После причастия можно стирать

В этой стать мы расскажем, что нельзя делать после причастия? Начнем с того, что дадим определение что такое причастие – это таинство, в которое входит освещение хлеба и вина специальным способом, и последующее их употребление.
Итак, дождавшись начала момента причащения, Вы совершаете один поклон и, скрестив руки на груди, положив правую поверх левой и приблизьтесь к Чаше с Телом и Кровью Богочеловека. Громко и четко произнесите свое имя, стоя напротив священника.
Что нельзя делать после причастия?
Внимание! Во время приобщения Святыми Дарами запрещается:
- Толкать богомольцев и пытаться пройти первым на Причастие. Сначала приобщают детей.
- Брезговать Святыми Дарами.
- Не давать служителям вытереть Вам уста платом.
- Раскрывать рот и разговаривать.
- Целовать руку священнику.
- Доказывать Ваше достоинство в случае отказа Вам в Причащении Святых Таинств.
- Держать Причастие во рту. Его сразу необходимо проглотить.
Отойдя от амвона (возвышенный полукруг, с которого священник причащает мирян), следует в порядке очереди подойти к столу, где раздают теплоту и частички просфор, взять предложенное Вам и запить так, чтобы ничего из Святых Даров у вас не остались во рту.
Причастились? Искренне хотим Вас поздравить! Только не надо торопиться домой, потому что богослужение еще не окончилось! Не положено смотреть по сторонам, изучая, как молятся другие. Лучше всего будет, если Вы сконцентрируете свое внимание на том, что поет хор и возглашают священнослужители.
После окончания литургии выслушайте (лучше всего не пассивно, а активно износя из своего сердца краткие, но непрерывные обращения к Богу) молитвы благодарения после Причащения.
Хотим мира и тишины!
А теперь, приложившись к праздничной иконе (та, которая лежит напротив Царских врат), можете уходить с миром. С умиротворенным состоянием на сердце, забыв все обиды, простив всех врагов.
Что нельзя делать после причастия? Старайтесь никого не осуждать, ни с кем не вступать в полемику, удаляйтесь от пустых разговоров. Лучше этот день провести в молчании и тишине. Остерегайтесь злопамятных мыслей!
Если Вас начали обуревать какие-то плохие желания или помыслы (кого-то осмеять или осудить, высказать всю «правду» обидчику, а также греховные стремления блуда, зависти и прочее), то попросите в молитве у Бога защиты от этой напасти, осознавая в данный момент, что сами Вы с искушением справиться не можете.
Приложите усилие посвятить день причащения не увеселительным мероприятиям, а тишине. Придя домой, поблагодарите Бога, вознеся Ему молитвы, специально напечатанные для этой цели в любом молитвослове. Старайтесь пребывать в спокойствии и малословии. Ощутить присутствие рядом с собой Христа можно только вышеприведенным образом.
Бабушкины басни
Существует масса околоцерковных преданий, которые бытуют в умах малообразованных богомольцев. Многие из таких «указаний» напрямую пытаются ответить на вопрос: «Что нельзя делать после причастия?»
Хотим Вас обрадовать, потому что не обязательно верить следующим «заповедям»:
- Нельзя целовать иконы после причащения.
- Запрещено выплевывать и вынимать изо рта косточки от вишен, слив, рыбьи кости в день приобщения Святых Таин.
- Спать после Причащения – грех.
- Совершать земные поклоны (дома) в этот день запрещается.
- Работать после приобщения Святых Таин нельзя.
Сказанные в разные времена старцами каким-нибудь монахам как пожелания, они в «сарафанном радио» становились непременными повелениями для всех. Но ни в каких богослужебных книгах (Типикон, Номоканон, Апостольские правила) обо всем вышеперечисленном не говорится. Черниговский старец, преподобный Лаврентий, например, как-то сказал, что лучше спать после причащения, чем пустословить.
Однако необходимо напомнить, что в день приобщения желательно воздержаться от мяса и излишней пищи, продолжительных разговоров и увеселений, употребления спиртных напитков и супружеского ложа. А о каких-то романах на стороне и флирте необходимо забыть навсегда.
