От мыла и отмыла это омонимы

От мыла и отмыла это омонимы thumbnail

/О детях/Школа

Омонимы — это слова, которые звучат и пишутся одинаково, но обозначают совершенно разные вещи. Например, лук на огороде, лук для стрельбы и модный лук.

Рассказываем, чем отличаются омонимы от синонимов, антонимов и паронимов, какими они бывают, и приводим список для школьников.

Виды омонимов

Частичные омонимы — это омонимы, у которых совпадают по звучанию не все формы. Например, ласка (животное) и ласка (нежность) не совпадают в форме родительного падежа множественного числа: ласок — ласк.

Омофоны — это слова, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся; например, кот и код, порог — порок — парок.

Сказала Алла:
– Это ж – утка.
А Ян услышал:
– Это – жутко!
А я услышал:
– Это – шутка

На самолёте
Я лечу в Париж.
А ты за мной
На облаке паришь…(С. Белорусец)

Омографы — это слова, которые одинаково пишутся, но по-разному произносятся (различие обычно бывает в ударении): зАмок и замОк, бЕлки и белкИ.

Ко́сит косец, а зайчишка коси́т,
Тру́сит трусишка, а ослик труси́т.

(Я.А. Козловский)

Люди, поверьте: мы живы тоской!
Только в тоске мы победны над скукой.
Всё перемелется? Будет муко́й?
Нет, лучше му́кой!

(М. И. Цветаева)

Омоформы — это слова, которые одинаково пишутся только в каких-то определенных формах, однако они могут быть даже словами разных частей речи; например, стекло (оконное) и стекло (что-то вниз); мой (собственный) и мой (посуду).

Намного позже
Петухов
Встаёт Серёжа

Петухов.

(Я.А. Козловский)

Омонимы, синонимы, паронимы и антонимы. В чем разница?

Омонимы – это слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но абсолютно различные по смыслу.

Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
– Где вы были?
– У лисички!
– Что вы ели там?
Лисички! (Я.А. Козловский)

Сев в такси, cпросила такса:

– За проезд какая такса?

А водитель: “Денег с такс

Не берём совсем,

           вот так-с”. (Я.А. Козловский)

Синонимы имеют схожее или тождественное значение (например, томат — помидор).

Антонимы — это слова  с противоположным значением (например, добрыйзлой; больше примеров  тут).

С омонимами не стоит путать паронимы. Это слова, которые звучат и пишутся похоже, но не одинаково, а также сходны по смыслу. Их часто путают, совершая смысловые ошибки. Например, экономический и экономичный, невежа и невежда.

Омонимы и многозначные слова

Многозначные слова — это слова, у которых несколько значений. Например, кисть — ‘часть руки’, ‘украшение из ниток’, ‘приспособление для рисования’, ‘ветка с цветами или ягодами’.

Как определить, что перед нами: омонимы или два значения многозначного слова? На самом деле, это не так уж и просто: часто грань довольно тонкая. Но основной критерий такой: нужно поискать общий элемент значения. Например, для многозначного слова кисть такой элемент — ‘несколько длинных предметов, скрепленных в одной точке’. Омонимы же никак не связаны по смыслу, или связь давно утрачена.

Читайте также:  Как отмыть грунтовка с кожи

Примеры омонимов

Боксёр – спортсмен, занимающийся боксом;

Боксёр – порода собаки.

Бор – хвойный лес;

Бор – зубоврачебный инструмент.

Брак – семейный союз;

Брак – некачественное изделие.

Валить – заставлять падать;

Валить – двигаться толпой; уходить.

Венец – венок;

Венец – житель города Вены.

Гранат – плодовое растение;

Гранат – драгоценный камень.

Гусеница – личинка насекомого;

Гусеница – деталь гусеничного транспорта.

Дача – действие по значению глагола давать (дача показаний);

Дача – загородный дом.

Дипломат – специалист по международным отношениям;

Дипломат – небольшой чемодан.

Дворник – работник, поддерживающий чистоту;

Дворник – стеклоочиститель.

Дисциплина – подчинение правилам;

Дисциплина – отрасль научных знаний.

Заставлять – принуждать;

Заставлять – ставя что-либо, занимать поверхность.

Каток – площадка для катания на коньках;

Каток – машина для выравнивания дороги.

Ключ – родник;

Ключ – приспособление для открывания замка.

