Мама стирает барыня какая
“На детей не надо налагать логики взрослых, дети идут своими особенными путями, одинаковыми и у сына бедного портного, и у дочери пышного герцога”.
Сергей Лесной.
Корней Чуковский и его книга «От двух до пяти». Возрождение, № 150, Париж / 1964 г.
Шарж на Корнея Чуковского Кукрыниксов. 1935 г.
Когда Ляле было два с половиной года, какой-то незнакомый спросил ее в шутку:
– Ты хотела бы быть моей дочкой?
Она ответила ему величаво:
– Я мамина и больше никовойная.
Однажды мы гуляли с ней по взморью, и она впервые в жизни увидела вдали пароход.
– Мама, мама, паровоз купается! – пылко закричала она.
Милая детская речь! Никогда не устану ей радоваться. С большим удовольствием подслушал я такой диалог:
– Мне сам папа сказал…
– Мне сама мама сказала…
– Но ведь папа самее мамы… Папа гораздо самее.
Было приятно узнавать от детей, что у лысого голова босиком, что от мятных лепешек во рту сквознячок, что женщина-дворник – дворняжка.
И весело мне было услышать, как трехлетняя спящая девочка внезапно пробормотала во сне:
– Мама, закрой мою заднюю ногу!
И очень забавляли меня такие, например, детские речения и возгласы, подслушанные в разное время:
– Папа, смотри, как твои брюки нахмурились!
*
– Бабушка! Ты моя лучшая любовница!
*
– Ой, мама, какие у тебя толстопузые ноги!
*
– Наша бабуля зарезала зимою гусей, чтоб они не простудились.
*
– Мама, как мне жалко лошадок, что они не могут в носу ковырять.
*
– Бабушка, ты умрешь?
– Умру.
– Тебя в яму закопают?
– Закопают.
– Глубоко?
– Глубоко.
– Вот когда я буду твою швейную машину вертеть!
*
Жорж разрезал лопаткой дождевого червя пополам.
– Зачем ты это сделал?
– Червячку было скучно. Теперь их два. Им стало веселее.
*
Старуха рассказала четырехлетнему внуку о страданиях Иисуса Христа: прибили боженьку гвоздями к кресту, а боженька, несмотря на гвозди, воскрес и вознесся.
– Надо было винтиками! – посочувствовал внук.
*
Дедушка признался, что не умеет пеленать новорожденных.
– А как же ты пеленал бабушку, когда она была маленькая?
*
Девочке четырех с половиною лет прочли “Сказку о рыбаке и рыбке”.
– Вот глупый старик, – возмутилась она, – просил у рыбки то новый дом, то новое корыто. Попросил бы сразу новую старуху.
*
– Как ты смеешь драться?
– Ах, мамочка, что же мне делать, если драка так и лезет из меня!
*
– Няня, что это за рай за такой?
– А это где яблоки, груши, апельсины, черешни…
– Понимаю: рай – это компот.
*
– Тетя, вы за тысячу рублей съели бы дохлую кошку?
*
Басом:
– Баба мылом морду моет!
– У бабы не морда, у бабы лицо.
Пошла поглядела опять.
– Нет, все-таки немножечко морда.
*
– Мама, я такая распутница!
И показала веревочку, которую удалось ей распутать.
*
– Жил-был пастух, его звали Макар. И была у него дочь Макарона.
*
– Ой, мама, какая прелестная гадость!
*
– Ну, Нюра, довольно, не плачь!
– Я плачу не тебе, а тете Симе.
*
– Вы и шишку польете?
– Да.
– Чтобы выросли шишенята?
Окончание “ята” мы, взрослые, присваиваем только живым существам: ягнята, поросята и проч. Но так как для детей и неживое живо, они пользуются этим окончанием чаще, чем мы, и от них всегда можно слышать:
– Папа, смотри, какие вагонята хорошенькие!
Сережа двух с половиною лет впервые увидел костер, прыщущий яркими искрами, захлопал в ладоши и крикнул:
– Огонь и огонята! Огонь и огонята!