Часто человек, который мало знаком с церковной жизнью, начинает думать после причащения о том, какой он молодец. Эти мысли могут погубить любого. Поэтому искренне поругайте себя, припомнив свои грехи, которых у каждого немало.
Чем заниматься в день причащения?
Итак, Вы причастились, и в этот особенный день лучше всего почитать Библию, Евангелие, творения святых отцов. Откажитесь от просмотра телевизора и «заседаний» в социальных сетях. Окажите помощь больным и одиноким людям. Увидев нищего, не пожалейте для него нескольких конфет. Помните, что, поступая так, Вы даете взаймы самому Богу.
Если все-таки что-то нарушили – не паникуйте! «Мы все согрешаем, только этого не замечаем»,- примерно такие слова оставил нам апостол Иаков. Поэтому, осознав свой грех, поспешите излить душу Богоматери или Спасителю, сделав перед иконой десяток поклонов, обращаясь изображенной личности на образе: «Согрешил, Господи, перед Тобой, прости меня». Помните, что в молитве нужна твердая вера в милосердие Божие. И тогда мир снова возвратится к Вам.
Не бойтесь в домашней молитве после причащения совершать земные поклоны. В этом нет греха, а польза будет большая. Ваша квартира, как и келья, устава не имеет.
Еще много полезного хотелось рассказать Вам, но объем статьи имеет ограничения. Поэтому низко кланяюсь и прошу меня простить. Желаю достойно сохранить в себе благодать, полученную от Бога. Надеюсь, теперь Вы узнали, что нельзя делать после причастия.
Если вам статья, что нельзя делать после причастия, понравилась, поделитесь ею со своими знакомыми в соц сетях.
Источник
#1
- Батюшка,меня очень волнует вопрос такого рода-как правильно вести себя после причастия.С воздержанием от осуждения и т.д…и не плеваться все понятно.А вот с тем что говорят давно воцерковленные люди не очень.В частности как поступать с посудой из которой ешь в день после причастия(мыть только отдельно и воду вылить после мытья куда-нибудь так чтобы по ней не топтались,а в канализацию нельзя,и одежды в которой причащался касается тоже -стирать отдельно от другой и с водой поступать также),если ты что-то начал есть то доедать до конца и не давать этого делать другому человеку.Нельзя мыться(ну с некоторыми понятиями в плане мытья не поспоришь-умываясь или моя голову можно неосознанно отплевываться от воды и сплюнуть),разве благодать можно смыть.Стричь ногти и т.д.Благодать уйдет.Объясняют это тем что после Причастия в человеке и на нем освящается все(это про одежду).И все предметы,особенно попадающие в рот человеку(это про пищу и посуду)освящаются в этот день.На сколько это правда,если правда вобще.Если можно по подробнее.
- И еще вопрос такого плана.Мама постоянно твердит о том что волосы,ногти и ватки,повязки и ,простите,прокладки с кровью ни в коем случае нельзя выбрасывать-только сжигать-большой грех.При чем для меня ,чем больше я интересуюсь православными обычаями, более не понятны и больше смахивающий на языческий ритуал с целью сохранения себя-любимой от порчи и сглаза.Спросила по этому поводу у батюшки -получила ответ-по поводу ногтей и крови не знаю,а вот за волосы бабушка говорила не выбрасывать.А то птичка в гнездо унесет потом голова болеть будет.Так что и ногти и кровь тоже не выбрасывать в мусор,а сжигать.Прекрасно понимая что батюшки тоже люди спросила у другого священника на что получила ответ-по вере твоей.Если ты с Богом кого убоишься? Из чего сделала вывод что таки язычество и вера в это-грех.Сказала это матери на что получила гневное вразумление и требование слушаться наставления первого батюшки коль у него исповедуешься постоянно и ищи наставлений такого рода в трудах Святых Отцов.Вот теперь и точит червячек сомнения исповедовать грех суеверия или то что нарушила его указ(батюшки) этому же батюшке и своего рода осуждении его в суеверии.Все это как-то можно обосновать или опровергнуть.А то на душе смута и в голове-каша,а вопросов такого плана все больше и больше.
