Мама и дочка стирали платочки

Надежда Субботина
Комплексы пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста. Часть 1
Цель: Развитие силы рук. Предоставление ребёнку разнообразных тактильных ощущений.
Каждый комплекс состоит из четырёх видов упражнений:
• Упражнение для определённого пальца руки
Цель: Знакомство с названиями пальцев.
• Массажа
Цель: Оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
• Пальчиковая гимнастики
Цель: Способствуют формированию «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка.
• Потешки (игра).
Цель: Формируют и совершенствуют чувство ритма, создают благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребёнок увлекается игрой и с интересом выполняет все движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность потешек развивает умение слушать и понимать. Определённый ритм учит слышать рифму, делать ударения, делить слова на слоги
При дальнейшем усложнении в комплексах используются игры с предметами, способствующие формированию ручных умений
Комплекс №1 «Дружные пальчики»
1. УПРАЖНЕНИЕ – ЗНАКОМСТВО С ПАЛЬЧИКАМИ «Пять маленьких братцев»:
Поочерёдно разгибать сжатые в кулак пальцы в соответствии с текстом. Повторить на другой руке.
Пять пальцев на руке своей
Назвать по имени сумей.
Первый палец – боковой –
Называется большой.
Палец второй – указчик старательный,
Не зря называют его указательным.
Третий ваш палец как раз посредине,
Поэтому средний дано ему имя.
Палец четвёртый зовут безымянный,
Неповоротливый он и упрямый.
Совсем как в семье, братец младший – любимец.
По счёту он пятый – зовётся мизинец.
2. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Пальчики здороваются»:
Пальчики правой руки по очереди «здороваются» с пальчиками левой, похлопывая друг друга кончиками.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую!
3. ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «Кто сильнее?»:
Дети вытягивают руки вперёд, сжимают пальцы в кулаки как можно сильнее. Затем расслабляют пальцы и разжимают их.
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулаки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем разгибать.
Комплекс №2 «Помощники»
1. УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ БОЛЬШОГО ПАЛЬЦА:
Дети сжимают правую (левую) руку в кулак. Вытягивают большой палец, сгибают и разгибают его.
Палец очень удивлялся,
Как он главным оказался?
Мы-то знаем хорошо –
Потому что он большой!
2. УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ МАССАЖА КИСТЕЙ РУК «Стираем платочки»:
Мама и дочка стирали платочки
Вот-так, вот-так.
(правая рука – в кулак, растираем левую ладонь; затем меняем руки)
Мама и дочка полоскали платочки
Вот-так, вот-так.
(растирать ладони)
Мама и дочка отжимали платочки
Вот-так, вот-так.
(правой рукой «отжимаем» левую руку, затем наоборот)
Мама и дочка сушили платочки
Вот-так, вот-так.
(стряхиваем пальцы)
3. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:
«Стол» (левую руку сложить в кулачок. Сверху на кулак опустить ладошку правой руки. Локоть правой руки – параллельно полу. Менять положение рук):
У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.
«Стул» (к нижней части тыльной стороны левой ладошки приставить кулачок с подвёрнутым большим пальцем. Менять положение рук):
Ножки, спинка и сиденье –
Вот вам стул на удивленье.
«Человечки» (Обе руки – кулаки, большие пальцы вверх – человечки):
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли человечки погулять.
4. ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «Мы посуду сами мыли»:
Наши руки были в мыле.
(имитируем мытьё рук)
Мы посуду сами мыли,
(имитируем мытьё посуды – правая рука – в кулак, левая – раскрыта. Кулаком правой руки «трём» ладошку левой руки)
Мы посуду мыли сами –
(кулаком левой руки «трём» ладошку правой руки)
Помогали нашей маме!
(раскрыть ладони от себя)
Комплекс №3 «Играем в прятки»
1. УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕГО ПАЛЬЦА:
Дети сжимают правую (левую) руку в кулак. Вытягивают средний палец, сгибают и разгибают его.
Средний палец выгнул спинку –
Как он гнётся хорошо!
Средний палец самый длинный,
Только всё же небольшой.
2. УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ МАССАЖА КИСТЕЙ РУК «Спрячь руки»:
Занятие проводится индивидуально или с группой детей, которые действуют по очереди. Насыпьте в глубокую миску крупу. Прячем там руки, погрузив их глубоко в крупу, сжать их в кулаки, пошевелить пальцами.
3. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:
«Дом» (ладони параллельно друг другу, пальцы направлены вверх, соединить кончики пальцев обеих рук друг с другом):
Мы построим новый дом.