Увидел картину с изображением мадонны:
– Мадонна с мадонёнком.
*
– Ой, дедуля, киска чихнула!
– Почему же ты, Леночка, не сказала кошке: на здоровье?
– А кто мне скажет спасибо?
*
Философия искусства:
– Я так много пою, что комната делается большая, красивая…
*
– В Анапе жарко, как сесть на примус.
*
– Ты же видишь: я вся босая!
*
– Я встану так рано, что еще поздно будет.
*
– Не туши огонь, а то спать не видать!
*
Мурка:
– Послушай, папа, фантазительный рассказ: жила-была лошадь, ее звали лягавая… Но потом ее переназвали, потому что она никого не лягала…
*
Рисует цветы, а вокруг три десятка точек.
– Что это? Мухи?
– Нет, запах от цветов.
*
– Обо что ты оцарапался?
– Об кошку.
*
Ночью будит усталую мать:
– Мама, мама, если добрый лев встретит знакомую жирафу, он ее съест или нет?
*
– Какой ты страшный спун! Чтобы сейчас было встато!
*
Лялечку побрызгали духами:
Я вся такая пахлая,
Я вся такая духлая.
И вертится у зеркала.
– Я, мамочка, красавлюсь!
*
– Когда же вы со мной поиграете? Папа с работы – и сейчас же за книгу. А мама – барыня какая! – сразу стирать начала.
*
Все семейство поджидало почтальона. И вот он появился у самой калитки. Варя, двух с половиной лет, первая заметила его.
– Почтаник, почтаник идет! – радостно возвестила она.
*
Хвастают, сидя рядом на стульчиках:
– Моя бабушка ругается все: черт, черт, черт, черт.
– А моя бабушка все ругается: гошподи, гошподи, гошподи, гошподи!
*
Юра с гордостью думал, что у него самая толстая няня. Вдруг на прогулке в парке он встретил еще более толстую.
– Эта тетя заднее тебя, – укоризненно сказал он своей няне.
*
Замечательное детское слово услышал я когда-то на даче под Питером в один пасмурный майский день. Я зажег для детей костер. Издали солидно подползла двухлетняя соседская девочка:
– Это всехный огонь?
– Всехный, всехный! Подходи, не бойся!
Слово показалось мне таким выразительным, что в первую минуту я, помнится, был готов пожалеть, почему оно не сделалось “всехным”, не вошло во “всехный” обиход и не вытеснило нашего “взрослого” слова “всеобщий”.
Я как вижу уличный плакат:
ВСЕХНАЯ РАБОТА НА ВСЕХНОЙ ЗЕМЛЕ
ВО ИМЯ ВСЕХНОГО СЧАСТЬЯ!
*
Так же велика выразительность детского слова сердитки. Трехлетняя Таня, увидев морщинки на лбу у отца, указала на них пальцем и сказала:
– Я не хочу, чтобы у тебя были сердитки!
*
И что может быть экспрессивнее отличного детского слова смеяние, означающего многократный и длительный смех.
– Мне аж кисло во рту стало от баловства, от смеяния.
*
Трехлетняя Ната:
– Спой мне, мама, баюльную песню!
“Баюльная песня” (от глагола “баюкать”) – превосходное, звучное слово, более понятное детям, чем “колыбельная песня”, так как в современном быту колыбели давно уже сделались редкостью.
*
Повторяю: вначале эти речения детей казались мне просто забавными, но мало-помалу для меня, благодаря им, уяснились многие высокие качества детского разума.
Отрывок из книги Корнея Чуковского ” От двух до пяти”.
Источник
Êîãäà Ëÿëå áûëî äâà ñ ïîëîâèíîé ãîäà, êàêîé-òî íåçíàêîìûé ñïðîñèë åå â øóòêó:
– Òû õîòåëà áû áûòü ìîåé äî÷êîé?
Îíà îòâåòèëà åìó âåëè÷àâî:
– ß ìàìèíà è áîëüøå íèêîâîéíàÿ.
Îäíàæäû ìû ãóëÿëè ñ íåé ïî âçìîðüþ, è îíà âïåðâûå â æèçíè óâèäåëà âäàëè ïàðîõîä.
