Почему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать белье

Почему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать белье thumbnail

Защитные механизмы срабатывают в условиях конфликта одинаково сильных, но противоположно направленных стремлений личности, вызывающих “возмущение” в системе ее мотивации.

Пока поступающая извне информация поддерживает уже сложившееся у человека представление о мире и о себе, он живет в согласии с самим собой. С накоплением жизненного опыта у человека формируется система, выполняющая роль ограждения сознания от информации, которая может нарушить его внутреннее равновесие, опирающееся на сложившуюся у него картину мира, – система защитных психологических барьеров. Эта система может рассматриваться как особая форма переработки травмирующей информации.

Защитные механизмы представляют собой особого рода психическую активность, реализуемую в форме специфических приемов переработки информации, которые помогут предотвратить потерю самоуважения и избежать разрушения единства “образа Я”.

Психологическая защита проявляется в действиях человека по сохранению привычного мнения о себе, по отторжению или изменению информации, воспринимаемой как неблагоприятная и разрушающая базовые представления о себе или о других.

“Механизм психологической защиты, – пишет Р.М. Грановская, – связан с реорганизацией осознаваемых и неосознаваемых компонентов системы ценностей и изменением всей иерархии ценностей личности, направленной на то, чтобы лишить значимости и тем самым обезвредить психологически травмирующие моменты”. Однако психологическая защита носит по преимуществу деструктивный характер, так как, поддерживая привычный уровень самоуважения, она блокирует адекватную оценку реального положения дел в социальной среде и в своем внутреннем мире, лишает человека воли, мужества и ответственности перед собой и другими.

Впервые защитные механизмы были выявлены З. Фрейдом; их специальное изучение связано с именем его дочери – А. Фрейд.

Наиболее изученные формы психологической защиты (как преобразования травмирующей информации) получили специальные названия: отрицание, подавление, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация, замещение, реактивные образования, сублимация.

Опишем наиболее часто “работающие” психологические механизмы защиты, как выявленные З.Фрейдом, так и описанные другими исследователями.

Отрицаниеопределяется как процесс устранения, игнорирования травмирующих восприятий внешней реальности. Этот механизм защиты обнаруживает себя в конфликтах, связанных с появлением мотивов, разрушающих основные установки личности; с появлением сведений, которые угрожают самосохранению, престижу, самоуважению. В житейском обиходе подобный механизм обозначают как “позицию страуса”. Например, клиническая практика свидетельствует, что первой реакцией пациента на сообщение врача о выявленном серьезном заболевании является отрицание такого диагноза, неверие в него.

Вытеснение– механизм избавления от внутреннего конфликта с помощью активного исключения из сознания неприемлемого мотива или нежелательной информации. Феномены забывания чего-либо очень часто связаны с вытеснением. Например, особенно неудобные факты для нас легко забываются.

Проекция– процесс приписывания (переноса) собственных чувств, желаний и личностных черт, в которых человек не хочет себе сознаваться из-за их неприемлемости, на другое лицо. Подмечено, что скупой склонен отмечать в других людях жадность, агрессивный – жестокость и т.п. Человека, постоянно приписывающего другим собственные неблаговидные мотивы, называют ханжой.

Идентификация– защитный механизм, при котором человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, присущие другому лицу. В идентификации есть и позитивный момент, так как это механизм усвоения социального опыта, овладения желательными, но отсутствующими у индивида свойствами и качествами. Эмоциональное сопереживание зрителя или читателя героям художественного произведения основано на механизме идентификации с ними.

Регрессия – защитный механизм, посредством которого субъект в условиях повышенной ответственности стремится избежать внутренней тревоги, потерять самоуважение с помощью тех способов поведения, которые были адекватны на более ранних стадиях развития. Регрессия есть возврат человека от высших форм поведения к низшим. Инфантильность в поведении и отношениях – яркий феномен регрессии.

Реактивные образования– защитный механизм трансформации травмирующего мотива в свою противоположность. Безотчетная, не имеющая разумных оснований неприязнь к человеку может оборачиваться особой предупредительностью к нему, посредством которой субъект старается преодолеть собственные агрессивные чувства. Например, педагоги в агрессивном преследовании мальчиком-подростком своей одноклассницы “прочитывают” чувство первой влюбленности, видят в этом характерный для подростков ритуал ухаживания.