Дом с крылечком и окном.
«Замок» (ладони параллельно друг другу, пальцы направлены вверх, скрестить пальцы обеих рук между собой):
На двери весит замок.
Кто его открыть не смог?
Мы замочком повертели,
Мы замочек покрутили
И открыли!
«Улитка» (кулаки обеих рук положить на стол. Высовывать указательный палец и прятать его обратно в кулак):
Прячет в домик очень прытко
Свою голову улитка.
(повторить со средним пальцем).
4. ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «Прятки»:
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот-так, вот-так.
И головки убирали.
(сгибать и разгибать пальцы)
Комплекс №4 «В лесу»
1. УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ УКАЗАТЕЛЬНОГО ПАЛЬЦА
Покажите пальцем Дети сжимают правую руку в кулак
Зайца, Вытянуть средний и указательный пальцы.
Книжку, Две раскрытые ладони сложить рядом.
Мышку и Ладони прикладывают к макушке.
Орех. Сжимают кулак.
Указательному пальцу всё известно лучше всех. Вытягивают вверх указательный палец.
2. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МАССАЖА РУК «Шёл медведь к себе домой»:
Кисть одной руки положить на стол ладонью вниз, развести пальцы. Другой рукой указательным пальцем по очереди прижать каждый ноготь, сдвигать палец, катая его на подушечке влево – вправо. На каждую строчку – нажимать на один палец.
Раз морозною зимой
По дороге по прямой
Шёл медведь к себе домой.
Подкосились его ноги,
И упал он на дороге.
Другая рука:
Теперь думает медведь:
«Плохо ел я свой обед
И лежу теперь без сил,
Потому что мало сил
Я на зиму накопил».
3. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:
1. «Деревья» (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы):
В поле дерево стоит,
Ветер ветки шевелит.
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо!
Первые две строчки – покачать руками из стороны в сторону, на последние две – вниз-вверх, не сгибая пальцы.
3. «Птичка летит»
И. п. : руки расположить перед собой (ладонями к себе, большие пальцы переплести – это «голова» птицы. Остальные пальцы – «крылья». Помахать ими:
Птички – невелички по небу летели.
Сели – посидели, дальше полетели.
4. «Гнездо», «Птенчики в гнезде»
Пальцы правой руки собрать в «щепоть» – это «птенцы». Левой рукой сбоку обхватить пальцы – это гнездо. Попеременно чередовать положение рук:
Вот птенцы, а вот – гнездо,
Всем птенцам в гнезде тепло.
4. ПОТЕШКА “Белка”:
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки,
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Воспитатель и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
Комплекс №5 «Игрушки»
1. УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ БЕЗЫМЯННОГО ПАЛЬЦА:
Дети кладут правую (левую) руку на стол ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец.
Руку мы на стол положим,
Повернём ладонью вверх.
Безымянный палец тоже
Хочет быть не хуже всех.
2. УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ МАССАЖА КИСТЕЙ РУК «Найди игрушку»:
Насыпать в глубокую миску крупу, спрятать туда игрушку и предложить детям найти её. Можно спрятать несколько игрушек. Доставать их, называть и вспомнить стишок.
В горшок насыпали фасоль
И спрятали игрушки.
Теперь мы ручкой достаём
Забавные зверушки.
3. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:
«Зайчик» (пальцы в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны):
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет –
Веселит своих зайчат.
«Коза» (ладошка внутренней стороной – вниз. Указательный палец и мизинец выставить вперёд и двигать в разные стороны; средний и безымянный прижать к ладошке и обхватить большим):
Идёт коза рогатая
За малыми ребятами.
«Мышка» (средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец, согнутые в дуги, прижать к среднему и безымянному):
Серенький комок сидит
И бумажкой всё шуршит.
4. ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «Лужок»:
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот
(загибать поочереди пальцы)
На зелёный на лужок.
(указательным пальцем правой руки обвести круг по левой ладони)
Приходи и ты дружок.
(ладони повёрнуты к себе, сгибаем пальцы – зовём к себе)
Источник
Пальчиковые игры
Помощники
Всё мы можем делать сами: Хлопки в ладоши.
Мы с утра поможем маме.
Сами ручки мы намоем, Имитация мытья
рук.
Сами мы на стол накроем. Имитация накрывания на стол.
Все игрушки уберём.
Поднимают руки вверх.
Пыль мы тряпочкой протрём. Имитация протирания пыли.
Стирка
Мама и дочка стирали платочки,
Вот так, вот
так.
Имитация ручной стирки.
Мама и дочка полоскали платочки,
Вот так, вот
так.