– Ìàìà, ìàìà, ïàðîâîç êóïàåòñÿ! – ïûëêî çàêðè÷àëà îíà.
Ìèëàÿ äåòñêàÿ ðå÷ü! Íèêîãäà íå óñòàíó åé ðàäîâàòüñÿ. Ñ áîëüøèì óäîâîëüñòâèåì ïîäñëóøàë ÿ òàêîé äèàëîã:
– Ìíå ñàì ïàïà ñêàçàë…
– Ìíå ñàìà ìàìà ñêàçàëà…
– Íî âåäü ïàïà ñàìåå ìàìû… Ïàïà ãîðàçäî ñàìåå.
Áûëî ïðèÿòíî óçíàâàòü îò äåòåé, ÷òî ó ëûñîãî ãîëîâà áîñèêîì, ÷òî îò ìÿòíûõ ëåïåøåê âî ðòó ñêâîçíÿ÷îê, ÷òî ãóñåíèöà – æåíà ãóñÿ, à ìóæ ñòðåêîçû – ñòðåêîçåë.
È âåñåëî ìíå áûëî óñëûøàòü, êàê òðåõëåòíÿÿ ñïÿùàÿ äåâî÷êà âíåçàïíî ïðîáîðìîòàëà âî ñíå:
– Ìàìà, çàêðîé ìîþ çàäíþþ íîãó!
È î÷åíü çàáàâëÿëè ìåíÿ òàêèå, íàïðèìåð, äåòñêèå ðå÷åíèÿ è âîçãëàñû, ïîäñëóøàííûå â ðàçíîå âðåìÿ:
– Ïàïà, ñìîòðè, êàê òâîè áðþêè íàõìóðèëèñü!
– Áàáóøêà! Òû ìîÿ ëó÷øàÿ ëþáîâíèöà!
– Îé, ìàìà, êàêèå ó òåáÿ òîëñòîïóçûå íîãè!
– Íàøà áàáóëÿ çàðåçàëà çèìîþ ãóñåé, ÷òîá îíè íå ïðîñòóäèëèñü.
– Ìàìà, êàê ìíå æàëêî ëîøàäîê, ÷òî îíè íå ìîãóò â íîñó êîâûðÿòü.
– Áàáóøêà, òû óìðåøü?
– Óìðó.
– Òåáÿ â ÿìó çàêîïàþò?
– Çàêîïàþò.
– Ãëóáîêî?
– Ãëóáîêî.
– Âîò êîãäà ÿ áóäó òâîþ øâåéíóþ ìàøèíó âåðòåòü!
Æîðæ ðàçðåçàë ëîïàòêîé äîæäåâîãî ÷åðâÿ ïîïîëàì.
– Çà÷åì òû ýòî ñäåëàë?
– ×åðâÿ÷êó áûëî ñêó÷íî. Òåïåðü èõ äâà. Èì ñòàëî âåñåëåå.
Ñòàðóõà ðàññêàçàëà ÷åòûðåõëåòíåìó âíóêó î ñòðàäàíèÿõ Èèñóñà Õðèñòà:
ïðèáèëè áîæåíüêó ãâîçäÿìè ê êðåñòó, à áîæåíüêà, íåñìîòðÿ íà ãâîçäè, âîñêðåñ è âîçíåññÿ.
– Íàäî áûëî âèíòèêàìè! – ïîñî÷óâñòâîâàë âíóê.
Äåäóøêà ïðèçíàëñÿ, ÷òî íå óìååò ïåëåíàòü íîâîðîæäåííûõ.
– À êàê æå òû ïåëåíàë áàáóøêó, êîãäà îíà áûëà ìàëåíüêàÿ?
Äåâî÷êå ÷åòûðåõ ñ ïîëîâèíîþ ëåò ïðî÷ëè “Ñêàçêó î ðûáàêå è ðûáêå”.
