Рук думал не отмою

Литературный журнал “Ритмы вселенной”
Владимир Маяковский фигура в русской литературе неоднозначная. Его либо любят, либо ненавидят. Основой ненависти обычно служит поздняя лирика поэта, где он воспевал советскую власть и пропагандировал социализм. Но со стороны обывателя, не жившего в ту эпоху и потока времени, который бесследно унёс многие свидетельства того времени, рассуждать легко.
Маяковский мог бы не принять советскую власть и эмигрировать, как это сделали многие его коллеги, но он остался в России до конца. Конец поэта печальный, но он оставался верен своим принципам, хотя в последние годы даже у него проскальзывают нотки недовольства положением вещей.
То, что начнет творится в советской России после 30-х годов, поэт уже не увидит.
Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» было написано в 1918 году. Это время, когда ещё молодой Маяковский с восторгом принимает происходящие в стране перемены и без капли сожаления прощается со своей богемной жизнью, которую вёл ещё несколько лет назад.
Кобыла по имени “Барокко”. Фото 1910 года.
Большой поэт отличается от малого не умением хорошо рифмовать или мастерски находить метафоры, и уж точно не количеством публикаций в газетах и журналах. Большой поэт видит то, чего обычные «рифмоплёты» не замечают. Он видит не просто голод, разруху, когда люди видят голод и разруху. Он видит не роскошь и сытую жизнь, когда люди видят роскошь и сытую жизнь. Большой поэт подмечает те детали, мимо которых простой обыватель пройдёт мимо и не заметит ничего.
А Маяковский всю жизнь презирал мещанство и угодничество и очень хорошо подмечал тонкости того времени.
О самой поэзии он выскажется так:
Поэзия — вся! — езда в незнаемое.
Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
тысячи тонн словесной руды.
В стихотворении (оно будет ниже) поэт напрямую обращается к животному. Но это обращение служит неким метафорическим мостом, который должен только усилить накал, происходящий в стихе и показать обычному обывателю всю нелепость и жестокость ситуации. Случаи жестокого обращения с лошадьми были часты в это время. Животных мучали до последнего пока те действительно не падали замертво прямо на дорогах и площадях. И никто этого не пресекал. Это считалось нормой.
Животное же не человек…
Извозчики времён Маяковского.
Предлагаем вашему вниманию стихотворение «Хорошее отношение к лошадям», за которое по праву можно дать премию мира, ведь оно как раз о борьбе – борьбе за свободу и за равное существование на нашей планете. Будь ты хоть человек, а хоть лошадка, которая отдаёт всю себя ради общей цели. Пусть поэт и обращается к лошади, но главную свою мысль он хочет довести до людей, которые стали слишком чёрствыми и жестокими.
Хорошее отношение к лошадям
Били копыта,
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала!
— Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные…
Улица опрокинулась,
течет по-своему…
Подошел и вижу —
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…
И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть,
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось —
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.
И стоило жить, и работать стоило!
Лайк и подписка – лучшая награда для канала.
Источник
Сатин (улыбаясь). Органон…
Актер (настойчиво). Не органон, а ор-га-ни-зм…
Сатин. Сикамбр…
Актер (машет на него рукой). Э, вздор! Я говорю — серьезно… да. Если организм — отравлен… значит — мне вредно мести пол… дышать пылью…
Сатин. Макробиотика… ха!
Бубнов. Ты чего бормочешь?
Сатин. Слова… А то еще есть — транс-сцедентальный…
Бубнов. Это что?
Сатин. Не знаю… забыл…
Бубнов. А к чему говоришь?
Сатин. Так… Надоели мне, брат, все человеческие слова… все наши слова — надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз…
Актер. В драме «Гамлет» говорится: «Слова, слова, слова!» Хорошая вещь… Я играл в ней могильщика…
Клещ (выходя из кухни). Ты с метлой играть скоро будешь?
Актер. Не твое дело (Ударяет себя в грудь рукой.)«Офелия! О… помяни меня в твоих молитвах!..»