Рационализация понимается как приписывание логических или благовидных оснований поведению, мотивы которого неприемлемы или неизвестны, как оправдание перед другими или самим собой своей несостоятельности. В частности, рационализация связана с попыткой снизить ценность недоступного. Переживая психическую травму, человек защищает себя тем, что переоценивает (обесценивает) значимость травмирующего фактора в сторону его снижения.

Читайте также:  Как стирать кашемир 100 процентов

Замещение– защитный механизм, связанный с переносом действия с недоступного объекта на доступный. Замещение разряжает напряжение, созданное нереализуемой потребностью, недостижимой целью.

В заключение необходимо отметить, что работа с сознанием, в том числе преодоление психической защиты в случаях, когда они препятствуют формированию адекватной самооценки и самосовершенствованию личности, составляет центральный предмет психотерапевтической практики. С полным основанием сказанное можно отнести и к педагогической практике.

Задания для самоконтроля

1. Верны или неверны следующие утверждения:

§ механизмы психической защиты являются врожденными формами поведения;

§ механизмы психологической защиты не зависят от воли человека;

§ проекция – это приписывание другому человеку собственных мыслей и желаний;

§ вытеснение – это зрелый, эффективный способ психической защиты;

§ механизмы психической защиты способствуют поддержанию психического здоровья человека.

2. Определить, о каком блоке мозга идет речь:

· расположен в глубине мозга, в пределах верхних отделов мозгового ствола и тех образований серого вещества, которые составляют древнейшую основу его жизнедеятельности. Процессы, происходящие в сети нервных клеток этого блока обеспечивают “питание” мозга, его бодрствование;

· расположен в передних отделах мозга и включает в себя лобные доли, является мощным аппаратом, позволяющим формулировать программы действий, регулировать их протекание и контролировать успешное выполнение;

· расположен в задних отделах больших полушарий. Отдельные участки выполняют здесь определенны функции.

3. Закончить определения:

· свойство мозга, сущность которого определяется тем, что определенные участки мозга выполняют строго соответствующие функции, называется…

· свойство мозга, проявляющееся в том, что некоторые участки не несут определенных функций, называется…

· свойство мозга, проявляющееся во взаимозаменяемости участков, называется…

4. Приведите в соответствие:

А. Левое полушарие

Б. правое полушарие

· письмо,

· язык,

· чтение,

· цветовая чувствительность,

· креативность,

· выделение центра. фигуры

· чувства и эмоции

· случайное осознание

· расположение деталей, фактов

· целостные представления объекта

5. Выберите верные суждения:

§ развитие психики определяется необходимостью приспособления организма к среде;

§ каждая новая ступень психического развития животных есть новый шаг в усложнении психической организации;

§ развитие психики животных проходит стадии элементарной сенсорной и перцептивной психики;

§ у многих животных существует разделение труда с последовательной сменой функций;

§ общение животных по своему содержанию и характеру аналогично общению людей;

§ основу всех без исключения форм поведения животных составляют инстинкты.

6. Ответьте на вопросы:

1. Почему зайца легче научить “бить в барабан”, а енота “стирать белье”, чем наоборот? Какой обобщенный вывод можно сделать о навыках животных?

2. Почему сложное поведение пчел или муравьев нельзя назвать трудом?

3. Какая сторона активности – сознательная или бессознательная – имеет место в следующих ситуациях? Обоснуйте ответ.

А. Во время сеанса гипноза испытуемому, находящемуся в гипнотическом состоянии, было предложено “украсть бумажник” у товарища. Он не мог выполнить это задание гипнотизера. В то время как другие указания: умыться, съесть яблоко и т.д. испытуемый выполнял.

Б. Ученик быстро и правильно умножает многозначные числа, но не помнит правила их умножения.

В. Семиклассник, которого дразнили одноклассники, разорвал учебник и тетрадь, ударил одного из товарищей.

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

  • Главная
  • Вопросы & Ответы
  • Вопрос 11652018

Зачетный Опарыш

более месяца назад

Просмотров : 11   
Ответов : 1   

Лучший ответ:

Всё зависит от того, какими природными навыками, повадками и рефлексами обладает животное.