– Âîò ãëóïûé ñòàðèê, – âîçìóòèëàñü îíà, – ïðîñèë ó ðûáêè òî íîâûé äîì, òî íîâîå êîðûòî. Ïîïðîñèë áû ñðàçó íîâóþ ñòàðóõó.
– Êàê òû ñìååøü äðàòüñÿ?
– Àõ, ìàìî÷êà, ÷òî æå ìíå äåëàòü, åñëè äðàêà òàê è ëåçåò èç ìåíÿ!
– Íÿíÿ, ÷òî ýòî çà ðàé çà òàêîé?
– À ýòî ãäå ÿáëîêè, ãðóøè, àïåëüñèíû, ÷åðåøíè…
– Ïîíèìàþ: ðàé – ýòî êîìïîò.
– Òåòÿ, âû çà òûñÿ÷ó ðóáëåé ñúåëè áû äîõëóþ êîøêó?
Áàñîì:
– Áàáà ìûëîì ìîðäó ìîåò!
– Ó áàáû íå ìîðäà, ó áàáû ëèöî.
Ïîøëà ïîãëÿäåëà îïÿòü.
– Íåò, âñå-òàêè íåìíîæå÷êî ìîðäà.
– Ìàìà, ÿ òàêàÿ ðàñïóòíèöà!
È ïîêàçàëà âåðåâî÷êó, êîòîðóþ óäàëîñü åé ðàñïóòàòü.
– Æèë-áûë ïàñòóõ, åãî çâàëè Ìàêàð. È áûëà ó íåãî äî÷ü Ìàêàðîíà.
– Îé, ìàìà, êàêàÿ ïðåëåñòíàÿ ãàäîñòü!
– Íó, Íþðà, äîâîëüíî, íå ïëà÷ü!
– ß ïëà÷ó íå òåáå, à òåòå Ñèìå.
– Âû è øèøêó ïîëüåòå?
– Äà.
– ×òîáû âûðîñëè øèøåíÿòà?
Îêîí÷àíèå “ÿòà” ìû, âçðîñëûå, ïðèñâàèâàåì òîëüêî æèâûì ñóùåñòâàì: ÿãíÿòà, ïîðîñÿòà è ïðî÷. Íî òàê êàê äëÿ äåòåé è íåæèâîå æèâî, îíè ïîëüçóþòñÿ ýòèì îêîí÷àíèåì ÷àùå, ÷åì ìû, è îò íèõ âñåãäà ìîæíî ñëûøàòü:
– Ïàïà, ñìîòðè, êàêèå âàãîíÿòà õîðîøåíüêèå!
Ñåðåæà äâóõ ñ ïîëîâèíîþ ëåò âïåðâûå óâèäåë êîñòåð, ïðûùóùèé ÿðêèìè èñêðàìè, çàõëîïàë â ëàäîøè è êðèêíóë:
– Îãîíü è îãîíÿòà! Îãîíü è îãîíÿòà!
– Îé, äåäóëÿ, êèñêà ÷èõíóëà!
– Ïî÷åìó æå òû, Ëåíî÷êà, íå ñêàçàëà êîøêå: íà çäîðîâüå?
– À êòî ìíå ñêàæåò ñïàñèáî?
Ôèëîñîôèÿ èñêóññòâà:
– ß òàê ìíîãî ïîþ, ÷òî êîìíàòà äåëàåòñÿ áîëüøàÿ, êðàñèâàÿ…
– Â Àíàïå æàðêî, êàê ñåñòü íà ïðèìóñ.
– Òû æå âèäèøü: ÿ âñÿ áîñàÿ!
– ß âñòàíó òàê ðàíî, ÷òî åùå ïîçäíî áóäåò.
– Íå òóøè îãîíü, à òî ñïàòü íå âèäàòü!
Ìóðêà:
– Ïîñëóøàé, ïàïà, ôàíòàçèòåëüíûé ðàññêàç: æèëà-áûëà ëîøàäü, åå çâàëè ëÿãàâàÿ… Íî ïîòîì åå ïåðåíàçâàëè, ïîòîìó ÷òî îíà íèêîãî íå ëÿãàëà…
Ðèñóåò öâåòû, à âîêðóã òðè äåñÿòêà òî÷åê.