За сценой, где-то далеко, — глухой шум, крики, свисток полицейского.
Клещ садится за работу и скрипит подпилком.
Сатин. Люблю непонятные, редкие слова… Когда я был мальчишкой… служил на телеграфе… я много читал книг…
Бубнов. А ты был и телеграфистом?
Сатин. Был… (Усмехаясь.)Есть очень хорошие книги… и множество любопытных слов… Я был образованным человеком… знаешь?
Бубнов. Слыхал… сто раз! Ну и был… эка важность!.. Я вот — скорняк был… свое заведение имел… Руки у меня были такие желтые — от краски: меха подкрашивал я, — такие, брат, руки были желтые — по локоть! Я уж думал, что до самой смерти не отмою… так с желтыми руками и помру… А теперь вот они, руки… просто грязные… да!
Сатин. Ну и что же?
Бубнов. И больше ничего…
Сатин. Ты это к чему?
Бубнов. Так… для соображения… Выходит: снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется… все сотрется, да!
Сатин. А… кости у меня болят!
Актер (сидит, обняв руками колени). Образование — чепуха, главное — талант. Я знал артиста… он читал роли по складам, но мог играть героев так, что… театр трещал и шатался от восторга публики…
Сатин. Бубнов, дай пятачок!
Бубнов. У меня всего две копейки…
Актер. Я говорю — талант, вот что нужно герою. А талант — это вера в себя, в свою силу…
Сатин. Дай мне пятак, и я поверю, что ты талант, герой, крокодил, частный пристав… Клещ, дай пятак!
Клещ. Пошел к черту! Много вас тут…
Сатин. Чего ты ругаешься? Ведь у тебя нет ни гроша, я знаю…
Анна. Андрей Митрич… Душно мне… трудно…
Клещ. Что же я сделаю?
Бубнов. Дверь в сени отвори…
Клещ. Ладно! Ты сидишь на нарах, а я — на полу… пусти меня на свое место, да и отворяй… а я и без того простужен…
Бубнов (спокойно). Мне отворять не надо… твоя жена просит…
Клещ (угрюмо). Мало ли кто чего попросил бы…
Сатин. Гудит у меня голова… эх! И зачем люди бьют друг друга по башкам?
Бубнов. Они не только по башкам, а и по всему прочему телу. (Встает.)Пойти, ниток купить… А хозяев наших чего-то долго не видать сегодня… словно издохли. (Уходит.)
Анна кашляет. Сатин, закинув руки под голову, лежит неподвижно.
Актер (тоскливо осмотревшись вокруг, подходит к Анне). Что? Плохо?
Анна. Душно.
Актер. Хочешь — в сени выведу? Ну, вставай. (Помогает женщине подняться, накидывает ей на плечи какую-то рухлядь и, поддерживая, ведет в сени.)Ну-ну… твердо! Я — сам больной… отравлен алкоголем…
Костылев (в дверях). На прогулку? Ах, и хороша парочка, баран да ярочка…
Актер. А ты — посторонись… видишь — больные идут?..
Костылев. Проходи, изволь… (Напевая под нос что-то божественное, подозрительно осматривает ночлежку и склоняет голову налево, как бы прислушиваясь к чему-то в комнате Пепла.)
Клещ ожесточенно звякает ключами и скрипит подпилком, исподлобья следя за хозяином.
Скрипишь?
Клещ. Чего?
Костылев. Скрипишь, говорю?
Пауза.
А-а… того… что бишь я хотел спросить? (Быстро и негромко.)Жена не была здесь?