более месяца назад

Ваш ответ:

Комментарий должен быть минимум 20 символов

Читайте также:  Ручка гелевая пиши стирай

Чтобы получить баллы за ответ войди на сайт

Почему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать белье

Лучшее из галереи за : неделю   месяц   все время

Почему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать бельеПочему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать бельеПочему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать бельеПочему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать бельеПочему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать бельеПочему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать бельеПочему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать бельеПочему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать бельеПочему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать бельеПочему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать бельеПочему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать бельеПочему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать бельеПочему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать бельеПочему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать бельеПочему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать бельеПочему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать бельеПочему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать бельеПочему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать бельеПочему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать бельеПочему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать бельеПочему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать бельеПочему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать бельеПочему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать бельеПочему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать бельеПочему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать бельеПочему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать бельеПочему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать бельеПочему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать бельеПочему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать бельеПочему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать белье

    Почему зайца легче научить бить в барабан а енота стирать белье

    Другие вопросы:

    Энджелл

    склоняйте слово путь в единственном и во множественном числе пжл и спасибо за ранее

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 5   
    Ответов : 1   

    Зачетный Опарыш

    Назовите особенности весенних месяцев. Полным ответом

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 4   
    Ответов : 1   

    Таня Масян

    8. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, сформулируйте и обоснуйте свое отношение к позиции автора. 8.1. Философия. «В желании выражается сущность человека». Б. Спиноза. 8.2. Экономика. «Когда экономика кусается, цены становятся бешеными». В. Дамиль. 8.3 Социология….

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 3   
    Ответов : 1   

    Энджелл

    Предложение: Медуница пахла так сильно, что солнечный свет, ЗАТОПИВШИЙ рязанские дали, казался жидким медом. Вопрос:  Какой частью речи является слово ЗАТОПИВШИЙ?

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 6   
    Ответов : 1   

    Энджелл

    какие ещё слова греческого происхождения от слова grapho (пишу)есть в русском языке?запиши несколько таких слов,начни со слова палеография

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 3   
    Ответов : 1   

    Источник

    Рис. III.23. Типическое выражение лица шимпанзе (по Н.Н. Ладыгиной-Коте)

    животных, сопоставьте его с определением, данным на с. 43.

    5. Почему паук, посаженный в банку вместе с мухой, не «узнает» ее, будучи даже голодным, в то время как в обычных условиях специально ловит мух в паутину и поедает их?

    6. Как известно, клевание у цыпленка — инстинктивный механизм, готовый к моменту рождения. Но вначале цыпленок клюет и зерна, и мелкие камешки, и другие предметы. Лишь затем он научается отличать зерна и клевать только их. На этом примере объясните взаимосвязь инстинкта и навыка. Определите, в чем основное отличие примеров поведения животных, приведенных в вопросах 5 и 6.

    7. Проанализируйте примеры и данные эксперимента, приведенные на с. 48. Сформулируйте вывод об отличии навыка от инстинкта.

    8. Почему зайца легче научить «бить в барабан» , а барсука «стирать белье», чем наоборот? Какой обобщенный вывод можно сделать о навыках животных?

    9. Проанализируйте примеры и данные экспериментов с обезьянами, приведенные на с. 52— 54. Сделайте вывод о характерных особенностях интеллектуального поведения животных.

    10. В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших животных и человека?

    11. Почему сложное поведение муравьев или пчел нельзя назвать трудом? В чем заключены характерные черты труда, сыгравшие столь важную роль в становлении и развитии человеческого сознания и побудившие Ф. Энгельса сказать: «… труд создал самого человека»? Какую роль в процессе развития человеческого сознания сыграла человеческая рука?

    12. Почему звуковую и другую сигнализацию животных нельзя отождествлять с речью человека? В чем их сходство и различие?

    13. Почему на протяжении всей обозримой истории человека структура его организма, в том числе и мозга, осталась практически неизменной, в то время как в мире животных каждый новый уровень развития психики и форм поведения сопровождался изменениями организма, развитием нервной системы?

    14. Используя материалы нас. 55, определите сущность человеческого сознания и его структуру. Постарайтесь найти для их выражения соответствующую схематическую форму.

    15. Можно ли закономерности психики, выявленные на животных, переносить на психику человека? Если нет, то почему? Что практически дают эксперименты по изучению психики животных для изучения психики человека?