#2
1. “Послепричастных” суеверий больше, чем Вы думаете. некоторые “особо благочестивые” даже собственную “освященную” мочу пьют, чтобы “благодать не пропадала”. Конечно, это полная чушь! Ничего из перечисленного Вами не является ни каноническим требованием, ни церковной традицией, не имеет ничего общего с учением Православной Церкви. Мойтесь, мойте, стирайте и т.д.
2. Я вот попробовал себе представить женщин, которые постоянно сжигают прокладки… Жуть какая-то… Полное суеверие! А что нужно было делать древним, у них прокладок не было и, простите, по ногам текло… ? Про волосы – тоже суеверие. Ну как птичка, унесшая волосы в гнездо может повлиять на голову, которая начнет болеть? Где тут законы физики и банальной логики?
#3
Так вот и я о том же,батюшка(это по поводу второго ответа)!Только вот как матери это объяснить(она каждое воскресенье в церковь ходит,часто причащается в отличии от меня-муж у меня совершенно далекий от веры в Бога)…или просто оставить ее в покое и не высказывать ей о своих знаниях и мнении по поводу таких вопросов,а на ее замечания не реагировать вобще или согласно кивать головой ,но поступать согласно своим знаниям.Просто начиталась она всякой всячины вроде пророчеств отрока то ли Вячеслава то ли Вениамина не помню.А там написано что к концу существования мира бесы будут обличаться в частички плоти ,крови и т.д. людей (выбрасываемых) и жить среди людей(как буд-то они и так не среди нас постоянно)так сказать-во плоти…Ну прям Голливудский ужастик,а не книжка.Может конечно этот мальчик и свят перед лицом Господа,но мира в семье эти публикации не добавляют как и книги Нилуса тоже.Как на мой взгляд многие из них умилительны и для новоначального человека полезны,но от большинства просто веет мистификациями и народными поверьями далекими от православия.
Вы уж простите меня грешную если что не так пишу и поправьте,батюшка.Только мое врожденное качество характера знать и уметь максимально в своей профессиональной деятельности,учебе и т.д.и касательно веры в Бога тоже.Какой же толк от меня будет как от работника…христианки когда я не смогу ответить на задаваемые мне вопросы и не ввести в заблуждение человека,особенно когда это касается спасения его души.
Если не сложно,ответьте еще на пару вопросов в этой теме.Я еще не очень хорошо разобралась как новые создавать:
– Почему нельзя гладить по голове детей(спрашиваю потому что слышала это от батюшек)как собственно вобще любого человека.Только класть руку на голову вроде того как батюшка делает при благословении.Или это опять из области фантастики.
– по поводу телесных наказания ребенка.Почему шлепок по пятой точке ладонью категорически запрещен,а вот ремнем или лозиной по этому самому месту -пожалуйста.Это опять таки от батюшки мама на исповеди услышала когда жаловалась на непослушание внука.Возможно конкретно в моем случае необходимо больше информации чтобы давать советы.Только у нас на приходе у батюшки спрашивать очень тяжело.Он выслушивает вскользь продолжая заниматься чем-то и так же отвечает.А в другой храм ходить проблематично.Муж скрепя сердце последнее время более или менее регулярно стал меня отпускать в церковь.А с двумя маленькими сорванцами тяжело самой ходить-сказывается травма позвоночника в детстве.С мамой не реально-старший в ее присутствии просто невменяемый и неуправляемый.А мне так хочется отсеять все суетное ,а не как трусливый заяц бояться не так сесть или не так стать,а то благодать уйдет или птичка чего не так сделает…
Спаси вас Господи!И заранее благодарю за ответ.
Источник
Есть немало книг и пособий, посвященных приготовлению к
Божественному причащению. Цель этих книг – дать
человеку знания, необходимые для сознательного,
благоговейного и непостыдного подхода к Чаше с Пищей
Бессмертия. Эти книги не однообразны. В них есть
разночтения, связанные в основном с разной строгостью
приготовления и разными подходами к частоте причащения.