Клещ. Не видал…
Костылев (осторожно подвигаясь к двери в комнату Пепла)Сколько ты у меня за два-то рубля в месяц места занимаешь! Кровать… сам сидишь… н-да! На пять целковых места, ей-богу! Надо будет накинуть на тебя полтинничек…
Клещ. Ты петлю на меня накинь да задави… Издохнешь скоро, а все о полтинниках думаешь…
Костылев. Зачем тебя давить? Кому от этого польза? Господь с тобой, живи, знай, в свое удовольствие… А я на тебя полтинку накину, — маслица в лампаду куплю… и будет перед святой иконой жертва моя гореть… И за меня жертва пойдет, в воздаяние грехов моих, и за тебя тоже. Ведь сам ты о грехах своих не думаешь… ну вот… Эх, Андрюшка, злой ты человек! Жена твоя зачахла от твоего злодейства… никто тебя не любит, не уважает… работа твоя скрипучая, беспокойная для всех…
Клещ (кричит). Ты что меня… травить пришел?
Сатин громко рычит.
Костылев (вздрогнув). Эк ты, батюшка…
Актер (входит). Усадил бабу в сенях, закутал…
Костылев. Экой ты добрый, брат! Хорошо это… это зачтется все тебе…
Актер. Когда?
Костылев. На том свете, братик… там все, всякое деяние наше усчитывают…
Актер. А ты бы вот здесь наградил меня за доброту…
Костылев. Это как же я могу?
Актер. Скости половину долга…
Костылев. Хе-хе! Ты все шутишь, милачок, все играешь… Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта — она превыше всех благ. А долг твой мне — это так и есть долг! Значит, должен ты его мне возместить… Доброта твоя мне, старцу, безвозмездно должна быть оказана…
Актер. Шельма ты, старец… (Уходит в кухню.)
Клещ встает и уходит в сени.
Костылев. (Сатину). Скрипун-то? Убежал, хе-хе! Не любит он меня…
Сатин. Кто тебя — кроме черта — любит?..
Костылев (посмеиваясь). Экой ты ругатель! А я вас всех люблю… я понимаю, братия вы моя несчастная, никудышная, пропащая… (Вдруг, быстро.)А… Васька — дома?
Сатин. Погляди…
Костылев (подходит к двери и стучит). Вася!
Актер появляется в двери из кухни. Он что-то жует.
Пепел. Кто это?
Костылев. Это я… я, Вася.
Пепел. Что надо?
Костылев (отодвигаясь). Отвори…
Сатин (не глядя на Костылева). Он отворит, а она — там…
Актер фыркает.
Костылев (беспокойно, негромко). А? Кто — там? Ты… что?
Сатин. Чего? Ты — мне говоришь?
Костылев. Ты что сказал?
Сатин. Это я так… про себя…
Костылев. Смотри, брат! Шути в меру… Да! (Сильно стучит в дверь.)Василий!..
Пепел (отворяя дверь). Ну? Чего беспокоишь?
Костылев (заглядывая в комнату). Я… видишь — ты…
Пепел. Деньги принес?
Источник
ШКОЛА В ШКОЛЕ
Ольга ХАРИТОНОВА,
гимназия № 3,
г. Воронеж
Игра по пьесе М.Горького «На дне». 11-й
класс
Игра посвящена пьесе М.Горького «На дне».
Провести её хорошо на итоговом занятии,
завершающем обсуждение драмы. Викторина может
стать и составной частью вводного урока. В любом
случае учитель получает возможность в
ненавязчивой форме выявить пресловутое “знание
текста”. С другой же стороны, организация
мероприятия подобного рода стимулирует
заинтересованное чтение, а также способствует
формированию у учащихся внимательного отношения
к детали в художественном произведении.Игра рассчитана на участие в ней трёх команд. За
каждый правильный ответ присуждается один балл.
Первый конкурс — «Кто ты будешь такой?» —
оценивается по трёхбалльной шкале. В качестве
ведущего выступает либо учитель, либо один из
подготовленных учеников.
I. Кто ты будешь такой?
Ведущий. М.Горький признавался, что пьеса
«На дне» “явилась итогом… почти двадцатилетних
наблюдений над миром «бывших людей»”. “…Что за
удивительные, живые типы в этой пьесе!..” —
восторгался Ф.И. Шаляпин, побывавший на
премьере в МХТ (1902).