Кол – заострённая толстая палка;

Кол – низшая школьная оценка. 

Коса – прическа;

Коса – инструмент для срезания травы;

Коса – протяжённая речная отмель.

Лавка – скамейка;
Лавка – магазин.

Лама – копытное животное;
Лама – учитель буддизма.

Ласка – проявление нежности;

Ласка – хищное животное.

Лук – огородное растение;

Лук – оружие для метания стрел.

Мат – проигрышная ситуация в шахматной партии;

Мат – мягкая подстилка;

Мат – грубая брань;

Мат – отсутствие блеска.

Мир – земной шар;
Мир – отсутствие войны.

Мотив – мелодия;
Мотив – повод для действия.

Мушка – небольшая муха;

Мушка – деталь прицела.

Мышь – небольшой грызун;

Мышь – компьютерное устройство.

Норка – небольшая нора;
Норка – хищный пушной зверек.

Оклад – размер заработной платы;

Оклад – украшение иконы.

Предлог – вымышленная причина.
Предлог – служебная часть речи.

Предложение – то, на что предлагается согласиться;

Предложение – грамматически оформленное слово или сочетание слов, выражающее законченную мысль.

Роман – литературное повествование;
Роман – любовные отношения.

Свет – источник освещения;

Свет – земля, мир;

Свет – высшее общество.

Скат – ровная наклонная поверхность;

Скат – рыба с плоским телом.

Следствие – результат, вывод;

Следствие – расследование.

Собачка – маленькая собака;

Собачка – деталь замка или застежки.

Союз – объединение;
Союз – служебное слово.

Ушко – маленькое ухо;

Ушко – отверстие в игле.

Язык – орган в полости рта;

Язык – средство общения.

Составила Tonje

08.10.2020

  

Опубликовать в Одноклассниках
Сохранить в Pinterest

От мыла и отмыла это омонимы

Tonje

Ну в общем, это тема для научной дискуссии.

От мыла и отмыла это омонимы

Olesechka M, нет, в толковых словарях они идут как отдельные слова.

От мыла и отмыла это омонимы

Навскидку: мышь, ушко и язык – это скорее многозначные слав все же, поскольку они появились в результате метафорического и метонимического переноса.

От мыла и отмыла это омонимы

WD_w
(09/10/2020)

Сална

1) Шероховатость, лишающая стекло прозрачности.

2) устар. Отсутствие блеска, матовость.

Разве есть слово мат в значении отсутствие блеска? Я думала, что это матовость.

Источник

№Название этапаМетодический комментарий11. Организационный этап урока
Читайте также:  Отмыли линолеум до и после

Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок.

Обратите внимание. Изучение темы «Омонимы», так же как и всех тем раздела «Лексика», носит ознакомительный характер. Однако важно знать, что с помощью омонимов возникают шутки, каламбуры, игра слов. Именно это следует подчёркивать при анализе языкового материала.

22. Актуализация имеющихся знаний

Рубрика «Давай подумаем» организует проблемную ситуацию: с опорой на рисунок в учебнике и полученные ранее сведения о значении слов устанавливается различие между словами, которые звучат и пишутся одинаково. При обсуждении примеров ученики должны самостоятельно дать толкование омонимам коса (инструмент) и коса (причёска) и убедиться в том, что между значениями этих слов нет ничего общего.

33. Этап усвоения новых знаний

Рубрика «Тайны языка» обобщает наблюдения и вводит термин «омонимы» (определение не заучивается). При работе с рубрикой важно не только опереться на наблюдения учеников над материалами рубрики «Давай подумаем», но и обратить их внимание на важнейший признак омонимов — различную сочетаемость (девичья коса — острая коса и т. п.).

44. Дополнительный материал

Рубрику «Из истории языка» читает учитель. Попутно можно повторить термины «синонимы» и «антонимы» (с. 42 и 60).

55. Закрепление изученного материала

Упражнение 1 в учебнике — работа с толковым словариком; наблюдение за значением слов-омонимов. Выполняется фронтально.

При обсуждении значений слов необходимо постоянно подчёркивать, что между значением омонимов нет ничего общего. Предложения, придуманные учениками, учитель выписывает на доску, а ученики списывают их в тетради.