Но, все равно, такая литература есть, и она многочисленна.
Но вот чего нет у нас! У нас нет книг, ведущих с читателем
разговор о том, как вести себя после причащения,
как хранить полученный дар, как пользоваться во благо
реальностью богообщения! Налицо очевидный пробел. И нет
никакой дерзости быстро этот пробел заполнить. Серьезность
задачи требует, во-первых, формулировки вопроса, а
во-вторых, соборных усилий по поиску правильного ответа.
Опыт,
равно духовный и житейский, говорит о том, что
получить бывает легче, чем удержать. Если речь
идет о великом даре, то умение пользоваться им
– самое тяжелое, что ожидает получателя.
Благословение способно превратиться в проклятие по
мере неумелого пользования или пренебрежения дарами.
История Израиля – тому пример. Множество чудес,
Божие водительство, отношения народа и Бога, подобные
супружеским! Чего же более? Но обратной стороной этих
отношений неумолимо выступают казни и тяжелые удары,
падающие на головы людей, ведущих себя недостойно
избрания. Что касается причащения, то реальность
присутствия Христа в Евхаристии еще в апостольские
времена заставляла говорить о болезнях и смертях
недостойных причастников. Итак, давно пора вести речь
не только о приготовлении к причастию, но и о
правильном образе жизни после полученного причащения.
Вот первая мысль, лежащая на поверхности: не уместно ли в
день причащения вместо вечерних молитв, покаянных и
сокрушенных, прочесть на ночь еще раз молитвы
благодарственные после причастия? В них просьбы не просто
простить и помиловать, но «войти во уды и во утробу,
укрепить составы и кости, попалить терние всех
согрешений» и проч. Эти краткие молитвы весьма
сильны, насыщены смыслом, радостны, энергичны.
Многократное или хотя бы повторное их чтение в день
причастия увеличивает в христианской душе чувство
благодарности Богу, рождает трезвение (память о Господе),
возгревает желание причащаться чаще.
Святитель Иоанн (Максимович) после совершенной литургии
часто оставался в алтаре надолго. Он читал Евангелие,
«тянул» четки, совершал иные молитвы и затем с
усилием шел на ежедневные труды, поскольку не хотел
покидать алтарь. Это тоже урок. Очевидно, что мирской
человек загружен заботами и что взвинченный темп жизни
есть враг сосредоточенности. Но нужно стараться после
причастия не сразу окунаться в дела, нужно постараться
поискать хоть каплю тишины, отдаваемой чтению и
размышлению.
Боюсь утверждать, кто именно из Оптинских старцев
(кажется, Варсонофий) советовал читать в день причащения
Апокалипсис Иоанна Богослова. Очевидно, имелось в виду,
что облагодатствованный ум христианина в это время более
способен к восприятию тайн Божиих, нежели в обычные дни.
Налицо не столько конкретный совет, сколько контуры общего
правила: в день причастия посвящать возможное время и силы
изучению слова Божия и другим духовным трудам.
Ставши домом Божиим посредством причащения, христианин
становится страшен невидимым врагам добра. От него, как от
огня, «бежит всяк злодей и всяка страсть».
Существенной задачей для врага поэтому является старание
развлечь христианина, втащить его в вихрь всяких забот,
окружить его «неведением, забвением, малодушием и
окамененным нечувствием». И по мере нашей
невнимательности врагу это успешно удается. Стоит ли
удивляться разгулу греха и сумятице, царствующей в
головах, если мы толком не учимся пользоваться самым
победоносным своим оружием – существенным
соединением с Богочеловеком и Спасителем?
***
Вопрос, без сомнения, не раскрыт, но лишь затронут. Он
требует церковного внимания, и само звучание вопроса может
предваряться призывом: «Вонмем!» И умение
прощать обиды, и способность сопротивляться действию
страстей, и мужество посреди невзгод, и предвкушение
вечных благ, и еще многое-многое другое подается обильно
причастникам. Вот что говорил Иоанн Кронштадтский после
причащения: «Господь во мне лично, Бог и человек,
ипостасно, существенно, непреложно, очистительно,
освятительно, победотворно, обновительно, обожительно,
чудотворно, что я и ощущаю в себе».