– ×òî ýòî? Ìóõè?
– Íåò, çàïàõ îò öâåòîâ.
– Îáî ÷òî òû îöàðàïàëñÿ?
– Îá êîøêó.
Íî÷üþ áóäèò óñòàëóþ ìàòü:
– Ìàìà, ìàìà, åñëè äîáðûé ëåâ âñòðåòèò çíàêîìóþ æèðàôó, îí åå ñúåñò èëè íåò?
– Êàêîé òû ñòðàøíûé ñïóí! ×òîáû ñåé÷àñ áûëî âñòàòî!
Ëÿëå÷êó ïîáðûçãàëè äóõàìè:
ß âñÿ òàêàÿ ïàõëàÿ,
ß âñÿ òàêàÿ äóõëàÿ.
È âåðòèòñÿ ó çåðêàëà.
– ß, ìàìî÷êà, êðàñàâëþñü!
– Êîãäà æå âû ñî ìíîé ïîèãðàåòå? Ïàïà ñ ðàáîòû – è ñåé÷àñ æå çà êíèãó. À ìàìà – áàðûíÿ êàêàÿ! – ñðàçó ñòèðàòü íà÷àëà.
Âñå ñåìåéñòâî ïîäæèäàëî ïî÷òàëüîíà. È âîò îí ïîÿâèëñÿ ó ñàìîé êàëèòêè. Âàðÿ, äâóõ ñ ïîëîâèíîé ëåò, ïåðâàÿ çàìåòèëà åãî.
– Ïî÷òàíèê, ïî÷òàíèê èäåò! – ðàäîñòíî âîçâåñòèëà îíà.
Õâàñòàþò, ñèäÿ ðÿäîì íà ñòóëü÷èêàõ:
– Ìîÿ áàáóøêà ðóãàåòñÿ âñå: ÷åðò, ÷åðò, ÷åðò, ÷åðò.
– À ìîÿ áàáóøêà âñå ðóãàåòñÿ: ãîøïîäè, ãîøïîäè, ãîøïîäè, ãîøïîäè!
Þðà ñ ãîðäîñòüþ äóìàë, ÷òî ó íåãî ñàìàÿ òîëñòàÿ íÿíÿ. Âäðóã íà ïðîãóëêå â ïàðêå îí âñòðåòèë åùå áîëåå òîëñòóþ.
– Ýòà òåòÿ çàäíåå òåáÿ, – óêîðèçíåííî ñêàçàë îí ñâîåé íÿíå.
Çàìå÷àòåëüíîå äåòñêîå ñëîâî óñëûøàë ÿ êîãäà-òî íà äà÷å ïîä Ïèòåðîì â îäèí ïàñìóðíûé ìàéñêèé äåíü. ß çàæåã äëÿ äåòåé êîñòåð. Èçäàëè ñîëèäíî ïîäïîëçëà äâóõëåòíÿÿ ñîñåäñêàÿ äåâî÷êà:
– Ýòî âñåõíûé îãîíü?
– Âñåõíûé, âñåõíûé! Ïîäõîäè, íå áîéñÿ!
Ñëîâî ïîêàçàëîñü ìíå òàêèì âûðàçèòåëüíûì, ÷òî â ïåðâóþ ìèíóòó ÿ, ïîìíèòñÿ, áûë ãîòîâ ïîæàëåòü, ïî÷åìó îíî íå ñäåëàëîñü “âñåõíûì”, íå âîøëî âî “âñåõíûé” îáèõîä è íå âûòåñíèëî íàøåãî “âçðîñëîãî” ñëîâà “âñåîáùèé”.
ß êàê âèæó óëè÷íûé ïëàêàò:
ÂÑÅÕÍÀß ÐÀÁÎÒÀ ÍÀ ÂÑÅÕÍÎÉ ÇÅÌËÅ
ÂÎ ÈÌß ÂÑÅÕÍÎÃÎ Ñ×ÀÑÒÜß!
