Николай заболоцкий целый день стирает прачка

Страна Заболотия. Что за неведомая страна такая? И где она? 

Есть в письме Николая Заболоцкого, перед самой своей смертью в 1958 году отправленном писателям-фантастам, такие строки: «Уважаемые авторы, так как посылок из антимира, насколько мне известно, к нам еще не поступало, то зазеркальность миров, надо думать, и до сей поры остается неприкосновенной…» 

Очень любопытна эта оговорка — «насколько мне известно». Она проливает неяркий, мерцающий свет на все творчество Николая Алексеевича Заболоцкого, поэта, чье земное происхождение словно оспорено его стихами. Всю свою недолгую жизнь поэт, появившийся на свет 7 мая 1903 года в Казани, ощущал отверженность этим миром, как, собственно, и заведено у питомцев муз. Великий Данте лишь сформулировал то, что Заболотский (а именно так писалась его фамилия) знал уже с семи лет:

Так бей, звонарь, в свои колокола!

Не забывай, что мир в кровавой пене!

Я пожелал покоиться в Равенне, 

Но и Равенна мне не помогла.

Заболоцкий — не от мира сего, появившийся, словно чудище из-за болота, словно таинственный огонек в ночи. Ведь не помогло же Заболоцкому и его крестьянское происхождение. Его дед, николаевский солдат, вышел из крестьян Вятской губернии, отец был сельским агрономом. Но несмотря на это, 19 марта 1938 года его на пять лет упекли в исправительно-трудовой лагерь, откуда он вышел только в 1944-м. 

Поэт во все века находится с окружающей реальностью в разных измерениях. Вряд ли такое положение в пространстве и времени справедливо назвать оппозицией, но — взглядом сквозь кривое зеркало языка. И в этом отношении поэзия есть косноязычие, иноязычие, что сродни инакомыслию. 

Гляди: не бал, не маскарад,

Здесь ночи ходят невпопад,

Здесь от вина неузнаваем,

Летает хохот попугаем…

Вот эта словесная вязь, что он почерпнул у обэриутов, спотыкающаяся о мерный, тупой и неуклонный ход истории, и является гармонией разлада и условиями игры в слова. 

«Играя, поворачиваются спиной к бегу времени», — сказал как-то Борхес. Заболоцкий, отвернувшись от советской власти, социалистического реализма и мира вообще, занимался творчеством. Переводил Рабле, Шарля де Костера, Руставели, переложил «Слово о полку Игореве». Размышлял о вечном:

А если это так, то что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Власть очень долго ломала голову над расшифровкой его текстов, словно он разговаривал с нею на каком-нибудь таинственном «заболотном» языке, всячески путая следы своего присутствия в этом мире. Писал детские стишки:

Не ветер бушует, не буря гудит, — 

Жучок над болотом к грачихе летит…

В 1933 году у него выходит поэма «Торжество Земледелия». Газета «Правда» тут же разразилась гневным откликом, обвинив ее автора в том, что он «не сумел изобразить новых отношений в деревне». И вполне справедливо. Потому что у Заболоцкого за душой совсем иные отношения и строки:

Целый день стирает прачка,

Муж пошел за водкой. 

На крыльце сидит собачка

С маленькой бородкой. 

И ему больше ничего, собственно, ни от кого и не нужно! А только забалтывать своей никчемной ересью мир…

Он и сейчас никому особо не нужен. Одно из самых полных собраний его сочинений в трех томах вышло двадцать лет тому назад, еще в застой. И до сих пор ничего путного не издавалось. Поэзия ведь — вещь довольно эфемерная: 

Читайте также:  Аристон хотпоинт стиральная машина не стирает

Дай хоть йоду идиоту — 

не поможет ни на йоту. 

Но колокол Заболоцкого, словно обнаружив в слове последние остатки благозвучия, выболтал языком из безмолвия такую музыку, что эхо его и спустя годы окликает другой мир, тревожный, сумасшедший и вечно прекрасный:

И всюду сумасшедший бред.

Листами сонными колышим,

Он льется в окна, липнет к крышам,

Вздымает дыбом волоса…

И ночь, подобно самозванке,

Открыв молочные глаза,

Качается в спиртовой банке

И просится на небеса… 

Там и находится, наверное, она — «страна Заболотия». 

Малая часть «страны Заболотии» была доступна и читателям «Юности». В октябре 1956 года появились всего три стихотворения Николая Алексеевича, но каких! Тут и крик Бетховена (а может, и самого автора), который кричит «Свой львиный лик просунув сквозь орган», и «Листья клена целуют звезду», но более поражает ощущение мироздания и собственного пристанища в нем:

А внизу на стареньком балконе —

Юноша с седою головой,

Как портрет в старинном медальоне

Из цветов ромашки полевой.

Щурит он глаза свои косые,

Подмосковным солнышком согрет, —

Выкованный грозами России

Собеседник сердца и поэт.