Богатство даров, ощущаемое Кронштадтским пастырем, есть то
же самое богатство даров, которое подается всем, но, к
сожалению, без столь глубокого со стороны причастников
ощущения.
В этом смысле святые и будут судить мир. Имея ровно
столько, сколько и мы, они сумели жизнь свою превратить в
яркое горение лампады, тогда как мы лишь коптим и в
грозный час суда рискуем оказаться без масла.
Кроме того, что уже есть у нас, нам, быть может, вовсе
ничего более не нужно для чудотворной полноты и
повседневного христианского свидетельства. Ничего не нужно
сверх, но нужно научиться пользоваться тем, что есть. И в
первую очередь нужно научиться правильно вести себя в
отношении к пречистым тайнам Тела и Крови Христовых: к
благоговейному принятию их и к достойному хранению их в
себе.
Источник
Как вести себя после причащения
18 Март 2014
Человек после причастия должен хранить святыню. Разумно удерживать уста и избегать празднословия. Должно удалятся от всего суетного, страстного и вообще духовно неполезного. Нужно быть особенно внимательным к себе, потому что враг старается в такой день обязательно ввести человека в искушение. Если причастие было в будний день, то необходимо выполнять свои обязанности. Ничто не препятствует труду.
Мнение, что в день причастия нельзя целовать иконы и руку священников, ни на чем не основано. Об этом нет ни у святых отцов, ни в богослужебных книгах. От земных поклонов до вечера лучше воздерживаться, потому что человек принял величайшую святыню — Тело и Кровь Господа. Но если во время молебна все припали на колени, то и Вы без смущения можете это сделать. Самое главное — быть в радостном настроении и благодарить Бога.
священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря
Митрополит Вениамин (Федченков) писал, что знал одного благочестивого священнослужителя, который считал причиной многих искушений невычитывание или поспешное легкомысленное чтение правила по Святом Причащении. На своем опыте он испытал, что в последнем случае Божественная благодать, полученная в таинстве, оставляла его, а искушения приступали.
Господь человеколюбив, но мы не должны и не можем безнаказанно оскорблять Его своим пренебрежением, не считая нужным даже поблагодарить за неизреченную милость к нам.
Один из прихожан храма, где я служу, рассказал случай, происшедший с его родственником, рабом Божиим Василием. Этот человек имеет очень глубокую веру и старается проводить благочестивую жизнь. Ежегодно он причащается семнадцать раз. Однако при всем усердии к спасению своей души Василий не придавал большого значения чтению благодарственных молитв после причащения. Нет, он, конечно, благодарил Бога, но всегда ограничивался только тем, что, придя домой, говорил перед иконами: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!»
Как-то раз после приобщения Василий в радостном настроении пришел домой, встал перед киотом и, по обычаю, от всей души произнес: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!» И вдруг раздался твердый повелительный голос: «Ты почему не читаешь благодарственные молитвы после причащения?!» Василий так испугался, что затрепетал всем телом. С тех пор после принятия Святых Тайн он всегда неукоснительно читает положенные молитвы.
Можно ли своими словами благодарить Господа? Конечно, мы можем от избытка сердца благодарить Господа за Его милость к нам, грешным, собственными молитвословиями. Однако при этом мы не должны забывать читать молитвенное правило, определенное нам Церковью.
«С момента причастия Святых Христовых Тайн, — наставлял преподобный Никон Оптинский, — до того, как запьете его, надо блюстись, чтобы не плюнуть. Из благоговения стараются остерегаться плевать и весь этот день, хотя об этом нигде нет указания и греха в этом нет»62. Более строго по данному вопросу высказался старец иеросхимонах Сампсон. Как-то раз его спросили:
— Иногда в день причастия случайно плюнешь. Это грех?
