Одна стирает одна варит

Аннотация: «В нашей пишущей стране пишут даже на стене. Вот и мне пришла охота быть со всеми наравне!» Так в шутливом интервью объяснил когда — то Леонид Филатов, с чего это он вдруг взял и сочинил «Про Федота». Его сказки — блистательные, искрометные, живые — не перестают смешить и восхищать нас.
———————————————
Леонид Филатов
Сказка для театра
(По мотивам русского фольклора)
Скоморох-потешник
Верьте аль не верьте, а жил на белом свете Федот-стрелец, удалой молодец. Был Федот ни красавец, ни урод, ни румян, ни бледен, ни богат, ни беден, ни в парше, ни в парче, а так, вообче. Служба у Федота — рыбалка да охота. Царю — дичь да рыба, Федоту — спасибо. Гостей во дворце — как семян в огурце. Один из Швеции, другой из Греции, третий с Гавай — и всем жрать подавай! Одному — омаров, другому — кальмаров, третьему — сардин, а добытчик один! Как-то раз дают ему приказ: чуть свет поутру явиться ко двору. Царь на вид сморчок, башка с кулачок, а злобности в ем — агромадный объем. Смотрит на Федьку, как язвенник на редьку. На Федьке от страха намокла рубаха, в висках застучало, в пузе заурчало, тут, как говорится, и сказке начало…
Царь
К нам на утренний рассол
Прибыл аглицкий посол,
А у нас в дому закуски –
Полгорбушки да мосол.
Снаряжайся, братец, в путь
Да съестного нам добудь –
Глухаря аль куропатку,
Аль ишо кого-нибудь.
Не смогешь — кого винить? –
Я должон тебя казнить.
Государственное дело –
Ты улавливаешь нить?..
Федот
Нешто я да не пойму
При моем-то при уму?..
Чай, не лаптем щи хлебаю,
Сображаю, что к чему.
Получается, на мне
Вся политика в стране:
Не добуду куропатку –
Беспременно быть войне.
Чтобы аглицкий посол
С голодухи не был зол –
Головы не пожалею,
Обеспечу разносол!..
Скоморох-потешник
Слово царя тверже сухаря. Пошлет на медведя — пойдешь на медведя, а куда деваться — надо, Федя! Или дичь и рыба — или меч и дыба. Обошел Федот сто лесов, сто болот, да все зазря — ни куропатки, ни глухаря! Устал, нет мочи, да и дело к ночи. Хоть с пустой сумой, а пора домой. Вдруг видит — птица, лесная голубица, сидит, не таится, ружья не боится…
Федот
Вот несчастье, вот беда,
Дичи нету и следа.
Подстрелю-ка голубицу,
Хоть какая, да еда!
А вообче-то говоря,
Голубей ругают зря.
Голубь — ежели в подливке –
Он не хуже глухаря!..
Голубица
Ты, Федот, меня не трожь,
Пользы в энтом ни на грош,-
И кастрюлю не наполнишь,
И подушку не набьешь.
Чай, заморский господин
Любит свежий галантин,
А во мне какое мясо,
Так, не мясо, смех один!..
Федот
То ли леший нынче рьян,
То ли воздух нынче пьян,
То ли в ухе приключился
У меня какой изъян?
То ль из царских из окон
Оглашен такой закон,
Чтобы птицы говорили
Человечьим языком?..
Голубица
Не твори, Федот, разбой,
А возьми меня с собой.
Как внесешь меня в светелку
Стану я твоей судьбой.
Буду шить, стирать, варить,
За обиды не корить,
И играть тебе на скрипке,
И клопов тебе морить!..
Федот
Что за притча — не пойму?..
Ладно, лезь ко мне в суму!..
Там, на месте, разберемся,
Кто куды и что к чему!
Скоморох-потешник
Принес Федот горлинку к себе, значит, в горенку. Сидит невесел, головушку повесил. И есть для кручины сурьезные причины. Не сладилась охота у нашего Федота. А царь шутить не любит — враз башку отрубит. Сидит Федот, печалится, с белым светом прощается. Вспомнил про птицу, лесную голубицу. Глядь — а средь горенки заместо той горлинки стоит красна девица, стройная, как деревце!..
Маруся
Здравствуй, Федя!.. Ты да я –
Мы теперь одна семья.