Герои пьесы — в прошлом представители
различных классов и социальных слоёв. Ныне это
босяки, нашедшие временное пристанище под
сводами костылёвской ночлежки. “Какие они люди?
Рвань, золотая рота…” — говорит один из
ночлежников.
Задача игроков в ходе настоящего конкурса —
узнать персонажей пьесы, исходя из тезисов,
предложенных ведущим. Если действующее лицо
произведения угадано ребятами сразу же, команда
получает три очка. В случае, когда герой
оказывается узнанным только со второй или с
третьей попытки, на командный счёт поступают
соответственно либо два, либо одно очко.
Задание команде № 1
Этот герой:
1) как утверждают окружающие, “только пьяный
и похож на человека”;2) “думал, что до самой смерти не отмоет” рук
своих;3) “…задумал укокошить жену… крепко
задумал! Но вовремя спохватился…”
(Бубнов)
Этот герой:
1) нелюбим окружающими за то, что занимался
“скрипучей, беспокойной для всех” работой;2) чрезмерно гордился званием “рабочего
человека”;3) “заездил жену-то до полусмерти”.
(Клещ)
Этот герой:
1) по замечанию одного из персонажей,
“образованный человек, а карту передёрнуть не
может” за игорным столом;2) испытывал неловкость из-за того, что “всю
жизнь только” и делал, что “переодевался”;3) с ностальгией вспоминал о былых временах,
когда он, лёжа в постели, пил кофе со сливками.
(Барон)
Задание команде № 2
Этот герой:
1) отказался участвовать в уборке помещения,
мотивируя это тем, что ему “вредно дышать
пылью”;2) с горечью констатировал, что “пропил
душу”;3) страдая тяжёлой формой склероза на почве
алкоголизма, не мог вспомнить “ни слова” из
некогда любимого стихотворения.
(Актёр)
Этот герой:
1) заявлял, что ему “надоели… все
человеческие слова”, так как “каждое из них
слышал” он, “наверное, тысячу раз”;2) был не в силах простить окружающим того,
что его “однажды обидели и — на всю жизнь
сразу”; “презирал людей, которые слишком
заботятся о том, чтобы быть сытыми”;3) на улице зачастую удостаивался резких и
презрительных замечаний со стороны прохожих:
“Мерзавец! Шарлатан!”; объективно и беспощадно
оценивал себя сам: “Я — арестант, убийца,
шулер…”
(Сатин)
Этот герой:
1) причину собственного облысения видел в
том, что “баб-то… больше знал, чем волос на
голове было”;2) едва не был “продан” властям за “три
копейки”, но вовремя “исчез от полиции… яко дым
от лица огня”;3) “для многих был… как мякиш для беззубых”,
“как пластырь для нарывов”, на некоторых же
“подействовал… как кислота на старую и грязную
монету”.
(Лука)
Задание команде № 3
Этот герой:
1) имел убеждение, по должности своей, что
“человек должен вести себя смирно”;2) устами льстивого собеседника был
произведён в “ундеры” якобы за “видимость”
“самую геройскую”;3) лишившись родственников, в глазах
окружающих стал “и не бутошник, и не дядя… А
просто тёткин муж”.
(Медведев)
Эта героиня:
1) имела “мяса, жиру, кости — десять пудов, а
мозгу — золотника нету”;2) не собиралась выходить замуж даже за
“принца американского”, довольствуясь
положением “свободной женщины”;3) в день, когда “издох” “муженёк”, была вне
себя от радости, не веря своему счастью.
(Квашня)
Этот герой:
1) похвалялся, что его, как и всех ярославских,
“голыми руками не возьмёшь”;2) готов был принять смерть от руки своей
возлюбленной у всех на глазах;3) “сызмальства” прозывался “вор… воров
сын”.
(Пепел)
II. «Мысль изречённая»
Ведущий. Ф.И. Шаляпин в интервью
сотруднику «Санкт-Петербургских ведомостей»
заявил: “Я нахожу, что по красоте языка и по
глубине содержания «На дне» напоминает
«Снегурочку» Островского…” Действительно, речь
персонажей пьесы яркая, сочная, афористичная.