— Нельзя, — ответил старец Сампсон. — Надо собрать обязательно. А если плюнул в носовой платок, то надо стирать его отдельно. Через причастника освящаются все предметы, в том числе и одежда, и даже келлия.
— Куда девать косточки от рыбы после обеда в день причащения?
— Собрать в бумажку и потом сжечь, а на тарелку не класть, потому что могут унести на помойку. В день причащения ни в коем случае мяса не есть ни под каким предлогом, и вина не пить, и по гостям не ходить, и гостей не принимать. Именины праздновать очень скромно. А то бывает так: причащался, а вечером банкет, пир на весь мир. Здесь и хохот, и всякая глупость, и безобразие!
Относительно вкушения пищи после причащения поучительны слова митрополита Вениамина (Федченкова): «Между прочим, замечено весьма примечательное и характерное наблюдение: после причащения не хочется есть «жирного», а что-либо более «тонкое», постническое.
Здесь сказывается инстинктивное физическое «сознание» несоответствия «плотского» тому духовному состоянию, в которое введено и тело общением с Богом, Господом Иисусом Христом и Святым Духом. Знал я человека, который в день причастия почти совсем ничего не вкушал, кроме постного чая.
И наоборот, когда человек наестся жирных кушаний или вообще объестся после причащения, он сразу может наблюдать за собою, как гибнет в нем то светлое, тонкое, духовное, что только пред этим он явно ощущал.
Несродные стихии не могут существовать вместе.
Между тем, как часто на практике мы поступаем именно вопреки и опыту, и сознанию: после причащения не знаем меры пище и питью. И за то теряем и «телесную», и «духовную» благодать Причастия»63.
Душа и тело человека, принявшего Тело и Кровь Господа, исполнены Божественной благодати, которую необходимо бережно хранить. Эта благодать освящает не только самого причастника, но и пространство вокруг него. Иногда по промыслу Божию люди сподобляются ощутить благодать, исходящую от причастника, своими телесными чувствами.
Однажды старец Гавриил (Зырянов), будучи больным, причастился Святых Даров. После причащения к нему в келлию зашел монах отец Епифаний. Ощутив в комнате благоухание, он обратился к келейнику:
— Чем ты надушил старца? Боже мой, какие, должно быть, дорогие духи? Как хорошо пахнет…
Вскоре навестить отца Гавриила зашел еще один монах — отец Авенир. Он тоже почувствовал необыкновенное благоухание в комнате и также задал вопрос келейнику: где и по какой цене куплены такие прекрасные духи? Между тем ни старец Гавриил, ни его келейник духами не пользовались. «Я, — вспоминал позже старец Гавриил, — лежал разбитым, подобно впадшему в разбойники. Но я был причастником Животворящих Тела и Крови Христовых; и вот: Дух животворит! и все мы слышим Его благоухание обонянием. Он подобно евангельскому самарянину, подливает на раны впадшего в разбойники вино и елей Своей благодати»64.
После причащения мы должны с особой тщательностью заботиться о том, чтобы Господь, вошедший в наши сердца, не был огорчен каким-нибудь согрешением. По слову схиигумена Саввы: «После смерти мы будем сильно истязуемы, если не храним благодати Святого Духа. Если случится в день причащения вам раздражиться, огорчить, осудить кого-нибудь, то это пятно в душе будем стараться очистить покаянием. Этот день лучше всего провести в молчании и молитве или в чтении Священного Писания и поучений святых отцов, потому что душа в это время особенно восприимчива к доброму и дивные евангельские слова западут в глубину сердца»65.
Если мы сподобились по милости Божией во время причащения получить благодатные дары, нам необходимо их хранить, строго наблюдая за движениями своего сердца, помыслами ума и употреблением телесных чувств. Преподобный Алексий Зосимовский говорил: «Плоды Святого Причащения действуют, если мы не оскорбляем святыню. Если же оскорбляем ее, то в тот же день причащения она перестает действовать. А оскорбляем мы святыню чем? Зрением, слухом и другими чувствами; многословием и осуждением. Потому в день причащения надо преимущественно хранить зрение и больше молчать, держать язык за зубами»66.