До бессмертия гению оставался единственный шаг…

Источник

Печальное о Марусе от Ольги Святкиной

Какие песни можно назвать музыкальными символами Калужской области? –
Есть приметы, по которым мы сразу определяем, свой человек или чужой. Только воспитанному на советской киноклассике человеку понятен глубинный смысл фраз «А вас, Штирлиц, я попрошу остаться» или «Танцуют все!». Это называется культурным кодом. Он помогает понять, из одной ли мы «песочницы».
На региональном уровне тоже есть сигнальные знаки «Я свой!» — особенности говора, какие-то местные словечки, знаменитый петербургский «поребрик», к примеру. А вот с музыкальными региональными символами повезло не всем. Много ли мы знаем песен, допустим, про Липецк или Воронеж? Они, несомненно, есть.
О Воронеже песню написала не кто-нибудь, а Пахмутова, но за пределы города она не вырвалась, ее не запели на всю страну, как
«Где же моя ясноглазая, где?
В Вологде-где-где»
Или «Вышел в степь донецкую парень молодой».
Можно еще вспомнить «Мой белый город, ты цветок из камня» — город в тексте не назван, что и хорошо. Под определение попадет хоть Тверь, хоть Тамбов. Последнему тоже повезло. О мальчике, который туда едет, в середине 90-х извещал каждый киоск, торгующий кассетами.
А что же наш регион-40? Песен самых разных жанров о Калуге, Обнинске — полно – и бардовская лирика, и советский агитпроп, а еще очень много современного рэпа. Но все это — «продукт внутреннего использования», широко в народ ушли только три песни, написанные давно, еще в 60-е годы. Три — немало. Какой еще провинциальный регион России может похвастаться таким большим числом?
Несколько слов о наиболее известной –
«Городок»
Целый день стирает прачка,
Муж пошел за водкой,
На крыльце сидит собачка
С маленькой бородкой

А кому сегодня плакать
В городе Тарусе?
Есть кому сегодня плакать –
Девочке Марусе

Опротивели Марусе
Петухи да гуси.
Сколько ходит их в Тарусе,
Господи Иисусе!
Эти стихи («Городок») Николай Заболоцкий написал за год до смерти, в 1957 году. Многие думали, что они о детстве Марины Цветаевой, прошедшем в Тарусе. Но нет. Это просто зарисовка с натуры. Прачка, ее муж-пьяница, их дочь Маруся — тарусские соседи Заболоцкого, тоже вполне реальные люди.
Стихотворение тронуло многие души отражением провинциальной безысходности и детской мечтой вырваться из мира, где одни «петухи да гуси».
В 1965 году известный в те годы бард Владимир Красновский (08.06.1933-21.11.1982) сочинил музыку на стихи Заболоцкого и был первым исполнителем песни. Мелодия оказалась удачной, запоминающейся. Песня «пошла» — буквально из уст в уста, от одного любителя петь под гитару к другому, ведь тогда подобные вещи в нашей стране в студии не записывались, на пластинках не издавались, потому что, в принципе, «Городок» — антисоветская крамола.
Песня благополучно дожила до перестройки, и тогда ее записал дуэт Татьяны и Сергея Никитиных, в 90-е годы «Городок» вместе и по отдельности исполняли Андрей Макаревич и Борис Гребенщиков. А незнаменитых исполнителей — сотни. Существуют и другие варианты музыки на эти стихи, но первоисточник из них — самый популярный.
Кстати, о Марусе. Вырваться из Тарусы ей было не суждено. Да и вообще судьба оказалась тяжелой — в пьяной ссоре зарезала своего сожителя, отбыла срок…
А в Тарусе с тех пор, по сути, мало что поменялось. Да, конечно, центр городка стал прекрасен. Там замечательный сквер над Окой, тротуары в плитке, неординарные памятники Цветаевой и Паустовскому, музеи. Но отойдешь от центра — все те же петухи да гуси. И улицы незаасфальтированные, грунтовые. Время там не движется.
Алексей Собачкин
Ил.: Юрий Визбор и Владимир Красновский в студенческие годы…
Стихи Николая Заболоцкого, Музыка Владимира Красновского – «Таруса» («Городок») – в исполнении Андрея Макаревича – https://youtu.be/S7w3B6udgfM

Читайте также:  При какой температуре можно стирать кроссовки в стиральной машинке

Источник

добавлена 12 октября в 21:48

Правила группы “Остановка в пустыне”
1. Контенты (текстовые материалы,фото,видео) должны соответствовать основной теме группы – творчеству И.Бродского.
2.Конструктивная подача информации с указанием автора или другого источника (печатное издание, материалы инета – желательно).Будьте лаконичны в темах и дискуссиях на форуме.
3.Не создавайте тем-клонов (перед публикацией ознакомтесь с предыдущими постами)
4.В выходные дни в группе допускаются свободные темы по желанию автора.
5.Уважительное отнош

добавлена 12 июня 2019 в 20:34

Остановка в пустыне на Facebook.