Четвёртый — лишний
Учащиеся получают карточки с записью
высказываний, три из которых принадлежат одному
и тому же персонажу произведения, а четвёртое —
совершенно другому. Суть задания как раз и
заключается в том, чтобы обнаружить “лишнее”
звено.
Задание команде № 1
1. “В карете прошлого никуда не уедешь…”
2. “Барство-то — как оспа… и выздоровеет
человек, а знаки-то остаются…”3. “Когда труд — удовольствие, жизнь —
хороша!”4. “Существует только человек, всё же
остальное — дело его рук и его мозга!”
(№ 1, 3, 4 — Сатин. “Лишнее”
звено — № 2 — Лука.)
1. “Снаружи как себя ни раскрашивай — всё
сотрётся…”2. “Все хотят порядка, да разума нехватка…”
3. “Да и все люди на земле лишние…”
4. “Старику — где тепло, там и родина…”
(№ 1, 2, 3 — Бубнов. “Лишнее”
звено — № 4 — Лука.)
Задание команде № 2
1. “Шум смерти не помеха”.
2. “Вовремя человека пожалеть… хорошо
бывает!”3. “…Если кто кому хорошего не сделал, тот и
худо поступил”.4. “Человек всё может, лишь бы захотел…”
(№ 2, 3, 4 — Лука. “Лишнее”
звено — № 1 — Бубнов.)
1. “Нельзя, чтобы люди вроде тараканов жили…
Куда кто хочет — туда и ползёт… Человек должен
определять себя к месту… а не путаться зря на
земле…”2. “Есть — люди, а есть — иные — и
человеки…”3. “Доброта — она превыше всех благ”.
4. “Хороший человек должен иметь пачпорт…
Все хорошие люди пачпорта имеют… да!”
(№ 1, 3, 4 — Костылёв. “Лишнее”
звено — № 2 — Лука.)
Задание команде № 3
1. “…Талант — это вера в себя, в свою силу”.
2. “Без имени — нет человека…”
3. “Образование — чепуха, главное — талант”.
4. “Во что веришь — то и есть”.
(№ 1, 2, 3 — Актёр. “Лишнее”
звено — № 4 — Лука.)
1. “Надо так жить… чтобы самому себя можно
мне было уважать…”2. “И зачем разнимают людей, когда они
дерутся? Они и сами перестали бы… ведь устаёшь
драться…”3. “А куда они — честь, совесть? На ноги,
вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни
совести…”4. “Ежели людей по работе ценить… тогда
лошадь лучше всякого человека… возит и —
молчит!”
(№ 1, 3, 4 — Пепел. “Лишнее”
звено — № 2 — Медведев.)
III. Беседа найдёт соседа
Ведущий. Материал предыдущего конкурса убедил
нас, что реплики персонажей драмы позволяют
“выстроить” жизненную философию каждого из них.
Суждения героев друг о друге также отличаются
меткостью и остротой.
Итак, о ком из героев пьесы «На дне» идёт речь в
приведённых ниже высказываниях?
Задание команде № 1
1. “Хороша парочка — баран да ярочка”. (Об
Анне и Актёре.)2. “Издохнешь скоро, а всё о полтинниках
думаешь…” (О Костылёве.)
Задание команде № 2
1. “Ты — как молодая ёлочка — и колешься, а
сдержишь…” (О Наташе.)2. “Раскрашивай, ворона, перья… валяй!” (О
Насте.)
Задание команде № 3
1. “Врёшь ты хорошо… сказки говоришь
приятно!” (О Луке.)2. “Эх… испортил песню… дур-рак!” (О
повесившемся Актёре.)
IV. Каков вопрос — таков ответ
ТЕСТИРОВАНИЕ
На данном этапе состязаний учащиеся выбирают
правильный ответ на вопрос из четырёх имеющихся
вариантов. Тестирование может проходить как в
устной, так и в письменной форме.
Тесты для команды № 1
1. Как назывался роман, который
читала Настя?
