Куропаткин на фронтах Русско-японской войны
В феврале 1904-го Куропаткин, теперь уже генерал-адъютант, ознакомил Николая II со своим планом ведения кампании. Он считал, что на первой стадии войны нужно придерживаться оборонительной стратегии, отступая на север и благодаря свежим подкреплениям постепенно набирая силы, и начать решительное наступление лишь тогда, когда русские войска будут располагать для этого всеми необходимыми ресурсами.
Куропаткин был назначен командующим Маньчжурской армией и отправлен на Дальний Восток.
«Публика любила Куропаткина. На всех попутных железнодорожных станциях его встречали цветы и аплодисменты», – пишет историк А. И. Уткин. Но генерал знал, как быстро восторг может смениться хулой, когда выяснится, что он не настроен на «маленькую победоносную войну», которой жаждало общество.
В быстрой победе была уверена и практически вся военная верхушка, кроме самого Куропаткина. Не сомневался в близком триумфе и главнокомандующий русскими силами в Порт-Артуре и Маньчжурии и наместник на Дальнем Востоке адмирал Е. И. Алексеев.
Между тем хотя общей численностью русские армия и флот намного превосходили Вооруженные силы Японии, на момент начала войны контингент российских боевых сил на Дальнем Востоке составлял не более 150 тысяч человек. Японская же армия после мобилизации насчитывала около 850 00 бойцов, к тому же была куда лучше оснащена.
Переброска подкреплений к русским войскам могла происходить лишь очень медленно: Транссибирская магистраль пропускала всего несколько поездов в сутки, и чтобы доставить один армейский корпус, требовалось не меньше месяца.
Эти обстоятельства сами по себе послужили одной из причин поражения России в Русско-японской войне. Другой причиной стало отсутствие единой точки зрения и согласованности среди командования. Не раз случалось так, что когда Куропаткин решал отступить, Алексеев, смещенный с поста главнокомандующего в октябре 1904-го, но остававшийся наместником до лета 1905-го, или кто-нибудь из ретивых подчиненных приказывал атаковать. Это приводило к замешательству, которым не мог не воспользоваться противник.
Скорее всего, Куропаткин оценивал ситуацию более здраво, чем его нетерпеливые коллеги. Но, попав в условия, отличные от тех, в которых ему приходилось сражаться прежде, он часто не мог сориентироваться и проявить должную гибкость – иными словами, оказался плохим тактиком. Поэтому осуществить свой тщательно продуманный стратегический план ему не удалось.
Так, лично командуя четырьмя важнейшими для всей кампании битвами – при Ляояне, на реке Шахэ, возле Сандепу и под Мукденом – в первых трех случаях он отдал своим частям приказ к отступлению, когда, как считают историки, объективно исход боя еще не был решен.
Операция под Мукденом провалилась из-за разобщения русских сил: пока одни части отступали, чтобы перегруппировать силы, другие были загнаны японцами в узкий огневой коридор.
После Мукдена Куропаткин был, в свою очередь, смещен с поста, но русским войскам это не принесло удачи.
Капитуляция России была вызвана в числе прочего и внутренней неспокойной обстановкой в стране: в 1905 году в империи росли народные недовольства. В этой ситуации плохой мир казался предпочтительнее хорошей войны, а Куропаткин идеально подходил на роль козла отпущения.
Жизнь после поражения
Генерал скончался в 1925 году в своей родовой усадьбе Шешурино, куда перебрался на склоне дней и где учил детей в сельской школе и заведовал библиотекой. Он оставил потомкам «Записки о Русско-японской войне», участвовал в Первой мировой, пережил Октябрьскую революцию и гибель сына.
Несмотря на все заслуги на поле боя и в мирной деятельности, Алексей Николаевич Куропаткин вошел в историю как человек, проигравший Русско-японскую войну, трагикомическая фигура, оказавшаяся не в то время не на том месте. Однако если это и справедливо, то лишь отчасти.
Источник
Наталья Захарова
20 июня 2017 · 14,7 K
В русско – японскую войну, у русских солдат была белая форма. Понятно, она очень демаскировала солдат и что бы не выделятся, они её окунали в грязные лужи. Солдаты в результате становились меньше заметны, но начальники были не довольны
Спасибо, очень интересный факт. А ссылочки не найдется? Хочется узнать подробности.