Я жена твоя, Маруся,
Я супружница твоя.
Источник
Литературный журнал “Ритмы вселенной”
Владимир Маяковский фигура в русской литературе неоднозначная. Его либо любят, либо ненавидят. Основой ненависти обычно служит поздняя лирика поэта, где он воспевал советскую власть и пропагандировал социализм. Но со стороны обывателя, не жившего в ту эпоху и потока времени, который бесследно унёс многие свидетельства того времени, рассуждать легко.
Маяковский мог бы не принять советскую власть и эмигрировать, как это сделали многие его коллеги, но он остался в России до конца. Конец поэта печальный, но он оставался верен своим принципам, хотя в последние годы даже у него проскальзывают нотки недовольства положением вещей.
То, что начнет твориться в советской России после 30-х годов, поэт уже не увидит.
Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» было написано в 1918 году. Это время, когда ещё молодой Маяковский с восторгом принимает происходящие в стране перемены и без капли сожаления прощается со своей богемной жизнью, которую вёл ещё несколько лет назад.
Кобыла по имени “Барокко”. Фото 1910 года.
Большой поэт отличается от малого не умением хорошо рифмовать или мастерски находить метафоры, и уж точно не количеством публикаций в газетах и журналах. Большой поэт всегда берётся за сложные темы, которые раскрывает в своей поэзии – это даётся далеко не каждому, кто умеет писать стихи. Большой поэт видит не просто голод, разруху, когда люди видят голод и разруху. Он видит не роскошь и сытую жизнь, когда люди видят роскошь и сытую жизнь – подмечает те детали, мимо которых простой обыватель пройдёт мимо и не заметит ничего.
А Маяковский всю жизнь презирал мещанство и угодничество и очень хорошо подмечал тонкости своего времени.
О самой поэзии он выскажется так:
Поэзия — вся! — езда в незнаемое.
Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
тысячи тонн словесной руды.
В стихотворении (оно будет ниже) поэт напрямую обращается к животному. Но это обращение служит неким метафорическим мостом, который должен только усилить накал, происходящий в стихе и показать обычному обывателю всю нелепость и жестокость ситуации. Случаи жестокого обращения с лошадьми были часты в это время. Животных мучали до последнего, пока те действительно не падали замертво прямо на дорогах и площадях. И никто этого не пресекал. Это считалось нормой.
Животное же не человек…
Извозчики времён Маяковского.
Предлагаем вашему вниманию стихотворение «Хорошее отношение к лошадям», за которое по праву можно дать премию мира. Кстати, нобелевку в 2020 году получила американская поэтесса Луиза Глик. Аведь многие тексты Маяковского не хуже, и они то как раз о борьбе – борьбе за свободу и за равное существование на нашей планете.
Маяковский вдохновил множество хороших людей – именно поэтому его помнят и любят до сих пор.
Будь ты хоть человек, а хоть лошадка, которая отдаёт всю себя ради общей цели. Пусть поэт и обращается к лошади, но главную свою мысль он хочет довести до людей, которые стали слишком чёрствыми и жестокими.
Миру мир!
Хорошее отношение к лошадям
Били копыта,
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала!
— Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные…
Улица опрокинулась,
течет по-своему…
Подошел и вижу —
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…
И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть,
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось —
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.
И стоило жить, и работать стоило!
Лайк и подписка – лучшая награда для канала.
Источник
Он за мною видно шел, взял за локоть:
F A Dm
“Слушай Люся, будет очень хорошо,
A Dm
Я живу в отдельном “люксе”.
Dm C F
У него усы густы и глаза, как две букашки,
A Dm A Dm
И виднеются кусты из-за ворота рубашки.
Dm C F
“Я не Люся”, говорю, “а зовут меня Тамара
A Dm A Dm
И такого не терплю, и такие мне не пара”.
D7
Припев: Десять лет варила суп, десять лет белье стирала,
D7 Gm
Десять лет в очередях колбасу я доставала,
C7
Десять лет учила я сверхсекретное чего-то,
C7 F
Десять лет сидела я у окошка на работе,
A B
Сердце стачивая в кровь десять лет дите растила,
Gm Dm A Dm
Что ж осталось на любовь? Полтора годка, от силы.