Имитация полоскания.
Мама и дочка отжимали платочки,
Вот так, вот
так.
Имитация отжимания.
Мама и дочка сушили платочки,
Вот так, вот
так.
Имитация развешивания.
Мама и дочка снимали платочки,
Вот так, вот
так.
Имитация снимания белья.
Мама и дочка гладили платочки,
Вот так, вот
так.
Имитация глажки белья.
Оденемся сами
Я надену сапоги, курточку и шапку. Имитация одевания.
И на руку каждую натяну перчатку. Имитация одевания.
Части тела
У меня есть
голова, Дети гладят голову,
Грудь, живот, а там спина. Грудь, живот и спину.
Ножки, чтобы поскакать. Дети прыгают.
Ручки, чтобы поиграть. Хлопают в
ладоши.
Пальчиковая игра
Жили-были в домике (Показываем «крышу» над головой)
Маленькие гномики: (Показываем кружок двумя пальцами)
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. (Загибаем пальчики)
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали гномики стирать: («Стираем» кулачками)
Токи – рубашку, (Загибаем пальчики)
Пики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Мики умница был, (Играем большим пальцем)
Всем водичку носил.
Прятки
У меня пропали ручки, (Руки спрятаны за спиной)
Где вы, рученьки мои?
Раз, два, три, четыре, пять,
Покажитесь мне опять. (Дети показывают руки)
У меня пропали ушки, (Закрывают уши ладошками)
Где вы, ушеньки мои?
Раз, два, три, четыре, пять,
Покажитесь мне опять. (Показывают уши)
У меня пропали глазки, (Закрывают глаза ладошками)
Где вы, глазоньки мои?
Раз, два, три, четыре, пять,
Покажитесь мне опять. (Открывают глаза)
У меня пропали ножки, (Закрывают ступни ног ладошками)
Где вы, ноженьки мои?
Раз, два, три, четыре, пять,
Покажитесь мне опять. (Открывают ноги)
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы попрыгаем опять. (Прыгают на двух ногах)
«Колобок»
Колобок, колобок, у него румяный бок! (Дети показывают руками круглого колобка)
Он от бабушки ушёл, он от дедушки ушёл! (Дети «шагают» пальчиками по коленям или по столу)
Прыг да скок, прыг да скок! (Пальчики «подпрыгивают»)
И к лисе на язычок! (Хлопают кистями рук)
«Маша и медведь»
Маша шла-шла-шла, (Пальчики «шагают»)
Маша к Мишке пришла. (Пальчики «шагают»)
Стала печку топить, (Дети стучат по коленям или столу рёбрами ладоней)
Стала кашу варить, (Водят пальцем по ладошке)
Мишку кашей кормить. (Имитируют кормление)
Напекла пирожков, положила в кузовок. («Пекут» пирожки ладошками)
К деду, к бабе ты иди, неси, Мишка, пироги! (Грозят указательным пальцем)
«Курочка Ряба»
Жили-были дед и баба, (показывают один кулачок, а потом другой)
И была у них курочка Ряба. (показывают 2 кулачка вместе)
Снесла курочка яичко, (показывают пальцами яичко)
Да не простое, а золотое!
Дед бил-бил, не разбил, баба била-била, не разбила! (стучат одним кулачком по другому)
Мышка побежала, (пальчики «бегут»), хвостиком махнула (машут кистями рук), яичко упало (хлопают ладошками по
коленям)
И разбилось. (разводят руками в стороны)
«Теремок»
Стоит терем-теремок, (показывают «крышу» над головой)
Он не низок, не высок. (Сначала опускают ладошки вниз, затем поднимают их вверх)
Кто-кто в теремочке живёт? (Имитируют стук)
Я – мышка-норушка, я – лягушка-квакушка, я – зайчик-попрыгайчик, я – лисичка-сестричка, я – волк – зубами щёлк, (Загибают пальчики на
одной руке)
Я – медведюшка-батюшка (Показывают кулачок)
Вот так терем-теремок! (Показывают
«крышу» над головой)
Грибы
Красный-красный мухомор – (дети соединяют кончики пальцев, показывая шляпку
гриба)
Белых крапинок узор. (одной рукой показывают шляпку гриба, указательным пальцем
другой руки дотрагиваются до “шляпки”)
Ты красивый, но не рвём! (грозят пальчиком)
И в корзинку не берём! (прямая ладонь от себя –
отодвигающий жест)
Дятел
Дятел дерево долбит: (одна ладонь прямая – “дерево”, другая – “дятел”, кулачком
стучит по ней)
Тук-тук-тук-тук.