Обратите внимание. Следует учитывать, что ученики иногда склонны метафорически осмыслять действительность, толкуя, например, значение слова ключ как «источник» тоже через «открывание»: «вода открывает землю». Это неверный ответ, необходимо поправлять учеников, используя приёмы подбора слов-синонимов, обращая внимание учеников на сочетаемость и т. д.

66. Закрепление изученного материала

Упражнение 2 в учебнике  — наблюдение за омонимами, имеющими разное значение, одинаковое написание, но различное место ударения (омографы — «одинаково пишутся»; термин не вводится). Выполняется фронтально.

Можно предложить ученикам читать по одному предложению, обсуждая, что называется словами замок, мука, атлас. Ученики должны прийти к выводу, что в подобных предложениях необходимо над словом, значение которого не ясно, ставить знак ударения. После этого они, записав в тетрадях предложения, должны поставить знак ударения над словом и в скобках дать его объяснение — синоним или однокоренное слово (запись сначала делается учителем на доске, а ученики списывают её).

Образец записи: «Наконец мы нашли старый за́мок (то, где живут). Наконец мы нашли старый замо́к (то, что запирает дверь). Это была настоящая му́ка (от слова мучиться). Это была настоящая мука́ (то, из чего пекут хлеб). В магазине продавался старинный а́тлас (карта). В магазине продавался старинный атла́с (материя)».

В заключение следует обобщить результаты работы: есть слова, которые похожи только на письме, но если их произнести, то они по звучанию (по месту ударения) не совпадают.

Читайте также:  Как отмыть кран на кухне
77. Закрепление изученного материала

Упражнение 3 (трудное) в учебнике — наблюдение за омонимами, которые различаются на письме, но совпадают при произнесении (омофоны — «звучат одинаково», термин не вводится). Выполняется фронтально.

Подсказкой ученикам может быть логическое рассуждение: какие блюда приготавливаются из рыбы? Предложение «Ел старик хлеб сухой» учитель может записать на доске, а после выяснения того, на чём основана шутка, учитель может записать на доске: «с ухой». В тетради ученики могут записать пару словосочетаний: хлеб сухой — хлеб с ухой.

88. Закрепление изученного материала

Упражнение 4 в учебнике (работа в группе) — наблюдение за различными видами омонимов. В первом столбике должна быть записана пара уж — уж, во втором: код — кот, в третьем: гвозди́ки — гво́здики. В сильном классе можно предложить группам подобрать несколько своих примеров в каждый столбик.

99. Дополнительный материал. Интерактивное задание

Упражнение 5 в учебнике (работа в паре) — поиск омонимов в тексте; наблюдение за группой омонимов-омоформов, которые совпадают по звучанию и написанию только в каких-то формах (термин не вводится). Это упражнение, как и последующее (упр. 6), проводится, если позволяет темп работы класса и уровень подготовки учащихся. Пары омонимов: сноса — с носа, мыла (не жалея чего?) — мыла (что делала?), от мыла (от чего?) — отмыла (что сделала?). Важно при анализе значения подобных слов-омонимов подчёркивать не только отсутствие общих элементов значения, но и различные вопросы, на которые отвечают эти слова. Можно объяснить, что слово (нету) сноса в первой строке образовано от глагола сносить, однокоренного со словом носить. Характеризуя особенности пар омонимов, следует остановиться только на парах мыла — мыла, от мыла — отмыла; ученики должны указать, что в этих парах одно из слов — имя существительное в родительном падеже (отвечает на вопрос чего нет?), а второе — глагол (отвечает на вопрос что сделала?).

1010. Дополнительный материал. Интерактивное задание

Упражнение 6 в учебнике (по выбору) аналогично предыдущим. Выполняется фронтально в классах с высоким темпом работы или хорошо успевающими учениками с обязательной проверкой (ученики читают получившиеся варианты всему классу).

1111. Дополнительный материал

Составить предложения со словами-омонимами.

лук (оружие) — лук (растение)

про́пасть пропа́сть

сторожил старожил

1212. Словарная работа

Записать слова платок, деревня, среда, подчеркнуть непроверяемые орфограммы. Стоит обратить внимание на слово среда и спросить, как оно связано с темой урока (омонимы: окружающая среда; среда — третий день недели).

1313. Каллиграфическая минутка

Тренировка навыка письма на широкой разлиновке. Учащиеся прописывают предложенные учителем соединения букв.

1414. Рефлексия

Учитель подводит итоги работы на уроке.

Источник