Dm C F
Не смутился он ничуть, только глазом гладит платье:
A Dm A Dm
“Я за вечер заплачу, сколько за год тебе платят”,
Dm C F
Я играла в мяч ручной за спортивные награды
A Dm A Dm
И была я центровой, и бросочек был что надо.
D7
Припев: Десять лет варила суп, десять лет белье стирала,
D7 Gm
Десять лет в очередях колбасу я доставала,
C7
Десять лет учила я сверхсекретное чего-то,
C7 F
Десять лет сидела я у окошка на работе,
A B
Сердце стачивая в кровь десять лет дите растила,
Gm Dm A Dm
Что ж осталось на любовь? Полтора годка, от силы.
Dm C F
Я авосечку-суму из руки переложила,
A Dm A Dm
Кавалеру своему меж букашек “засветила”.
Dm C F
Мне до Щелковской – метро, а от Щелковской – автобус,
A Dm A Dm
А в авоське шесть кило овощных консервов “Глобус”.
D7
Припев: Десять лет варила суп, десять лет белье стирала,
D7 Gm
Десять лет в очередях колбасу я доставала,
C7
Десять лет учила я сверхсекретное чего-то,
C7 F
Десять лет сидела я у окошка на работе,
A B
Сердце стачивая в кровь десять лет дите растила,
Gm Dm A Dm
Что ж осталось на любовь? Полтора годка, от силы.
Dm C F
Открываю тихо дверь – дочка долбит фортепьяно,
A Dm A Dm
Ну, а мой “любимый зверь”, он лежит, конечно, пьяный.
Dm C F
Снять ботиночки с него не тревожа постаралась,
A Dm A Dm
От получки от его трешка мятая осталась.
D7
Припев: Десять лет варила суп, десять лет белье стирала,
D7 Gm
Десять лет в очередях колбасу я доставала,
C7
Десять лет учила я сверхсекретное чего-то,
C7 F
Десять лет сидела я у окошка на работе,
A B
Сердце стачивая в кровь десять лет дите растила,
Gm Dm A Dm
Что ж осталось на любовь? Полтора годка, от силы.
Dm C F
На плите чаек стоит, дочка сладко засыпает,
A Dm A Dm
За окном моим ГАИ громко частников ругает.
Dm C F
Гляну в телек: дым и чад, поколенье молодое
A Dm A Dm
Все с гитарами кричат, как перед большой бедою.
Dm C F
Убрала я со стола, своего пригрела Пашку:
A Dm A Dm
Все ж-таки мало я дала тому гаду меж букашек.
D7
Припев: Десять лет варила суп, десять лет белье стирала,
D7 Gm
Десять лет в очередях колбасу я доставала,
C7
Десять лет учила я сверхсекретное чего-то,
C7 F
Десять лет сидела я у окошка на работе,
A B
Сердце стачивая в кровь десять лет дите растила,
Gm Dm A Dm
Что ж осталось на любовь? Полтора годка, от силы.
Источник
Проводила Варвара мужа на войну. Живёт год одна, другой. Скучает по мужу, а он воюет на благо Отечества.
Однажды ночью кто-то стучится к ней в дверь.
— Жена, открывай дверь, это я, твой муж, пришёл.
Открывает бабёнка дверь — глянь, а там и вправду стоит её родимый муж в солдатской одёже и сапогах.
Накормила она муженька, напоила и спать уложила. Рано утром, ни свет ни заря, муж исчез. Нет его, будто растворился в воздухе. А вечером опять стук в дверь.
Настало для Варьки счастливое время, каждую ночь муженёк приходит и любит её, будто в первый раз. Чувствует Варвара, отяжелела она.
— Слышь, муженёк, тяжёлая я, чую, сынок у нас будет.
— Вот и ладненько, — сверкнул глазами солдат. — Рожай. Нам воины нужны.
Прошло девять месяцев, и вправду разрешилась Варвара сыном. Не нарадуется она счастью: и муж каждую ночь дома, и сын при ней. Глаза у неё от счастья горят, и Варя не ходит, а летает по деревне.
Однажды зимой приходит, как обычно, солдат домой. А жена недовольна, нерадостна, не бежит ему навстречу, а на голове платок тёплый. Спрашивает он Варьку:
— Что за печаль тебя гложет?