Òàê æå âåëèêà âûðàçèòåëüíîñòü äåòñêîãî ñëîâà ñåðäèòêè. Òðåõëåòíÿÿ Òàíÿ, óâèäåâ ìîðùèíêè íà ëáó ó îòöà, óêàçàëà íà íèõ ïàëüöåì è ñêàçàëà:
– ß íå õî÷ó, ÷òîáû ó òåáÿ áûëè ñåðäèòêè!
È ÷òî ìîæåò áûòü ýêñïðåññèâíåå îòëè÷íîãî äåòñêîãî ñëîâà ñìåÿíèå, îçíà÷àþùåãî ìíîãîêðàòíûé è äëèòåëüíûé ñìåõ.
– Ìíå àæ êèñëî âî ðòó ñòàëî îò áàëîâñòâà, îò ñìåÿíèÿ.
Òðåõëåòíÿÿ Íàòà:
– Ñïîé ìíå, ìàìà, áàþëüíóþ ïåñíþ!
“Áàþëüíàÿ ïåñíÿ” (îò ãëàãîëà “áàþêàòü”) – ïðåâîñõîäíîå, çâó÷íîå ñëîâî, áîëåå ïîíÿòíîå äåòÿì, ÷åì “êîëûáåëüíàÿ ïåñíÿ”, òàê êàê â ñîâðåìåííîì áûòó êîëûáåëè äàâíî óæå ñäåëàëèñü ðåäêîñòüþ.
Ïîâòîðÿþ: âíà÷àëå ýòè ðå÷åíèÿ äåòåé êàçàëèñü ìíå ïðîñòî çàáàâíûìè, íî ìàëî-ïîìàëó äëÿ ìåíÿ, áëàãîäàðÿ èì, óÿñíèëèñü ìíîãèå âûñîêèå êà÷åñòâà äåòñêîãî ðàçóìà.
Источник
Девочке четырех с половиною лет прочли “Сказку о рыбаке и рыбке”.
– Вот глупый старик, – возмутилась она, – просил у рыбки то новый дом, то новое корыто. Попросил бы сразу новую старуху.
Жорж разрезал лопаткой дождевого червя пополам.
– Червячку было скучно. Теперь их два. Им стало веселее.
– Жил-был пастух, его звали Макар. И была у него дочь Макарона.
– Мадонна с мадонёнком.
– Я так много пою, что комната делается большая, красивая…
– Обо что ты оцарапался?
– Об кошку.
– Когда же вы со мной поиграете? Папа с работы – и сейчас же за книгу.
А мама – барыня какая! – сразу стирать начала.
Юра с гордостью думал, что у него самая толстая няня. Вдруг на прогулке в парке он встретил еще более толстую.
– Эта тетя заднее тебя, – укоризненно сказал он своей няне.
Сережа прижался к маме, она обняла его.
– Весь обмамился! – хвалится он.
– Мама, у меня на пальце царап!
– Не царап, а царапина.
– Это у Муси если, – царапина, а я мальчик! У меня царап!
– Когда дети входят в комнату, их наслаждают конфетами.
– Пойдем в этот лес заблуждаться… Да что ты от меня все ухаживаешь?
– За это нельзя браться, а за это еще нельзей, да?
Начальная школа – это где начальники учатся?
Четырехлетний Вадик с удивлением увидел, что взрослые наливают в молочник не молоко, а вино.
– Теперь это не молочник, а виновник.
– Я в школу не пойду, – заявил пятилетний Сережа. – Там на экзамене ребят режут.
Четырехлетняя девочка не выговаривает звука “р”. Дядя, дразня, говорит ей:
– Наденька, скажи слово “рыба”.
– Окунь, – отвечает она.
Володя, встретив в Куоккале какого-то финна с ребенком, сказал своему отцу:
– Вот идет финн, а с ним финик.
– Папа, а когда ты был маленький, ты был мальчик или девочка?
– Я люблю чеснок: он пахнет колбасой!
– Мама, крапива кусается?
– Да.
– А как она лает?
– Море – это с одним берегом, а река с двумя.
– Индюк – это утка с бантиком.
– Что ли, ножик – вилкин муж?