Увы, не помню. Возможно в книге Порт Артур Степанова. Но в интернете нашел это:
Во время русско-японской войны 1904-1905 годов командующий Манчжурской армией генерал А. Н. Куропаткин отдал очень необычный приказ. В русско-японскую войну русская армия вступила в солдатских белых гимнастерках и черных шароварах. Офицеры воевали в ослепительно белых кителях со сверкающими золотыми и серебряными погонами, офицерскими поясами и портупеями, обшитыми золотым и серебряным галуном, цветных фуражках с белыми чехлами. И сразу попадали под огонь японских пулеметов. Тогда А. Н. Куропаткин запретил своим солдатам и офицерам стирать форму, поскольку вымазанные в грязи белые кители были куда более незаметной мишенью. Это дало почти мгновенный положительный результат. Потери ощутимо уменьшились.
Прям так и представляешь: сидит ядом с японским пулеметчиком поэт местного разлива и сочиняет хоку про “красные японские цветы, рассыпанные по заснеженному русскому полю”.
Развитие военной формы опиралось на многовековые традиции и происходило довольно медленно. Главным условием считалось опознавание воина в суматохе боя, а также отличие от гражданского в повседневное время. В современном понимании военная форма появилась в начале Нового Времени (хотя знаки различия известны ещё с Древних времен).
Постепенно сложились… Читать далее
Тема совершенно не раскрыта, т.е. статья ни о чем. В названии вопрос, а где ответ?
программист, предприниматель
Это не очень практично с точки зрения отдельного солдата, но очень практично с точки зрения военачальника, находящегося на возвышении над полем боя и способного по яркому цвету форму быстро и легко различать, где свои войска, где союзники, а где неприятель.
Да и рядовым тоже было проще ориентироваться.
Выгнали с позором из “Института благородных девиц” за “неприличные” разговоры
Практически все было сказано выше. От себя лишь добавлю, что что нередко причиной красоты и непрактичности формы были личные пристрастия полководцев и императоров. Яркий пример – Павел I. Для них солдаты были “солдатиками”, главная задача которых – красиво и эффектно маршировать на парадах. Доходило до откровенного маразма, когда форма солдат… Читать далее
Как солдат времен линейной тактики заставляли идти в атаку? Это же мясорубка какая-то! Первая шеренга вообще выглядит чередой смертников?
Учредитель, редактор и издатель газеты. Подполковник в отставке. Дважды…
Развитие природы и общества идет согласно объективным законам. Их называют законами диалектики. Философская наука сформулировала следующие законы:
- единства и борьбы противоположностей;
- перехода количественных изменений в качественные;
- отрицания отрицания (спирали).
Шеренги применялись до появления нарезного оружия. А с его появлением стали расти потери. Потери увеличивались и наступил момент, когда стал применяться рассыпной строй. Этому способствовали все три закона. Они действуют одновременно и независимо от воли народа.
Все явления природы и историчесике процессы без труда можно объяснить с помощью вышеупомянутых законов, закономерностей, категорий.
С помощью вышеназванных инструментов можно анализировать и политические процессы.
Упорное сопротивление власти действию объективных законов диалектики всегда приводит к краху.
Прочитать ещё 2 ответа
В военных фильмах, когда у солдат заканчиваются боеприпасы, они никогда не собирают упавшее вражеское оружие. Почему?
Шеф-редактор сайта kinoreporter.ru, журналист, кинокритик · kinoreporter.ru
Наверное потому, что в военных фильмах, по крайней мере тех, что я смортрел, не было написано в сценарии, что у солдат закончились боеприпасы и они могут собрать чужие.
Однако в “невоенных” картинах, например вестернах или полицейских боевиках, таких сцен предостаточно. Думаю, что в картинах о войне такого рода подробности были бы слишком мелкими. Хотя не уверен, что смотрел все фильмы о войне, и уверен, что в каких-нибудь фильмах так все же делали. Просто припомнить сейчас трудно. Между тем, подобрать чужое оружие приходило в голову множеству героев даже великих фильмов, типа “Терминатора”, не говоря о более мелких.
Прочитать ещё 7 ответов
Источник