Целый день в лесу стоит
Стук-стук-стук-стук. (смена рук)
Кошка
Вот, убрав царапки,
Кошка моет лапки, (“моют” руки)
Мордочку и ушки (круговые движения по лицу и ушам)
На своей макушке. (руки вверх на голову)
Зима
Снег ложится на дома, (руки в стороны, ладонями вниз)
Улицы и крыши. (руки вверх
“домиком”)
Тихо, к нам идёт зима, (пальчики “шагают” по коленям)
Мы её не слышим. (прикладывают руку к
уху)
Новый год
Здравствуй, Дедушка Мороз! (показывают бороду Деда Мороза)
Что в подарок нам принёс? (руки разводят в стороны)
-Громкие хлопушки,
(хлопки в ладоши)
Сладости, игрушки.
Источник
Учеными-физиологами доказано, что тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга положительно влияет на подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребенка становится более четким и правильным. Гимнастика для пальчиков помогает ребенку при рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности. Следовательно, работа по тренировке тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, а также способствует профилактике и преодолению нарушений речи. Чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются “пальчиковые игры”. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. “Пальчиковые игры” как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе “пальчиковых игр” дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
“Пальчиковые игры” – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз” и т.д.
Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трёх до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребёнка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, чёткими. После каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук).
Предлагаем Вашему вниманию небольшую картотеку пальчиковых игр.
1.”Замок”
На двери висит замок.
(соединить пальцы обеих рук в замок)
Кто его открыть бы мог?
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
Постучали,
(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)
Покрутили,
(покрутить сцепленные руки в запястьях)
Потянули
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
И открыли.
(расцепить пальцы)
2.«Снежок»
Раз, два, три, четыре
(загибаем пальчики)
Мы с тобой снежок слепили
(лепим воображаемый снежок, меняя положение ладошек)
Круглый, крепкий, очень гладкий
(показываем круг, сжимаем ладошки, гладим)
И совсем-совсем не сладкий
(грозим пальчиком)
Раз – подбросим, два – поймаем
(подбрасываем и ловим воображаемый снежок)
Три – уроним и сломаем.
(топаем ногами)
3.«Репка»
Репку мы сажали,
(щепоткой правой руки сажаем «зёрнышко» на ладонь левой)
Репку поливали.
(трясём кистью правой руки над ладонью левой)
Вырастала репка
Хороша да крепка!
(поднимаем руки вверх, вытянув пальцы)
Тянем – потянем,
Вытянуть не можем!
(руки перед собой, сжаты в замок, выполняем тянущие движения)
4.«Платочки»
Мама и дочка стирали платочки,
(делаем руками движения «стирки»)
Мама и дочь полоскали платочки,
(машем кистями рук перед собой)
Мама и дочь выжимали платочки
(«выжимаем» платок)
Мама и дочка сушили платочки.
(«берём» платочки за края и «развешиваем»)
5.«Птицы»
Сколько птиц к кормушке нашей
(сжимаем и разжимаем кулачки)
Прилетело? Мы расскажем:
Две синицы, воробей,
(на каждое название загибаем пальчик)
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пёстрых пёрышках.
Всем хватило зёрнышек!
(«клюём» пальчиком по ладони)
6.«Котята»
(ладошки складываем вместе, пальцы прижимаем друг к другу, локти опираются о стол)
У кошечки нашей есть десять котят,
(покачиваем руками, не разъединяя их)
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу)
7.«Кулачок»
Этот пальчик — маленький,
(загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький,
(загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький,
(загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький,
(загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок,
(загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!
8.«Апельсин»
Мы делили апельсин!
(руки сцеплены в замок)
Много нас,
(пальцы растопыриваем)
А он один.
(показываем только один палец)
Эта долька для ежа,
(пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа,
(отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят,
(отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят,
(отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра,
(отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура!
(ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда!
(погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда!
(сымитировать бег пальцами по столу)
9.«Мальчики»
Этот мальчик хочет спать.
(малыш разворачивает одну ручку ладошкой к себе, другой ручкой загибает мизинчик на этой руке)
Этот мальчик лег в кровать.
(загибаем безымянный палец)
Этот пальчик чуть вздремнул.
(загибаем средний палец)
Этот сразу же уснул.
(загибаем указательный палец)
Этот очень крепко спит и тихонечко сопит.
(загибаем большой палец)
Будут птички щебетать,
(пальцы одной руки слаживаем как раскрытый клюв, открывая и закрывая его)
Будут мальчики вставать!
(пальцы второй руки распрямляем)
Источник