Варианты ответов:
2. Продолжите фразу Сатина: “Нет на
свете людей лучше…”
Варианты ответов:
Тесты для команды № 2
1. Какая песня была любимой у
ночлежников?
Варианты ответов:
2. Какое сравнение употребил Актёр,
вспоминая о своём прошлом: “Ты не знаешь, что
такое аплодисменты… Это, брат, как…”?
Варианты ответов:
Тесты для команды № 3
1. Как герои произведения именовали
место на земном шаре, где “люди друг дружку…
уважают, друг дружке — завсяко-просто помогают”?
Варианты ответов:
2. П е п е л: “В женщине — … должна
быть”.
Л у к а: “В любимом — вся …”.
Какое “невещественное” понятие имели
в виду оба героя?
Варианты ответов:
V. Больше, быстрее
Для успешного выполнения нижеследующих
заданий требуется не только глубокое знание
художественного текста, но и быстрота реакции,
сообразительность. Каждой команде ведущий
адресует определённый набор вопросов. Отвечать
нужно тут же, без промедления. Выигрывает
команда, правильно назвавшая наибольшее
количество реалий в предназначенном ей
“наборе”.
Задание команде № 1
1. Блюдо, приготовление которого служило
источником дохода Квашни. (Пельмени.)2. Напиток, регулярно употребляемый Бароном
по утрам в прежние времена. (Кофе со сливками.)3. Цвет, который приобрели руки одного из
героев пьесы в результате соприкосновения с
вредным красителем. (Жёлтый.)4. Сценический псевдоним Актёра. (Сверчков-Заволжский.)
5. Рыба “огромаднейших” размеров,
привидевшаяся во сне Ваське Пеплу. (Лещ.)6. Учреждение, находящееся, по едкому
замечанию одного из персонажей пьесы, “в
полуверсте от края света”. (“Лечебница для
органонов”.)7. То, без чего, по мысли Актёра, “нет
человека”. (Имя.)8. Трагедии В.Шекспира, текст которых
неоднократно цитировал Актёр. («Гамлет» и
«Король Лир».)9. Героиня, чья “горничная… видно, гулять
ушла”. (Анна.)10. Документ, который, по утверждению
Костылёва, “должен иметь” всякий “хороший
человек”. (Паспорт.)
Задание команде № 2
1. Углубление под землёй или в горном массиве,
на которое походит ночлежка. (Пещера.)2. Роль, некогда исполняемая Актёром в
спектакле по пьесе В.Шекспира «Гамлет». (Могильщик.)3. Родственник Анны, которого ей напомнил
Лука. (Отец.)4. То, чего, по замечанию Медведева, нет у
верблюда. (Уши.)5. Профессия Бубнова в прошлом. (Скорняк.)
6. Музыкальное произведение, которое
“недавно выучил” Алёшка. (Похоронный марш.)7. Бесплатное заведение, которое собирался
“устроить” Бубнов при условии резкого
повышения материального благосостояния: “кабы…
был богатый…” (Трактир.)8. Игра, за которой проводят время Бубнов с
Медведевым. (Шашки.)9. “Бог свободного человека” в
представлении Сатина. (Правда.)10. Государство в Европе, выходцами из
которого являлись предки Барона. (Франция.)
Задание команде № 3
1. Одежда из гардероба Квашни, которую
“таскал” на себе Медведев. (Кофта.)2. “Полезная вещь”, которую Сатин советовал
“завести” Актёру. (Характер.)3. Русский самодержец, в период правления
которого Баронов дед, Густав Дебиль, “занимал
высокий пост”. (Николай I.)4. Нынешняя профессия Бубнова. (Картузник.)
5. Персонаж, которого Актёр перед
самоубийством просил помолиться за него. (Татарин.)6. Музыкальный инструмент, который Клещ чинил
для Алёшки. (Гармонь.)7. “Приз”, ради которого Барон готов был
лаять по-собачьи. (“Полбутылки”.)8. “Золотая сторона”, где человеку живётся,
“как огурцу в парнике”. (Сибирь.)9. Должность, на которой Лука служил “у
инженера одного под Томском-городом”. (Сторож.)10. Время года, когда происходит действие в
пьесе. (Весна.)