– Мама, сходи на базар, купи, пожалуйста, побольше денег.
Когда обидят двухлетнего Элю, он говорит угрожающе:
– Сейчас темно сделаю!
И закрывает глаза, убежденный, что благодаря этому весь мир погрузился во тьму.
Миф о происхождении двугорбых верблюдов.
Мать говорит своему трехлетнему Лёсе:
– Слезь с окна, упадешь, будешь горбатый.
– А верблюд, наверно, два раза падал.
Леночка Люляева попросила у бабушки китайский сервиз.
– Когда будешь выходить замуж – подарю.
Леночка сейчас же к отцу:
– Папочка, дорогой, давай с тобой поженимся, и тогда у нас будет
китайский сервиз.
Сережа, двух с половиною лет, с большим любопытством глядел, как женщина, придя к его матери, кормит свою девочку грудью.
– Мама, – спросил он, – а когда я был маленький, я тоже так пил молоко?
– Да.
– А как ты его туда наливала?
Другой столь же глубокий вопрос, заданный при тех же обстоятельствах.
Мать кормит грудью новорожденную Катю. Старший Максим лет пяти, правнук А.М.Горького, спрашивает с величайшей серьезностью:
– А кофе там тоже бывает?
– А осьминог из икры вылупляется или он молокососный?
– Ну хорошо: в Зоопарке звери нужны. А зачем в лесу звери? Только лишняя трата людей и лишний испуг.
– Мама, как едет трамвай?
– По проводам идет ток. Мотор начинает работать, вертит колесики, трамвай едет.
– Нет, не так.
– А как же?
– А вот как: динь, динь, динь, ж-ж-ж-ж!
Девочка, присутствуя при рождении котят, сказала понимающим голосом:
– Это мышки из кошки сыплются.
Вере три года. Коле пять. Они поссорились. Вера кричит:
– Мама! Не роди этого гадкого Колю!
Коля (злорадно):
– А я уже выроженный!
Катя:
– А знаешь, как из мальчика сделать девочку? Нужно надеть на него юбку и бантики, вот и все!
Мать пятилетнего мальчика, вернувшись из родильного дома, громко сокрушалась о том, что у нее вместо девочки – мальчик.
Слушая ее жалобы, сын посоветовал:
– А если копия чека осталась, можно и обменять!
Марина:
– Нана, если дети стриженые, ты можешь узнать, это мальчик или девочка?
– Нет. Если нет косичек, не могу.
– А мамы, представь себе, догадываются.
Угроза:
– Вот уеду в Ростов, рожу ребеночка и не напишу, как зовут.
В автобусе круглоглазый мальчишка лет четырех с половиною глядит на похоронную процессию и говорит с удовольствием:
– Все умрут, а я останусь.
Четырехлетний Миша Юров выписывается из больницы. Прощаясь с ним, нянечка спрашивает:
– Миша, ты москвич?
– Нет, я – “победа”! – отвечает мальчишка, потому что для него, как и
для большинства малышей, “москвич” – это раньше всего марка автомобиля.
Девочка впервые увидела в Зоопарке слона. Глянула на хобот и сказала:
– Это не слон, а противогаз.
– Правда, мама, троллейбус – это помесь трамвая с автобусом?
Четырехлетний сын инженера Витя Варшавский нарисовал человечка, а сбоку отдельно – нос, уши, глаза, пальцы и сказал деловито:
– Запчасти.
– Вот почитай стихи на кубиках.
– Меня это теперь не интересует.
– А что же тебя интересует?
– Космос.
– Когда у нас день, в Америке ночь.
– Так им и надо, буржуям!
– Пушкина на дуэли убили…
– А где же был милиционер?
Я рассказывал детям известную сказку о заколдованном царстве, где заснувшие жители не просыпались сто лет. И вдруг дочь уборщицы, пятилетняя Клава, воскликнула:- Ну и пылища же там была, господи! Сто лет не вытирали и не чистили!
– Тетя Оля, отдайте вашу Олечку за меня замуж.
– Зачем?