— Да вот печь сломалась, будь она неладна, уже опара осела, и тесто скисло.
— Не переживай, Варенька, я тебе помогу.
На следующую ночь муж принёс в подоле рубахи несколько кирпичей, сбросил их с шумом на пол. Варвара видит, вдруг целый воз кирпича возвышается посреди избы. Сложил муж ей новую печь. Не печь, а сказка.
Видят соседи, что-то неладное творится с Варей, спрашивают у неё:
— Чего ты такая довольная, светисся вся, как медная копейка.
Она и говорит:
— А как мне не радоваться? Мой муж-то каждый вечер со службы приходит. Помогает. Вот печь развалилась, так он её за ночь переложил, теперь не дымит, не кадит, греет, как солнце в жаркий день.
Говорит ей бабка Федосиха:
— Ой, нехорошо это, Варвара, что он к тебе только ночами ходит, а днём пропадает бесследно, будто ветер. — Сделай, девка, так: перед сном осени крестом свои ворота, дверь и все окна и ложись спать. Если что, читай спасительную молитву. Как бы страшно ни было, дверь не отпирай. А потом посмотришь, что будет дальше.
Солдатка так и сделала, перекрестила ворота, дверь и окна и спать легла. На дворе стояла зима, кругом сугробы великие. Настаёт полночь, Варя слышит стук в дверь.
— Варенька, открывай дверь, это я, твой муж, пришёл.
Ничего не отвечает Варя, ждёт, что дальше будет.
А тот соловьём заливается:
— Открой, Варя, это ж я, твой муж. Пусти меня в дом, вспомни, как нам друг с другом сладко было. Ты что, хочешь сына родного отца лишить?
Варя порывается открыть дверь, она телом и душой предана мужу, но руки не слушаются, а ноги не держат. В голове стучат слова Федосихи: «Читай молитву». Лежит солдатка в кровати и от страху молитву читает.
А муж всё вокруг дома бегает, то в одно окно постучится, то в другое и шепчет, шепчет Вареньке о своей любви. Страшно Варьке и сладко одновременно слушать его сахарные речи, сердце тянется к нему, но держится баба, молитву читает.
Наступает утро, Варя быстро выбегает во двор. Глянь, а вокруг дома следы странные, и не человеческие вовсе, а будто собачьи. Мечется Варя по двору, за ворота выглядывает, кругом, куда ни глянет, везде пёсьи отметины. Заскакивает Варвара домой, глядь, нет зыбки в избе, да и ребёнок её бесследно исчез.
Если вам нравится рассказ, поддержите автора. Не посчитайте за труд поставить лайк( палец вверх) и поделиться в соцсетях со своими единомышленниками ссылкой на канал.
Читать другие деревенские истории:
Павел
Шурка
Бедная-бедная Лиза
Утопленница
ДРУГИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Источник
Православный праздник – день памяти Дмитрия Солунского – христианского святого, великомученика. Он известен ещё как Димитрий Мироточец. Ему молятся о помощи в битвах, о смелости и терпении.
Отцом Дмитрия был римский проконсул, который являлся тайным христианином. Он крестил сына в домовой церкви согласно христианским устоям. Когда отец умер, Дмитрия назначили на его место. Он стал служить императору Галерию. Во время своего правления христианин проповедовал истинную веру, и многие римские жители приняли её.Известия о его деяниях дошли до императора, который вернувшись с войны, приказал заключить Дмитрия в темницу. Вскоре его казнили, а тело бросили на растерзание диким животным. По легенде, звери его не тронули. Христиане смогли заполучить тело мученика и похоронить его. Один из последователей Дмитрия по имени Лупп взял кольцо и ризу мученика, покрытые кровью. Используя эти предметы, Лупп совершил много чудес.
Традиции, обычаи, поверье и приметы.
День Дмитрия Солунского. Дмитриев (Дмитров) день.
Суббота перед 8 ноября – поминальная – Димитриевская. Люди ходили на кладбище, наводили порядок на могилках и поминали усопших. В субботу поминали погибших воинов. На Дмитриев день вспоминали умерших родителей.
К живым родителям ходили в гости, дарили им подарки и говорили слова благодарности за всё, что они сделали для семьи.
В этот день души усопших прилетают на могилу в образе птиц. Люди посещали кладбища и рассыпали зерно рядом с могилой.