VI. Клуб знатоков
В конкурсе принимают участие по одному игроку
от каждой соревнующейся команды. Команда не
имеет права помогать своему представителю. Если
игрок не в состоянии дать правильный ответ на
вопрос, свою версию может высказать
“знаток”-соперник и тем самым заработать
дополнительное очко.
Вопрос “знатоку” из команды № 1:
“«Наши сети притащили мертвеца…» —
стихотворение… Б-беранжера!” Эта реплика
принадлежит Актёру. Какую фактическую ошибку
допустил герой?(Это строчка из стихотворения А.С. Пушкина
«Утопленник».)
Вопрос “знатоку” из команды № 2:
— “Ты, Сарданапал! Идём…”
— “Идём, Навуходоносор!”
Какие персонажи пьесы так обращаются друг к
другу? Что за “странные” имена они себе
присвоили?(Так переговариваются между собой Сатин и
Актёр. Сарданапал — ассирийский царь (668—626 гг.
до н.э.). Имя Сарданапала, отличавшегося
склонностью к роскоши, стало нарицательным.
Навуходоносор — вавилонский царь (604–562 гг. до
н. э.), прославившийся войнами, а также
разрушением “града Божия” Иерусалима.)
Вопрос “знатоку” из команды № 3:
“…У меня, старик, была хорошая память… А
теперь вот… кончено, брат! <…> Я всегда читал
это стихотворение с большим успехом… гром
аплодисментов! <…> Ничего не помню… ни слова…
не помню! Любимое стихотворение…” — сокрушался
Актёр.Какое стихотворение было любимым у Актёра?
Удалось ли ему вспомнить хотя бы несколько строк?(Это стихотворение П.-Ж. Беранже «Безумцы»,
пер. Курочкина. Во втором акте появляется
подвыпивший Актёр. “Старик, эй! Ты где? Я —
вспомнил… слушай”, — кричит он, а затем,
“принимая позу, читает” два четверостишия из
этого стихотворения.)
VII. Цифры и факты
Ведущий. Пьеса М.Горького изобилует всякого
рода “цифровыми” подробностями. Они-то и будут
центром внимания в продолжение настоящего
конкурса.
Участникам игры предлагаются цитаты из
произведения, в которых опущены детали,
связанные с какими-либо количественными
показателями. Ребята должны, ознакомившись с
этими цитатами, восполнить пропуски. В помощь
соревнующимся заранее оформляется на доске
материал для справок: “Два, три, трёшница, четыре,
пять, пятак, шесть, гривенник, целковый,
полдюжины, дюжина, сорок, пятьдесят, сто, сорок
тысяч, миллион”.
Задание команде № 1
1. Квашня: “Ни за … печёных раков под венец не
пойду”. (Сто.)2. Клещ: “Я здесь полгода прожил… а всё равно
как … лет…” (Шесть.)3. Алёшка: “А я такой человек, что… ничего не
желаю! Давай мне … — н-не хочу!” (Миллион.)
Задание команде № 2
1. Актёр: “Напьюсь… как … пьяниц…” (Сорок
тысяч.)2. Сатин: “Я … года семь месяцев в тюрьме
отсидел”. (Четыре.)3. Сатин — Актёру: “Дай мне … , и я поверю, что
ты талант, герой, крокодил, частный пристав”. (Пятак.)
Задание команде № 3
1. Лука: “Всяк думает, что для себя проживает,
ан выходит, что для лучшего!” По … лет… а может, и
больше — для лучшего человека живут!” (Сто.)2. Кривой Зоб: “Коли им честно жить начать,
они в … дня с голоду издохнут…” (Три.)3. Барон — Татарину: “Проиграл два
двугривенных, а шум делаешь на … ”. (Трёшницу.)
Источник