– Она мне будет готовить, а я буду лежать на диване и читать газету, как папа.
– У меня папа – я не знаю кто.
– А у меня папа – шофер.
– А у тебя, Витенька?
– А у меня папа – подлец.
– Кто тебе это сказал?
– Мама.
Мать не позволила трехлетнему Коте кидать мячиком в люстру. Он начал бурно и громко реветь, сидя на полу среди комнаты. Мать спряталась за ширму. Он подумал, что она ушла, вытер лицо кулаками, оглянулся и сказал:- Чего же я реву-то? Никого нет.
Наташа угощает бабушку конфетами:
– Ты, бабушка, кушай эти красивенькие (мармелад), а уж я буду есть эти грязные.
И, делая гримасу отвращения, со вздохом берет шоколадку.
Трехлетний Игорь увидел незнакомую кошку и в страхе спрятался за материнскую спину.
– Я кошки не боюсь, я только даю ей дорогу, потому что она такая хорошенькая.
Мама надела нарядную блузку и явно собирается уйти. Это очень не нравится трехлетнему Леше. Чтобы удержать маму дома, Леша прибегает к лукавству:
– Сними эту кофту, ты в ней некрасивая.
Двухлетняя Зоя не хочет, чтобы дети, пришедшие в гости, играли ее игрушками. Ради этого она прибегает к таким измышлениям:
– Куклу нельзя трогать: кукла больна. Мишку тоже нельзя: он кусается.
– А из замужа обратно выйти можно?
– Юбка – это когда две ноги в одну штанину.
О портрете Гончарова:
– Он уже умер, да? А кто же теперь его заместитель?
– …Жили-были царь и царица, а у них был маленький царёныш.
– Нинка выдра, выдра, выдра! – кричит пятилетняя Маша.
Ее сверстнице Клаве такое ругательство кажется слишком уж вежливым.
– Надо не выдра, а тыдра, – поучает она.
– Тыдра, тыдра, тыдра! – дружно кричат они обе.
Нина не выдерживает и в слезах убегает.
Глядя на лысого:
– Почему у тебя так много лица?
Сережа Сосинский с философским уклоном ума:
– Когда я сплю, мне кажется, что меня нигде нет: ни в одной постели, ни даже в комнате. Где я тогда, мама?
– Мама, а можно спать назад?
– Как – назад?
– Утром уснуть и проснуться вчера вечером?
Сын учителя, пятилетний Валерий:
– Пушкин сейчас живет?
– Нет.
– А Толстой?
– Нет.
– А живые писатели бывают?
– Бывают.
– А их кто-нибудь видел?
В автобусе мальчик четырех лет сидит на руках у отца. Входит женщина.
Мальчик, желая быть вежливым, вскакивает с отцовских колен:
– Садитесь, пожалуйста!
– Как могла баба-яга носиться по воздуху в ступе, если в ступе не было пропеллера?
Бабушка рассказывает внучке:
– …ударился лбом об землю и сделался ясным соколом…
– Вот и неправда! – кричит возмущенная внучка. – Просто на лбу у него выросла шишка, и все!
– Это – подмышки, а где же подкошки?
Ты будешь покупатель, а я продаватель.
– Не продаватель, а продавец.
– Ну хорошо: я буду продавец, а ты покупец.
Женщине, которая вымыла голову и уничтожила следы завивки, один киевский мальчик сказал:
– Вы вчера были курчавая, а сегодня торчавая.
– На фестиваль съедется молодёжь… Но я не поеду…
– Значит, ты – стародёжь?
Когда какая-то женщина сказала при Лиле, что у нее есть мама и мачеха, Лиля спросила:
– Значит, и папа и пачеха.
Увидев заросли папоротника в дачном лесу, Володя оглянулся и спросил:
– А где же маморотник?
Наташа принесла в детский сад корейскую сказку “Ласточка”.
В книге есть картинка: к птичьему гнезду подбирается злая змея.
Увидев картинку, приятель Наташи, пятилетний Валерка, набросился на змею с кулаками.
– Не бей! – закричала Наташа. – Я уже побила ее дома.
Источник