добавлена 21 февраля 2019 в 09:32

Главная составляющая литературного содержания группы ” Остановка в пустыне “-
публикации о творчестве И. Бродского, стихи поэта, переписка, воспоминания друзей, его интервью, фото.
Важно – размещение только об,ективного материала с указанием источника информации.
Заметки и комментарии должны иметь ограничения по об,ему —
чтобы словам было тесно, а мыслям просторно.
Убедительная просьба ко всем участникам группы быть максимально корректными, не переходить на личности, не оскорблять религиозн

добавлена сегодня в 10:34

Verrà la morte e avrà i tuoi occhi.
Придет смерть и у нее будут твои глаза.
эта смерть, что нас сопровождает
с утра до вечера, бессонная,
глухая, как совести давний упрек
или абсурдный порок. Твои глаза
будут словом пустым,
криком немым, тишиной.
Каждое утро на такие глядишь
когда одна перед зеркалом
сидишь. О, милая надежда,
в тот день и мы узнаем
что ты и жизнь и пустота.
Для всех у смерти один взгляд.
Придет смерть и у нее будут твои глаза.
Это будет, как избавиться от порока,
как увидеть

1
Вещи и люди нас
окружают. И те,
и эти терзают глаз.
Лучше жить в темноте.
Я сижу на скамье
в парке, глядя вослед
проходящей семье.
Мне опротивел свет.
Это январь. Зима
Согласно календарю.
Когда опротивеет тьма.
тогда я заговорю.
2
Пора. Я готов начать.
Неважно, с чего. Открыть
рот. Я могу молчать.
Но лучше мне говорить.
О чем? О днях. о ночах.
Или же — ничего.
Или же о вещах.
О вещах, а не о
людях. Они умрут.
Все. Я тоже умру.
Это бесплодный труд.
Как писать на ветру.
3
Кровь моя хол

Читайте также:  Жена должна стирать мужу носки

добавлена сегодня в 10:13

ЗИМА ИОСИФА БРОДСКОГО.  ,,Зима — это черно-белое время года.,,
Зима.
Согласно календарю.
Когда опротивеет тьма,
тогда я заговорю….ИОСИФ БРОДСКИЙ
ИОСИФ БРОДСКИЙ : «Любимое время года? Зима. Если хотите знать, то за этим стоит на самом деле профессионализм. Зима — это черно-белое время года. То есть страница с буквами. Поэтому черно-белое кино так нравится».
Иосиф Бродский. Из интервью Л. Болотова.

В стихотворениях Бродского о зиме чувствуется свой трагический мир. Его произведения обладают особым звучанием, которое узнается сразу. От зимней лирики Иосифа Бродского веет холодом и отчужденностью. Но это холод не от снега, это холод от бесконечно страдающей души поэта…
,,Неоконченный отрывок,,
ИОСИФ БРОДСКИЙ
Во время ужина он встал из-за стола
и вышел из дому. Луна светила
по-зимнему, и тени от куста,
превозмогая завитки ограды,
так явственно чернели на снегу,
как будто здесь они пустили

добавлена сегодня в 06:46

Когда-нибудь, когда не станет нас,
точнее — после нас, на нашем месте
возникнет тоже что-нибудь такое,
чему любой, кто знал нас, ужаснётся.
Но знавших нас не будет слишком много.
Вот так, по старой памяти, собаки
на прежнем месте задирают лапу.
Ограда снесена давным-давно,
но им, должно быть, грезится ограда.
Их грёзы перечёркивают явь.
А может быть, земля хранит тот запах:
асфальту не осилить запах псины.
И что им этот безобразный дом!
Для них тут садик, говорят вам — садик.
А то, что очевидно

БАБОЧКА ИОСИФА  БРОДСКОГО и  БАБОЧКА АФАНАСИЯ ФЕТА.  ,,Кем только ,нежная, не воспета…,,
АЛЕКСАНДР КУШНЕР :«Подражать Фету невозможно – надо носить этот огонь в своём сердце…»
К 200-летию Афанасия Фета

Иосиф Бродский пишет о Фете, что его стихи напоминают классическую японскую лирику.
Разглядывая бабочку, вернее, вспоминая, как она выглядела, поэт задумывается о вещах философских. Иосиф Бродский, высказывая свои мысли по поводу бренности существования – иронизирует…
…На крылышках твоих
зрачки, ресницы —
красавицы ли, птицы —
обрывки чьих,
скажи мне, это лиц
портрет летучий?
Каких, скажи, твой случай
частиц, крупиц
являет натюрморт:
вещей, плодов ли?
и даже рыбной ловли
трофе

Источник