    57

    58

    Рис. III. 24. Мимика радости — улыбка и смех шимпанзе (по Н.Н. Ладыгиной-Коте)

    Рис. III. 25. Изменения в строении руки: 1 — рука африканской человекообразной обезьяны щИмпанзе; 2 — рука азиатской человекообразной обезьяны орангутанга; 3-4 — рука человека

    59

    Узловые вопросы темы

    Читайте также:  Как стирать в машине белое пальто

    1. Человек. Индивид. Личность.

    2. Биологическое и социальное в ичности человека. Проблема насле-ования психических свойств.

    3. Психологическая структура ичности. Направленность как стерж-евая характеристика личности.

    4. Активность личности. Фрей-истские и неофрейдистские концеп-ии активности. Потребности как ис-эчник активности.

    5. Мотивация как проявление по-эебностей личности. Виды мотивов, ровень притязаний личности.

    6. Интересы, идеалы и мировоззре-ие личности как условия, обеспечи-шщие целостность, устойчивость и аправленность личности.

    7. Понятие о группах и коллекти-ix. Коллектив и личность. Конформ-эсть личности.

    8. Межличностные отношения в >уппах и коллективах, методы их вы-зления и возможности изменения ‘атуса личности в коллективе.

    IV. ЛИЧНОСТЬ. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

    Основные психологические понятия по теме

    Ассоциация (в социальной психологии) — группа, межличностные отношения в которой опосредованы содержанием внутригруппового общения, а совместная деятельность либо отсутствует, либо не влияет на отношения между членами группы.

    Активность — свойство всего живого. Активность личности проявляется в ее сознательных, избирательных действиях.

    Аутсайдер — термин из зарубежной социальной психологии, обозначающий члена группы, отвергаемого ею по причине психологической несовместимости.

    Барьер психологический — мотив, препятствующий выполнению определенной деятельности или действия, в частности общению с определенным человеком или группой людей.

    Группа — социальная общность людей, объединенных на основании ряда признаков, относящихся к содержанию совместно выполняемой ими

    )

    деятельности или характеру общения. Группы могут быть реальными или условными.

    Диффузная группа — группа, межличностные отношения в которой не опосредованы содержанием совместной деятельности.

    Индивид — отдельное живое существо, представитель биологического вида.

    Индивидуальность — личность в ее своеобразии.

    Интерес — одна из форм направленности личности, окрашенная положительной эмоцией, связана с проявлением познавательной потребности.

    Когнитивный диссонанс — неприятное побудительное состояние дискомфорта, вызванное противоречием между противоположными знаниями.

    Коллектив — группа людей, объединенная общей деятельностью, конечная цель которой совпадает с целью общества.

    Конформность — внешнее согласие индивида с группой, подчинение любым ее влияниям при внутреннем несогласии, сознательное приспособленчество.

    Личность — человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности.

    Личностный смысл — субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности.

    Личности нарушения — нарушение структуры и динамики отношения человека к окружающему миру и самому себе, наблюдающиеся при Различных заболеваниях.

    Мотив достижений — характеристика мотивационной сферы человека, отражающая стремление к наилучшему выполнению деятельности в ситуациях достижения.

    Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением

    определенной потребности.

    Мотивация — совокупность мотивов, побуждающих человека к активной деятельности.

    Межличностные отношения — вид социально-психологических явлений, возникающих в группе людей как результат их взаимодействия в процессе общения.

    Мировоззрение — система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем.

    Направленность — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности относительно независимо от конкретных условий. Характеризуется доминирующими потребностями, интересами, склонностями, убеждениями, мировоззрением.

    Потребность — основной источник активности человека и животных; внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от конкретных условий существования.

    Проекция — один из защитных механизмов, посредством которого человек избавляется от переживаний по поводу собственных недостатков за счет приписывания их другим людям.

    Ролевая теория — одна из концепций в социальной психологии, согласно которой человек обладает устойчивыми способами поведения в обществе (ролями), зависящими от его статуса в системе социальных и межличностных отношений.

    Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Ведущим компонентом с. является воспитание.

    Социометрия — социально-психологический метод, предложенный Я. Морено, позволяющий определять структуру межличностных отношений в группе по числу взаимных выборов ее членов.

    61

    Самоконтроль — регуляция самой личностью своего состояния.

    Самооценка — оценка личностью самой себя.

    Тревожность — свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в определенных ситуациях.

    Уровень притязаний — стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. У.п. может быть адекватным возможностям человека и неадекватным (заниженным, завышенным).

    Источник