Знаменитый греческий духовный писатель архимандрит Херувим (+ 1979) в дни своей молодости некоторое время жил на Афоне под руководством одного из святогорских старцев. Однажды этот старец пригласил в свою каливу67 на праздничное богослужение несколько афонских подвижников. Всенощная и литургия длились всю ночь. На рассвете монахи причастились. Отец Херувим был потрясен пламенной молитвой праведников, горением их духа и обильными слезами, которые текли из их очей.
Как только литургия закончилась, отец Херувим побежал готовить кофе для участников богослужения. Однако не успел он зажечь огонь, как все ушли. Тогда отец Херувим спросил своего старца:
— Почему отцы ушли, не выпив кофе?
— После этого всенощного бдения могут ли они сесть за кофе? Они приняли в себя Христа, много ценную Жемчужину, и сразу же ушли, чтобы не терять в беседах то, что им подарила всенощная, — ответил старец.
Надо отметить, что многие афонские подвижники проводят время после причащения в молитвенном бодрствовании. Однажды по окончании богослужения послушники предложили старцу Гавриилу Пустыннику лечь отдохнуть. Старец в ответ сказал:
— Не годится нам спать после Божественной литургии и Божественного Причащения, ибо мы приняли в себя Пречистые Тайны Христовы и всеобщий враг, диавол, не должен застать нас спящими, чтобы искушать нас, осквернять наше тело и душу и влагать нам нечистые помыслы и вредные похоти, от которых исчезает благодать Божия, входящая в нас с Божественным Причащением.
«Подмечено, — писал митрополит Вениамин (Федченков), — что если причастник вскоре после причащения ложится спать (особенно после сытного обеда), то, проснувшись, не чувствует уже благодати. Праздник для него как бы кончился уже. И это понятно: преданность сну свидетельствует о невнимательности к небесному Гостю, Господу и Владыке мира; и благодать отходит от нерадивого участника Царской вечери. Лучше это время проводить в чтении, размышлении, даже внимательной прогулке. Так мне пришлось наблюдать это среди монахов. А в миру можно посетить больного, сделать кому-либо доброе или насладиться благочестивым общением с братьями или сходить на кладбище к своим усопшим»68.
Преподобный Нектарий Оптинский советовал своим духовным чадам после причащения не торопиться на какие-либо дела, а «дать себе льготу до половины дня, почитать Священное Писание, пребывать в молитве и благодарении Господа»69.
* * *
Обобщим всё вышеизложенное. Итак, как же нам необходимо вести себя после причащения?
1. Мы должны пребывать в размышлении о том, какой страшный в своем величии дар нами получен. Нам нужно благодарить за это Господа и духовно трезвиться, чтобы чем-либо не оскорбить Божественную благодать, которую мы сподобились принять в таинстве Евхаристии.
2. Имея в себе Самого Господа, мы должны употребить время после причастия для углубления нашей духовной жизни, приобретения добродетелей, борьбы со страстями и греховными привычками.
3. Обитающий в нас Господь неизмеримо усиливает наши духовные силы. Поэтому период времени, следующий за принятием Святых Даров, бесценен. Им надо дорожить и его необходимо использовать разумно.
62 – Житие оптинского старца Никона / Оптина пустынь, 1996. С. 325-326.
63 – Вениамин (Федченков), митр. О богослужении Православной Церкви. С. 340-341.
64 – Симеон (Холмогоров), архим. Един от древних. М., 1996. С. 75.
65 – Жизнеописание старца схиигумена Саввы. М., 1999. С. 283-284.
66 – И. Четверухин, прот., Е. Четверухина. Цит. соч. С. 162.
67 – Калива – отдельная постройка с земельным участком, предназна ченная для проживания ограниченного числа монахов. Обычно каждая ка лива имеет свой внутренний храм. Несколько калив вместе образуют скит.
68 – Вениамин (Федченков), митр. О богослужении Православной Цер кви. С. 356.
69 – Житие оптинского старца Нектария / Оптина пустынь, 1996. С. 98.
назад к списку новостей
Источник