На могилу рассыпать зерно, хлебные крошки нельзя, считалось, что птицы клюют глаза усопшего. Нельзя, на могиле оставлять продукты, тем более – стакан водки с куском хлеба и солью.
Рядом с могилой должен стоять столик, на котором можно оставить “Поминальный обед”, а лучше “Поминальный” обед можно подать для поминания или отнести в церковь.
Наши предки поминали дома усопших, а не на кладбище молились и при молитве зажигали свечу (желтую).
Пекли блины. Первый блин снимали со сковороды со словами «Помяни, Господи, честных родителей» (усопших). Его не ели, а оставляли на окне. Он предназначен для покойников.
Блины – поминальные пеки и гостей угости, в церковь на поминальный стол унеси.
Блины пеки побольше и всем подавай, чтобы усопших накормить и грехи замолить.
Накрывали “Поминальный” стол. Большое количество блюд на “Поминальном” столе. Приготовляли блюда, которые любили усопшие. На стол ставили пиво. Поминальный стол накрывался с Дмитриевской субботы (7 ноября). Как оформляли “Поминальный стол”, и как поминали , см. заметку за 7 ноября.
В Дмитриев день варят пиво. Пиво варят много. Его специально варят, чтобы его хватило до Рождества Христово. Часть закваски оставляют, для того, чтобы наварить свежего пива к Рождеству Христову.
Нельзя играть свадьбы до Рождества Христова (7 января).
В ночь на Дмитриев, нечистая сила скидывает луну с неба и потом доит её будто корову.
Нельзя делать домашнюю работу (вышивать, шить, кроить, прясти, вязать), колоть дрова, заниматься строительством.
Нельзя мыть и мести полы, как в доме, так и во дворе – это к покойнику (выметаешь, вымываешь кого – то).
Нельзя ругаться и не сквернословить. Целый день муж, говорит – ласковые и добрые слова, часто обнимает и ласкает свою жену.
Весь день вспоминают об усопших родственниках и их поминают.
Нельзя выполнять дела, связанных с водой – купаться, стирать, мыть посуды или производить влажную уборку в доме. В этот день вода на души умерших родственников льётся.
Воду в дом приносят заранее с 5 ноября. Наполняют все емкости, чтобы хватило на неделю. В этот день не топят баню.
Погода.
Снег хлопьями идет – на Михайлов день (21 ноября) тепло будет.
Дождь идет – зима долго не придет.
Солнце с утра – на Введение (4 декабря) морозно будет.
Звезды на небе тускло светятся – к холоду и ненастью.
На деревьях много листьев – к затяжной зиме.
Нет листвы на деревьях – после Михайлов дня зима настоящая придет.
Много снега – к хорошему урожаю злаковых.
Земля не покрыта снегом – весна не скоро придет.
Ветер завывает – к ненастью и будет до Михайлово дня (21 ноября).
Утром туман – к оттепели.
Вороны сидят на нижних ветвях деревьев – к сильному ветру.
Нельзя гадать.
Молодые девицы и парни собираются на вечорку. Вечерка – посиделка “Поминальная”, где организовывается “Поминальный стол” и каждый вспоминает о своих усопших родных и близких, интересные и смешные истории о них. При этом каждый с собой приносил – два – три “Поминальных полотенца” и по рисунку рассказывали судьбу усопших, тем самым рассказывали родословную своей семьи и учились читать рисунки.
Поминальное полотенце.Крестьянское.
На вечерке накрывали ” Поминальный стол”, каждый приносил с собой любимое блюдо своих усопших родных и близких, которое изготовляла сама девица, а молодые парни приносили блюдо, которое изготовляла его мать.
На вечорке парни приглядывались к девицам, узнавали родословную и конечно пробовали блюда, которые принесли девицы, и оценивали, какое вкуснее? Вечорка продолжалась до утра, парни провожали девиц до дому.
Этот день – строгий. Поминают усопших. Накрывают “Поминальный стол” и всех гостей и прохожих угощают. На Кладбище ходят. Вечерка – посиделка “Поминальная” проводится.
Если Вам понравилась статья, не стесняйтесь оставлять комментарии и нажать кнопку “Мне понравилось” это поможет качественному развитию канала. Благодарю вас за ваше участие.
Источник